Статья
статья по математике

Мамойко Анна Дмитриевна

Стать по теме "Смысловое чтение на уроках математики при решении задач"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.25 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 373

СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ НА УРОКАХ

МАТЕМАТИКИ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ

Мамойко А.Д.

Россия, Иркутская область, Нижнеудинский район, п.Вознесенский

МКОУ «Геологическая ООШ»

Резюме. В статье рассматривается важнейшее обще учебное действие –  смысловое чтение. Важная задача в школе – это научить обучающихся читать правильно. Правильно, это значит вдумчиво, извлекая из прочитанного важную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, уметь интерпретировать и оценивать. Рассмотрены стратегии смыслового чтения в этапах работы над решением текстовых задач на уроках математики. Рассмотрен один  из основных приемов  развития смыслового чтения при решении задач  являются  составление краткой записи условия задачи.

Ключевые слова: смысловое чтение, стратегии смыслового чтения, приемы работы с текстовой задачей.

SEMANTIC READING IN THE CLASSROOM

 MATHEMATICS FOR SOLVING PROBLEMS

Mamono A. D.

Russia, Irkutsk region, nizhneudinsky district, Voznesensky village

MCOU " Geological OOSH»

Summary. The article deals with the most important General educational action – semantic reading. An important task in school is to teach students to read correctly. Correctly, this means thoughtfully extracting important information from what you read, correlating it with existing knowledge, and being able to interpret and evaluate it. Strategies of semantic reading in the stages of working on solving text problems in math lessons are considered. One of the main methods of developing semantic reading when solving problems is to make a short record of the problem condition.

Keywords: semantic reading, semantic reading strategies, techniques for working with a text task.

В России школьное образование обеспечивает учащихся значительным багажом знаний, но мало формирует у них умения выходить за пределы привычных        учебных ситуаций        и        выпускники        российской                школы         в большинстве своем не готовы к свободному использованию полученных в школе знаний в повседневной жизни (на уровне тех требований, которые предъявляются в международных тестах). В стандартах второго поколения сказано, что обучение любому предмету должно включать обучение стратегиям чтения и письма на разнообразном учебном материале, разнообразных текстах. [4]

Важная задача всех предметов в школе – это научить обучающихся читать правильно. Правильно, это значит вдумчиво, извлекая из прочитанного важную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, уметь интерпретировать и оценивать.

Какой же должна быть математика, чтобы все учащиеся полюбили этот предмет? На уроке желательно создать ситуацию, в которой дети приобретают знания в процессе активной познавательной деятельности. И, конечно же, ребенку на уроке должно быть интересно и понятно, зачем он изучает данный материал и где может применить полученные знания, независимо от того, в каком классе он обучается.

Учебный математический текст является универсальным средством обучения математике и позволяет организовать любой вид учебно-познавательной деятельности: игровую, практическую, теоретическую; информационно-аналитическую,        организационно-управленческую, рефлексивно-оценочную. [1]

Текст учебника математики отличается от других учебников  тем, что он насыщен формулировками. Дети с большим трудом запоминают формулировки теорем, правил и алгоритмов выполнения того или иного действия, они их не учат дословно, упуская порой важные слова или искажая смысл.   Из-за этого у ребенка возникает неверное ощущение, что он все выучил хорошо, верно привел формулировку. Итак, важнейшее обще учебное действие – это смысловое чтение: извлечение информации; определение основной и второстепенной информации; построение речевых высказываний, адекватно, осознанно и произвольно передающих содержание текста, дающих ответ на вопрос; логические действия, направленные на анализ, обобщение, классификацию, рассуждения и умозаключения на основе прочитанного текста.

Стратегии смыслового чтения чётко прослеживаются в этапах работы над решением текстовых задач на уроках математики. [3]

Стратегии смыслового чтения

Этапы решения задач

Что должен уметь ученик

Поиск информации и

понимание прочитанного

Анализ содержания

задачи.  Поиск пути решения задачи и составление плана ее решения

Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл находить в тексте требуемую информацию

Преобразование и

интерпретация

Осуществление плана

решения задачи.

Преобразовывать текст, используя новые формы представления информации

Оценка информации

Проверка решения

задачи.

Подвергать сомнению достоверность получаемой информации, обнаруживать её

Ученикам трудно работать с текстом задачи. Они невнимательно читают условие, не  могут  отделить  условие  задачи  от  вопроса,  не  умеют  критически оценить  полученный  результат.  Если учащихся научить при чтении задачи выделять, подчёркивать ключевые данные, чтобы зафиксировать в сознании информацию, а при проверке решения подставить полученный результат в текст вопроса, то подобной ошибки они бы не сделали. Таким образом, развитие математической грамотности учащихся напрямую связано с развитием навыков смыслового и функционального чтения.

Одним из основных приемов  развития смыслового чтения на уроках математики при решении задач  являются  составление краткой записи условия задачи, которую можно представить в виде -   схемы;  использование ключевых слов с указанием связей;  таблица.

Схемой удобно решать задачи на отношения между величинами, которые выражены словами  «в … раз меньше (больше)», задачи на части. Использовать ключевые слова с указанием связей между величинами, удобно при решении задач на нахождение дроби от числа и  целого, по значению его дроби. Использование таблицы при составлении краткой записи применяются  к задачам на движение и на работу.

Основные особенности предлагаемого подхода связаны с тем, что главная задача сфокусирована на тщательном прочтении предлагаемого текста. Чтобы чтение стало осмысленным, необходимо чтобы оно сопровождалось дополнительным заданием, например, выбором ключевых слов, поэтапным заполнением таблицы. Данные приёмы развивают в  ученике навык работы с письменным текстом, учат анализировать данные, логически структурировать информацию, выбирать главное, а также повышают качество учебной деятельности в целом.

Литература

  1. Гельфман  Э. Г. Конструирование учебных текстов по математике, направленных на интеллектуальное воспитание учащихся основной школы [Текст]:         докт. пед. наук / Э. Г. Гельфман. – Томск: [б. и.], 2004. – 409 с.
  2. Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования [Электронный ресурс]. – URL: http://yandex.ru/clck/jsredir

3. ФГОС: Основное общее образование [Электронный курс]. – URL: http://standart.edu.ru

Мамойко Анна Дмитриевна, учитель математики МКОУ «Геологическая ООШ», Нижнеудинский район, п.Вознесенский, Россия,  anna.mamojko@yandex.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Главное захотеть стать здоровыми"

Из опыта работы учителя физической культуры о реализации ФГОС НОО...

Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения

29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...

Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна

Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...

Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .

По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...

Статья "Очень трудно сразу стать взрослым"

Чему и как учит школа? Что важней - знать математику, химию, биологию или уметь правильно ориентироваться в жизненном пространстве, развивать в каждом ученике способность самообразования, самоконтроля...

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов.

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов....