Технологическая карта урока: Действия с десятичными дробями.
методическая разработка по математике (5 класс)

           Требования ФГОС к урокам предусматривают самостоятедьную деятельность обучающихся.

            Учитель во время проведения современного урока использует все возможности для развития

            личности, активизации его умственных способностей и создаёт при этом такие условия, 

            чтобы обучающиеся добывали знания в процессе познавательной, исследовательской

            деятельности, в работе над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной

            жизни. Содержание урока способствует повышению не только образовательного потенцциала,

            но и воспитательного, а , конкретно, экологического. Представленная ТК урока по теме "Действия 

            с десятичными дробями"соответствует определённым требованиям оформления. Для каждого 

            обозначенного этапа урока сформулированы цели, определены результаты(формируемые УУД),

            выбраны формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая и разработана характеристика

            деятельности учителя и учеников. ТК по данной теме позволит осуществлять контроль достижения

           планируемых результатов.              

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rasrechatka_dlya_ns.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Головина В.В.

Урок по теме «Действия с десятичными дробями»

Тип урока: Урок отработки умений и рефлексии

Цель: Закрепление и коррекция изученных правил, понятий алгоритмов

Технология: коллективный способ обучения

Ресурсы урока: карточки с раздаточным материалом, слайды, карточки с эталоном решения задачи, карточки с эталоном действий над десятичными дробями.

Задачи:

  • систематизировать и обобщить знания по теме;
  • продолжить формирование представлений о применении знаний на практике;
  • продолжить формирование представлений о связи математики с жизнью, экологического воспитания у обучающихся.

Планируемые результаты:

  • предметные: знать правила действий и свойства действий с десятичными дробями; уметь применять при решении (в примерах, задачах, уравнениях);
  • метапредметные: ставить перед собой задачу в каждом виде деятельности на этапах урока; работать в группах, вести диалог с учителем, учащимися;
  • личностные: определить свое отношение к защите природы, совершенствовать культуру речи.

Этапы хода урока.

Этап 1. Мотивация, направленная на коррекционную деятельность.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Организует класс на работу, проверяет готовность учащихся к уроку, мотивирует учащихся стихотворением А. Смирнова «Храм природы»:

Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть ещё природы храм –

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй её святынь.

Кромсая лёд, меняем рек теченье.

Твердим о том, что дел невпроворот,

Но мы ещё придём просить прощенье

У этих рек, барханов и болот,

У самого гигантского восхода,

У самого мельчайшего малька

Пока об этом думать неохота,

Сейчас не до этого… пока.

Аэродромы, пирсы и перроны,

Леса без птиц и земли без воды.

Всё меньше окружающей природы,

Всё больше окружающей среды.

Я не хочу, чтоб речка высыхала,

Где плещет столько рыбок золотых,

Где пляшет резво лодка у причала,

Где тёплый вечер так порою тих!

Где сотней радуг лёд зимой искрится,

Где по весне бушует ледоход,

Где летом пьёт доверчивая птица,

Где сосны зеленеют круглый год!

Какая проблема у нас возникла?

Слушают учителя, настраиваются на работу. Взаимодействуют с учителем и формулируют проблему: есть угроза уничтожения всего живого на Земле. Мы опишем проблему с помощью математики.

Личностные УУД:

Умение слушать.

Регулятивные УУД:

Уметь проговаривать последовательность действий, а также осуществлять самоконтроль, самоанализ своих действий.

Коммуникативные УУД:

Уметь слушать других, дополнять ответы.

Задает вопросы:

  • О чем просит людей автор стихотворения?

Отвечают на вопросы, выражая свое отношение к информации:

  • Бережно относиться к Храму Природы

  • Почему это важно в настоящее время?
  • Возрастает ущерб, наносимый человеком природе

  • Что такое природа?
  • Природа - то, что нас окружает, а не создана руками человека растения, живоные, реки, леса, озера и т.д.

  • Насколько важно влияние окружающей среды на здоровье человека? Ответим на вопрос, решив устно следующие задачи (Слайд 1):

Задача 1. Без пищи человек может прожить 1 месяц, без воды - 5 дней. Чтобы узнать, сколько минут человек может прожить без кислорода, нужно найти 0,06 от числа 50.

