Игровые моменты на уроках математики
статья по математике (6 класс)

Никитина Лидия Павловна

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься ещё и затем, как поддержать у детей интерес к изучаемому материалу и их активность на протяжении всего урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_statya.odt7.27 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые моменты на  уроках математики

НикитинаЛ.П.                         "Игра- в значтельной степени основа всей человееской                                                    

май,2020г.                          культуры".                               А.В.Луначарский.

Ведущей целью школьного  математического образованияявляется интелектуальное развитие  и формирование какчеств мышления учащихся, необзодимых для полноценной жизни в обществе.Но увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься ещё и над тем, ка поддержать у детей интерес к узучаемому материалу и их активность на протяжении всего урока.Среди различных активных методов выделяют игру. Такая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средства побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.Дидактические игры- современный и признаный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей,воспитательной функциями, которые действуют в органическом единстве.

Реализация игровой технологии происходит по таким основным направлениям:

-дидактическая цель ставится пред учащимися в форме игровой задачи;

-учебная деятельност подчиняетсч правилам игры;

учебный материал используется в качестве её средства;

-вводится элемент соревнования,т.е. перевод дидактической задчи в игровую;

-успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Игровой замысел состоит не  в   том , чтобы развлечь учащихся, а в том, чтобы на основе "праздника" превратить урок в процесс активной деятельности ребят по теме. Бывает, что на уроке учащиеся сами преллагают поиграть.И неудовлетворённая детская потребность выльется наружу.Ребьенок может начать играть ручкой, дёргать соседа. Тот не без удовольствия откликнется,- и урок всё равно собьется. В итоге потеря времени урока на замечания и призывы к дисциплине. Если нельзя искоренит желание играть, то то остается лищь направить игру в выгодое для урока русло.

На каждом уроке, может только за исключением контрольных работ, всегда найдётся место для игры. Она заводит, интригует, мобилизует силыоткрывает нераскрытые резервы:

1.Дети с большим интересом и вниманием воспринимают материал.Многие  темы я начинала в виде игры. Так , изучая умножение десятичных дробей, мы "получили" письмо от Бабы -Яги с просьбой о помощи:" Сколько надо сока, чтобы разлить его в пять бутылей по ?л каждая".

2.Соревнуясь в игровой форме, дети быстро вспоминаютвсё, чего не могут вспомнить при обычных ответах,т.е. происходит отработка материала.Например, игра "Крестики-нолики". Задаю теоретические вопросы, дети быстро отвечают на них.Ответ правильный у девочек- плюс, а у мальчиков-нуль. Ответы заношу в зн6акомый всем квадрат. В концк игры суммируем плюсы и минусы. Даннуюигру можно всячески вилоизменить, назначать баллы, объединять в еоманды ит.д.

3. Игра объединяет класс: открываютсч умение подстраховать друг друга, выслушать каждое мнение. Напрмер, игра " Что? Где? Когда?.Здесь важны не столько знания, сколько умения детей обсуждать вопрос и выслушать позицию другого. уних меняютя мнения о своих одноклассниках, при этом меняется и их статус в группе.

4. На основе игры можно выделить ребёнка, которому необходима омощь. Всегда есть возможность специально подстроить и7ру так, чтобы отличился тот учащийся, который больше всего нуждается в поддержке.

5. Во время игры ребёнок максимально мобилизирован: он сам вычерпывает из себя все свои имеющиеся знания. Например, при изучении новой темы игры на сообразительность, на нестандартное мышление, логику, когда приветствуется каждый ответ, и не беда, что он не верный.

6.Вопрос димсциплины исчезает  как бы сам собой, дети погружены в игру так, что тотвлечены от всего остального. Правда, если присутствует идея соревнования, то могут быть выкрики "поддержки" своих не очень "умелых" членов команды.

7.Посе игры дети могут некоторое время монотонно работать, что тоже важно. Поэтому, поиграв с детьми на внимание, можно спокойно и вполне размеренно вести урок. Важно ито, что в игре у ребёнка пропадают многие шеольные комплексы, связанные с общением, боязьню ответить неправильно,оказаться в одиночестве своих проблем и своего непонимания.Единственное- это, как и в любом деое, необходимо знать меру,"не заиграться", т.е.не ревращать учёбу в нечто поверхностное и игривое.

Дидактические игры очень хорошо уживаются с "серьёзным" учением. Я не считаю , что испоьзование дидактических игр дает возможность овладеть математикой легко.Лёгких путей нет. Чтобы дети учились с интересом, испытывали и осознавали притягательные стороны математики, её возможности  в уссовершенствовании умственных способностей, я применяю  на уроках  математики игровые моменты.

Привожу ещё несколько примеров использовани я дидактических игр на уроках мтематики в 5-6 классах.

Тема "Прямоуголная система координа на плшоскости". Игра "Соревнование художников".На доске записаны координаты точек. Отметить на координатной плоскости каждую точку и соединить с предыдущей отрезком. Результат- определённый рисунок. Эту игру можно првести с обратным заданием: нарисовать самим любой рисунок, имеющий конфигурацию ломаной и записать координаты вершин. Эта игра очень нравится учащимся.

Вкачнестве закркпления новогоматериала успешно применяется игра "Да"-"Нет".Вопрос читается один раз, переспрашивать нельзя, за время чтения вопроса необходимо записать ответ "да" или "нет". Главное здесь- приобщить даже самых пассивных к учёбе. Не надо жалеть времени на многократность повторения цифрового материала, определений, выводов, это окупиться знанием учащихся. Важно будоражить ребят заставить их думать. Учащиеся могут высказать свою точку зрения, обосновывать выводы, но если они неверны,поправить.

Врезультате применения игровых моментов на уроках:

-прцесс обучения становиться интересным и занимательным;

-у детей создается бодрое рабочее настроение;

- облегчается преодоление трудностей в усвоении учебного материала;

-вырабатывается быстрота вычисений, внимательность, сообразительность;

-повышается качествотзнаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на ГМО по теме «Использование игровых моментов на различных этапах уроков математики».

Выступление на ГМО по теме «Использование игровых моментов на различных этапах уроков математики»....

Игровые моменты на уроках математики

Выступление на заседании районного МО учителей математики...

Игровые моменты на уроках математики 5 класса

Игровые моменты на уроках математики 5 класса...

Игровые моменты на уроках математики

Наличие умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес на протяжении всего урока.Этому способствуют дидактические игроавые моменты. В этом ма...

Игровой момент на уроках математики

Применение игровых заданий на уроках математики в группах НПО, а так же примеры таких заданий...

Игровые моменты на уроках математики с применением ИКТ

В настоящее время наблюдается все большее увеличение влияния медиа - технологий на человека. Особенно это сильно действует на ребенка, который с большим удовольствием посмотрит телевизор, чем прочитае...

Игровые моменты на уроках математики

Использование игровой технологии на уроках математики...