Современные формы и методы оценивания образовательных результатов школьников
статья по математике

Шитина Марина Вакиловна

Внедрение стандартов нового поколения направлено на совершенствование системы образования, изменение целей обучения (формирование инициативной, творческой личности) и важность конечного результата (компетентность выпускника). Изменение стратегии обучения сопровождается и совершенствованием способов оценки достижений школьников. Основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение обязательного минимума содержания образования, а овладение системой способов действий с изучаемым учебным материалом. Проблема оценивания знаний учащихся встает перед каждым учителем современной школы. В настоящее время требования к качеству знаний заставляют искать принципиально новые пути повышения эффективности системы обучения за счёт такой организации учебного процесса, которая как можно более широко использовала бы творческий потенциал школьников. Такое повышение эффективности обучения возможно благодаря внедрению рейтинговой оценки знаний и стимулированию самостоятельной работы учащихся под руководством учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx17.85 КБ

Предварительный просмотр:

ЭССЕ

Современные формы и методы оценивания образовательных результатов школьников

Внедрение стандартов нового поколения направлено на совершенствование системы образования, изменение целей обучения (формирование инициативной, творческой личности) и важность конечного результата (компетентность выпускника). Изменение стратегии обучения сопровождается и совершенствованием способов оценки достижений школьников. Основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение обязательного минимума содержания образования, а овладение системой способов действий с изучаемым учебным материалом. Проблема оценивания знаний учащихся встает перед каждым учителем современной школы. В настоящее время требования к качеству знаний заставляют искать принципиально новые пути повышения эффективности системы обучения за счёт такой организации учебного процесса, которая как можно более широко использовала бы творческий потенциал школьников. Такое повышение эффективности обучения возможно благодаря внедрению рейтинговой оценки знаний и стимулированию самостоятельной работы учащихся под руководством учителя.            

В отличие от традиционной, рейтинговая оценка направлена на дифференциацию уровня знаний ученика. Она позволяет заметить даже незначительные изменения в усвоении учебного материала каждым учащимся, ориентирована на стимулирование его работы в течение всего учебного года и обеспечивает одинаковый подход к оценке качества обучения, т.е. объективность диагностики знаний. Существующая и привычная всем пятибалльная система учитывает лишь успешность усвоения стандартного набора знаний, причём усвоения большей частью экстенсивного (выучил – воспроизвел).  Поэтому необходимо модернизировать систему оценивания, сделать ее более гибкой и разноплановой, учитывать индивидуальные достижения в комплексе.

Рейтинговая система оценивания, предусматривает переход от констатирующего к накопительному статусу баллов.  Рейтинг – «накопленная оценка» или «оценка, учитывающая предысторию». Рейтинговая технология оценивания результатов обучения учащихся в самом общем виде основана на учёте накапливаемых ими оценок в баллах за выполнение текущих работ (лабораторных, контрольных, рефератов, тестов и др.) или регулярно проводимых контрольных мероприятий. В отличие от традиционного способа оценивания, рейтинговая технология предполагает последовательное суммирование оценок ученика по данной дисциплине в течение некоторого периода времени. Текущая рейтинговая оценка по дисциплине складывается из оценок всех без исключения видов учебной работы и контроля знаний, в том числе не только работы по учебному плану, но также такой дополнительной деятельности, как участие в олимпиадах, конкурсах, выступления на научных обществах, работа с отстающими школьниками и т.д. 

Рейтинговая система оценки

Основные характеристики

Детали

Область применения

Объекты оценки сравнивают между собой, после чего размещают в итоговом списке в определенной последовательности (как правило, «от лучшего к худшему»)

Чтобы применить рейтинговую форму оценки, предварительно выбирают вид рейтинга:

рейтинг по предмету или по ряду предметов; рейтинг по предмету общий или отдельно по теоретическим вопросам, отдельно по решению задач и по дополнительным баллам;

рейтинг временной – за некоторый промежуток времени (четверть, полугодие, год и т. д.) или тематический – по отдельным разделам (темам). Использование рейтингов согласуют с педагогом-психологом в целях не нанесения морального вреда учащимся

Публичное представление индивидуальных образовательных достижений учащихся. Мотивация познавательной и творческой деятельности учащихся.

Основные принципы рейтинговой системы можно сформулировать так: 
- оценка не зависит от характера межличностных отношений учителя и ученика; 
- критерии оценивания обговариваются заранее; 
- ученик сам волен выбирать стратегию деятельности; 
- незнание не наказывается, стимулируется прогресс познания. 

Одним из обязательных свойств системы является открытость – ученики должны знать «правила игры»,  знать «стоимость»  любой деятельности, знать, как можно получить баллы и как их потерять. Рейтинговая система должна быть гибкой. Гибкость рейтинговой системы означает, что и учитель, и ученик могут корректировать свою деятельность в любой момент в нужном направлении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая игра в рамках педсовета по теме: "Контроль качества образования и оценивание образовательных результатов школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты"

Психологическая игра в рамках педсовета.Цели игры:·         создание благоприятного мотивационного настроя на активную групповую работу всех участников педсовет...

"Современные формы и методы оценивания учебных достижений школьников"

Представлена информация о современных формах и методах оценивания достижения  школьников. Разработанный вариант портфолио....

Современные формы и методы оценивания образовательных результатов школьников

Актуальной педагогической проблемой сегодня является приведение в соответствие системы оценивания с современными целями образования....

Оценивание образовательных результатов школьников на уроках географии в условиях реализации новых образовательных стандартов

Формирование навыков оценивания у обучающихся начинаю  в 5 -м классе "География. Начальный курс". Маршрутные листы помогают оценить все этапы урока....

Формы и методы оценивания учебных результатов

Формы и методы оценивания учебных результатов по русскому языку....

Реферат "Современные формы и методы оценивания образовательных результатов школьников"

Реферат "Современные формы и методы оценивания образовательных результатов школьников"...

Формы и методы оценивания планируемых результатов учащихся

Цель  данной работы- охарактеризовать современные средства оценивания. Оценивание является постоянным процессом, сопровождающий каждый урок.и может быть только критериальным. Основными критериями...