Авторская программа внеурочной деятельности по матемаматике "Основы финансовой грамотности " 10-11 класс
учебно-методический материал по математике (10, 11 класс)

Дорн Лариса Николаевна

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЛИЦЕЙ № 16 ПРИ УлГТУ ИМЕНИ ЮРИЯ ЮРЬЕВИЧА МЕДВЕДКОВА

ГОРОДА ДИМИТРОВГРАДА  УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

Примерная программа

творческого объединения

«Основы финансовой грамотности»

для  10-11   классов.

                                              Составитель: учитель математики

                                                      высшей квалификационной категории                                                  

                                                            Дорн Л.Н.

 Димитровград, 2019

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка ....................................................................................

Общая характеристика метапредметного курса .............................................

Место в учебном плане ....................................................................................

Планируемые результаты освоения метапредметного курса ........................

Содержание программы .................................................................................

Тематическое планирование ..........................................................................

Основные критерии оценивания деятельности обучающихся ....................

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса ................

Пояснительная записка

Настоящая программа составлена Дорн Л.Н.  на основе методических рекомендаций к сборнику математических задач «Основы финансовой грамотности». В 3 т. Т.3 для 10-11 классов/ Составители: Н.В.Новожилова, Н.П.Моторо, И.В.Филиппова, М.М.Шалашова – М.:  2018. – 103  с. ; сборника математических задач «Основы финансовой грамотности»  в трех томах. Том 3. Для 10-11 классов, Москва Издательство "Интеллект-Центр",2018.

        Данный курс ставит перед собой целью способствовать развитию у детей внимания, воображения, наблюдательности, памяти, воли, аккуратности, умения быстро считать, применять свои знания на практике, приобретать навыки нестандартного мышления, формировать у школьников ценности и установки финансово грамотного поведения и предполагает решение следующих задач:  

1 Научить школьников разбираться в вопросах управления личными финансами, имеющими большое значение в практической жизни каждого человека.

2. Формирование практических навыков обучающихся.

Программа курса «Основы финансовой грамотности»  направлена на формирование универсальных (метапредметных) умений, навыков, способов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся, а также развитие познавательных и творческих способностей и интересов.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТАПРЕДМЕТНОГО КУРСА

Знание базовых понятий финансовой грамотности и владение навыками их использования в практической деятельности дает возможность человеку эффективно управлять личными финансами, то есть  контролировать расходы и доходы, планировать личный бюджет, пользоваться накопительными и страховыми инструментами, ориентироваться в сложных продуктах, предлагаемых финансовыми институтами. Финансовая грамотность формируется не только при изучении обществознания, основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), но и на основе всего комплекса предметов, изучаемых в школе. Математика играет  особую роль в решении этих задач.

Одним из эффективных средств повышения мотивации к изучению математики могут стать практико-ориентированные задачи по финансовой грамотности. Достижение требований федерального стандарта предусматривает ориентацию школьного образования на развитие у обучающихся качеств, необходимых для жизни в современном обществе и осуществлению практического взаимодействия с объектами природы, производства, быта.

Все задачи по финансовой грамотности составлены на материале, взятом из окружающей действительности и ориентированном на формирование практических навыков учащихся. Как выбрать  «правильный» кредит? Какой депозит лучше всего подходит для решения конкретных задач? Какие преимущества имеет пластиковая карта с кэшбеком? Как накопить на поездку? Как распознать финансовых мошенников? Математические практико-ориентированные задачи, научат школьников разбираться в вопросах управления личными финансами, имеющими большое значение в практической жизни каждого человека.

МЕСТО В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа метапредметного курса «Основы финансовой грамотности» в 10-11 классах рассчитана на 69  учебных часов, на изучение курса в каждом классе предполагается выделить по 35 (34) часов (из расчета 1 час в неделю, всего 35 (34) учебных недель).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНОГО КУРСА

Личностными результатами изучения курса  являются:

- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;

- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;

- участие в принятии решений о семейном бюджете.

Метапредметными результатами изучения курса  являются:

Познавательные:

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;

- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Регулятивные:

- понимание цели своих действий;

- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;

- проявление познавательной и творческой инициативы;

- оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;

- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

Коммуникативные:

- составление текстов в устной и письменной формах;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;

- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами изучения курса являются:

- понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

- понимание и правильное использование экономических терминов;

- освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов;

- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;

- развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;

- развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Личный финансовый план (8 ч)

Личный финансовый план .Личное финансового планирование .

Бюджет личный (семейный.  

Личные доходы .

Расходы .

