Формирование у обучающихся устойчивого интереса и значимости своей будущей профессии через уроки математики
статья по математике

Ключникова Наталья Викторовна

Обучая   математике в среднем профессиональном учреждении, я столкнулась с проблемой. Обучающиеся не понимают, с какой целью изучают математику в рамках их рабочей профессии.

    Математика встречается и используется в повседневной жизни, следовательно, определенные математические навыки нужны каждому человеку. Нам приходится в жизни считать (например, деньги), мы постоянно используем знания о величинах, характеризующих протяжённости, площади, объёмы, промежутки времени, скорости и многое другое. Всё это пришло к нам на уроках арифметики и геометрии и сгодилось для ориентации в окружающем мире.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_matematiki_v_obuchenii_professii.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Областное  государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение

«Белгородский машиностроительный техникум»

Формирование у обучающихся устойчивого интереса и значимости своей будущей профессии через уроки математики

(выступление на заседании ЦК естественно-математического цикла)

                                                               Подготовила

                                                                                       преподаватель математики

                                                                        Ключникова Н.В.

2020 г.

Обучая   математике в среднем профессиональном учреждении, я столкнулась с проблемой. Обучающиеся не понимают, с какой целью изучают математику в рамках их рабочей профессии.

    Математика встречается и используется в повседневной жизни, следовательно, определенные математические навыки нужны каждому человеку. Нам приходится в жизни считать (например, деньги), мы постоянно используем знания о величинах, характеризующих протяжённости, площади, объёмы, промежутки времени, скорости и многое другое. Всё это пришло к нам на уроках арифметики и геометрии и сгодилось для ориентации в окружающем мире.

     Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие научных знаний, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять достаточно сложные расчеты, пользоваться общеупотребительной вычислительной техникой, находить в справочниках и применять нужные формулы, владеть практическими приемами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий, составлять несложные алгоритмы и др.

    Математика нужна  для формирования духовного облика, развития необходимых черт характера (терпения, трудолюбия). Обучающиеся  должны учитывать и то, что математика поможет им быть хорошими родителями (помогать своим детям, вести с ними развивающую работу). Кому-то занятие этой наукой придает уверенности в себе, кто-то рад, что узнает об интересных людях (например, о Декарте).

     Ещё одной важнейшей причиной нужды человечества в математике является воспитание в человеке способности понимать смысл поставленной перед ним задачи, умение правильно, логично рассуждать, усвоить навыки алгоритмического мышления. Каждому надо научиться анализировать, отличать гипотезу от факта, критиковать, понимать смысл поставленной задачи, схематизировать, отчётливо выражать свои мысли и т. п., а с другой стороны - развить воображение и интуицию (пространственное представление, способность предвидеть результат и предугадать путь решения и т. д.). Иначе говоря, математика нужна для интеллектуального развития личности. В 1267 году знаменитый английский философ Роджер Бекон сказал: ``Кто не знает математики, не может узнать никакой другой науки и даже не может обнаружить своего невежества."

Некоторым математика приятна как наука, большинство осознает ее необходимость в будущей профессии. Математические знания и навыки необходимы практически во всех профессиях. Прежде всего, конечно, в тех, которые связаны с естественными науками, техникой и экономикой.

И очень хорошо об этом сказано в стихотворении

Наука в школе есть одна.

Во всех профессиях нужна:

Учителям, врачам и поварам.

Бухгалтерам, певцам и продавцам.

Всем математика важна.

Царица всех наук она.

Куда б, не захотел пойти,

Профессию хорошую найти,

Сначала выучи таблицу,

Чтоб с губ слетала словно птица.

Нам всем зарплату получать,

А значит надо посчитать.

И, чтобы в жизни не страдать,

Задачи сложные решать.

Делить все беды пополам,

И всем прибавить счастья вам.

И приумножить капитал.

Чтоб мир везде спокойным стал.

И пусть пора сейчас настала,

Компьютер знает наш немало.

Но, если сам всё будешь знать,

Успешным в жизни можешь стать.

На примере  профессии токарь  (станочник) можно увидеть, насколько важно изучать и  знать математику.

В любом производстве, строительстве, от кораблестроения до часового производства, применяются металлоконструкции, станки, металлические детали.

     При производстве деталей и металлоконструкций совершается много различных операций, что зависит от формы и размера детали и материала, из которого она изготовлена. Токарная обработка - это один из видов обработки материалов (металла, пластмассы, дерева...) резанием. Токарный резец закреплен на станке неподвижно, а заготовка вращается. В задачи токаря входит изготовление детали или изделия по определенным чертежам с учетом оптимальной технологии и последовательности изготовления, особенностей материала и технических возможностей станка. Токарь выполняет операции, предписанные технологической документацией, учитывая размеры детали и необходимые инструменты - резцы, измерительные приборы, планирует порядок выполнения операций, готовит инструменты и материал. После окончания работы он проводит измерения: соответствует ли деталь установленным размерам. Профессия токарь относится к категории занятий со средней физической нагрузкой.

