Методический доклад "Использование ЭОР на уроках математики в колледже"
статья по математике

Методический доклад "Использование ЭОР на уроках математики в колледже" содержит базу электронных ресурсов, полезных для учителей (преподавателей) математики 1-х курсов СПО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskiy_doklad_2015.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования и науки Тамбовской области

ТОГБОУ СПО «Жердевский колледж сахарной промышленности»

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД

Тема: Методика использования современных электронных образовательных ресурсов на уроках математики в колледже

Преподаватель:                                                               Розман Б.Г.

Жердевка, 2015

Введение

  Образование должно шагать в ногу со временем. В эпоху информационных технологий государство заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны грамотно работать с информацией, самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

   Образовательным стандартом третьего поколения предусматривается достижение обучающимися метапредметных результатов, включающих освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия, способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности.

   Таким образом, преподаватель должен не только научить студента учиться, но и воспитать личность, ориентированную на саморазвитие.

   Опыт работы показывает, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков.

   Поэтому в настоящее время возникла потребность обучения на основе современных информационных технологий. Подключение всех школ и колледжей России к сети Интернет в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» сделало образовательные Интернет-ресурсы доступными для всех образовательных учреждений.

   Меняется и роль преподавателя в информационной культуре – он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, педагогу необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с обучающимся.

   В настоящее время особое значение приобретает проблема эффективности применения информационных технологий при обучении математики в общеобразовательной школе и колледже, тесно связанная с оптимизацией учебного процесса. Проблема эффективности применения информационных технологий рассматривается с точки зрения применения электронных образовательных ресурсов – ЭОР.

Электронные образовательные ресурсы в учебном процессе

   Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.

   Внедрение в учебный процесс использования ЭОР не исключает традиционные методы обучения, а гармонично дополняет и сочетается с ними на всех этапах обучения: ознакомление, тренировка, применение, контроль. Использование ЭОР в процессе обучения представляет большие возможности перспективы для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся.

   ЭОР для преподавателя – это возможность не писать ежедневно и кропотливо конспекты к урокам; применять практически ежеурочно контролирующие тесты или модули, избавляя себя от долгих проверок; выставление объективных оценок (их выставляет компьютер); решить проблему заинтересованности детей учебным предметом (ни для кого не секрет, что даже самый «проблемный» студент предпочтет компьютерное тестирование контрольной работе).

   ЭОР для обучающегося – это, прежде всего, возможность действительно научиться. Они позволяют выполнить дома более полноценные практические занятия – виртуальные посещения музеев, наблюдения за производственными процессами, лабораторные эксперименты и т.д.

   Также учащийся сможет самостоятельно провести аттестацию собственных знаний, умений, навыков без участия педагога или родителя, которые подскажут ему правильные ответы – все уже заложено в ЭОР.

   Что касается исследовательской работы, ЭОР позволяют не только изучать описания объектов, процессов, явлений, но и работать с ними в интерактивном режиме.

 Основные инновационные качества ЭОР

Основные инновационные качества ЭОР:

  1. Обеспечение всех компонентов образовательного процесса.
  2. Интерактивность, которая обеспечивает расширение возможностей самостоятельной учебной работы за счет использования активно-деятельностных форм обучения.
  3. Возможность более полноценного обучения вне аудитории.

   Полноценность в данном случае подразумевает реализацию вне учебной аудитории таких видов учебной деятельности, которые раньше можно было выполнить только в колледже: изучение нового материала на предметной основе, лабораторный эксперимент, текущий контроль знаний с оценкой и выводами, а также многое другое, вплоть до коллективной учебной работы удаленных пользователей.

Новые педагогические инструменты в ЭОР

Интерактив – дает возможность воздействия и получения ответных реакций.

Мультимедиа – обеспечивает реалистичное представление объектов и процессов.

Моделинг – имитирует моделирование с аудиовизуальным отображением изменений сущности, вида, качеств объектов и процессов. За счет моделинга возникают новые возможности для развития творческих способностей учащихся, формирования у них исследовательских умений в том аспекте, который для них личностно значим.

Коммуникативность – возможность непосредственного общения, оперативность представления информации, удаленный контроль состояния процесса. Тем самым, можно использовать при дистанционном обучении, а так же для часто болеющих учащихся.

Производительность – благодаря автоматизации рутинных операций поиска необходимой информации творческий компонент и эффективность учебной деятельности резко возрастают.

Классификация и типы ЭОР

Классификация ЭОР может быть проведена по нескольким направлениям:

- по технологии создания – это ресурсы, состоящие из визуального или звукового содержания;

- по виду содержимого – электронные справочники, викторины, словари, учебники, лабораторные работы, контрольно-измерительные материалы;

- по типу применения – для работы как непосредственно на занятиях в классе, так и для самостоятельной работы учащихся.

Все ЭОР делятся на три основные типа:

Теория – получение информации. Ресурсы, которые позволяют сделать процесс изучения более наглядным, доступным и интересным.

Практика – в разделе содержатся тренажеры. Их цель – формирование и закрепление практических умений и навыков учащихся по каждой теме. Наличие в данном разделе режимов «помощь», «подсказка» помогает ученикам, допустившим ошибки, проанализировать решение и провести соответствующую коррекцию.

Контроль – представлен в виде тестовых заданий. Дает возможность учителю проверить значительный объем изученного материала малыми порциями.

