Сложение и вычитание десятичных дробей
план-конспект урока по математике (6 класс)

Данилкина Вера Михайловна

Систематизирование и выявление уровня знаний, умений и навыков учащихся при сложении и вычитании десятичных дробей, формирование способности практического применения алгоритма при решении задач, способствовать воспитанию умений работать самостоятельно и коллективно, формировать математическую компетентность учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет:

Математика

Класс:

6

Учитель:

В.М.Данилкина

Базовый учебник:

Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ С.М.Никольский, М.К.Потапов, Н.Н., Решетников, А.В.Шевкин - М.: «Просвещение», 2016.

Тема урока:

Сложение и вычитание положительных десятичных дробей

Количество часов, отведённое на изучение темы:

4

№ урока:

4

Тип урока:

Урок обобщения и систематизации знаний и умений.

Цель урока:

Систематизирование и выявление уровня знаний, умений и навыков учащихся при сложении и вычитании десятичных дробей, формирование способности практического применения алгоритма при решении задач, способствовать воспитанию умений работать самостоятельно и коллективно, формировать математическую компетентность учащихся

Задачи урока:

Образовательные

(формирование познавательных УУД)

повторить правила сложения и вычитания положительных десятичных дробей, отработать умения и навыки сложения и вычитания положительных десятичных  дробей,; проверить уровень знаний и умений по теме;

Развивающие

(формирование регулятивных УУД)

развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, вычислительную культуру, познавательный интерес  и логическое мышление учащихся делать выводы, развивать внимание, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 

Воспитательные

(формирование коммуникативных и личностных УУД)

развивать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, воспитывать самостоятельность, честность в оценке своих знаний,  расширять кругозор  учащихся.

Планируемые результаты:

УУД

Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, умеют ясно, чётко излагать свои мысли в устной и письменной речи

Познавательные: выбирают и формируют познавательную цель, выражают смысл ситуации с помощью различных примеров, делают предположение об информации, необходимой для решения задачи

Регулятивные: самостоятельно формулируют познавательную цель и строят свои действия в соответствии с ней, умеют анализировать, делать выводы, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, умеют слушать и вступать в диалог, строить в паре продуктивное взаимодействие

Основные понятия, изучаемые на уроке:

Десятичные дроби, сложение, вычитание.

Методы:

  • по источникам знаний: словесный, наглядный;
  • по степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;
  • относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;
  • относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый

Формы работы обучающихся:

Фронтальная, парная, индивидуальная.

Необходимое учебное оборудование:

Компьютер, проектор, экран, учебники по математике, раздаточный материал (карточки с заданием),  электронная презентация, выполненная в программе Power Point, листы самооценивания

Структура урока:

1. Организационный момент. (2 мин)

2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

    (5 мин)

3. Постановка темы, цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности. (2 мин)

4. Актуализация знаний. (3 мин)

5. Применение знаний и умений в новой ситуации.  (20 мин)

6. Физкультминутка. (3 мин)

7. Выполнение заданий теста с проверкой по эталону. (7  мин)

8. Домашнее задание.(1 мин)

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. (2 мин)

Организационная структура урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

Организационный момент.

Цель: включить обучающихся в учебную деятельность, определить содержательные рамки урока, создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Форма обучения: фронтальная.

Учитель.   Здравствуйте, дети! Садитесь!

Поднимите руку, кто хорошо готов к уроку. Положите руку на голову, погладьте её и  скажите: какая (какой) я умница. Надеюсь, что на уроке вы будете работать активно и у вас, обязательно, все получится.

Напоминаю, что перед вами лежит лист самооценки, в котором вы должны оценить каждое выполняемое вами задание во время урока.

Деятельность учащихся: включаются в деловой ритм урока, отвечают на вопросы учителя, высказывают свои предположения.

Личностные: самоопределение, смыслообразование.

Регулятивные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,  целеполагание, волевая саморегуляция.

Познавательные: анализ, сравнение, самостоятельное выделение и формулирование познавательной деятельности, цели.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения.

2.

Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся

-Проверим домашнее задание.

№776 (решали мальчики) - взаимопроверка

.

№771 (решала Лера) – объясняет решение вслух

У Маши отдельное задание ( проверяет задание по эталону)

Познавательные: активизация опорных знаний и  умений

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, оценивание усваиваемого материала, структурирование собственных знаний.

Коммуникативные: умение слышать вопросы, давать полный ответ, доказывать свою точку зрения

3.

Постановка темы, цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Деятельность учителя: задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать тему и цели урока.

