Конспект занятия по финансовой грамотности "Семейный бюджет"
план-конспект занятия по математике (5, 6, 7 класс)

Бушкова Марина Григорьевна
Разработка занятия может быть использована во внеурочной деятельности, в частности, при изучении финансовой грамотности в 5-7 классах. В ходе занятия учащиеся усвоят понятие "семейный бюджет", его составляющие. При желании конспект можно дополнить презентацией или видео-роликом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по финансовой грамотности.

Тема: «Семейный бюджет»

Цель занятия: усвоить основные понятия по теме «Семейный бюджет».

Задачи:

Образовательные : сформулировать  понятия о семейном бюджете;

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к бюджету семьи; умение работать в команде, находить коллективный ответ путем обсуждения.

Ход урока.

Группа учащихся делится на две семьи. Главные герои занятия – ученики 7 класса Сергей и Дима.

Первая семья Озеровых: ученик 7 класса Сергей, папа и мама Сергея, бабушка, братишка Дима.

Вторая семья Петровых: ученик 7 класса Дима, его бабушка и дедушка, папа с мамой, старшая сестра Юля, младшая сестренка Аня.

Семьи приветствуют друг друга.

Ученик Сережа представляют свою семью:

Меня зовут Сергей. Я учусь в 7 классе. Это моя бабушка Елена Сергеевна, ее старший сын и мой папа – Антон Николаевич, мама – Наталья Михайловна, есть у меня братишка – Дима, ему всего 7 месяцев.

Ученик Дима представляет свою семью:

Меня зовут Дима, я ученик 8 класса. Разрешите представить мою семью: бабушка с дедушкой - пенсионеры, мой папа – Николай Семенович, водитель автобуса, мама Мария Владимировна работает в научно-исследовательском институте, старшая сестра Юля учится в институте, и младшая сестренка Аня учится в 3-м классе.

Накануне учительница дала Диме   домашнее задание: посчитать семейный доход семьи и вычислить средний доход на одного члена семьи.

Дима:

Бабушка получает пенсию 9599 рублей, дедушка – 9000 рублей и социальное пособие 2500 рублей. У мамы зарплата 20 000 рублей. А папа – водитель автобуса, зарабатывает 35 000 рублей в месяц. Старшая сестра Юля учится в институте, получает стипендию 1500 рублей и подрабатывает в кафе по выходным, за что ей платят 5000 рублей.

Таким образом., доход получается: 9500 + 9000 + 2500 + 20000 + 35000 + 1500 + 5000 = 82500 руб.

Средний доход на одного члена семьи: 82500: 7  11 786 руб.  или 11786: 30 = 393 руб.. в день.

Задание семье Сережи: определить вид доходов семьи Димы:

•        Заработная плата и другие виды платы за наёмный труд;

•        Социальные пособия и пенсии,

•        Доходы от владения собственностью,

•        Доходы от сбережений, помещённых в банки и ценные бумаги.

Учительница:

Знаете ли вы другие источники семейного дохода?

Предполагаемые ответы: бизнес, временная подработка, выигрыш в лотерею, денежные призы за победу в конкурсе; продажа овощей и фруктов с подсобного хозяйства, заемные средства: кредит в банке и т.д.)

Семейные команды должны назвать как можно больше источников дохода.

Учительница:

Человек может обратиться в банк и попросить кредит. Однако за пользование заёмными (полученными в долг) деньгами придётся заплатить, то есть вернуть больше, чем было одолжено. Это нужно знать!

Задание для семей: решить задачи, связанные с кредитами в банке.

Задача для семьи Озеровых.

В банке взят кредит в размере 640 евро сроком на один год. Какую сумму денег придется вернуть, если кредитный процент банка составляет 25% годовых?

Решение:

640 евро - - - -100%

х евро ---- 125%

х = 640*125:100 = 800 евро.


Задача для семьи Петровых

Какой капитал нужно положить в банк под 25% годовых, чтобы через год получить

доход (сумму начисленных процентов) в размере 125 тыс. рублей?

х  тыс. руб.----100%

125 тыс. руб.- - -125%

Решение: х = 125*100:125 = 100 (тыс. руб.)

         Куда уходят деньги или расходы семьи.

Сценка (показывают Сергей и его мама). По ходу сценки мама пишет на стикерах расходы и вешает их на классную доску.