Задача 2. Муравьи очищают лес от мусора. Они могут переносить груз, в 10 раз превышающий собственный вес. Сколько лет живет муравей, если его продолжительность жизни составляет 1% от жизни мамонтового дерева (2500 лет).

Задача 3. Все знают, какую роль птици играют в охране леса от вредных насекомых. Известно, что одна пара поползней приносят птенцам за день около 300 гусениц, дятлы - в 3 раза больше оползней, а скворцы - в 5 раз больше поползней. Насколько больше гусениц приносят своим птенцам скворцы чем дятлы? Что будет с лесом, если погибнет большая часть птиц?

Учащиеся решают задачи устно, применяют изученные правила действий с десятичными дробями, применяют рациональные способы решения. Слушают отвечающих, контролируют правильность ответов, исправляют ошибки, дополняют ответы. Выражают свое отношение к очевидности экологической проблеме леса.

Этап 2. Актуализация пробного учебного действия, локализация индивидуальных затруднений.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Задает вопросы:

- Какие действия и свойства действий с десятичными дробями вы вспомнили?

Проговаривают вслух правила действий с десятичными дробями. Слушают отвечающих, анализируют индивидуальные затруднения в алгоритмах действий.

Познавательные УУД:

Соотносят решения задач экологического содержания с системой знаний по теме «Десятичные дроби».

Регулятивные УУД:

Оценивают свою деятельность в решении задач и деятельность других.

Коммуникативные УУД:

Строят речевые высказывания, слушают других, вступают в учебный диалог с учителем.

Регулятивные УУД:

Уметь по эталону записывать условие задачи, решение, проверять решения других.

Познавательные УУД:

Формировать общеучебные навыки, а именно, умение выполнять учебные действия в устной  форме.

Решив задачи, попытаемся сформулировать тему нашего урока

Дети предлагают свои варианты: «Решение задач на действия с десятичными дробями. Защита природы». Записывают тему урока в тетрадях.

Природа - для нас храм. Всегда ли человек относился правильно к своему поведению в нем?

Учитель предлагает решить следующие задачи (условия задач и эталон решения – Слайд 2):

Задача 1. Каждый человек в год избавляется от 500,32 кг мусора. Сколько мусора выбросим мы все вместе, присутствующие в классе? И стоит ли начать активно перенимать опыт сортировки мусора других стран?

Задача 2. Завод выбрасывает отходы в реку. За одну минуту поступает 105,6 л загрязненной воды. Сколько загрязненной воды поступает в реку за час? За сутки?

Задача 3. Бумага, выброшенная вами в лесу, будет лежать в лесу 2,2 года. Консервная банка в 15 раз больше, а полиэтиленовый пакет - на 100 лет больше консервной банки. Сколько лет в лесу пролежит броженный полиэтиленовый пакет?

Учащиеся записыват условия задач и приступают к самостоятельному решению. Комментируют решение задач вслух.

Осуществляют взаимопроверку, сравнивают собственные ответы с ответами на слайде. Отмечают ошибки в ответах.

Этап 3. Построение проекта коррекции выявленных затруднений.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Используемые примеры показали, что математика дает количественную оценку не всегда правильного отношения человека к природе. Давайте подумаем, какие проблемы охраны природы существуют, как мы можем помочь их решить.

Сформулируем задачи урока.

Существует проблема охраны рек, воздуха, почвы от пожаров и т.д. Будем решать текстовые задачи, которые помогут раскрыть вопросы о рациональном природопользовании, восстановлении и приумножении ее природных богатств.

Познавательные УУД:

Уметь использовать алгоритм исправления ошибок, опираясь на эталон правильного решения.

Коммуникативные УУД:

Уметь слушать собеседника, уважать его мнение, приходить к правильному решению, работая в паре.

Предлагает задачи для  решения с содержанием  проблем охраны природы (Слайд 3):

Задача 1. Через заводские очистительные сооружения в сутки проходит 105,6 л воды. За сколько дней очистится 27 тыс. л воды? Сколько л воды проходит через очистительные сооружения за час?

Задача 2. Определите, какое из деревьев, растущих на наших улицах, является лучшим «пылесосом», решив уравнение 0.6 (x + 2) - 0.7 = 4.1

Ответ: Береза - 0.6, тополь - 6, сосна - 60.

