Сложение дробей и одинаковыми знаменателями
методическая разработка по математике (5 класс)

Марченкова Галина Владимировна

      Урок для 5 класса, обучаются по общеобразовательной программе основного общего образования, адаптированной для обучающихся с ограниченными возможностями (задержкой психического развития, с тяжелыми нарушениями речи.

      Тип урока: открытие новых знаний.

      Цель урока: создание условий для формирования способности учащихся к новому способу действия, формирования умения сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями, формирования расширения понятийной базы, способствовать применению полученных знаний при выполнении заданий на сравнение дробей.

      Задачи урока:

            -обучающие: дать понятие сравнения обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями, учить записывать сравнение дробей с помощью знаков «больше» или «меньше».

            -развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание;

           - воспитательные: развивать познавательный интерес и регуляторные навыки через игровые моменты взаимоконтроля, взаимопроверки, развивать коммуникативные способности, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения, положительного эффекта настойчивости для достижения цели.

           - коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, умение выражать свои мысли, оценивать адекватно мысли одноклассников и учителя, оценивать качество своей и общей учебной деятельности.

 

В состав данной публикации входят:

  1. Технологическая карта урока
  2. Презентация Power Point, предназначенная для демонстрации на уроке

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

математики в 5 классе

ФИО учителя: Марченкова Галина Владимировна

Тема урока: Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями

Район, название ОУ: Приморский район, ГБОУ школа 59

Используемый УМК: Учебник: Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электоронном носителе / Е.А. Бунимович и др. –5-е изд. – М.:Просвещение, 2016ыыя. – 223 с.: ил. – (Академический школьный учебник) (Сферы), Задачник-тренажер Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ Е.А. Бунимович и др. – М.:Просвещение, 20170. – 127 с.: ил., Тетрадь-тренажер Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ Е.А. Бунимович и др. – 2-е изд. – М.:Просвещение, 2011. – 128 с.: ил., мультимедиа проектор, компьютер, рабочие тетради учащихся.

Учебный предмет: Математика

Класс: 5(обучаются по общеобразовательной программе основного общего образования, адаптированной для обучающихся с ограниченными возможностями (задержкой психического развития, с тяжелыми нарушениями речи).

Тип урока: открытие новых знаний.

Ресурсы урока: учебник; рабочая тетрадь; рабочая программа; презентация Microsoft Office Power Point

 Цель урока: создание условий для формирования способности учащихся к новому способу действия, формирования умения сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями, формирования расширения понятийной базы, способствовать применению полученных знаний при выполнении заданий на сравнение дробей.

 Задачи урока

-обучающие: дать понятие сравнения обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями, учить записывать сравнение дробей с помощью знаков «больше» или «меньше».

-развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание;

- воспитательные: развивать познавательный интерес и регуляторные навыки через игровые моменты взаимоконтроля, взаимопроверки, развивать коммуникативные способности, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения, положительного эффекта настойчивости для достижения цели.

Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, умение выражать свои мысли, оценивать адекватно мысли одноклассников и учителя, оценивать качество своей и общей учебной деятельности.

№ п/п

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

УУД

1.

Мотивация к деятельности

Задача этапа: включение учащихся в деятельность.

2

Учитель проверяет готовность класса к уроку, приветствует учеников.

Включение в деловой ритм. Слайд2

Человек подобен дроби: в знаменателе- то, что он о себе6 думает, в числителе - то, что о несть на самом деле. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь.

                                    Л. Н. Толстой

Высказывают свое мнение.

Включаются в деловой ритм.

Личностные результаты

Положительное отношение к учению(Л)

Метапредметные результаты

Учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

2.

Актуализация и пробное учебное действие

Задача этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа

действий.

6

Математическая разминка. Слайд 3.

 Устно

  1. В классе 20 учеников, из них 3 девочки. Какую часть учеников составляют девочки? Какую часть класса -мальчики?
  2. Среди дробей найдите равные дроби

 ;

3.-5 Задания.  Слайд 4

Называют ответы и объясняют свое решение.

