Технологическая карта урока по теме: "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"
план-конспект урока по математике (5 класс)

Паршина Ирина Сергеевна

Технологическая катра к уроку математики 5 класса по теме: "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Автор -         Паршина Ирина Сергеевна – учитель математики, первой категории.

Место работы – Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5» п. Айхал, Мирнинского района, Республики Саха (Якутия)

Технологическая карта урока

Ф.И.О. учителя

Паршина Ирина Сергеевна

Предмет

Математика

Класс

5 класс

Тип урока

Урок «открытия новых знаний»

Тема урока

«Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»

Цель урока

Содержательная: создание условий для формирования правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, обеспечение понимания учащимися правила с помощью практических заданий.

Деятельностная: выполнение системы упражнений, которые позволят учащимся самостоятельно сформулировать правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, формировать навыки по выполнению сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, а также умения решать задачи на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

Развивающая: формировать ключевые компетенции учащихся:

-    информационную (умение анализировать информацию и переводить ее из одной формы в другую)

- учебно-познавательную (умение осуществлять мыслительные операции: синтез, обобщение, классификация, систематизация)

- коммуникативную (умение осуществлять взаимодействие с окружающими и владеть разными социальными ролями)

Задачи урока

образовательные:  актуализировать знания  об обыкновенных дробях; ввести  и сформулировать правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.

развивающие:  создать условия для развития  внимания, инициативы, воображения;   вести работу по развитию  математической речи, логического мышления; формировать умение анализировать,  находить ошибки, делать выводы.

воспитательные: содействовать формированию  взаимоуважения, умения отстаивать своё мнение, интереса к урокам математики.

Планируемые результаты

предметные – моделируют ситуации, требующие введения  правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями;

личностные – проявляют устойчивый и широкий интерес к  новой теме и к изучению предмета;

метапредметные

регулятивные –  обнаруживают проблему « недостатка» знаний для выполнения действия сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями

познавательные - учатся осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач;                                           

коммуникативные – умеют слушать других, учатся критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

Формы организации образовательного пространства на уроке

Фронтальная  беседа с учащимися; работа с учебником; самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой, работа в группах.

Риски

 Тема урока не заинтересует учащихся. Могут возникнуть трудности при проверке работы товарища; не получится планируемая  дискуссия при обсуждении ошибок  самостоятельной работы.

Средства обучения

1. Учебник:  Математика. Арифметика. Геометрия. 5 кл.: Е.А. Бунимович, Г.В. Дорофеев,учебник для общеобразовательных учреждений, изд-во «Просвещение».

2. Технологическая карта урока.

3. Компьютер и мультимедийный проектор. Презентация по теме урока.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Микроцель

Деятельность  учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

1.Организационный момент

Создание положительного эмоционального настроя в классе.

Приветствует учащихся.

Учитесь думать, объяснять,

Учитесь мыслить, рассуждать.

Ведь в математике, друзья,

Без логики никак нельзя.

Напоминает о работе с маршрутными листами.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

Подписывают маршрутные листы.

Включение учащихся в деловой ритм урока.

2.Проверка домашнего задания.

Актуализация опорных знаний и способов действий. Проверка усвоение учащимися предыдущей темы.

Координирует   деятельность учащихся.

Взаимопроверка д/з в парах по ключам, лежащим на каждой парте.

 

познавательные:

уметь анализировать объекты в ходе проверки домашнего задания

личностные: самоопределение (умение выделять нравственный аспект поведения),

смыслообразование (учебная мотивация)

3. Устная работа (этап мотивации)

Заинтересовать учащихся.  Развивать  внимание, проверить усвоение учащимися  предыдущей темы

Подвести к формулированию темы урока и цели.

- Ребята, а вы знаете этих героев? Догадались к кому они пришли в гости? (к Кролику) (Слайд 3, 4)

-Кролик у нас ученый, всем кто к нему приходит в гости, он задаёт умные вопросы.

Чтобы Вини – Пух и Пятачок вошли в дом к Кролику нужно поработать. Поможем им, ребята?