Учитель: 

Древнеримский политик, философ, писатель и оратор Цицерон Марк Туллий сказал:

 «Недостаточно овладеть премудростью,

нужно так же уметь пользоваться ею».

-Ребята, как вы понимаете эти слова?

- Какую тему мы с вами изучили?

- Сформулируйте тему урока.

- Открываем тетради, записываем число, классная работа, тему урока  (записать на доске)

 -Сегодня на уроке мы продолжим складывать и вычитать положительные десятичные дроби, решая примеры, уравнения,  задачи.

.

Деятельность учащихся:

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цели урока. Под руководством учителя определяют задачи урока, формулируют тему урока.

Недостаточно знать правила, необходимо уметь их применять.

- «Сложение и вычитание положительных десятичных дробей»

- Продолжать овладевать умением складывать и вычитать десятичные дроби, отработать правила сложения и вычитания десятичных дробей, развивать навык устного сложения десятичных дробей, повторить знания о десятичных дробях, систематизировать знания о десятичных дробях, продолжить развивать навык самооценки работы на уроке в различных формах работы.

Заполняют листы самооценки.

Познавательные :определять тему беседы и обосновывать своё мнение, логические УУД.

Личностные :
самоопределение к учебной познавательной деятельности.

Регулятивные: целеполагание, соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Коммуникативные умения:

слушать и слышать

Актуализация знаний.

Цель:  актуализировать знания алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей, применение свойств чисел для рационального нахождения суммы и разности десятичных дробей.

Форма обучения: фронтальная.

Учитель: 

Как складывают и вычитают десятичные дроби? 

-Прочитайте десятичные числа.

2,5;  8,03;   4,00123;  5,000887.

Выполните сложение и вычитание:

1,3+2,1;   5,1+1,8;     9,7-4,5;      9-5,5

Деятельность учащихся: выполняют задании, называют правило, на которое опирались при выполнении данного задания.

Чтобы сложить (вычесть) десятичные дроби, нужно:

  • уравнять в этих дробях количество знаков после запятой;
  • записать их друг под другом так, чтобы запятая была записана под запятой;
  • выполнить сложение (вычитание), не обращая внимания на запятую;

поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях

4.

Применение знаний и умений в новой ситуации Цель: Формирование навыка применения алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей  при решении задач.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Учитель: Итак, давайте поработаем по теме нашего урока.

  1. Решение задачи на движение

№775

-Как найти скорость по течению реки?

-Как найти скорость против течения?

1) 7,5+4,2=11,7 (км/ч) – скорость лодки по течению.

2) 7,5-4,2=3,3(км/ч) – скорость лодки против течения.

Ответ:11,7 км\ч, 3,3 км/ч.

  1. Карточка с заданиями.

Пирамида Хеопса
1) Масса одного блока, из которых построено это чудо света, равна 2, 527 тоннам. Если из этого числа вычесть 1, 309 и прибавить 18,782. Вы узнаете, сколько лет строили это сооружение. (Ответ:20 лет)

  1. Если к высоте пирамиды 146,6 м прибавить 130,137 и вычесть 46,737 то получится число, равное длине сторон квадрата лежащего в основании пирамиды.

       ( Ответ: 230 м)

.

- Ребята, напоминаю вам про листы самооценки.

  3. Поставь запятую

 Известно, какое важное значение имеет запятая в русском языке. От неправильной расстановки запятых смысл предложения может резко измениться. Например, «Казнить, нельзя помиловать» и «Казнить нельзя, помиловать».

В математике от положения запятой зависит верность или неверность равенства.

Задание.

Найти ошибки, которые допустили Незнайка при сложении и вычитании дробей
а)32+18=5       б) 3+108=408    в) 42+17=212    г) 736-336=4     д) 63-27=603      е) 57-4=17

Поставьте запятые в нужные места.

4. Работа в парах.

На каждую парту раздаются задания: восстановить цепочку  вычислений  и ответить на вопрос.

1 - парта . Из шкурок какого зверька шилась королевская мантия?

http://festival.1september.ru/articles/525691/img1.gif

2 - парта.  Какой кошке поклонялись древние индейцы?

http://festival.1september.ru/articles/525691/img2.gif

Деятельность учащихся: Выполняют задания учителя, учатся применять алгоритм сложения и вычитания дробей.

Работают в группах

V пр. теч.= V собств. - V теч.


V по теч.= V собств. + V теч.

Ученик решает у доски, остальные в тетради.

Ученик решает у доски.

Заполняют листы самооценки.

