Математическая игра. Математика с аппетитом.
методическая разработка по математике (6 класс)

Ульянова Алла Зигмундовна

Внеклассное мероприятие по математике для 5-6 классов игра "Математика с аппетитом".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prepodavanie_matematiki._vneklassnaya_rabota.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Ульянова Алла Зигмунудовна, учитель математики

Раздел: Преподавание математикиВнеклассная работа

 Внеклассное мероприятие по математике для 5-6 классов игра «Математика с аппетитом»

Чтобы переваривать знания надо поглощать их с аппетитом.

А.Франц.

Цель игры.

                    Создание условий для пробуждения и развития устойчивого познавательного интереса учащихся к предмету.

Задачи игры.

                      Развивать умение применять полученные знания на практике.

                      Развивать память, внимание, решая нестандартные задачи.

                      Использовать находчивость, сообразительность при выполнении заданий игры.

                      Развивать коммуникативные возможности учащихся.

Данное мероприятие проходило в форме игры, местом проведения которой был учебный класс. Участники игры образуют две команды, которые будут вести обсуждения за круглыми столами.

Участники игры – учащиеся трех пятых классов, из числа которых были сформированы две команды. Каждая команда состояла из 8 человек ,выбранных следующим образом: учащимся предлагается вытащить карточку с глаголами, которые определяют вид деятельности (что кому ближе решение практических задач или исследование проблемы) .Остальные учащиеся выполняли творческое задание. Целью их работы было оформление математической газеты ,материалы для которой собирали пятиклассники в течение месяца . Моими помощниками в организации мероприятия и членами жюри были учащиеся  11 класса.

Предварительная подготовка включала следующее:

  • подбор материала для конкурсов;
  • организация учеников для работы по подбору материала для  математической газеты
  • организация помощников и жюри;
  • подготовка инвентаря.

Для оформления были использованы:

  • плакаты с высказываниями «Счет и вычисления – основа порядка в голове», Песталоцци «Доказательство- это рассуждение ,которое убеждает» Шиханович
  • эмблемы команд: орех и молоток как символ практиков, орех и весы как символ  исследователей и натюрморт как символ творческой группы.
  • карточки с заданиями;
  • жетоны для оценки верных ответов
  • оценочная таблица жюри.

Структура внеклассного мероприятия:

  1. Организационный момент;
  2. Актуализация. Вступительное слово учителя;
  3. Представление членов жюри;
  4. Подбор команд;
  5. Представление творческих групп.
  6. Конкурс команд;
  7. Математический фокус.
  8. Конкурс  газет.
  9. Подведение итогов игры.

 Исходя из опыта проведения внеклассных мероприятий по предмету в игровой форме, можно заключить, что такие мероприятия способствуют приобретению у учащихся навыков принятия решения в разнообразных ситуациях, воспитанию инициативности; являются средством развития умений и навыков коллективной мыслительной деятельности, формируют у детей познавательный интерес. Математические игры вызывают у учащихся положительное отношение к внеклассным занятиям по математике, а следовательно, и к математике в целом.

Цели:

образовательные:

  • расширить круг знаний учащихся;
  • раскрыть межпредметную связь математики и изобразительного  искусства.
  • способствовать выявлению знаний и умений у учащихся в нестандартных ситуациях;

воспитательные:

  • воспитание у учащихся инициативности, смекалки;
  • развитие доброжелательного отношения друг к другу;
  • развитие умения управлять своим поведением, следовать требованиям коллектива;

развивающие:

  • нацелить на сотрудничество и творчество;
  • повысить познавательный интерес к математике и здоровому образу жизни;
  • научить умению логически мыслить, анализировать и обобщать;
  1. Организационный момент

II. Актуализация. Вступительное слово учителя.

Станет ли кто в наше время отрицать, что человек должен быть здоров и интеллектуально развит. Чтобы быстро бегать, хорошо играть в теннис, метко стрелять по мишеням, надо много тренироваться. Но и для развития умственных способностей тоже необходимы упражнения – это математические задачи, ведь не случайно саму математику называют гимнастикой ума.

Как сказал Блез Паскаль: “Предмет математики столь серьезен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным”.

III. Представление членов жюри, помощников. Объявление правил оценки команд.

IV. Подбор  команд.

Предлагаю игрокам вытащить карточки по выбору. Те кто выбрал глаголы исследуйте, смоделируйте, установите, догадайтесь, постройте, оцените, докажите, обоснуйте, опровергните, образуют команду «Исследователи» .Те кто выбрали глаголы рассчитай, определи, расшифруй, найди, вычисли, сравни, перечисли, приведи пример образуют команду «Практики».

В качестве разминки командам предлагается задачи.

Вопросы команде «Исследователи»

  1. В мешке 24 кг гвоздей. Можно ли имея весы без стрелки, отмерить 9 кг гвоздей.(12 и12,6 и 6, 3 и 3. 6+3=9).
  2. Сумма возрастов трех друзей 29 лет. Сколько лет им  будет вместе через 5 лет. ( через 5 лет каждый станет старше на 5 лет . 5+5+5=15,29+15=44)

Вопросы команде «Практики»

  1. При встречи 5 человек обменялись рукопожатиями .Сколько было рукопожатий.(5*4:2=10).
  2. На тарелке лежат 5 яблок и 6 груш .Сколько различных способов выбрать 1 плод.(5+6=11).

VII. Конкурс команд.

Вопрос 1. (практический) «Из прямоугольника – квадрат»

Кусок бумаги имеет форму прямоугольника, одна сторона которого равна 4, а другая 9 единицам длины. Разрезать этот прямоугольник на две равные части так, чтобы, сложив их надлежащим образом, получить квадрат?

