Методическая статья ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
методическая разработка по математике

Актуальность дифференцированного обучения определяется целым рядом обстоятельств, одним из которых является обновление, модернизация современной школы.

Основной задачей сегодняшней школы является обеспечение каждому учащемуся своей образовательной траектории на основе осознания своих возможностей и имеющегося выбора содержания и форм образовательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx16.83 КБ

Предварительный просмотр:

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД

К ОБУЧЕНИЮ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Актуальность дифференцированного обучения определяется целым рядом обстоятельств, одним из которых является обновление, модернизация современной школы.

Основной задачей сегодняшней школы является обеспечение каждому учащемуся своей образовательной траектории на основе осознания своих возможностей и имеющегося выбора содержания и форм образовательной деятельности.

Проблема дифференцированного обучения не нова, она стала сегодня особенно актуальной в связи с гуманизацией образования, максимальной индивидуализацией, ориентацией на личность. Большая часть учителей, убеждена в том, что дифференцированное обучение - одно из главных направлений работы школы, одно из основных средств развития индивидуальности, ибо только оно создает условия для максимального развития детей с разным уровнем познавательных процессов, с разными интересами к обучению.

В настоящее время очень интенсивно ведутся разработки технологий дифференцированного обучения по разным направлениям. Это и углубленное изучение предметов, и профильное обучение и обучение по способностям, по интересам и т. д. Дифференциация охватывает все возрастные этапы школьного обучения: начальную, среднюю, старшую ступени школы.

Значимость проблемы дифференцированного подхода усиливается в период гуманизации школьного образования. Процесс обучения, воспитания и развития учащихся строится с позиции деятельностного подхода, следствием которого является дифференцированный подход. Это связано с тем, что дифференцированный подход позволяет осуществлять реализацию задач общеобразовательного процесса в современной школе, а в частности создание условий для развития личности учащихся, обеспечение адаптации к новым социально-экономическим условиям.

Изучение психолого-педагогической литературы позволило принять в качестве рабочего определение, которое рассматривает дифференцированный подход как систему мер (совокупность приемов и форм педагогического воздействия) по изучению, учету и развитию типологических индивидуальных особенностей различных групп школьников, работающих по единой учебной программе.

В педагогической литературе различают понятия «внешней» и «внутренней» дифференциации. Под внутренней дифференциацией понимается такая организация учебного процесса, при которой индивидуальные особенности школьников учитываются в условиях организации учебной деятельности на уроке в своем классе. В этом случае понятие дифференциации сходно с понятием индивидуализации обучения.

При внешней дифференциации учащиеся разного уровня обученности условно объединяются в учебные группы по некоторым индивидуальным признакам: по способностям (или неспособностям), по проектируемой профессии, по интересам.

Разноуровневое обучение предполагает работу учителя одновременно с разными группами учащихся. Оценивая успехи каждого ученика в усвоении знаний, учитель должен сравнивать их не с успехами сверстников (особенно отличников), но и с его собственными предшествующими достижениями, показывая, что удается лучше, над, чем еще следует поработать, как лучше организовать учебную деятельность. Важной составляющей разноуровневого обучения является составление заданий различной степени сложности. Обычно принята следующая градация заданий:

Первый уровень – продвинутый, творческий (предполагает, что ученики справятся с заданием самостоятельно, без подсказок учителя. Эти задания носят характер сравнения, выявления и решения какой-либо проблемы).

Второй уровень – базовый, репродуктивный (основное звено, базовые знания, возможен некоторый алгоритм выполнения задания).

Третий уровень – стартовый, минимально допустимый (слабые ученики должны иметь подсказку в виде плана).

Использование дифференцированных заданий в различных звеньях обучения позволяет решать следующие задачи:

1) обеспечить возможность их углубления, систематизации и обобщения знаний и умений;

2) стимулировать развитие познавательной самостоятельности школьников;

3)содействовать выравниванию знаний и умений учащихся.

Дифференцированные задания по курсу изучаемого предмета целесообразно использовать при изучении нового материала, при проверке знаний учащихся, при закреплении знаний, при подготовке домашнего задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Дифференцированный подход в обучении английскому языку"

Статья: "Дифференцированный подход в обучении английскому языку"...

Научно-методическая статья "Инновационная технология проблемного обучения в современной школе"

Статья в методическом сборнике IV Международного фестиваля методических идей 2013 года НОУ ДПО "Экспертно-методический центр" г.Чебоксары....

Статья "Дифференцированный подход в обучении английскому языку"

Статья содержит определение дифференцированного подхода, задачи ,основные формы и приемы...

Научно-методическая статья "Дифференцированный подход в физическом воспитании школьников"

Дифференцированный подход в физическом воспитании школьников  заключается в  определении учебных заданий учащимся основной и подготовительной медицинских групп, мальчикам (юношам), девочкам ...

"Интегративно - дифференцированный подход в обучении физики - современная инновационная идея развития образовательного пространства"

При традиционном подходе к образовательному процессу по предмету "Физика", который ориентирован на формирование определенной системы знаний, умений и навыков не всегда дает возможность...

Методическая статья "Дифференцированный подход на уроках литературы в средних классах" (из опыта работы)

Методическая статья из опыта работы "Дифференцированный подход на уроках литературы в средних классах" содержит пример его применения на уроках изучения сказки-были М.М.Пришвина "Кладов...

Дифференцированный подход в обучении биологии в школе

Требование учитывать индивидуальные особенности ребенка в процессе обучения – очень давняя традиция. Необходимость этого очевидна, ведь учащиеся по разным показателям в значительной мере отличаю...