Выходят к доске и ставят запятые в нужных местах.

а)3,2+1,8=5        б) 3+1,08=4,08    в) 4,2+17=21,2    г) 7,36-3,36=4     д) 63-2,7=60,3     е) 5,7-4=1,7

Заполняют листы самооценки.

Дети работают в парах

Заполняют листы самооценки.

Личностные: самоопределяются, осознают ответственность за работу пары

Познавательные: самостоятельно планируют свою деятельность, применяют способы решения, прогнозируют результат, выстраивают логическую цепь рассуждений

Регулятивные: проявляют познавательную инициативу

Коммуникативные: планируют сотрудничество с одноклассниками и учителем, учитывают мнение в паре, координируют свои действия

5

Физкультминутка.

Цель:

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Учитель. Молодцы, а теперь давайте отдохнем.

Мы устали чуточку,
Отдохнем минуточку.
Поворот, наклон, прыжок,
Улыбнись давай, дружок.
Еще попрыгай: раз, два, три!
На соседа посмотри,
Руки вверх и тут же вниз
И за парту вновь садись.

Деятельность учащихся: повторяют движения за учителем.

6.

Выполнение заданий теста с проверкой по эталону.

Цель : организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий.

Форма обучения: индивидуальная работа с последующей самопроверкой

Деятельность учителя: Организовывает самостоятельную работу учащихся.

 Учитель.  А сейчас  проверим, насколько хорошо вы усвоили тему сегодняшнего урока, индивидуально выполняя задания теста.

Тест

1 Вариант

1.Записать в виде десятичной дроби число: 35

а)35,9     б)35,09    в)35,009     г)35,900

2.Поставить вместо звездочки цифру так, чтобы запись выражения оказалась верной:

0,5 * 7 > 0,531

  а)0          б)1             в)2               г)4

3.Выполните сложение 105,28 + 42,9

 а)106,28    б)148,18    в)148,98    4)147,37

4.Выполните вычитание 25,073 – 16,29

  а)8,783      б)8,944       в)9,783     г)9,504

5.Решите уравнение 8,2 + y = 10,6

   а)3,3        б)2,4           в)4,1          г)18,8

Учитель: Давайте проверим, как вы справились с заданием, для этого проверьте ответы по эталону. 

1 вариант

1

2

3

4

5

в              

г

б

а

б

- По предложенным критериям выставьте оценки

Критерии оценивания:

5 правильных ответов – 3 балла

4 правильных ответов – 2 балла

3 правильных ответов – 1 балл

- Заполните листы самооценки.

Деятельность учащихся: Получают бланки с заданием и проверяют свои знания с помощью тестовых вопросов. По истечении 10 минут меняются бланками с соседом по парте и с помощью системы оценки, представленной на слайде, выставляют друг другу оценки

Регулятивные:  умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий после  внесения необходимых корректив.

Познавательные: анализ, синтез, аналогия, выполнение действий по алгоритму

7

Домашнее задание.

Цель : обсудить и записать домашнее задание.

Деятельность учителя: комментирует домашнее задание.

Учитель: Домашнее задание я выдала вам в электронном дневнике. Оно рассчитано на три уровня сложности. Каждый из вас выбирает тот уровень, с которым он может справиться и выполняет его.

Деятельность учащихся: записывают домашнее задание.

8

Итог урока.

 Рефлексия учебной деятельности.

Цель: зафиксировать содержание, которое повторили на уроке, оценить собственную деятельность.

Форма обучения: индивидуальная работа.

Деятельность учителя: организует подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников.

Учитель: 

- Оцените и подведите итог своей работы во время урока.

      "5" - 15-14  б ; "4" -  13-11 б;  "3" - 10-8 б; "2" - 7 и менее баллов.

- Сдайте листы самооценки.

  • Теперь я могу…
  • Особенно мне понравилось…
  • Было трудно…

Учитель. Ребята! Спасибо за урок. Впереди у нас еще много новых интересных открытий. Я желаю вам успехов в дальнейших познаниях.

До свидания.

Деятельность ученика: называют основные позиции нового материала и как они их усвоили.

заполняют листы самооценки.

Учащиеся рассуждают о том, что им больше всего понравилось на уроке, что запомнилось, что бы они хотели повторить, что бы хотели изменить. Как они себя чувствовали на уроке.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: аргументация своего мнения.

Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке.


