Формирование УУД
план-конспект занятия по математике (6 класс)

Фалькова Анастасия Владимировна

Формирование УУД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_uud_falkova_a.v.docx21.46 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ УУД НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

ФАЛЬКОВА АНАСТАСИЯ ВЛАДИМИРОВНА

Стандарты второго поколения направлены на получение личности, полностью подготовленной к реалиям жизни. А значит, мы, учителя, должны научить детей самостоятельно добывать нужные знания, т. е. ученик должен правильно оценивать свои силы, выделять важное из излишней информации, которой так насыщена современная жизнь, ставить перед собой цель и составлять план, по которому можно добиться этой цели, работать в команде и т. д. Все это достигается путем формирования универсальных учебных действий (УУД) у учащихся как на уроках, так и во время внеурочной деятельности.

Уже отходит в прошлое стандартная схема урока: учитель сообщает тему, ставит цель урока, сообщает новый материал, закрепляет его, задает домашнее задание. Как можно заметить – все действия связаны с деятельностью учителя. Ученик в данном случае является только сторонним наблюдателем, которой обязан следовать во всем указаниям учителя. Но мир вокруг меняется, теперь более востребованы творческие, ищущие личности, способные приспособиться и быть успешными в нашем современном, не всегда стабильном мире. Хотелось бы, чтобы ребенок сам захотел получать знания, а для этого он должен точно знать чего он хочет добиться. Нельзя сказать, что абсолютно все дети учатся для того, чтобы быть успешными специалистами в будущей взрослой жизни. Большинство по-прежнему учатся для родителей, тем более сложна наша задача.

Я приведу пример одного из своих уроков, на котором формируются личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные учебные действия.

Урок математики в 6 классе. Мы занимаемся по учебнику Н.Я.Виленкина. В рабочей программе этот урок называется «Сложение и вычитание смешанных чисел. Подготовка к контрольной работе», т. е. учащиеся к этому уроку уже овладели теми знаниями, которые помогут им успешно выполнить контрольную работу в той или иной степени.

В начале урока я говорю, что все, что связано со сложением и вычитание смешанных чисел мы уже изучили. И скоро придет время показать, насколько успешно это получилось у каждого из нас. Сразу поступают следующие вопросы: «У нас будет контрольная?», «А готовиться мы будем?». Я объясняю, что скоро действительно нас ожидает проверка того, насколько успешно усвоены знания, а также предлагаю игру. Объясняю правила игры. Весь класс тянет жребий с возможными вариантами: 1, 2, 3 или Ж, где цифра значит номер команды, а буква – жюри. Таким образом, команды формируются случайно. Дети ставятся в условия необходимости сотрудничества с элементом случайности. Т. е. в одной команде может оказаться сразу несколько лидеров, а может оказаться, что лидером придется быть тому, кто привык быть «в тени». Так и оказалось на данном уроке. Первая команда состояла из 5 человек, среди которых было 2 явных лидера. Вторая команда была укомплектована стандартно – один лидер и 4 члена команды, привыкшие следовать указаниям. Третья команда – «теневая». Что особенно порадовало, так как у учащихся из этой команды к концу урока появится дополнительный опыт. Про «Жюри»: это самая ответственная команда, состоящая всего из двух учеников (класс – 17 человек, команды по 5 человек, на жюри остается только двое). Задача жюри не только прорешать все задания, оценить ответы команд, выбрав лучший, но и объяснить, почему именно так, а не иначе. Т. е. в данном случае приобретается опыт отстаивания своей точки зрения. Но бывают случаи, когда в жюри попадают «слабые» ученики, тогда у меня наготове решение к заданиям (с правильными ответами) с небольшими пропусками. Задача жюри – разобрать решение и заполнить пропуски.

Жеребьевка и рассадка команд занимает минуты 3. Ещё две минуты на эмоции – радость и досада тех, кто хотел оказаться в другой команде. Но это тоже полезно, так как на данном этапе ученики получат возможность, во-первых, высказать свою точку зрения на происходящее, во-вторых, высказать свои желания и, в конце концов, начать думать, как действовать в сложившейся ситуации. Из собственного опыта учащиеся уже знают, что в команде должен быть кто-то, кто отвечает за действия всей команды и руководит процессом – командир. На выбор командира уходит незначительное время, но условие все знают. Командир каждой команды должен встать и сообщить о себе, т. е. объяснить, по какой причине его в команде посчитали главным. Что я услышала на этом уроке.  

Марина (1 команда с тремя лидерами): «Меня выбрали командиром, потому что я больше всех знаю и смогу всем помочь»

Андрей (вторая команда – единственный лидер): «Ну, наверное, меня выбрали командиром, потому что я хорошо учусь»

Вова (третья команда, состоящая из «теневиков»): «Я не знаю»

На мой взгляд, на этом этапе осуществляется осознание того, кем ты являешься в обществе (в классе) и примерка новых ролей (по-необходимости), ученики осознают, за что их ценят окружающие или получают цель для дальнейшего развития.

