Конспект занятия №3 Вычитание 5: «Помощь брата». Формулы вычитания чисел 1-4.
план-конспект занятия по математике (5 класс)
Занятие внеурочной деятельности по ментальной арифметике где учащиеся знакомятся с формулами вычитания «Помощь брата»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 447.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие №3 Вычитание 5: «Помощь брата». Формулы вычитания чисел 1-4.
Ход занятия
I.Приветствие.
Установление контакта с детьми, создание положительной рабочей атмосферы на занятии. Ребята становятся в круг, в середине вода. Вода передаёт мяч по очереди ребятам с пожеланиями на сегодняшний день (хорошего настроения, успешного дня…)
II. Проверка домашнего задания. Решение у доски неправильно решённых примеров. Если есть вопросы, повторение правил, разбор похожих примеров.
III. Нейрогимнастика.
"Лезгинка"
Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 10-15 смен позиций. Необходимо добиваться высокой точности и скорости смены положений.
IV. Постановка цели занятия.
Ребята вместе с педагогом формулируют цель занятия:
- познакомиться с новыми правилами вычитания и научиться решать проблемные примеры.
V.Изучение новой темы.
Педагог предлагает повторить состав числа 5. Это нужно для изучения новой темы. Дети вспоминают, что «Братья» это 5 пальцев на руке, учитель показывает, как можно использовать «Братьев» при вычитании на абакусе и вводит новые формулы.
Изучение формулы «Брат 4».
На счёт отложим 5 косточек. Нам нужно отнять 4 косточки. Но нам на этой спице не хватает земных косточек. Тогда будем пользоваться формулой «Брат 4».
-4= -5 + 1
Вычесть 4 – это, то же самое, что и вычесть 5 и прибавить 1.
Вместе с учителем выполнить задание на абакусах:
№1 | №2 |
5-4 | 15-4 |
6-4 | 16-4 |
7-4 | 17-4 |
8-4 | 18-4 |
Изучение формулы «Брат 3».
Принцип тот же. Посмотрите, как это делаю я. На счетах откладываю 5 косточек. Мне нужно вычесть 3. Как это сделать? «Просто» мы не можем вычесть, нет земных косточек! Тогда отнимем 5 и прибавим 2.
Вычесть 3 – это, то же самое, что и вычесть 5 и прибавить 2.
-3= -5 + 2
Вместе с учителем выполнить задание на абакусах:
№1 | №2 |
5-3 | 15-3 |
6-3 | 16-3 |
7-3 | 17-3 |
8-3 | 18-3 |
Изучение формулы «Брат 2».
На абакусе откладываю снова 5 косточек. Мне нужно вычесть 2. Как это сделать? Вспоминаем состав числа 5, у двух братьев всегда на страже трое, которые мы прибавим.
Вычесть 2 – это, то же самое, что и вычесть 5 и прибавить 3.
-2= -5 + 3
Вместе с учителем выполнить задание на абакусах:
№1 | №2 |
5-2 | 15-2 |
6-2 | 16-2 |
7-2 | 17-2 |
8-2 | 18-2 |
Изучение формулы «Брат 1».
Итак, последняя формула вычитания «Брат». Принцип выполнения аналогичен предыдущим. На абакусе откладываю 5 косточек. Мне нужно вычесть 1, помним, что у одного брата всегда на страже остаются четыре брата, которые мы и двигаем. При этом земные с небесной косточкой двигаем от себя. Движения большим и указательным пальцем, косточки строго двигаем в одну сторону, одновременно.
Вычесть 1 – это, то же самое, что и вычесть 5 и прибавить 4.
-1= -5 + 4
Вместе с учителем выполнить задание на абакусах:
№1 | №2 |
5-1 | 15-1 |
6-1 | 16-1 |
7-1 | 17-1 |
8-1 | 18-1 |
VI.Разминка.
Клиновидная таблица
Глядя на центральную линию, двигаем полоску вниз. При каждом движении полоски стараться увидеть цифры, которые находятся по разным сторонам и называть слева направо. Тем самым расширяется поле зрения. При ошибке нужно вернуться на два шага назад и продолжить.
VII.Выполнение арифметических действий на абакусах.
- Ребята, сегодня мы с вами познакомились с новыми правилами
«Брат 1» -1= -5 + 4
«Брат 2» -2= -5 + 3
«Брат 3» -3= -5 + 2
«Брат 4» -4= -5 + 1
Предлагаю закрепить формулы на практике.
-1=-5+4 | -2= -5 + 3 | -3= -5 + 2 | -4= -5 + 1 | ||||
55-11 | 945-511 | 15-2 | 415-12 | 56-53 | 785-383 | 78-24 | 657-444 |
85-81 | 254-113 | 75-2 | 655-322 | 67-17 | 556-333 | 66-14 | 685-414 |
35-21 | 375-241 | 66-2 | 536-212 | 95-73 | 685-353 | 55-54 | 566-444 |
75-51 | 755-411 | 85-2 | 765-422 | 86-63 | 779-334 | 67-14 | 796-444 |
VIII. Домашнее задание.
1.Обязательно отрабатываем счет по теме «Сложение. Брат».
2.Выполняем упражнение из нейрогимнастики.
3.Ежедневно 5 минут уделяем развитию моторики на абакусе.
4.Счет с помощью тренажера 7-10 минут. Работа с печатным материалом.
5.Счет ментально 7-10 мин.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/08/picture-68469-1381243703.jpg)
Конспект урока по математике 2 класс тема: "Десятичный состав чисел второго десятка"., 4 класс тема: «Нумерация в пр. 100. Таблица разрядов, разрядные слагаемые. Сложение и вычитание в пр. 100.»
Урок математики 2 и 4 классов в коррекционной школе...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/08/picture-47187-1449600365.jpg)
Конспект урока математики в 5 классе "Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 с переходом через разряд"
Конспект может быть использован учителями коррекционной школы VIII вида...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/14/picture-15670-1410722652.jpg)
Конспект занятия по теме "Первая помощь.Правовые основы оказания первой помощи"
Конспект занятия кружка "Юный доктор" по теме "Первая помощь"- понятие и правовые основы рказания первой помощи....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/07/picture-74714-1357584601.jpg)
Конспект занятия №1 Сложение 5: "Помощь брата". Формулы добавления чисел 1-4.
Занятие внеурочной деятельности по ментальной арифметике где учащиеся знакомятся с формулами сложения «Помощь брата»...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/07/picture-74714-1357584601.jpg)
Конспект занятия №4 Базовые упражнения на вычитание с 5. Решение примеров на вычитание методом «Помощь брата».
Конспект занятия по ментальной арифметикепо теме "Базовые упражнения на вычитание с 5. Решение примеров на вычитание методом «Помощь брата»....
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/03/picture-1065228-1538585022.jpg)
Конспект занятия "Оказание первой медицинской помощи пострадавшему"
Цель- отработка навыка использования знаний в нестандартной ситуации; систематизация, обобщение знаний оказания первой медицинской помощи...