Дополнительный вопрос: Какой известный арифметический факт можно истолковать, используя эти геометрические преобразования.

Вопрос 2. (практический). «Переложи спички»

А) ТОПОР

 Переложите четыре спички, превратите топор, в три равных треугольника.

Б) ЛАМПА

В лампе, составленной из 12 спичек  ,переложите три спички,  так чтобы получилось 5 равных треугольников.

Вопрос 3. (практический)

I команда

Поставим две пешки на противоположные угловые поля доски. Можно ли оставшуюся часть доски покрыть костями домино, (кости домино – каждая величиной в две клетки доски), так чтобы ни одна кость не вылезала за пределы доски и кости не налегали друг на друга

II команда

Поставим две пешки на поля  разного цвета. Можно ли оставшуюся часть доски покрыть костями домино, (кости домино – каждая величиной в две клетки доски), так чтобы ни одна кость не вылезала за пределы доски и кости не налегали друг на друга.

Вопрос 4. (исследовательский)

Даны числа 1, 2, 3, 5. За один ход можно к любым двум из них прибавить по единице. Можно ли за несколько ходов уравнять эти числа?

Вопрос 5. (исследовательский)

I команда

В книге 480 страниц. Сколько цифр надо набрать, чтобы пронумеровать все страницы?

II команда

Матери было 32 года, когда родилась дочь и 35 лет, когда родился сын. Сколько сейчас лет дочери, если им всем вместе 59 лет?

Математическая пауза. Фокус « Отгадывания выпавшего числа очков».

Много интересных фокусов с игральными костями связано с позиционным способом записи чисел. Вот типичный пример из таких фокусов. Зритель бросает три кости, причём показывающий не смотрит на стол. Число, выпавшие на одной из костей, умножается на два, к полученному произведению прибавляется пять, и результат снова умножается на пять. Число, выпавшее на второй кости, складывается с предыдущей суммой, и результат умножается на десять. Наконец, к последнему числу прибавляется число, выпавшее на третьей кости. Как только показывающий узнаёт окончательный результат, он немедленно называет три выпавших числа.

Объяснение. От последнего числа показывающий отнимает 250. Три цифры полученной разности и будут искомыми числами, выпавшими на костях.

Вопрос 6.Задача история «В царстве смекалки» (ученики 11 класса разыгрывают условия задачи) из книги Е.И. Игнатьева В царстве смекалки.

Вопрос 7. (практический)

При встречи некоторые из 4-х друзей обменялись рукопожатиями. Первый пожал руку, троим, второй двоим, третий одному. Кому пожал руку четвёртый?

Вопрос 8. (практический)

Четыре ящика взвесили попарно, и получилось 7, 8, 9, 10, 11 и 12 кг. Чему равен общий вес четырех ящиков? Дайте ответ в килограммах.

Вопрос 9. (практический)

Сколько четырёхзначных чисел, составленных из разных чётных цифр, не делящихся на 5.

Задачи на сегодня все. Жюри подводит итоги.(максимальный балл за решение задачи 5; дополнительных 2 балла за красивое доказательство или пояснение).

Творческая группа заканчивает оформление газет и представляет их.

X. Подведение итогов игры:

  • объявляется команда-победитель;
  • члены команд получают сладкие призы.

Слово учителя:

Наша игра подошла к концу. Всем большое спасибо за участие! Хочу закончить нашу игру словами из стихотворения С.Маршака “Пожелание друзьям”.

Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье,
Оно для дальнего пути – 
Главнейшее условие.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет,
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего.
А всё хорошее, друзья,
Даётся нам не дёшево.

Литература

  1. Зайкин М.И. Математический тренинг: Развиваем комбинационные способности. Книга для учащихся 4-7 классов общеобразовательных учреждений. – М: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 1996. –176с., 324 илл.
  2. Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка: Пособие для учащихся 4-8 кл.сред.шк. – 5-е изд. – М: Просвещение, 1988. –160с.: ил.
  3. Петерсон Л.Г. Математика. 4 класс. – М: “Баласс”, “С-инфо”, 1999.
  4. Е.И. Игнатьев В царстве смекалки М . «Наука» 1982.
  5. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика: Задачи на смекалку: Учеб.пособие для 5-6 кл. общеобразоват. Учреждений. – М.: Просвещение, 1995. – 80с., ил.
  6. М.Гарднер Математические чудеса и тайны  М. «Наука» 1986.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математическая игра «Математик-бизнесмен»

Внеклассное мероприятие, расчитанное на учащихся 5-6 классов....

Математическая игра "Математика утравында соңгы герой"

Внеклассное мероприятие по математике на татарском языке предназначена для учащихся 5-6 классов. Цель мероприятия: Развивать познавательные и творческие способности, воспитывать интерес к предмету....

Математическая игра "Математик - бизнесмен"

Внеклассная работа с учениками в рамках математической предметной недели...

Математическая игра "Математик-бизнесмен"

Внеклассное мероприятие в 5 классе....

Математическая игра "Математик-бизнесмен" для 11 класса

Математическая игра "Математик-бизнесмен" развивает начальные экономические навыки, логическое мышление, комуникативность....

математическая игра "Математика ум в порядок приводит"

Тема: математическая игра «Математика ум в порядок приводит»Цель: Привитие интереса к изучению математики.Задачи:Развитие интереса к решению нестандартных задач, видеть связь математики с ...