Сережа:  Мама, давай купим мне новый телефон.

Мама: Я хочу с тобой поговорить.  Давай-ка мы с тобой разберёмся с деньгами. А то мне кажется, что ты считаешь наш кошелёк бездонным. Вот смотри…

(На столе спички, разложенные по кучкам)

Мама: Здесь 72 спички – по спичке на каждую тысячу рублей нашего семейного бюджета. Считай сам. Папа приносит зарплату в 35 тысяч рублей. Бабушка получает пенсию 8 тысяч, и ещё 18 тысяч ей платят за квартиру, которую она сдаёт. На твоего младшего братика мне дают детское пособие в 11 тысяч рублей. Итого 72 тысячи рублей, или 72 спички. Как думаешь, это много?

Сережа: Очень!

Мама: Как бы не так! Сейчас сам убедишься. Начнём с главных расходов. Первым делом отложим деньги на еду. Без неё никак нельзя обойтись, и на это у нас в месяц уходит 35 тысяч – почти половина всех денег. Отсчитай 35 спичек и отложи их отдельно. А я пока напишу бумажку: «Питание – 35 000 руб.»… 

Мама: Теперь нам надо убрать из общей кучи денег то, что мы каждый  месяц платим за квартиру, воду, свет, газ, телефон… В общем, откладывай ещё 12 спичек, то есть 12 тысяч рублей, на то, чтобы нам свет не выключили и на улицу не выселили. А я опять бумажку напишу.

Мама: И сколько же у нас с тобой осталось?

Сережа: Ровно 25 тысяч!

Мама: Что ж, верно. Теперь откладывай ещё 4 спички.

Сережа:  А это на что пойдёт?

Мама: На проездные для папы, меня и тебя, чтобы мы могли ездить на работу, в поликлинику и в школу.

Сережа: Ну теперь - то все?

Мама: Как бы не так. Ещё 3 спички откладывай на лечение. Бабушке лекарства нужны, малышу – само собой, да и тебя шапку надеть не заставишь, а потом ты хлюпаешь носом и кашляешь так, что без капель и микстуры не обойтись… Так что меньше 3 тысяч в месяц никак не выходит.

Мама: Хорошо, поехали дальше.

Сережа: Неужели  еще не все?

Мама: А ещё телевизор, стиральная машина, компьютер, от которого тебя не оторвать.  А это всё денежек стоит, и немалых, и купили мы это, взяв кредит в банке, то есть в долг. И теперь каждый месяц должны отдавать банку 6 спичек, тьфу, тысяч, оговорилась…

Сережа: Еще 2 тысячи за оплату дополнительные занятия по английскому языку.

Сережа: Ну, остальные-то деньги –свободные?

Мама: Что значит «свободные»? Это как посмотреть. Мы, когда тебя в этом году собирали в школу, потратили 14 тысяч рублей – с ума сойти можно! Считай, что каждый месяц надо по тысяче с лишним рублей откладывать, чтобы в августе тебе купить всё, что нужно для школы. Так что ещё одну спичку из кучки отодвинь-ка в сторонку. Вот так, верно… И что же у нас там осталось? Подскажи-ка мне, дружок?

Сережа: Да ладно, ты и сама всё видишь - всего-то 9 спичек и осталось. Но хоть это свободные деньги?!

Мама: Ну, как тебе сказать? Вообще-то, нам с папой и бабушкой тоже надо время от времени покупать новую одежду и обувь. А приличные зимние сапоги для меня дешевле 6 тысяч не купить – мне ведь тоже хочется выглядеть красиво! И в кино хочется сходить хоть раз в месяц. А это тоже немногим меньше тысячи рублей…  А ведь ещё подарки на дни рождения, стиральный порошок, зубная паста, да мало ли хозяйственных расходов…

Сережа: Мам, мы что же, выходит, бедные?!

Мама: Мы-то? Да нет, уж совсем бедной нашу семью никак не назовёшь – ты, по счастью, не знаешь, что такое настоящая бедность. Но и особо богатыми мы себя считать тоже не можем. Так что ты не сердись, когда я на твои просьбы говорю «нет». Ты уже парень большой и должен понимать – мне надо свести концы с концами, чтобы наша семья ни в чём действительно важном недостатка не испытывала. Вот станешь совсем взрослым, начнёшь много зарабатывать и тогда будешь себе покупать всё, что захочешь и на что хватит денег после оплаты обязательных расходов.

