Формирование интереса учащихся к будущей профессии на уроках английского языка
опыты и эксперименты по английскому языку (5, 6, 7 класс)

Ольга Леонидовна Сорокина

В статье автор делится эффективными приемами опытом  формирования интереса учащихся к будущей профессии на уроках английского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.28 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование интереса учащихся к будущей профессии на уроках иностранного языка

Сорокина Ольга Леонидовна

учитель английского языка

МБОУ «СОШ№22» г Абакан

 

           В наши дни мировоззрение молодежи формируется в первую очередь идеями и примерами из интернета, где успешные блогеры пропагандируют легкие заработки и беззаботную жизнь. Выпускники и их родители находится в сложной ситуации выбора, смутно представляя себе реальную ситуацию на рынке труда, особенно когда живут в небольшом провинциальном городке, и круг интересов не выходит за его рамки.

         В свою очередь, возросли требования к профессиональной подготовке выпускников, владение иностранными языками, информационными технологиями и многими другими компетенциями стало неотъемлемой частью большинства профессий. В этой связи, принцип профессиональной направленности учебного процесса приобретает особую значимость в средней школе.                                                            

       В сложившейся ситуации школа призвана помочь выявить уровень развития общих и специальных способностей учащихся, особенностей интеллекта, темперамента и осознанно выбрать дальнейший профессиональный путь.

         Изучение иностранного языка — это труд, требующий системности, усидчивости, высокого уровня развития познавательных процессов. Владение иностранным языком является одним из требований современного общества к молодым специалистам и выступает обязательным компонентом их профессиональной подготовки. Поэтому одной из целей обучения профессионально-ориентированному английскому языку является формирование у учащихся коммуникативных компетенций по использованию полученных знаний применительно к своей будущей профессии.

       Профориентационная работа на уроках иностранного языка начинается в начальной школе и ведется по следующим этапам:

1. На начальном этапе обучения необходимо выяснить тип мышления каждого учащегося (лингвистический, визуальный, музыкальный, кинестетический, исследовательский), выделить интересы, сильные стороны и предпочтительные виды деятельности. Учитель анализирует полученные показатели в учебном процессе и продолжает работу по развитию всех видов мышления. В дальнейшем доминирующий тип мышления и будет являться основным ориентиром в выборе карьеры.

2. Рефлексия – современная неотъемлемая составляющая каждого учебного занятия, которое предполагает обсуждение и обратную связь, когда ученикам приходится анализировать и оценивать свою деятельность, работу группы и отдельных учащихся.

3. Основной принцип современной методики преподавания – создание ситуации успеха. Здесь представляется возможность использовать современную технологию форсайт (англ. foresight — предвидение, взгляд в будущее) - технология, с помощью которой проектируется образ будущего, и определяются конкретные действия.        [1, c. 66]

Основные принципы форсайта:

  • Будущее зависит от твоих собственных усилий: его можно сделать.
  • Будущее зависит от твоих решений и решений заинтересованных сторон.
  • Будущее нельзя предсказать достоверно, но можно строить прогнозы. Можно подготовиться к будущему, какое мы хотим видеть.

        Иностранный язык, призванный научить иноязычному общению, помогает ориентировать школьников в огромном мире современных профессий, а также способствует формированию профессиональных качеств личности.

         Такие возможности данного учебного предмета определяются следующими причинами:                                                                                

       Во-первых, обучение иностранным языкам это в первую очередь обучения коммуникативной деятельности, умению общаться. Следовательно, овладение основами иноязычного общения служит своеобразной базой для профессионального становления личности учащегося.                                                                                                        

       Во-вторых, иностранный язык, как и любой другой общеобразовательный предмет, может и должен служить средством профориентационной работы с учащимися, в процессе которой решаются задачи, влияющие на профессиональное становление личности школьника.                                                                                                        

       В-третьих, профессионально ориентированное преподавание иностранного языка обусловлено характером межпредметных связей данного учебного предмета с предметами естественнонаучного, физико-математического и гуманитарного циклов.                                                

      Таким образом, учитель английского языка на своих уроках может и должен решать конкретные задачи, направленные на профессиональное становление личности:

  1. Развивать индивидуальные способности учащихся, их склонности и интересы (в том числе и профессиональные), что осуществляется через работу по совершенствованию памяти, внимания, мышления обучающихся;
  2. Воспитывать у детей трудолюбие, настойчивость, активность, сознательность, самостоятельность мысли и действий через активное включение их в деятельность иноязычного общения;
  3. Совершенствовать учебные умения школьников работать с книгой, со словами, со справочной литературой, пользоваться инструкциями по эксплуатации оборудования;
  4. Формировать у учащихся специфические коммуникативные умения: вступать в беседу и вести ее, принимать решения, необходимые в любой профессиональной деятельности;
  5. Познакомить учащихся с разными видами трудовой профессиональной деятельности;
  6. Расширить круг образовательных и учебных ситуаций с ориентацией на будущую профессию;
  7. Помочь решить задачу профессионального самоопределения учащихся. [2]

