Тезисы выступления на ГМО. "Мотивация учебной деятельности учащихся старших классов"
учебно-методический материал по математике

Тезисы выступления на ГМО. "Мотивация учебной деятельности учащихся старших классов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tezisy_vystupleniya_na_gmo.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Тезисы выступления на ГМО.

"Мотивация учебной деятельности учащихся старших классов".

Проблема мотивации и мотивов в учебной деятельности является исключительно важной. Путь к эффективному обучению лежит через понимание его мотивации.

Мотивы в учебной деятельности можно классифицировать следующим образом.

Познавательные мотивы

Социальные мотивы

Внешние

Общественное поощрение творческой активности

Признание авторства изобретений

Учиться, чтобы получать вознаграждение

Учиться, чтобы не наказывали

Мотивация престижа – быть первым, лучшим

Мотивация благополучия – стремление получить одобрение родителей товарищей

Позиционная мотивация – стремление занять определенное место в отношениях с окружающими

Познавательные мотивы

Социальные мотивы

Внутренние

Ориентация на овладения новыми знаниями разного уровня

Творческий познавательный интерес

Ориентация на усвоение способов добывания знаний, интерес к процессу самостоятельного приобретения знаний

Мотивы самообразования, самопознания, раскрытия своих возможностей

Учиться, чтобы удовлетворить свое любопытство

Внутреннее удовлетворение творческой деятельностью, положительные эмоции

Желание выполнить свой долг, понимание необходимости учиться, чувство ответственности

Желание получить хорошую подготовку к избранной профессии

Мотивы социального сотрудничества, связанные с потребностью ученика в общении, стремлением получить удовольствие от самого процесса общения и сопутствующих ему эмоций

Хорошо учиться, чтобы уважать себя, чувствовать себя компетентным

В задачи любого учителя входит формирование и развитие мотивации учебной деятельности, познавательной активности школьника. Это весьма сложный и долгий процесс, требующий учета многих факторов, среди которых индивидуальные различия школьников, их возрастные особенности развития.

Способы повышения мотивации

Чтобы реализовать поставленную цель, добиться изменения развития мотивации учения, я в своей деятельности применяю определенные педагогические средства ее воспитания. Формируя положительную мотивацию учения, в качестве своих воздействий я использовала следующее:

содержание обучения;

игровые формы организации обучения;

современные информационно-коммуникационные технологии;

собственное отношение к обучающимся (требовательное, доверительное, дружеское и так далее).

Содержание обучения определяется в первую государственными образовательными стандартами. Я в своей преподавательской деятельности стараюсь дополнить его интересными фактами из истории математики, из современных исследований и достижений человечества. Это очень увлекает ребят, так как в большинстве случаев вызывает у них удивление и восхищение. Этот материал интересен всем, но особенно тем, кто увлекается не только математикой, но и историей, им любопытно, что у них есть возможность решать те задачи и доказывать те теоремы, которыми занимались люди много лет назад, реализовывать их современными способами. Формируя, таким образом, содержание обучения, мне удалось заинтересовать обучающихся в изучении тем математики: «Тригонометрия», «Применения производной» и т.д. Это говорит о том, что умело подобранный материал к уроку усиливает интерес учащихся к занятиям, то есть способствует формированию положительной мотивации учения.

Основной мотивационный фактор – это стремление связать усваиваемый материал с собственным практическим опытом. Практика доказывает необходимость полученных знаний и этим повышает мотивационный уровень учения математики. Любую задачу можно ориентировать на повышение творческих способностей и повышение мотивации учения математики.

Интерес к изучению математики во многом зависит от того, как проходят уроки. Даже на самых хороших уроках элемент обязательности сдерживает развитие увлеченности предметом. Поэтому на уроках я стараюсь, как можно шире применять нетрадиционные формы.

Формированию мотивации способствуют: необычная форма преподавания материала, вызывающая удивление у учащихся; эмоциональность речи учителя; познавательные игры, ситуации спора и дискуссии; анализ жизненных ситуаций, разъяснение общественной и личностной значимости учения и использование школьных знаний в будущей жизни; умелое применение учителя поощрения и порицания. Особое значение приобретает укрепление всех сторон умения школьника учиться, обеспечивающее усвоение всех видов знаний и их применение в новых условиях, самостоятельное выполнение ими учебных действий и самоконтроля, самостоятельный переход от одного этапа учебной работы к другому, включение учащихся в совместную учебную деятельность.

Очень нравится мне проводить уроки-семинары. На этих уроках ученики обмениваются информацией по заданной теме, доказывают свою правоту, спорят, и в этих спорах рождается истина.

Проверка знаний учащихся – один из важнейших этапов урока, который влияет на отношение обучающихся к изучаемому предмету. На этом шаге легко можно понизить с трудом сформированный уровень мотивации учения. Чтобы этого не произошло, чтобы поддержать интерес к предмету я развиваю в обучающихся творческий подход к любому предложенному заданию.

Очень важен такой фактор формирования положительной мотивации, о котором нельзя не сказать, это доброжелательный настрой урока.

Для создания на уроке хорошего микроклимата, дающего возможность каждому ученику участвовать в его процессе, получать удовлетворение от своего труда, организую обучение на уроках с учётом индивидуальных способностей учащихся.

Если обобщить работы педагогов и психологов, исследующих эту проблему, то можно выделить основные условия, при которых возникает и развивается интерес к учению.

  1. Развитию мотивации учебной деятельности, любви к изучаемому предмету и к самому процессу умственного труда способствует такая организация обучения, при которой ученик действует активно, вовлекается в процесс самостоятельного поиска и "открытия" новых знаний, решает вопросы проблемного характера.
  2. Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация и однообразные способы действий очень быстро вызывают скуку.
  3. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов.
  4. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся. Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у школьников ранее, также способствует возникновению интереса к новому материалу.
  5. Ни слишком лёгкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.
  6. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать.
  7. Яркость, эмоциональность учебного материала, взволнованность самого учителя с огромной силой воздействуют на школьника, на его отношение к предмету.

Познавательный интерес – это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мотивация учебной деятельности учащихся

Создание оптимальных условий функционирования и совершенствования сотрудничества в организации работы с родителями....

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ

В ДАННОЙ СТАТЬЕ ОТРАЖЕНЫ ПРОБЛЕМЫ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ В ОРГАНИЗАЦИИ ИХ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. МНЕНИЕ УЧАЩИХСЯ, АНАЛИЗ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ И ВЫВОДЫ....

Формирование у учащихся навыков самоанализа учебной деятельности в старших классах на уроках английского языка

Статья рассматривает основные элементы системы формирования самоанализа на уроках английского языка в старших классах....

Выступление по теме: "Мотивация учебной деятельности и её формирование"

Проблема мотивации в школе (на уроке английского языка)...

«Повышение мотивации учебной деятельности учащихся как важнейшая составляющая эффективного учебно- воспитательного процесса»

МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ»Методический семинар«Повышение мотивации  учебной деятельности учащихсякак важнейшая составляющая эффективного учебно-воспитательного процесса»Ц...

Выступление на педагогическом сове«Мотивация учебной деятельности учащихся и обеспечение условий для ее развития»

«Мотивация учебной деятельности учащихся и обеспечение условий для ее развития»...