Конспект занятия №3 Вычитание 5: «Помощь брата». Формулы вычитания чисел 1-4.
план-конспект занятия по математике (5 класс)

Самсонова Ирина Борисовна

Занятие внеурочной деятельности по ментальной арифметике где учащиеся знакомятся с формулами вычитания  «Помощь брата»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_3_po_mentalnoy.doc447.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие №3 Вычитание 5: «Помощь брата». Формулы вычитания чисел 1-4.

Ход занятия

I.Приветствие.

Установление контакта с детьми, создание положительной рабочей атмосферы на занятии. Ребята становятся в круг, в середине вода. Вода передаёт мяч по очереди ребятам с пожеланиями на сегодняшний день (хорошего настроения, успешного дня…)

II. Проверка домашнего задания. Решение у доски неправильно решённых примеров. Если есть вопросы, повторение правил, разбор похожих примеров.

III. Нейрогимнастика.

 "Лезгинка"

Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 10-15 смен позиций. Необходимо добиваться высокой точности и скорости смены положений.

IV. Постановка цели занятия.

Ребята вместе с педагогом формулируют цель занятия:

- познакомиться с новыми правилами вычитания и научиться решать проблемные примеры.

V.Изучение новой темы.

Педагог предлагает повторить состав числа 5. Это нужно для изучения новой темы.  Дети вспоминают, что «Братья» это 5 пальцев на руке, учитель показывает, как можно использовать «Братьев» при вычитании на абакусе и вводит новые формулы.

Изучение формулы «Брат 4».

На счёт отложим 5 косточек. Нам нужно отнять 4 косточки. Но нам на этой спице не хватает земных косточек. Тогда будем пользоваться формулой «Брат 4».   

-4= -5 + 1

Вычесть 4  – это, то же самое, что и вычесть 5 и прибавить 1.

Вместе с учителем выполнить задание на абакусах:

№1

№2

5-4

15-4

6-4

16-4

7-4

17-4

8-4

18-4

Изучение формулы «Брат 3».  

Принцип тот же. Посмотрите, как это делаю я. На счетах откладываю 5 косточек. Мне нужно вычесть 3. Как это сделать? «Просто» мы не можем вычесть, нет земных косточек! Тогда отнимем 5 и прибавим 2.

Вычесть 3 – это, то же самое, что и вычесть 5 и прибавить 2.

-3= -5 + 2

Вместе с учителем выполнить задание на абакусах:

№1

№2

5-3

15-3

6-3

16-3

7-3

17-3

8-3

18-3

Изучение формулы «Брат 2».

На абакусе откладываю снова 5 косточек. Мне нужно вычесть 2. Как это сделать? Вспоминаем состав числа 5, у двух братьев всегда на страже трое, которые мы прибавим.

Вычесть 2 – это, то же самое, что и вычесть 5 и прибавить 3.

-2= -5 + 3

Вместе с учителем выполнить задание на абакусах:

№1

№2

5-2

15-2

6-2

16-2

7-2

17-2

8-2

18-2

Изучение формулы «Брат 1».

Итак, последняя формула вычитания «Брат». Принцип выполнения аналогичен предыдущим. На абакусе откладываю 5 косточек. Мне нужно вычесть 1, помним, что у одного брата всегда на страже остаются четыре брата, которые мы и двигаем. При этом земные с небесной косточкой двигаем от себя. Движения большим и указательным пальцем, косточки строго   двигаем в одну сторону, одновременно.

Вычесть 1 – это, то же самое, что и вычесть 5 и прибавить 4.

-1= -5 + 4

Вместе с учителем выполнить задание на абакусах:

№1

№2

5-1

15-1

6-1

16-1

7-1

17-1

8-1

18-1

VI.Разминка.

Клиновидная таблица

Глядя на центральную линию, двигаем полоску вниз. При каждом движении полоски стараться увидеть цифры, которые находятся по разным сторонам и называть слева направо. Тем самым расширяется поле зрения. При ошибке нужно вернуться на два шага назад и продолжить.

VII.Выполнение арифметических действий на абакусах.

- Ребята, сегодня мы с вами познакомились с новыми правилами

«Брат 1»          -1= -5 + 4

«Брат 2»          -2= -5 + 3

«Брат 3»          -3= -5 + 2

«Брат 4»          -4= -5 + 1

Предлагаю закрепить формулы на практике.

-1=-5+4

-2= -5 + 3

-3= -5 + 2

-4= -5 + 1

55-11

945-511

15-2

415-12

56-53

785-383

78-24

657-444

85-81

254-113

75-2

655-322

67-17

556-333

66-14

685-414

35-21

375-241

66-2

536-212

95-73

685-353

55-54

566-444

75-51

755-411

85-2

765-422

86-63

779-334

67-14

796-444

VIII. Домашнее задание.

1.Обязательно отрабатываем счет по теме «Сложение. Брат».

2.Выполняем упражнение из нейрогимнастики.

3.Ежедневно 5 минут уделяем развитию моторики на абакусе.

4.Счет с помощью тренажера 7-10 минут. Работа с печатным материалом.

5.Счет ментально 7-10 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики в 5 классе "Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 с переходом через разряд"

Конспект может быть использован учителями коррекционной школы VIII вида...

Конспект занятия по теме "Первая помощь.Правовые основы оказания первой помощи"

Конспект занятия кружка "Юный доктор" по теме "Первая помощь"- понятие и правовые основы рказания первой помощи....

Конспект занятия №1 Сложение 5: "Помощь брата". Формулы добавления чисел 1-4.

Занятие внеурочной деятельности по ментальной арифметике где учащиеся знакомятся с формулами сложения  «Помощь брата»...

Конспект занятия №4 Базовые упражнения на вычитание с 5. Решение примеров на вычитание методом «Помощь брата».

Конспект занятия по ментальной арифметикепо теме   "Базовые упражнения на вычитание с 5.  Решение примеров на вычитание методом «Помощь брата»....

Конспект занятия "Оказание первой медицинской помощи пострадавшему"

Цель- отработка навыка использования знаний в нестандартной ситуации; систематизация, обобщение знаний оказания первой медицинской помощи...

Конспект занятия «Оказание первой медицинской помощи»

Оказание первой медицинской помощи...