-- девочек

- мальчиков

Метапредметные результаты

умение быстро ориентироваться в знакомой ситуации, грамотно выражать свои мысли (К)

Предметные результаты

сокращать дроби и приводить их к новому знаменателю (П – логически )

3

Выявление места и причины затруднения

Задача этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы еще не знаем).

3

Из двух неравных дробей всегда одна больше, а другая меньше. На координатной прямой большая дробь изображается точкой, расположенной правее, а меньшая дробь- точкой , расположенной левее.

Изобразите на числовом луче и сравните дроби    и  ;  

Высказывают свое мнение:

- чтобы расположить в нужном порядке, нужно сравнить дроби;

- умеем сравнивать только дроби с равными знаменателями, а здесь у всех дробей разные знаменатели

Фиксируют и формулируют проблему урока.

Метапредметные результаты

Целеполагание (Р)

Постановка вопросов (К)

Предметные результаты

Формулирование проблемы (П – лог.)

4

Постановка цели урока и построение проекта выхода из затруднения

Задача этапа: постановка целей учебной деятельности

2

Итак, чем же, по вашему мнению, нам предстоит сегодня заняться?

Чему вы хотите научиться, что узнать?

Тема урока «Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями» Записывают тему урока в тетрадь.

Определяют учебную задачу.

(знаю - …

не знаю -…

хочу узнать - …)

Ставят цели, определяют тему урока.

Высказывают свое мнение

- Научиться сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями;

- вывести (узнать, изучить) правила сравнения дробей с одинаковыми знаменателями

Метапредметные результаты

Целеполагание (Р)

Планирование (Р)

Прогнозирование (Р)

Предметные результаты

Самостоятельное формулирование цели (П – общеуч.)

5

Реализация построенного проекта

Задача этапа: Восприятие и осмысление учащимися нового материала

5

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации:

Как вы думаете, дроби с одинаковыми знаменателями можно сравнивать только с помощью координатного луча или есть ещё какой-нибудь способ? Слайд5

Работают по задачнику № 309.

Работают в группах, в ходе исследования делают выводы, формулируют правила сравнения.

половины друг с другом и с

Метапредметные результаты

Сотрудничество в поиске и выборе информации (К)

Предметные результаты

Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование (П – моделирование

6

Первичное закрепление

Задача этапа: первичный контроль за правильностью выполнения способа действия.

 

Физкультминутка

7

3

Организовывает фиксацию нового способа действия в речи.

Обращает особое внимание на правильную запись сравнения дробей в случае приведения их к общему знаменателю

- Итак, какой существует способ сравнения

дробей?

- Давайте обратимся к учебнику, может быть, мы в чем-то ошиблись стр. 144

 

После работы в группе учащиеся сравнивают свои ответы, обосновывая свою точку зрения.

Выслушивают мнение одноклассников.

.

Учащиеся называют полученные способы

Учебник стр. 144.читают правило.

Слайд7:

1. Вся лента разделена на 8 частей. 5 частей отрезали. 8-5=3 части осталось

2.Содержимое литровой банки разделили на 10 частей. Половина литровой банки  , тогда:  

№310(а, б)-задачник

Учащиеся по одному заданию выполняют на доске, остальные прописывают в тетрадях. Результат работы на доске проверяют учащиеся

на местах, если не согласны, то исправляют и комментируют.

 

Метапредметные результаты

Контроль (Р)

Оценка (Р)

Коррекция (Р)

Управление поведением партнера (К)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и

точностью(К)

Предметные результаты

Действие по аналогии (П)

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П – общеуч.)

7

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Задача этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности

8

Организует деятельность по применению новых знаний.

- На ваших столах лежат листочки. Возьмите их, подпишите и выполните предложенные на слайде № 8 задания. На работу вам отводится 5 минуты

Предлагает учащимся обменяться работами и проверить качество выполнения, сравнив с эталоном (на экране Слайд 9)

Учащиеся выполняют задания самостоятельной работы.

Осуществляют взаимопроверку и самопроверку.

Учащиеся, обменявшись работами, подчеркивают неправильные решения и выставляют отметку. (Критерии оценивания на доске:

Верно 3 задания – «5»

Верно 2 задания – «4»

Верно 1 задание – «3

Затем карточки возвращаются учащимся, и они перепроверяя свою работу, исправляют ошибки (если такие есть).

