Обобщающий урок по теме "Натуральные числа". Математика - 5 класс
план-конспект урока по математике (5 класс)

Игнатьева Вера Аркадьевна

План-конспект обобщающего урока по теме "Натуральные числа" в 5 классе и презентация к  уроку. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщающий урок математики в 5 классе по теме "Натуральные числа"

Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний и умений

Цель урока: Способствовать формированию у обучающихся знаний по теме

"Натуральные числа"

Задачи урока

Образовательные:

- формирование умений и навыков выполнения действий с натуральными числами;

- проверка умений и навыков выполнения действий с натуральными числами.

Развивающие:

- развитие умения анализировать, сравнивать и делать выводы;

- развитие устной и письменной речи обучающихся.

Воспитательные:

- воспитание умения высказывать свое мнение;

- формирование учебно-познавательного интереса к предмету

Ресурсы: Компьютер. Проектор. Презентация. Комплект заданий для работы учащихся на

уроке (Задания 1–5, дополнительное задание). Оценочные листы (Приложение)

Ход урока:

I. Организационный этап

II. Постановка цели и задач урока

III. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (творческие задания).

Задание 1. ЛАБИРИНТ. Найдите выходы из лабиринта и укажите тупики.

Лабиринт-1 - копия без ответов - копия

Рисунок 1

Ответ:

Рисунок 2

Задание 2. ЗАДАЧИ КАРЛА ГАУССА

Историческая справка:

В Германии в конце 18-го и первой половине 19-го веков жил знаменитый ученый Карл Гаусс. Современники называли его "королем математики". Сам ученый шутил, что он считать научился раньше, чем говорить. Рассказывают, что когда Гауссу было всего три года, он услышал, как его отец вслух делал расчеты, и заметил:

— Папа, счет твой неверен.

У отца от удивления глаза на лоб полезли. Стоит ли принимать всерьез слова карапуза? — подумал он, однако проверил свои вычисления и нашел ошибку.

Вот еще одна история из детства Карла Гаусса. Учитель дал первокласснику задачу:

"Вычислите сумму всех натуральных чисел от 1 до 100". Он намеривался, пока ученики считают, заняться каким-то своим делом.

Да не тут-то было. Только он проговорил задание, как услышал голос Карла:

Учитель, я сосчитал, сказал Карл и положил на стол свою грифельную доску с правильным ответом.

Задача

 На Ёлке Мише купили шесть шаров:

Рисунок 3

Маше купили семь шаров:

Рисунок 4

На шарах были указаны их цены. Миша схватил калькулятор, чтобы сосчитать стоимость шаров. Маша говорит: "Ты и без калькулятора устно сможешь сосчитать, а вот у меня не больно-то сосчитаешь: один шарик лишний".

Сосчитайте устно стоимость каждой покупки.

Решение: (71+89)· 3 =160· 3 = 480;

                  (41+59) : 2 · 7 = 350 или (41+59) · 3+ 50= 350.

Задание 3. СОСТАВЬ ЗАДАЧУ. По данным изображениям составьте задачу и решите ее.  

                 

                        Вариант 1                                                  Вариант 2

           

                                 Рисунок 5                                                           Рисунок 6      

Задание 4. ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

Задача 1. Встретились трое друзей: Белов, Рыжов и Чернов. Брюнет сказал Белову: "Любопытно, что ни у кого из нас цвет волос не соответствует фамилии, да и ты не брюнет".

Какой цвет волос у каждого из друзей?

Решение:

Фамилия

Цвет волос

Блондин

Рыжий

Брюнет

Белов

+

Рыжов

+

Чернов

+

Ответ: Белов – рыжий, Рыжов – брюнет, Чернов  – блондин

Задача 2. Три ученицы – Валя, Галя и Катя – пришли в театр в платьях разного цвета: одна – в белом, другая – в сером, а третья – в черном. Катя была не в черном, Валя не в черном и не в сером. Угадай, в какое платье каждая из них была одета.

Решение:

Фамилия

Цвет платья

Белый

Серый

Черный

Валя

+

Галя

+

Катя

+

Ответ: Валя– в белом, Галя– в черном, Катя– в сером

Задание 5. ДЕЙСТВИЯ С НАТУРАЛЬНЫМИ ЧИСЛАМИ    

             

Соедините последовательно точки по ответам. Что получилось?

  1. (71 -19):13 =             6. 42·2-25·3=                11. (58+26):14=
  2. (19 +9)·3=                7. 15·5+50:2=                12. 24:6+36=
  3. 100 – 16:4=               8. (75-74)·5·9=             13. 91:13·8:14=
  4. (44+33):7=                9. 6·10:2=                      14. 80:16·9:15=
  5. (36+48):12=             10. 32+48:8·3=               15. 72:12·9:27=

Рисунок 7

Ответы: 1) 4;              6) 9;              11) 6;            

               2) 84;            7) 100;          12) 40;

               3) 96;            8) 45;            13) 4;

               4) 11;            9) 30;            14) 3;

               5) 7;              10) 50;          15) 2.