        Уроки английского языка позволяют развивать не только лингвистические и коммуникативные способности детей, но и строить с ними знание об устройстве общества. Обсуждать вопросы, актуальные для школьников, активизировать их познавательную активность, самостоятельность, включить их в деятельность исследования и проектирования

        В основном содержании программы по иностранным языкам «Предметное содержание речи» существует раздел «Учебно-трудовая сфера». В этом разделе изучаются следующие темы:

                                                                                          Таблица 1

Профориентационное предметное содержание речи на    уроках английского языка

Класс

Сфера общения

Предметно-тематическое содержание

Коммуникативные задачи

К концу года учащийся должен уметь:

3 класс

Учебно-трудовая

Школьные принадлежности

• Назвать основные виды деятельности на уроке

4 класс

Социально-бытовая

Семья и друзья

• Рассказать и расспросить о профессиях, интересах и любимых занятиях членов семьи / друга

4 класс

Учебно-трудовая

Расписание уроков

• Рассказать о своих уроках в школе

6 класс

Учебно-трудовая

Школа

• Сравнить школу в России и стране изучаемого языка

7 класс

Учебно-трудовая

Урок иностранного языка

• Рассказать об уроке иностранного языка

• Выразить свое отношение к иностранному языку

• Обосновать важность изучения иностранного языка

8 класс

Учебно-трудовая

Школьные традиции

• Сравнить традиции своей школы и школы зарубежного сверстника

9 класс

Учебно-трудовая

Учеба

• Дать советы/рекомендации для повышения эффективности учебы• Обсудить планы на будущее

• Объяснить, как лучше подготовиться к экзамену

• Проанализировать свой стиль учебной деятельности

10 класс

Учебно-трудовая

Образование

• Сравнить и обсудить системы образования в родной стране и стране изучаемого языка

• Обсудить экзамены в системе образования своей страны и страны изучаемого языка

11 класс

Учебно-трудовая

Выбор профессии

• Рассказать и расспросить о будущей профессии

• Обосновать свой выбор профессии

• Обсудить достоинства и недостатки различных профессий

• Рассказать и расспросить о роли иностранного языка в профессиональной

деятельности человека

Список литературы:

  1. Афанаскин Ю.А. Это модное слово «Форсайт»//Эксперт – Сибирь/

Специальный проект/ Иркутская область №34 (130), 2006

  1. Армстроег С «Now  we’ re Precticing Al», 2012 The Singularity Summit 2012, видео – конференция URL:http://library.fora.tv/2012/10/14/Stuart_Armstrong
  2. Рабочая программа для начального общего образования для 2–4 классов образовательных организаций
  3. Рабочая программа основного общего образования по английскому языку для 5 – 9 классов и 10 – 11 классов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интереса у школьников младших классов на уроках английского языка

В материале описаны формы работы в начальной школе на основе УМК "Enjoy English" Биболетова М.З. Эффективные упражнения на отработку лексики, которая дается в большом объеме, очень нравятся детям....

"Экологическое страноведение" как стимул пробуждения интереса учащихся к изучению экологических проблем на английском языке

Статья представляет краткие выводы из опыта трехлетней работы учителей кафедры иностранного языка по теме "Экологическое страноведение"....

Статья "Экологическое страноведение" как стимул пробуждения интереса учащихся к изучению экологических проблем на английском языке.

Статья представляет краткие выводы из опыта трехлетней работы учителей кафедры иностранных языков по теме "Экологическое страноведение"...

"Экологическое страноведение" как стимул пробуждения интереса учащихся к изучению экологических проблем на английском языке.

Статья представляет краткие выводы из опыта трехлетней работы учителей кафедры иностранных языков по теме "Экологическое страноведение"....

Формирование интереса учащихся к изобразительной деятельности на уроках ИЗО и во внеурочное время .

Уроки ИЗО имеют важное значение в системе обучения и воспитания учащихся специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. В комплексе с другими учебными предметами они оказывают коррекцион...

Пути формирования здорового образа жизни у учащихся средних общеобразовательных школ на уроках английского языка

Одним из приоритетных направлений развития инновационной деятельности является работа,  осуществляемая в  области здоровьесохранения учащихся. Использование педагогом здоровьесберегающих тех...

Методическая разработка по английскому языку "Формирование и оценка «навыков 21 века» на уроках английского языка"

Одной из главных целей современного школьного образования является формирование умения учиться, умения самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия, оценивать свои возможности достижения ц...