      Основная разница в работе токаря и фрезировщика состоит в том, что токарь обрабатывает вращающуюся деталь неподвижным инструментом, а фрезеровщик жестко закрепленную заготовку вращающимся инструментом.         Существует несколько типов токарных станков: токарно-винторезные, токарно-продольные и др. В связи с разнообразием токарных станков появились такие разновидности профессии токаря, как токарь-расточник, токарь-карусельщик, токарь-универсал

    Огромная часть деталей разных предметов и механизмов создаётся в наше время в токарном цеху. На специальных станках металлическая заготовка вращается с большей или меньшей скоростью, а обученный человек, путём срезания с неё шаров материала, придаёт изделию нужную форму. Поскольку работа такого профессионала заключается в том, чтобы точить заготовку, то называется он токарём. Мужчина впервые знакомится с такой профессией ещё на уроках труда в средней школе.

Он выполняет обработку изделий на токарном станке; по чертежам и технологической карте определяет последовательность обработки детали и проверяет ее соответствие чертежам с помощью измерительных инструментов; использует электромеханическое оборудование и измерительные инструменты.

Профессионально важные качества: хорошее здоровье, внимание и координация движений, долговременная структурированная тактильная и зрительная память, наглядно-действенное и практическое мышление, пространственное воображение.

     Появление стандартов третьего поколения определило, что большая часть учебного времени отводится на самостоятельную работу обучающихся. Домашняя работа носит индивидуальный характер. Разработан банк заданий по различным разделам. При проведении промежуточной и итоговой аттестации обучающихся особое внимание отводится внеаудиторной самостоятельной  работе. Именно систематичность выполнения домашнего задания позволяет обучающимся почувствовать ответственность за свои поступки, выработать самостоятельность в выполнении повседневных дел.

    При изучении раздела «Основы тригонометрии» на обучающихся благоприятно влияет демонстрация фотографий архитектурных сооружений (например, крыши детской школы Гауди и винодельни «Бодегас Исиос» в Барселоне, собор Парижской Богоматери и др.) и явлений природы (радуга, северное сияние), которые напоминают синусоиды или имеют связь с тригонометрическими функциями. Аналогично, при изучении темы «Конус», можно продемонстрировать иллюстрации водонапорной башни в Ландскроне, кафедральный собор архиепископства Рио-де-Жанейро имени Св.Себастьяна и другие. Это приводит обучающихся к стремлению сохранить объекты материальной культуры и природы, вызывает интерес и понимание прекрасного, раскрывает в обучающихся потребность в переживании эстетических чувств.

     Применяя такой подход к изучению курса математики в техникуме, хочется отметить, что обучащиеся активно работают с математическим материалом, т.к. видят перспективы его использования в профессиональной деятельности; с удовольствием выполняют индивидуальные домашние задания по подбору подобных заданий; приобретают устойчивые ценностно-смысловые установк


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование у обучающихся устойчивых нравственных идеалов через воспитание потребности и здоровом образе жизни. Формирование системного подхода к решению проблем охраны здоровья и жизни обучающихся

Выступление по теме:Социально-психологическая служба как фактор психического здоровья молодёжи.Одним из самых важных и в тоже время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности соц...

Методический материал на тему: «Формирование у учащихся устойчивого интереса к изучению математики через систему «Учись играя, играя - учи»

По каждому предмету, изучаемому в школе, накоплен ассортимент раз­личных игр, которые стимулируют у ребят развитие мышления, умение при­менять на практике полученные на уроках знания, помогают выявить...

Формирование у обучающихся устойчивой мотивации к отказу от табакокурения, употребления алкоголя, наркотиков

laquo;Три ступени: курение, наркозависимость, алкогольведущие вниз» «Единственная красота,Которую я знаю, - это здоровье»Генрих Гейне. Цель: пропаганда здорового образа жи...

Формирование у населения устойчивого интереса к занятиям по стрельбе из лука

Выбирая вид спорта, который подходит для человека, нужно учитывать возраст и физическую возможность заниматься данным видом. Одним из самых доступных для всех категорий граждан является стрельба ...

Формирование интереса учащихся к будущей профессии на уроках английского языка

В статье автор делится эффективными приемами опытом  формирования интереса учащихся к будущей профессии на уроках английского языка...

Конспект родительского собрания в онлайн режиме «Роль семьи в формировании интересов детей и выборе будущей профессии».

В период пандемии мы вынуждены были постигать новые технологии. Была проведена предварительная работа. Собрание является подведением итогов о проделанной работе и её результатах....