- Дверь у Кролика волшебная. Ответим верно, значит откроется.

Вопросы: Какую тему вы сейчас изучаете? Какая часть двери закрашена красным цветом? Какая зеленым? Какая - голубым?  А какая дробь меньше? Расположите дроби в порядке возрастания. Как называют число, стоящее над чертой дроби? Под чертой дроби? Что показывает знаменатель? А что показывает числитель?

- Молодцы! Хорошо справились с заданием! Помогли открыть дверь.

(Слайд 5)

- Кролик знает, что Винни – Пух очень любит мёд! Вот он и приготовил два горшочка с мёдом. Поможем Винни – Пуху определить какое количество мёда находится в горшочках. В первом -  от 700г, (200г), во втором -  то 800г (600г).Молодцы!

- Винни – Пух съел весь мёд за 7 минут. Какую часть часа он затратил?

(ч)

(Слайд 6)

- Кролик приглашает друзей пить чай с тортом.

Пятачок съел  торта, Винни – Пух -  трта.

- Ребята, ещё один гость! Кролик у нас воспитанный, он заботится о друзьях, волнуется, сможет ли он угостить ослика тортом? (Слайд 7)

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

- Как узнать? (надо посчитать сколько кусочков торта осталось)

- Что для этого нужно сделать?(сложить дроби, вычесть)

- Что мы должны научиться делать?(складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями)

- Значит перед нами стоят задачи: научиться складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями и применять эти знания при решении задач.

– Хорошо! Чтобы продолжить работу, надо записать тему урока, что мы запишем в тетрадь? (Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.)

– Запишите число и тему урока.(Слайд 8)

1.Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы:

- дают ответы на поставленные вопросы;

- читают и  определяют название дробей;

- сравнивают дроби;

- располагают числа в порядке возрастания (осуществляют сравнение дробей)

- разбивают числа на группы: правильные и неправильные дроби,

Выполняют самооценку.

2. Постановка проблемы: выдвигают предположение о теме урока.

Формулируют тему урока, цель урока. 

Записывают тему урока.

познавательные:

— развитие умения проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы;

— развитие умения  применять  полученные знания  при решении примеров;

 коммуникативные :

— формирование умения работать в коллективе: умение слушать и слышать,

— отстаивать своё мнение;

— признавать свои ошибки;

регулятивные:

— учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;

— учить самостоятельно оценивать свои мысли и высказывания.

личностные:

мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

4.Работа по новой

теме :

 а)этап построения проекта выхода из затруднения;

б) этап первичного закрепления;

в) этап  самостоятельной  работы.

Сформулировать правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, показать на примерах, как выполнять сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

Сформировать умение складывать и вычитать дроби с одинаковым знаменателем.

Выявление первичного осмысления изучаемого материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение усвоения алгоритма выполнения заданий по теме.

-Ребята, на сколько частей разрезан торт? Как выполнить сложение дробейВспомним что показывает числитель?  Значит Пятачок съел 2 кусочка торта, Винни-Пух – 3.

Всего сколько кусочков торта съедено? (5). А сколько осталось? Как можно узнать?  

- Ну что, ребята, Кролик сможет угостить Ослика? (да)

- А теперь давайте сформулируем правило сложения (вычитания) дробей с одинаковыми знаменателями. (говорят).

- Давайте запишем правило в тетрадь.

Тренажер №233 (отрабатываем алгоритм)

 - Сейчас мы напишем графический диктант. А помогать нам будут наши друзья. (Слайд 11)

Запишите в тетради в строчку свои ответы.

Ответу «да» соответствует «+», ответу «нет» - «-».

 (Два ученика у доски на обратной стороне)

1) Я думаю, что сумма одной пятой и трёх пятых равна четырём пятым.

2) Я думаю, что разность одиннадцати тринадцатых и двух тринадцатых равна девяти тринадцатым.

3) Я думаю, что сумма пятнадцати двадцать вторых и пяти двадцать вторых больше единицы.