Начисленная заработная плата

НДФЛ

Выданная заработная плата

Депозит (9 ч)

Депозит

Вклад

Вклад до востребования

Срочный вклад

Процентный доход

Процентная ставка

Простой процент Сложный процент

Капитализация процентовКредит (8 ч)

Кредит.

Потребительский кредит.

Кредитная карта Процентная ставка по кредиту. Переплата по кредиту .Полная стоимость кредита.

Обеспечение .Автокредит

Ипотечный кредит .Первоначальный Дифференцированный платеж

Аннуитетный платеж

Расчетно-кассовые операции (8 ч)

Банковская карта Дебетовая карта

Кредитная карта.Банкомат

Обменный курс. Электронные деньги

Электронный кошелек .Денежный перевод 

Страхование (9 ч)

Страхование Страховой риск

Страховое событие Страховая сумма .Возмещение ущерба

Личное страхование. Страхователь . Обязательное страхование . Добровольное страхование .

Обязательное страхование автомобильной гражданской ответственности (ОСАГО) КАСКО.

Страхование имущества

Страхование

Страховая премия

Франшиза

Инвестиции (9 ч)

Инвестиции .Ценная бумага.

Акция .Дивиденды .

Облигация .

Купон облигации .

Ставка купонного дохода .

Инвестиционный портфель .

Инвестиционный риск .

Фондовый рынок .

Паевой инвестиционный фонд (ПИФ) .

Недвижимость .

Бизнес

Пенсии (8 ч)

Пенсия .Страховая пенсия .

Страховой стаж .

Индивидуальный пенсионный коэффициент .

Накопительная пенсия .Пенсионные накопления .

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) .

Негосударственный пенсионный фонд(НПФ) .

Индивидуальный пенсионный коэффициент (количество пенсионных балов) за год .

Размер страховой пенсии при выходе на пенсию по достижению пенсионного возраста .

Размер страховой пенсии при выходе на пенсию через определенный срок после достижения пенсионного возраста .

Налоги (8 ч)

Налог . Федеральные налоги .

Региональные налоги .

Налогоплательщик .

Единый социальный налог (ЕСН) .

Подоходный налог (НДФЛ) .

Транспортный налог.

Налоговая .

Налоговый вычет

Повторение   курса «Финансовая грамотность»(2 ч)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

10 класс

Тема занятий

Кол-во часов

Личный финансовый план .Личное финансового планирование .

1

Бюджет личный (семейный.  

1

Личные доходы .

1

Расходы .

1

Депозит

2

Вклад

1

Вклад до востребования

1

Срочный вклад

1

Кредит.

1

Потребительский кредит.

1

Кредитная карта Процентная ставка по кредиту. Переплата по кредиту

1

Полная стоимость кредита.

1

Банковская карта Дебетовая карта

2

Кредитная карта.Банкомат

2

Страхование Страховой риск

1

Страховое событие Страховая сумма .Возмещение ущерба

1

Личное страхование. Страхователь . Обязательное страхование .

1

 Добровольное страхование .

1

Инвестиции .Ценная бумага.

1

Акция .Дивиденды .

1

Облигация . Купон облигации .

1

Ставка купонного дохода .

1

Инвестиционный портфель .

1

Пенсия .Страховая пенсия . Страховой стаж .

1

Индивидуальный пенсионный коэффициент .

1

Накопительная пенсия .Пенсионные накопления .

1

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) .

1

Налог . Федеральные налоги .

1

Региональные налоги .

1

Налогоплательщик .

1

Единый социальный налог (ЕСН) .

1

Повторение   курса «Финансовая грамотность"

1

11 класс

Тема занятий

Кол-во часов

Начисленная заработная плата

1

НДФЛ

2

Выданная заработная плата

1

Процентный доход

1

Процентная ставка

2

Простой процент Сложный процент

1

Обеспечение .Автокредит

1

Ипотечный кредит .Первоначальный Дифференцированный платеж

2

Аннуитетный платеж

1

 Обменный курс. Электронные деньги

2

Электронный кошелек .Денежный перевод 

2

Обязательное страхование автомобильной гражданской ответственности (ОСАГО) КАСКО.

1

Страхование имущества

1

Страхование

Страховая премия

1

Франшиза

2

Инвестиционный риск .

1

Фондовый рынок .

1

Паевой инвестиционный фонд (ПИФ) .

1

Недвижимость . Бизнес

1

Негосударственный пенсионный фонд(НПФ) .

1

Индивидуальный пенсионный коэффициент (количество пенсионных балов) за год .

1

Размер страховой пенсии при выходе на пенсию по достижению пенсионного возраста .

1

Размер страховой пенсии при выходе на пенсию через определенный срок после достижения пенсионного возраста .

1

Подоходный налог (НДФЛ) .