Командиры получают от жюри задания – 5 заданий, которые команда должна выполнить за 15 минут. Конечно же, одному ученику не по силам выполнить столько заданий за столь короткое время, поэтому роль командира распределить задания среди членов команды, выполнить свое (как правило, самое сложное), помочь тем, кто не справляется.

Задания, которые получили учащиеся:

1. Найдите значение выражения:

а) 3 - 2;

б) 6 + 2;

в) 4 + (5 - 3).

2. Туристы побывали в музее камней (пос. Гончарка) и пробыли там 1ч, а потом пешком прошли 7 км до трассы, на что ушло на  больше. Сколько времени туристы потратили на экскурсию и прогулку до трассы?

3. Семья из двух взрослых и двух детей рассчитывала за  2 ч пройти маршрут по Гуамскому ущелью и  на 1ч  устроить привал. Однако на все прогулку они потратили на   ч больше, чем предполагали. Сколько времени эта семья находилась в походе?

4. Решите уравнение: 8 – х = 5.

5. Разложите число 90 на два взаимно простых множителя четырьмя различными способами (разложение отличающиеся только порядком множителей, считать за один способ).

В текстах задач я стараюсь использовать региональные особенности, что, на мой взгляд, увеличивает интерес к решению задачи, а так же, в некоторой степени, ведет к формированию патриотизма.

В то время, когда учащиеся заняты решением вставшей перед ними проблемы, я наблюдаю, делаю для себя выводы о роли того или иного ученика, об уровне развития УУД. Подобный род деятельности учащихся, на мой взгляд, помогает проявить себя даже «слабым» ученикам, ведь на них так же распространяется бремя ответственности, происходит вовлечение в деятельность.

После 15 минут решения происходит обсуждение результатов, отстаивание своей точки зрения каждым учащимся. Выходят по одному человеку из каждой команды и записывают решение задач (одновременно первой, потом – второй и т. д.). Жюри проверяет и после каждой задачи говорит свой вердикт – присуждать или нет балл команде. Их мнение может оспорить как отвечавший у доски, так и командир этой команды.

В конце подводятся итоги и объявляется команда победителей. На все это уходит ещё 15 минут. Итак, осталось ещё 5 минут. Теперь очередь  рефлексии. Я задаю вопросы командам: «Как вы считаете, почему вы победили? Что привело вас к успеху? Что помешало вам набрать больше баллов? А что помогло другой команде быть более успешной? Кто внес наибольший вклад в деятельность команды? Чему вы сегодня научились? Что нового узнали?» И для собственной рефлексии: «Что хотелось бы вам изменить в ходе сегодняшней игры? Как на ваш взгляд лучше было построить этот урок? Какая цель у вас была и насколько успешно вы её достигли?» - мы ведь тоже учимся вместе со своими детьми.

Уроки подобного рода помогают лучше узнать учеников, помочь им узнать себя, создают ситуации успеха, что немаловажно при формировании творческой, ищущей личности, способной быстро оценивать различные ситуации и вырабатывать для себя пути разрешения всякой возникшей проблемы с учетом мнения окружающих.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы классного руководителя по формированию навыков межкультурного взаимодействия, формированию менталитета толерантности у обучающихся

Как классный руководитель 7 класса  я третий год провожу  работу по формированию навыков межкультурного взаимодействия, формированию менталитета толерантности. Я под...

«Формирование ОУУНов у студентов нового набора» Формирование ОУУНов у студентов -первокурсников

Формирование  ОУУНов как одно из важнейших направлений в адаптации студентов к учебному процессу и в их профессиональной направленности.В презентации показаны приемы формирования таких навыков у ...

Формирование компетенций ученика через внеклассную деятельность (материал к пед.совету «Формирование ключевых компетенций ученика»)

Формирование компетенций ученика через внеклассную деятельность(материал к пед.совету «Формирование ключевых компетенций ученика»)...

«Формирование географической культуры. Пути, способы и методические проблемы формирования»

Формирование географической культуры учащихся - это способ гармонизации отношений между обществом и природой, направленный на сохранение нашей планеты, на сознательную социально-экономическую де...

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ, РАЗВИТИЮ РЕЧИ, ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ Первый год обучения.

Рабочие программы составлены по программе   для  специальных дошкольных учреждений  «Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста», допущенной Министерством образования ...

Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личности Нежинская Марина Викторовна учитель русского языка и литературы Всегда остается актуальным вопрос о формировании приемов познавательной деятельности у школьников.

Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личностиНежинская Марина Викторовнаучитель русского языка и литературыВсегда остается актуальным вопрос о формиров...

«Формирование у обучающихся устойчивых нравственных идеалов через воспитание потребности и здоровом образе жизни. Формирование системного подхода к решению проблем охраны здоровья и жизни обучающихся

Выступление по теме:Социально-психологическая служба как фактор психического здоровья молодёжи.Одним из самых важных и в тоже время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности соц...