4) Верно ли, что http://doc4web.ru/uploads/files/34/33808/hello_html_m7c9011f.gif = http://doc4web.ru/uploads/files/34/33808/hello_html_14d0bec3.gif.

5) Верно ли, что http://doc4web.ru/uploads/files/34/33808/hello_html_38a90701.gifhttp://doc4web.ru/uploads/files/34/33808/hello_html_mc2b6848.gif.

6) Я думаю, что если поменять местами числитель и знаменатель правильной дроби, то полученная дробь окажется меньше исходной.

7) Верно ли, что дробь http://doc4web.ru/uploads/files/34/33808/hello_html_74a812b5.gif< 1.

8) Верно ли, что чтобы найти разность дробей с одинаковыми знаменателями надо из числителя уменьшаемого вычесть числитель вычитаемого.

Ключ: ++ -++-++ (Слайд 12)

Проверяют правильность выполнения, самооценка. Открываем доски. (Выставить оценки работавшим у доски)

Поставьте сами себе оценки карандашом на полях тетради («5»-верно все, «4»-1-2 ошибки, «3»-3-4 ошибки, «2»- 5 и более ошибок).

Выполним сложение.

Выполним  вычитание.

Проговаривают свои предположения. Выслушивают варианты одноклассников, делают выводы.

Записывают решения в тетради.

Формулируют правило, работают по учебнику, сравнивают со своей формулировкой.

Записывают правило сложения и вычитания обыкновенных дробей в буквенном виде в тетрадь, приводят примеры.

 +  =

 -  =

Отрабатывают умение применять правило сложения и вычитания обыкновенных дробей при решении задач.

Решают текстовую задачу с опорой  на применение жизненного опыта:  анализируют условие задачи, объясняют ход решения, работают с зарисовкой и сопоставляют полученный результат с реальной жизнью.

Выполняют самостоятельную работу, сравнивают решение с эталоном, осуществляют взаимопроверку (самооценку),  согласно критериям.

Выставляют оценку, объясняют и обсуждают объективность выставленной оценки

Отвечают на вопросы учителя, подводят итоги своей работы на уроке.

познавательные:

- уметь анализировать  объект  с целью нахождения способа решения задачи;

- уметь использовать графическую информацию (чертежи), формулы, строить логическую цепочку рассуждений

- воспринимать текст  учебника с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ответа на поставленный вопрос.

регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий;

коммуникативные:

учить точно и грамотно выражать свои мысли.

личностные: самоопределение (умение выделять нравственный аспект поведения),

смыслообразование (учебная мотивация)

познавательные:

в ходе выполнения упражнений  отрабатывать умение выполнять сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями;

развивать умение применять математические знания к реальным жизненным ситуациям;

регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий;

коммуникативные:

уметь аргументировать свое мнение; уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной форме управлять своим поведением (контроль, коррекция, оценка своего действия).

5. Домашнее задание.

Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания

Объясняет домашнее задание. (№ 744, № 746,№ 774).

Задание  творческого характера по желанию – придумать сказку «Приключение дробей»

Слайд 18 презентации

Записывают домашнее задание в дневник.

регулятивные: планировать  решения учебной задачи

личностные:

проводить самооценку, формировать мотивацию к изучению и закреплению нового.

6. Рефлексия.

Дать количественную оценку работы учащихся

Организует обсуждение достижений, ставя заранее подготовленные вопросы:

Какую цель ставили?

Удалось ли ее достичь?

Какими способами? Понравился ли  урок? Что вызвало затруднения? (Слайд 9)

Слайд 19 презентации

Благодарит за урок.

Слайд 20 презентации

Отвечают на вопросы учителя. Анализируют, что при проверке знаний они проявили самостоятельность, честность, требовательность.

Во время урока им потребовалась внимательность, собранность, проявление смекалки.

личностные:

оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, причины неудач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по математике "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"

Цель урока: научить складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями...

Технологическая карта урока по теме: "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Технологическая карта урока для 5 класса по теме: "Сложение и вычитание десятичных дробей"....

Технологическая карта урока по теме: "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями".

Технологическая карта урока по теме: "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"....