Перечень хранилищ ЭОР

   Центральными хранилищами электронных образовательных ресурсов нового поколения являются две крупные федеральные коллекции:

- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР):  http://www.fcior.edu.ru

- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:   http://www.school-collection.edu.ru

Так же:  Федеральный портал российского образования:  http://www.edu.ru

ЭОР по математике

Рассмотрим ЭОР по математике на сайте ФЦИОР:

Информационные модули:

Интерактивная лекция – представляет собой последовательность анимаций, которые сопровождаются текстом или озвучиванием.

При работе с этими модулями можно включить или отключить звук, воспользоваться паузой, приостановив работу модуля, увеличить экран. Можно рассматривать сцены последовательно, а после того, как просмотр всех сцен закончен, можно вернуться к любой сцене и проработать ее более подробно.

Практические модули:

Представляют собой набор задач. Как правило, задачи в практикумах располагаются по мере усложнения от сцены к сцене. При каждом запуске модуля меняются числовые данные в задачах.

Контрольные модули:

Это наборы заданий, где показывается результат учащегося с фиксацией времени и количества попыток.

Многие студенты, осваивая в колледже основную профессиональную образовательную программу, также параллельно сдают ЕГЭ по физике, математике, обществознанию для дальнейшего успешного обучения в высших учебных заведениях. Одна из задач преподавателя математики в колледже – подготовить студентов к сдаче ЕГЭ по математике. При этом целесообразно во время подготовки использовать электронные ресурсы, предназначенные непосредственно для этого.

   Это, прежде всего, веб-сайты для подготовки к ЕГЭ: http://www.uztest.ru,   http://www.ege.ru, а также сайты, предназначенные для самостоятельной и исследовательской работы: http://www.portfolio.1september.ru,     http://www.school-collection.edu.ru  и другие.  На сайте http://www.uztest.ru  легко подготовиться к тестированию по математике.

   На сайте Федерального института педагогических измерений  http://www.fipi.ru – контрольные измерительные материалы и открытый сегмент Федерального  банка тестовых заданий.

   На сайте «Дистанционное обучение»  http://www.karusel.desc.ru  можно поиграть в Интернет-карусель – командные соревнования в режиме on-line для всех желающих школьников по математике, информатике.

Огромные возможности перед учителем математики открываются при использовании на уроках интерактивной доски. В настоящее время создано множество приложений, которые можно применять как в готовом виде, так и вносить в них необходимые изменения, а также создавать собственные электронные ресурсы. Наиболее популярные сайты приложений для интерактивной доски: LearningApps.org, www.delight2000.com/for-education/PO_IB/, www.schooldesk.ru/articles/Board.html, edu.panaboard.ru/soft/elitesoft.htm.

Большой объем полезной информации  для учителей математики содержится на профессиональных сайтах: 

  1. Интернет-поддержка учителей математики http://www.math.ru/;
  2. База данных задач по всем темам школьной математики http://www.problems.ru/;
  3. Сетевое объединение методистов http://www.som.fsio.ru/;
  4. 4) Образовательный математический сайтhttp://www.som.fsio.ru/;
  5. Infourok.ru
  6. http://www.ege.edu.ru  – Портал информационной поддержки Единого Государственного экзамена.
  7. http://www.fipi.ru – ФИПИ – федеральный институт педагогических измерений.
  8. http://www.unimath.ru –поурочные планы в помощь учителям математики.
  9. http://www.metodkopilka.com – методическая копилка учителей математики.
  10. http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ.
  11. http://www.eor-np.ru – сайт проекта «Развитие электронных образовательных Интернет-ресурсов нового поколения, включая культурно-познавательные сервисы, системы дистанционного общего и профессионального обучения, в том числе для использования людьми с ограниченными возможностями».

Заключение

   Анализируя опыт использования ЭОР на уроках математики, можно с уверенностью сказать, что использование информационных технологий позволяет повысить мотивацию к предмету и раскрыть интеллектуальный потенциал обучающегося.

   И важно помнить, что мультимедиа ресурсы не заменяют учителя и учебники, но в то же время создают принципиально новые возможности для усвоения материала.

   Что требуется от преподавателя? Включать компьютер и уметь управлять мышкой, выходить в Интернет и скачивать электронные образовательные ресурсы. А это куда гораздо легче, чем создавать их самим. Хотя многие учителя, не подозревая того, уже являются создателями ЭОР: множество презентаций, тестов, отсканированных текстов используется на уроках постоянно.

   Получается, что каждый преподаватель может и должен использовать электронные образовательные ресурсы в учебном процессе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка презентация к уроку математики "Преобразование графиков функций"

методическая разработкак уроку математики в 9 или 10 классах...

Методическая разработка "КСО на уроках математики" (Из опыта работы)

Методическая разработка  "Коллективный способ обучения на уроках математики как способ активизации познавательной деятельности учащихся" ( Из опыта работы)...

доклад Игровые технологии на уроках математики в колледже.

доклад по использованию игровых технологий на уроках математики в колледже....

Методическое интерактивное пособие для уроков математики в 5 классе. Тема "Многоугольники"

Методическое пособие состоит из 4 презентаций PowerPoint. Можно использовать как целиком, так и брать фрагменты. В презентациях есть материалы для устного счета, опроса, задачи, материалы для объяснен...

Методическая разработка " Технологическая карта урока математики во 2 классе" УМК "Школа России"

Тема урока "Сложение и вычитание "круглых" чисел"Тип урока: урок общеметодической направленности...

Методическая разработка «Профориентационный компонент уроков математики» Авторский коллектив

Методическое объединение учителей математики ГБОУ СОШ №136 Калининского района Санкт-Петербурга представляет методическую разработку «Профориентационный компонент уроков математики». В раз...