Технологическая карта урока: Действия с десятичными дробями.
методическая разработка по математике (5 класс)
Требования ФГОС к урокам предусматривают самостоятедьную деятельность обучающихся.
Учитель во время проведения современного урока использует все возможности для развития
личности, активизации его умственных способностей и создаёт при этом такие условия,
чтобы обучающиеся добывали знания в процессе познавательной, исследовательской
деятельности, в работе над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной
жизни. Содержание урока способствует повышению не только образовательного потенцциала,
но и воспитательного, а , конкретно, экологического. Представленная ТК урока по теме "Действия
с десятичными дробями"соответствует определённым требованиям оформления. Для каждого
обозначенного этапа урока сформулированы цели, определены результаты(формируемые УУД),
выбраны формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая и разработана характеристика
деятельности учителя и учеников. ТК по данной теме позволит осуществлять контроль достижения
планируемых результатов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rasrechatka_dlya_ns.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Головина В.В.
Урок по теме «Действия с десятичными дробями»
Тип урока: Урок отработки умений и рефлексии
Цель: Закрепление и коррекция изученных правил, понятий алгоритмов
Технология: коллективный способ обучения
Ресурсы урока: карточки с раздаточным материалом, слайды, карточки с эталоном решения задачи, карточки с эталоном действий над десятичными дробями.
Задачи:
- систематизировать и обобщить знания по теме;
- продолжить формирование представлений о применении знаний на практике;
- продолжить формирование представлений о связи математики с жизнью, экологического воспитания у обучающихся.
Планируемые результаты:
- предметные: знать правила действий и свойства действий с десятичными дробями; уметь применять при решении (в примерах, задачах, уравнениях);
- метапредметные: ставить перед собой задачу в каждом виде деятельности на этапах урока; работать в группах, вести диалог с учителем, учащимися;
- личностные: определить свое отношение к защите природы, совершенствовать культуру речи.
Этапы хода урока.
Этап 1. Мотивация, направленная на коррекционную деятельность.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
Организует класс на работу, проверяет готовность учащихся к уроку, мотивирует учащихся стихотворением А. Смирнова «Храм природы»: Есть просто храм, Есть храм науки, А есть ещё природы храм – С лесами, тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам. Он свят в любое время суток, Открыт для нас в жару и стынь. Входи сюда, будь сердцем чуток, Не оскверняй её святынь. Кромсая лёд, меняем рек теченье. Твердим о том, что дел невпроворот, Но мы ещё придём просить прощенье У этих рек, барханов и болот, У самого гигантского восхода, У самого мельчайшего малька Пока об этом думать неохота, Сейчас не до этого… пока. Аэродромы, пирсы и перроны, Леса без птиц и земли без воды. Всё меньше окружающей природы, Всё больше окружающей среды. Я не хочу, чтоб речка высыхала, Где плещет столько рыбок золотых, Где пляшет резво лодка у причала, Где тёплый вечер так порою тих! Где сотней радуг лёд зимой искрится, Где по весне бушует ледоход, Где летом пьёт доверчивая птица, Где сосны зеленеют круглый год! Какая проблема у нас возникла? | Слушают учителя, настраиваются на работу. Взаимодействуют с учителем и формулируют проблему: есть угроза уничтожения всего живого на Земле. Мы опишем проблему с помощью математики. | Личностные УУД: Умение слушать. Регулятивные УУД: Уметь проговаривать последовательность действий, а также осуществлять самоконтроль, самоанализ своих действий. Коммуникативные УУД: Уметь слушать других, дополнять ответы. |
Задает вопросы:
| Отвечают на вопросы, выражая свое отношение к информации:
| |
|
| |
|
| |