Приложение

Из шкурок какого зверька шилась королевская мантия?

http://festival.1september.ru/articles/525691/img1.gif

Какой кошке поклонялись древние индейцы?

http://festival.1september.ru/articles/525691/img2.gif

Теперь я могу…

Особенно мне понравилось…

Было трудно…

 а)32+18=5
б)3+108=408  

 в) 42+17=212

 г) 736 - 336=4  

 д) 63-27=603      

 е) 57- 4=17

Лист самооценки.

Учебная работа: работа на уроке математики по теме:

«Сложение и вычитание положительных десятичных дробей»

Ученика(цы)  6 класса ___________________________________

На каждом этапе оцени свою работу, выбрав в нужной строке знак «+».

Этап

Учебная деятельность

Выполнил безошибочно

3 балла

Выполнил с ошибками

2 балла

Испытывал большие затруднения

1 балл

Не справился с заданием

0 баллов

1

Проверка домашнего задания

2

Устный счет

3

Применение знаний

4

Работа в парах

5

Выполнение теста

Сумма баллов

Оценка за урок

Какую оценку хотел получить

Критерии оценивания:

"5" - 14-15 баллов;

"4" - 11-13 баллов;  

"3" – 8 – 10 баллов;
"2"- 7 и менее баллов.

Пирамида Хеопса

  1. Масса одного блока, из которых построена это чудо света, равна 2, 527 тоннам. Если из этого числа вычесть 1, 309 и прибавить 18,782. Вы узнаете, сколько лет строили это сооружение.

  1. Если к высоте пирамиды 146,6 м  прибавить 130,137 и вычесть 46,737 то получится число, равное длине сторон квадрата лежащего в основании пирамиды.

Пирамида Хеопса

  1. Масса одного блока, из которых построена это чудо света, равна 2, 527 тоннам. Если из этого числа вычесть 1, 309 и прибавить 18,782. Вы узнаете, сколько лет строили это сооружение.

  1. Если к высоте пирамиды 146,6 м прибавить 130,137 и вычесть 46,737 то получится число, равное длине сторон квадрата лежащего в основании пирамиды.

Пирамида Хеопса

  1. Масса одного блока, из которых построена это чудо света, равна 2, 527 тоннам. Если из этого числа вычесть 1, 309 и прибавить 18,782. Вы узнаете, сколько лет строили это сооружение.

  1. Если к высоте пирамиды 146,6 м прибавить 130,137 и вычесть 46,737 то получится число, равное длине сторон квадрата лежащего в основании пирамиды.

Пирамида Хеопса

  1. Масса одного блока, из которых построена это чудо света, равна 2, 527 тоннам. Если из этого числа вычесть 1, 309 и прибавить 18,782. Вы узнаете, сколько лет строили это сооружение.

  1. Если к высоте пирамиды 146,6 м прибавить 130,137 и вычесть 46,737 то получится число, равное длине сторон квадрата лежащего в основании пирамиды

 

ТЕСТ

1 Вариант

1. Записать в виде десятичной дроби число:  35

     а)35,9     б)35,09    в)35,009     г)35,900

2. Поставить вместо звездочки цифру так, чтобы запись выражения оказалась  

    верной:

      0,5 * 7 > 0,531

    а)0          б)1             в)2               г)4

3. Выполните сложение  105,28 + 42,9

    а) 106,28    б) 148,18    в) 148,98    4) 147,37

4. Выполните вычитание  25,073 – 16,29

    а) 8,783      б) 8,944       в) 9,783     г) 9,504

5. Решите уравнение  8,2 + y = 10,6

    а) 3,3        б) 2,4           в) 4,1          г) 18,8

1 вариант

1

2

3

4

5

в              

г

б

а

б

Критерии оценивания:

5 правильных ответов – 3 балла

4 правильных ответов – 2 балла

3 правильных ответов – 1 балл


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Сложение и вычитание десятичных    дробей.Цель:1. Обобщить и систематизировать материал по теме «Десятичные дроби. Сложение ...

Презентации " Деление десятичных дробей на натуральное число". "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Презентации к урокам в 5 классе по темам "Слажение и вычитание десятичных дробей" и "Деление десятичных дробей на натуральное  число." Считаю, тему "Десятичные дроби" в курсе 5 класса одной из вы...

Урок на тему "Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей"

Тема «Десятичные дроби», изучаемая в курсе математики 5-го класса, представляет определенные трудности для учащихся. Вместе с тем эта тема – одна из наиболее важных в курсе математики средней школы, т...

Урок на тему "Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей"

Тема «Десятичные дроби», изучаемая в курсе математики 5-го класса, представляет определенные трудности для учащихся. Вместе с тем эта тема – одна из наиболее важных в курсе математики средней школы, т...