1

Транспортный налог.

1

Налоговая .

1

Налоговый вычет

1

Повторение   курса «Финансовая грамотность"

1

ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Оценка учебных достижений обучающихся производится с учетом целей предварительного, текущего, этапного и итогового педагогического контроля по программе метапредметного курса «Основы финансовой грамотности».

1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы ее решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и т.п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.

2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.

3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.

4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументированно ответить на вопросы.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Сборник  математических задач «Основы финансовой грамотности» :учебное пособие: в 3 томах том 3 для обучающихся 10-11 классов / сост.:   Н.В.Новожилова, Н.П.Моторо, , М.М.Шалашова – М.:  2018.

Литература

Учебник  по математике для 10,11 классов авторов: Ю.М. Колягин, М.В. Ткачёва, Н.Е. Фёдорова, М.И. Шабунин, изданных в  «Просвещение».



Предварительный просмотр:

Рецензия

на программу внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности»

   

Разработчик: учитель математики высшей категории МБОУ «Лицей № 16 при УлГТУ имени Юрия Юрьевича Медведкова города Димитровграда  Ульяновской области»- Дорн Лариса Николаевна

Представленная к рецензированию рабочая программа «Основы финансовой грамотности»  составлена с учётом актуальных тенденций и требований ФГОС ООО, Согласно учебному плану рабочая программа «Основы финансовой грамотности» рассчитана на 35(34) часа( 1 час в неделю, (35(34 )учебные недели), со сроком реализации 2 года.

    Программа  «Основы финансовой грамотности» способствуют достижению одной из основных целей  математического образования:  овладение школьниками системой знаний, умений и навыков, необходимыми для применения в практической деятельности;

Представленное в рабочей программе тематическое планирование  по финансовой грамотности обладают большим потенциалом для повышения мотивации изучения математики, так как наглядно демонстрируют применение на практике математических знаний.

 Структура рабочей программы «Основы финансовой грамотности» соответствует требованиям ФГОС ООО и включает: пояснительную записку с описанием актуальности, целей и задач курса; общую характеристику курса, где отражены принципы построения рабочей программы (научность, доступность, системность) и основные виды деятельности учащихся; тематическое планирование; прогноз планируемых результатов; основные критерии оценивания деятельности обучающихся; учебно-методическое  обеспечение образовательного процесса; список литературы.

  Программа «Основы финансовой грамотности» составлена на материале, который содержит актуальную финансовую информацию из официальных источников. Решая задачи математическими методами, обучающиеся осмысливают, анализируют ситуацию, выбирают эффективные способы   действий в ней, что способствует формированию финансовой  грамотности.

     Программа не дублирует содержание школьных курсов, а развивает их практическую значимость. Содержание курса  объединены в восемь разделов. Каждый раздел состоит из комплекса задач разного уровня сложности, посвященных изучению вопросов по одной теме финансовой грамотности.

       Курс  «Основы финансовой грамотности» имеет большой воспитательный потенциал, формирует у школьников ценности и установки финансово грамотного поведения.   

Цели и задачи рабочей программы соответствуют основным документам, регулирующим процессы обучения и воспитания в системе общего основного  образования. Структура, содержание, качество оформления документов подобного рода также соответствует требованиям ФГОС  ООО.

Разработанная программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» может быть рекомендована к реализации и апробации в образовательном учреждении.

 

Рецензент:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа внеурочной деятельности по математике "Математический клуб 5-6 класс

Авторская программа внеурочной деятельности по математике 5-6 классы по ФГОС...

Авторская программа внеурочной деятельности «психолого-педагогические нормы нравственности» (1-4 классы)

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к нега...

Доклад по теме: «Воспитание патриотических качеств личности через реализацию авторской программы внеурочной деятельности «Земля Самарская» для учащихся 5-9 классов»

1.1 Актуальность.Особенности реализации политики в области патриотического  воспитания заключаются в том, что Россия находится в состоянии, когда одни ценности, являющиеся базовыми для ...

Рабочая программа внеурочной деятельности по основам финансовой грамотности 7 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности по основам финансовой грамотности 7 класс. Рассчитана на первое полугодие объемом 34 часа...

Рабочая программа внеурочной деятельности "По ступеням финансовой грамотности"

Согласно федеральным государственным образовательным стандартам в начальной, основной и старшей школе экономическое образование реализуется как составляющая базовых учебных предметов и как одно из нап...

Рабочая программа внеурочной деятельности "По ступеням финансовой грамотности" (7 класс)

Согласно федеральным государственным образовательным стандартам в начальной, основной и старшей школе экономическое образование реализуется как составляющая базовых учебных предметов и как одно из нап...