Задача 1. Без пищи человек может прожить 1 месяц, без воды - 5 дней. Чтобы узнать, сколько минут человек может прожить без кислорода, нужно найти 0,06 от числа 50. Задача 2. Муравьи очищают лес от мусора. Они могут переносить груз, в 10 раз превышающий собственный вес. Сколько лет живет муравей, если его продолжительность жизни составляет 1% от жизни мамонтового дерева (2500 лет). Задача 3. Все знают, какую роль птици играют в охране леса от вредных насекомых. Известно, что одна пара поползней приносят птенцам за день около 300 гусениц, дятлы - в 3 раза больше оползней, а скворцы - в 5 раз больше поползней. Насколько больше гусениц приносят своим птенцам скворцы чем дятлы? Что будет с лесом, если погибнет большая часть птиц? | Учащиеся решают задачи устно, применяют изученные правила действий с десятичными дробями, применяют рациональные способы решения. Слушают отвечающих, контролируют правильность ответов, исправляют ошибки, дополняют ответы. Выражают свое отношение к очевидности экологической проблеме леса. |
Этап 2. Актуализация пробного учебного действия, локализация индивидуальных затруднений.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
Задает вопросы: - Какие действия и свойства действий с десятичными дробями вы вспомнили? | Проговаривают вслух правила действий с десятичными дробями. Слушают отвечающих, анализируют индивидуальные затруднения в алгоритмах действий. | Познавательные УУД: Соотносят решения задач экологического содержания с системой знаний по теме «Десятичные дроби». Регулятивные УУД: Оценивают свою деятельность в решении задач и деятельность других. Коммуникативные УУД: Строят речевые высказывания, слушают других, вступают в учебный диалог с учителем. Регулятивные УУД: Уметь по эталону записывать условие задачи, решение, проверять решения других. Познавательные УУД: Формировать общеучебные навыки, а именно, умение выполнять учебные действия в устной форме. |
Решив задачи, попытаемся сформулировать тему нашего урока | Дети предлагают свои варианты: «Решение задач на действия с десятичными дробями. Защита природы». Записывают тему урока в тетрадях. | |
Природа - для нас храм. Всегда ли человек относился правильно к своему поведению в нем? Учитель предлагает решить следующие задачи (условия задач и эталон решения – Слайд 2): Задача 1. Каждый человек в год избавляется от 500,32 кг мусора. Сколько мусора выбросим мы все вместе, присутствующие в классе? И стоит ли начать активно перенимать опыт сортировки мусора других стран? Задача 2. Завод выбрасывает отходы в реку. За одну минуту поступает 105,6 л загрязненной воды. Сколько загрязненной воды поступает в реку за час? За сутки? Задача 3. Бумага, выброшенная вами в лесу, будет лежать в лесу 2,2 года. Консервная банка в 15 раз больше, а полиэтиленовый пакет - на 100 лет больше консервной банки. Сколько лет в лесу пролежит броженный полиэтиленовый пакет? | Учащиеся записыват условия задач и приступают к самостоятельному решению. Комментируют решение задач вслух. Осуществляют взаимопроверку, сравнивают собственные ответы с ответами на слайде. Отмечают ошибки в ответах. |
Этап 3. Построение проекта коррекции выявленных затруднений.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
Используемые примеры показали, что математика дает количественную оценку не всегда правильного отношения человека к природе. Давайте подумаем, какие проблемы охраны природы существуют, как мы можем помочь их решить. Сформулируем задачи урока. | Существует проблема охраны рек, воздуха, почвы от пожаров и т.д. Будем решать текстовые задачи, которые помогут раскрыть вопросы о рациональном природопользовании, восстановлении и приумножении ее природных богатств. | Познавательные УУД: Уметь использовать алгоритм исправления ошибок, опираясь на эталон правильного решения. Коммуникативные УУД: Уметь слушать собеседника, уважать его мнение, приходить к правильному решению, работая в паре. |
Предлагает задачи для решения с содержанием проблем охраны природы (Слайд 3): Задача 1. Через заводские очистительные сооружения в сутки проходит 105,6 л воды. За сколько дней очистится 27 тыс. л воды? Сколько л воды проходит через очистительные сооружения за час? Задача 2. Определите, какое из деревьев, растущих на наших улицах, является лучшим «пылесосом», решив уравнение 0.6 (x + 2) - 0.7 = 4.1 Ответ: Береза - 0.6, тополь - 6, сосна - 60. Задача 3. Какая птица выводит птенцов зимой? Ответьте на вопрос, решив пример: 15,8 - (7,8 + 1,1) Ответ: дядет - 0,69, клест - 6,9, аист - 69. Вспомните, почему именно зимой у некоторых видов птиц появляются птенцы? Чем они питаются? Предлагает использовать алгоритм исправления ошибок. | Работают в парах, проверяют решение с эталоном подробного решения задачи, представленного в раздаточном материале. Используют эталон исправления ошибок в решении задач. |