Задача 3. Какая птица выводит птенцов зимой? Ответьте на вопрос, решив пример: 15,8 - (7,8 + 1,1)

Ответ: дядет - 0,69, клест - 6,9, аист - 69.

Вспомните, почему именно зимой у некоторых видов птиц появляются птенцы? Чем они питаются? Предлагает использовать алгоритм исправления ошибок.

Работают в парах, проверяют решение с эталоном подробного решения задачи, представленного в раздаточном материале. Используют эталон исправления ошибок в решении задач.

Этап 4. Реализация построенного проекта коррекции ошибок.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Предлагает решить задачи, дать коллективную оценку взаимодействия человека с окружающим миром, положительным и отрицательным последствиям деятельности человека к природе и окружающему миру (Слайд 5):

Задача 1. Очень часто по неосторожности людей случаются пожары. В результате горит лес, погибают животные и растения. Вычислить площадь территории, имеющей форму прямоугольника со сторонами: 14,58 м 9,4 м.

Задача 2. Известно, что каждую минуту вырубается 19,8 га леса. Сколько леса исчезает за 1/6 часть часа? За 1 час?

Задача 3. Один десятилетний тополь выделяет в среднем столько кислорода, сколько 25 молодых тополей. Сколько необходимо посадить молодых тополей, чтобы они заменили 5 бессмысленно срубленных десятилетних деревьев?

Работают в 3-ех группах. Кроме решения задач, представитель каждой группы сообщает о важности сохранения окружающей среды, о важности связи математики с охраной окружающей средой, решают аналогичные задачи экологического содержания.

Регулятивные УУД:

Уметь формулировать индивидуальную цель своих коррекционных действий: способы и средства исправления ошибок в решении задач.

Коммуникативные УУД:

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им, уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Этап 5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Предлагает самостоятельную работу (Слайд 6):

Задача 1. Тяжелые машины и автобусы за каждый км пробега выделяют 23,5 азота. Сколько газа выделяет автобус, если он сделал 5 ходок между населенными пунктами, а расстояние между населенными пунктами составляет 15 км.

Дети решают самостоятельно задачу, осуществляют самопроверку по эталону.

Регулятивные УУД:

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения.

Предлагает дополнительное творческое задание (Слайд 7):

Необходимо вычислить диаметр зараженнй территории амиаком после аварии, произошедшей на химическом заводе, если радиус утечки равен 139, 48 м. Площадь круга вычисляется по форме S = пrх2, где п = 3,14.

Наиболее подготовленные учащиеся выполняют творческое задание.

Осуществляет проверку выполненного задания.

Этап 6. Рефлексия деятельности на уроке.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Подведем итоги урока. Какую цель урока мы ставили? Достигли ли мы цели? Назовите тему урока, расскажите, чему вы научились? Оцените свою деятельность.

Отвечают на вопросы, обобщают полученные знания. Рассказывают, что почувствовали еще большую ответственность за сохранение природы, чистоты мира. Осуществляют самооценку, определяют границы собственного «знания» и «незнания» в выполнении действий над десятичными дробями.

Регулятивные УУД:

Уметь адекватно оценить свои действия.

Личностные УУД:

Уметь осуществлять самооценку.

Домашнее задание: используя одно из качеств человека (милосердие, доброта, чуткость, доброжелательность) описать поведение человека по отношению к природе, придумайте свою волонтерскую мини-программу по сохранению окружающей среды.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Действия с дробями"

Технологическая карта урока "Действия с дробями"...

Технологическая карта урока математики "Деление десятичных дробей на натуральное число"

Создана технологическая карта урока математики "Деление десятичных дробей на натуральное число" для 5 класса по учебнику Виленкина Н Я для работы в соответствии с ФГОС . Данный урок-  к...

Технологическая карта "Умножение и деление десятичных дробей на 10,100,1000.."

ТК "Умножение и деление десятичных дробей на 10,100,1000..", 5 класс....

Технологическая карта урока "Действия с десятичными числами"

Конспект урока по математики на тему "Действия с десятичными числами"....

Технологическая карта урока Деление на десятичную дробь 5 класс

Технологическая карта урока. Деление на десятичную дробь. 5 класс...