Сережа:  А какие расходы обязательные?

Учительница:

 Спасибо, ребята. Итак, из сценки вы поняли, что расходы семьи бывают самые различные. На самом деле, их можно условно разделить на три группы: обязательные, желательные и неразумные (лишние) расходы.

Учительница:

Доходы и расходы, их состояние в семье мы называем семейным бюджетом. Слово «бюджет» в переводе с французского означает «кожаный кошелек».

Хорошо, что семья Озеровых умеет разумно тратить семейный доход. Такое сочетание доходов и расходов называется стабильным.

Немного сократить семейные расходы можно только за счёт уменьшения доли желательных покупок. Так называют расходы на те товары или услуги, без которых вообще-то прожить можно. Например, можно обойтись без сотовой связи, Интернета, походов в кино, украшений и косметики и так далее. Но если таких ограничений будет слишком много, жизнь покажется неинтересной и безрадостной. Недаром существует шутка, что человек может прожить без необходимого, но не может без лишнего!

И всё же, когда с деньгами трудно, надо найти в себе силы отказаться от этих необязательных покупок, иначе нечем будет платить за действительно необходимое, а этого, как мы только что обсудили, допускать никак нельзя.

Ну, а главный враг семейного благосостояния – неразумные расходы. Это то, без чего можно легко обойтись, но что так активно призывают купить реклама на телевидении, радио и в Интернете. И устоять перед такой рекламой многие не могут.

А вам попадалась реклама совершенно лишних товаров?

Звучат ответы ребят.

Учительница предлагает посмотреть ролик.

Ссылка: https://youtu.be/a6d-_rPlbs

Учительница:

«Деньги счёт любят» - эта поговорка всегда подтверждается на практике. Давайте и мы раскроем смысл и выразим отношение к другим пословицам о деньгах.

Задание: написать эссе.  

Темы эссе:

для семьи Петровых: «Без нужды живёт, кто деньги бережёт»;

для семьи Петровых: «Деньги не то, что заработано, а то, что с умом потрачено».

По окончании работы каждая команда зачитывает составленное эссе.

Рефлексия «Шкатулка знаний».

Каждый из вас из шкатулки вытянет бумажку с предложением, но оно не закончено, вам нужно будет его продолжить.

Варианты незаконченных предложений

Сегодня на занятии я узнал…

Для меня было важно узнать…

Теперь я могу…

Сегодня на занятии для меня было легко…

Сегодня на занятии для меня было самым тяжелым…

Сегодня мне понравилось…

Список использованного материала:

  1. Липсиц И. В., Вигдорчик Е. А. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5-7 классы образоват. орг. – М.: ВАКО, 2018.
  2. https://youtu.be/a6d-_rPlbs


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Бюджет семьи"

Ознакомить подростков со структурой семейного бюджета, научиться планировать и анализировать семейный бюджет....

конспект занятия по финансовой грамотности 8 класс

конспект по финансовой грамотности...

Конспект занятия для детей с особыми потребностями "Семейный бюджет"

Тема: «Семейный бюджет»Цель: формирование финансовой грамотности и экономического мышления как средства социализации; развивать аналитические умения как средства надпредметного мышления.За...

Конспект занятия по финансовой грамотности "Путешествие в страну Финансов" старшая группа (от 5 до 6 лет)

Дети путешествуют по стране Финансов, узнают о прошлом денег, играют в дидактические игры и изготавливают банкноты для игры....

Конспект занятие по финансовой грамотности для молодых людей с ОВЗ: «Деньги, и как их экономить».

В конспекте  представлены теоретические и практические задания по финансовой грамотности для воспитанников с ОВЗ...

Интегрированный урок по финансовой грамоте «Бюджет для коробочки с завтраком» (математика и английский язык)

Изучение вопросов финансовой грамотности в настоящее время вводится в содержание всех уровней образования, реализуемых в нашей стране, согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Ф...

Разработка факультативного занятия по финансовой грамотности. Тема: "Семейный бюджет"

Класс:8 классУчитель: Мозолева Альбина ВладимировнаТип урока: Урок открытия новых знанийТема: Семейный бюджет.Цель:научиться правильно определять к какому уровню экономического благосостояния населени...