Этап 4. Реализация построенного проекта коррекции ошибок.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
Предлагает решить задачи, дать коллективную оценку взаимодействия человека с окружающим миром, положительным и отрицательным последствиям деятельности человека к природе и окружающему миру (Слайд 5): Задача 1. Очень часто по неосторожности людей случаются пожары. В результате горит лес, погибают животные и растения. Вычислить площадь территории, имеющей форму прямоугольника со сторонами: 14,58 м 9,4 м. Задача 2. Известно, что каждую минуту вырубается 19,8 га леса. Сколько леса исчезает за 1/6 часть часа? За 1 час? Задача 3. Один десятилетний тополь выделяет в среднем столько кислорода, сколько 25 молодых тополей. Сколько необходимо посадить молодых тополей, чтобы они заменили 5 бессмысленно срубленных десятилетних деревьев? | Работают в 3-ех группах. Кроме решения задач, представитель каждой группы сообщает о важности сохранения окружающей среды, о важности связи математики с охраной окружающей средой, решают аналогичные задачи экологического содержания. | Регулятивные УУД: Уметь формулировать индивидуальную цель своих коррекционных действий: способы и средства исправления ошибок в решении задач. Коммуникативные УУД: Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им, уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. |
Этап 5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
Предлагает самостоятельную работу (Слайд 6): Задача 1. Тяжелые машины и автобусы за каждый км пробега выделяют 23,5 азота. Сколько газа выделяет автобус, если он сделал 5 ходок между населенными пунктами, а расстояние между населенными пунктами составляет 15 км. | Дети решают самостоятельно задачу, осуществляют самопроверку по эталону. | Регулятивные УУД: Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения. |
Предлагает дополнительное творческое задание (Слайд 7): Необходимо вычислить диаметр зараженнй территории амиаком после аварии, произошедшей на химическом заводе, если радиус утечки равен 139, 48 м. Площадь круга вычисляется по форме S = пrх2, где п = 3,14. | Наиболее подготовленные учащиеся выполняют творческое задание. | |
Осуществляет проверку выполненного задания. |
Этап 6. Рефлексия деятельности на уроке.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
Подведем итоги урока. Какую цель урока мы ставили? Достигли ли мы цели? Назовите тему урока, расскажите, чему вы научились? Оцените свою деятельность. | Отвечают на вопросы, обобщают полученные знания. Рассказывают, что почувствовали еще большую ответственность за сохранение природы, чистоты мира. Осуществляют самооценку, определяют границы собственного «знания» и «незнания» в выполнении действий над десятичными дробями. | Регулятивные УУД: Уметь адекватно оценить свои действия. Личностные УУД: Уметь осуществлять самооценку. |
Домашнее задание: используя одно из качеств человека (милосердие, доброта, чуткость, доброжелательность) описать поведение человека по отношению к природе, придумайте свою волонтерскую мини-программу по сохранению окружающей среды. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока математики "Умножение десятичных дробей на натуральные числа"
Технологическая карта урока математики по ФГОС в 5 классе...
Технологическая карта урока "Действия с дробями"
Технологическая карта урока "Действия с дробями"...
Технологическая карта урока математики "Деление десятичных дробей на натуральное число"
Создана технологическая карта урока математики "Деление десятичных дробей на натуральное число" для 5 класса по учебнику Виленкина Н Я для работы в соответствии с ФГОС . Данный урок- к...
Технологическая карта "Умножение и деление десятичных дробей на 10,100,1000.."
ТК "Умножение и деление десятичных дробей на 10,100,1000..", 5 класс....
Технологическая карта урока "Действия с десятичными числами"
Конспект урока по математики на тему "Действия с десятичными числами"....
Технологическая карта урока математики "Деление десятичной дроби на десятичную дробь".
Технологическая карта урока в 5 классе....
Технологическая карта урока Деление на десятичную дробь 5 класс
Технологическая карта урока. Деление на десятичную дробь. 5 класс...