Технологическая карта урока по математике в 5 классе по теме: "Как записывают и читают числа"
план-конспект урока по математике (5 класс)

Пуцейко Дарья Валерьевна

Технологическая карта урока по математике в 5 классе по теме: "Как записывают и читают числа" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель математики Пуцейко Д.В.

Технологическая карта урока по математике в 5 классе.

Тема урока: Как записывают и читают числа (1-й урок)

Класс: 5

Дидактическая цель:  создать условия для формирования новой учебной информации.

Цели по содержанию:

   - обучающие: Научить читать и записывать числа в непозиционной системе счисления. Научить читать и записывать большие натуральные числа. Использовать для записи больших чисел сокращения. Представлять числа в виде суммы разрядных слагаемых.(1 урок).

- развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание;

  - воспитательные: развивать познавательный интерес и регуляторные навыки через игровые моменты взаимоконтроля, взаимопроверки, развивать коммуникативные способности во время работы в парах, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения, положительного эффекта настойчивости для достижения цели.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы:

По источникам знаний: словесные, наглядные;

По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;

Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;

Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.

Место проведения: учебный кабинет

Оборудование: Учебник: Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электоронном носителе / Е.А. Бунимович и др. –2-е изд. – М.:Просвещение, 2011. – 223 с.: ил. – (Академический школьный учебник) (Сферы), Задачник-тренажер Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ Е.А. Бунимович и др.. – М.:Просвещение, 2010. – 127 с.: ил., Тетрадь-тренажер Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ Е.А. Бунимович и др. – 2-е изд. – М.:Просвещение, 2011. – 128 с.: ил., мультимедиа проектор, компьютер, ИД, рабочие тетради учащихся.

Этапы урока

Задачи этапа

Визуальный ряд

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД  

Организационный момент

Создать  благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Включаются в деловой ритм урока

Регулятивные – умение

сосредоточиться для восприятия новой темы

Актуализация знаний и умений

Актуализация опорных знаний и способов действий

На доске представлены цифры римской нумерации

  Посмотрите, пожалуйста, на доске  вы видите цифры, которые использовались в римской нумерации. Эти цифры обозначают сразу большое число единиц. Для записи конкретного числа используются некоторые правила (1-3).  

Скажите, какое число записано

XXIII, XL, XXIV

Подумайте, как записать римскими цифрами число

14, 18, 121.

Как вы думаете, легко ли, пользуясь римской нумерацией записать такие числа как  975 или 2372?

А как же нам быть?

Вероятно существуют и другие способы записи больших чисел.

Великим достижением математиков было изобретение позиционной десятичной системы записи чисел, в которой используются только десять символов-цифр. Итак, тема нашего занятия: «Римская нумерация, десятичная нумерация».

Вместе с учителем

Устно: 23

Устно: 40

Устно: 24

XIV, XVIII, CXXI

Устно: это достаточно тяжело

Запись темы урока в тетрадь

Коммуникативные: вступать в диалог. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Оформлять свои мысли в устной и письменной  форме

Личностные: развитие эрудиции

Познавательные: умение выдвигать гипотезы

Целеполагание и мотивация

Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока

На доске изображена схема разрядов числа.

Цель урока

Сегодня мы узнаем, что в позиционной десятичной системе значение цифры зависит от того, в каком разряде она находится.

Чтобы прочитать число, записанное в десятичной системе, его разбивают справа налево на классы по три цифры в каждом.

Научимся пользоваться этим приемом для чтения и записи любых чисел

Регулятивные: умение прогнозировать

Усвоение новых знаний и способов усвоения

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания  детьми изучаемой темы: как записывают и читают числа

На доске написаны многозначные числа

Десятичной нумерацию называют потому, что в ней важную роль играет число 10: единица каждого следующего разряда составляет 10 единиц предыдущего разряда.

Читают число слева направо. Например, число 247 028 541 406 читают так: 247 миллиардов, 28 миллионов 541 тысяча 406

Слушают объяснение

Познавательные:

 Ориентироваться в электронном учебнике

Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунка, схемы

Организация первичного закрепления

Установление правильности и осознанности изучения темы «Как записывают и читают числа».

Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

На доске изображена схема представления числа по классам

Открываем Учебники на странице 28, выполняем № 58.  Необходимо прочитать число, правильно называя его по классам.

В № 59 необходимо самостоятельно разбить число на классы и прочитать его.

№ 60 выполняется по образцу на доске

№ 63 выполняется под руководством учителя

А теперь поработаем Тетрадях-тренажерах. № 34, 35 (табл.1)

Ребята учатся правильно считывать число, пользуясь подсказкой учебника.

Ребята разбивают число на классы и считывают его,

подробно поясняя свой ответ.

Ребята выполняют работу в своих тетрадях, сверяются и советуются с соседом по парте. После выполняем устную проверку.

Ребята выполняют работу в своих тетрадях-тренажерах, сверяются и советуются с соседом по парте. После выполняем устную проверку.

 

Коммуникативные:

Оформлять свои мысли в устной форме, уметь взаимодействовать с соседом при выполнении учебной задачи

Познавательные: поиск решения проблемы

Усвоение новых знаний и способов усвоения

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания  детьми изучаемой темы: «Как записывают и читают числа»

Важно воспринимать число на слух и уметь записывать его. Например, запишите число двести сорок четыре тысячи восемьсот тридцать два.