Метапредметные результаты

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р)

Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р)

Личностные результаты

Самоопределение (Л)

8

Рефлексия деятельности

Задача этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов

деятельности своей и всего класса

2

Организует рефлексию, самооценку результатов уч-ся.

Поднимите руки, кто получил за с/р «5», «4», «3».

- Предлагаю вам оценить свою работу на уроке, удалось ли вам успешно выполнить свои задачи.

Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Метапредметные результаты

Умение выражать свои мысли (К)

Предметные результаты

Рефлексия (П)

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Личностные результаты

Самооценка на основе успешности (Л)

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л)

9

Информация о домашнем задании

Задача этапа:

Обеспечить понимание учащимися содержания и способов выполнения домашнего задания

2

Домашнее задание: стр. 144 (читать), выучить правило,

Стр148 №509,510,511(Слайд 11)

 

Записывают задание в дневник, отслеживают комментарии учителя по учебнику


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сравнение дробей с одинаковым знаменателем 5 класс Учитель: Марченкова Г.В.

Слайд 2

Человек подобен дроби: в знаменателе – то, что он о себе думает, в числителе – то, что он есть на самом деле. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь Л.Н. Толстой

Слайд 3

Решите задания: В классе 20 учеников, из них 3 девочки. Какую часть учеников составляют девочки? Какую часть класса мальчики? Среди дробей найдите равные дроби:

Слайд 4

1) Какую дробь сократим на 5 и подучим ? 2) Приведите дробь к знаменателю: а) 35; б) 56; в) 77 3) Какая часть фигуры осталась не закрашенной? Сравните закрашенную часть и не закрашенную.

Слайд 5

Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та, у которой числитель больше Правило: 0 1 Пример:

Слайд 6

ФИЗМИНУТКА

Слайд 7

От куска ленты Катя отрезала часть, соответствующую всего куска. Это больше или меньше оставшейся ленты? Меньше или больше половины литровой банки наполняется водой, если воды в нее влить: а) литра; б) литра; в) литра; г) литра?

Слайд 8

Самостоятельная работа Сравните дроби: а) или ; б) или ; в) или ; г) или . 2) Расположите дроби в порядке убывания: ; ; 3) Автобус проехал своего маршрута. Определите большую или меньшую часть пути ему осталось проехать

Слайд 9

Самопроверка Сравните дроби: а) < ; б) > ; в) > ; г ) < . 2) Расположите дроби в порядке убывания: ; ; Решение: 7 – 2 = 5 частей осталось проехать .

Слайд 10

Домашнее задание Стр. 144 (читать) № 509; 510; 511

Слайд 11

proverka@example.com Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку по математике на тему: "Сложение дробей с одинаковыми знаменателями"

презентация к  уроку по математике на тему: "Сложение дробей с одинаковыми знаменателями"....

Сложение дробей с одинаковыми знаменателями

Урок математики в 6 классе ГБС(К)ОУ «Бугульминская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №10 VIII вида»...

"Сложение дробей с одинаковыми знаменателями"

Урок математики в 5 классе в рамках ФГОС ООО...

Конспект урока: " Сложение дробей с одинаковыми знаменателями"(5 класс)

Урок №95Тема «Сложение дробей. Свойства сложения»Тип урока: открытие нового знания.Цели. Предметные результаты:Сформировать у учащихся умение складывать дроби с одинаковыми знаменателями.Метапредметны...

Конспект урока математики в 6 классе по теме Сложение дробей с одинаковыми знаменателями»

Тема урока: «Сложение дробей с одинаковыми знаменателями» Цель урока: Учить складывать дроби с одинаковыми знаменателями. Задачи: 1. Формирование умения складывать дроби с одинаковыми з...

Самостоятельная работа "Сложение дробей с одинаковыми знаменателями"

Работа содержит 9 вариантов с ответамиСложение дробей с одинаковыми знаменателями (сумма дробных частей не превосходит 1):- сложение дробей с одинаковыми числителями;- сложение дробей с различными чис...

Самостоятельная работа по теме: "Сложение дробей с одинаковыми знаменателями"

Материал для проверки первичного закрепления сложения дробей с одинаковыми знаменателями...