Давайте выберем от каждого ряда представителя и на скорость выполним задание на доске.

Итак, у доски находится три ученика. В учебнике на стр. 28 вы найдете своё задание: 62(а), 62(б), 62 (в). Начали!

А теперь давайте вспомним, как большие числа можно записывать с помощью сокращений. Например, 2 млн 47 тыс. Такие записи вы видели в газетах и журналах

(2047000)

Выполним в тетрадях № 65 (а,е)

Ученик выходит к доске и пытается выполнить задание учителя. Весь класс участвует в обсуждении процесса записи и оценивает правильность ответа.

Учащиеся предлагают своих кандидатов

Каждый ряд болеет за своего представителя.

Учащиеся работают в тетрадях

Познавательные

Коммуникативные

Организация первичного закрепления

Установление правильности и осознанности изучения темы «Как записывают и читают числа»

Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

Записи сопутствующие решению нестандартной задачи №68.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

Улыбнитесь друг другу и присаживайтесь.

А теперь мы проверим, насколько глубоко вы поняли суть позиционной записи числа.  В наших учебниках есть очень интересное задание № 68 на стр. 29 для тех учеников, которые стремятся понять предмет, а не просто выполнить задание по алгоритму. Я думаю, что в нашем классе все ученики именно такие или стремятся быть такими. Давайте сейчас каждый самостоятельно подумает над этим заданием, а через пару минут мы будем вместе обсуждать ваши гипотезы.

 (Учитель проходит по классу и проверяет правильность размышлений, при необходимости корректирует действия учащихся)

Молодцы! Вы сейчас работали в команде и достигли успеха.

Ребята приступают к размышлению над заданием

Ребята поднимают руки и высказывают свои мысли. Идет общее обсуждение в классе. В результате общих усилий появляется ответ: наибольшее число:

9876543210, а наименьшее –

1023456789.

Коммуникативные

Личностные

Познавательные: выдвижение гипотезы, поиск решения проблемы

Организация первичного контроля

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков

Самостоятельная работа (5 мин)

Вариант I

      1. По Тетради-тренажеру: № 37 (1 столбик)

      2. По  Тетради-тренажеру: № 38 (1 столбик)

Вариант II

  1. По Тетради- тренажеру № 37 (2 столбик)
  2.       2.  По  Тетради-тренажеру: № 37 (2 столбик)

(По истечении положенного времени открывает следующую страницу флипчарта для самопроверки самостоятельной работы)

Выполняют задания в тетрадях-тренажерах, проверяют по заготовке на ИД. Оценивают успешность своей работы.

Познавательные: умение делать выводы и умозаключения

Подведение итогов урока

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых

- Что изучали сегодня на уроке?

- Какие существуют принципы записи чисел?

- Что собой представляет римская нумерация?

- Что собой представляет десятичная нумерация?

- Сколько знаков используется для записи чисел в десятичной системе счисления?

- Почему десятичная система называется позиционной?

- Расскажите как представить число в виде суммы разрядных слагаемых.

- Является ли римская нумерация позиционной?

- Сегодня на уроке все работали хорошо, но особенно хочется отметить некоторых учащихся: ….

Отвечают на вопросы.

Регулятивные (рефлексия)

         Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

По Учебнику п. 5, № 55, 65

Т-Т № 34 (б), 35 (табл.2)

Эл. Прилож. № 279 – лаборатория «Часы»

Фиксируют домашнее задание

Рефлексия

Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации, их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе

Если вы считаете, что вы поняли тему сегодняшнего урока, то напишите в тетради число пять миллионов триста пятнадцать тысяч пятьсот пять.

Если недостаточно, то напишите число, которое выражает количество цифр в десятичной позиционной системе счисления.

Если вы считаете, что вы не поняли тему сегодняшнего урока, то напишите в тетради самое маленькое натуральное число.

Спасибо за урок.

Выполняют задание учителя

Личностные

Регулятивные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Технологическая карта урока по математике 6 класса на тему "Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел"

Методическая разработка. Технологическая карта урока по математике 6 класса на тему "Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел"...

Технологическая карта урока по математике 2 класс «Умножение числа 9 и деление на 9. Девятая часть числа»

Технологическая карта урока по математике 2 класс «Умножение числа 9 и деление на 9. Девятая часть числа»....

Технологическая карта урока по математике 5 класс на тему "Объем прямоугольного параллелепипеда"

Технологическая карта урока Предмет: математика Класс: 5класс Учебник: А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. Математика 5 класс. М.. Издательский центр «Вентана-Граф», 2013 Тема урока: Объ...

Технологическая карта урока по математике 5 класс " Деление десятичных дробей на натуральные числа"

Технологическая карта урока по математике 5 класс " Деление десятичных дробей на натуральные числа" (Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд.)...

Технологическая карта урока по математике 5 класс на тему "Ломаная. Длина ломаной"

Данный конспект соответствует всем требованиям ФГОС ООО....

Технологическая карта урока по математике 5 класса по теме "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"

Эта разработка урока была представлена на конкурс методических разработок в региональном конкурсе разработок учителей математики Ненецкого автономного округа...