Дополнительное задание. СЧЕТ И ВЫЧИСЛЕНИЯ

Задание 1.   Запишите число 100:

а) пятью тройками;

б) пятью единицами;

в) пятью пятерками.

Ответ: а) 33·3 + 3:3;

             б) 111 – 11;

             в) (5 + 5 + 5 + 5 + 5) : 5.

Задание 2. Расставьте знаки арифметических действий и скобки в выражении:  5 5 5 5 5 так, чтобы в результате получилось число 13.

Ответ: (55+5+5):5 = 13 (одно из возможных решений)

IV. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Задание. Расставьте знаки арифметических действий и скобки так, чтобы получились верные равенства:  

5  5  5  5 = 3;                        5  5  5  5 =30;

5  5  5  5 = 4;                        5  5  5  5 = 75;

5  5  5  5 = 5;                        5  5  5  5 = 50;

5  5  5  5 = 6;                        5  5  5  5 = 120;

5  5  5  5 = 7;                        5  5  5  5 = 130;

5  5  5  5 = 26;                      5  5  5  5 = 625.

Ответ:

(5 + 5 + 5) : 5 = 3;                     (5 : 5 + 5) ⋅ 5 =30;

(5 ⋅ 5 – 5) : 5 = 4;                       (5 + 5 + 5) ⋅ 5 = 75;

(5 – 5) ⋅ 5 + 5 = 5;                      5 ⋅ 5 + 5 ⋅ 5 = 50;

(5 ⋅ 5 + 5) :  5 = 6;                      5 ⋅ 5 ⋅ 5 – 5 = 120;

(5 + 5) : 5+5 = 7;                       5 ⋅ 5 ⋅ 5 + 5 = 130;

5 ⋅ 5 + 5 : 5 = 26;                       5 ⋅ 5 ⋅ 5 ⋅ 5 = 625.

V. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Оцените свою деятельность на уроке. Отметьте в оценочном листе знаком "+" задания, выполненные верно, знаком " – " отметьте задания, в которых допущены ошибки. Поставьте итоговую отметку по пятибалльной шкале.

Литература

Анфимова Т. Б. МАТЕМАТИКА. Внеурочные занятия 5-6 классы.  –  М.: Илекса, 2015.

Ресурсы

http://referat.znate.ru/text/index-2822.html

Приложение

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

                учени___  ____ класса________________________________

№ задания

Самооценка

Задание 1. ЛАБИРИНТ

Задание 2. ЗАДАЧИ КАРЛА ГАУССА

Задание 3. СОСТАВЬ ЗАДАЧУ

Задание 4. ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

Задание 5. ДЕЙСТВИЯ С НАТУРАЛЬНЫМИ ЧИСЛАМИ    

Дополнительное задание

Итоговая отметка


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УРОК МАТЕМАТИКИ В 5 КЛАССЕ Учитель математики МБОУ «Гимназия № 36» г. Казани Игнатьева Вера Аркадьевна

Слайд 2

ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ "НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА"

Слайд 3

1. ЛАБИРИНТ

Слайд 4

Ответ:

Слайд 5

2. ЗАДАЧИ КАРЛА ГАУССА Памятник Карлу Фридриху Гауссу в городе Брауншвейг

Слайд 6

2. ЗАДАЧИ КАРЛА ГАУССА На Ёлке Мише купили шесть шаров: Маше купили семь шаров: На шарах были указаны их цены. Миша схватил калькулятор, чтобы сосчитать стоимость шаров. Маша говорит: "Ты и без калькулятора устно сможешь сосчитать, а вот у меня не больно-то сосчитаешь: один шарик лишний". Сосчитайте устно стоимость каждой покупки.

Слайд 7

2. ЗАДАЧИ КАРЛА ГАУССА На Ёлке Мише купили шесть шаров: Маше купили семь шаров: На шарах были указаны их цены. Сосчитайте устно стоимость каждой покупки. Решение: (71+89)  3 =160  3 = 480; (41+59) : 2  7 = 350 или (41+59)  3+ 50= 350.

Слайд 8

3. СОСТАВЬ ЗАДАЧУ Вариант 1 Вариант 2 По данным изображениям составьте задачу и решите ее

Слайд 9

4. ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ Задача 1. Встретились трое друзей: Белов, Рыжов и Чернов. Брюнет сказал Белову: "Любопытно, что ни у кого из нас цвет волос не соответствует фамилии, да и ты не брюнет". Какой цвет волос у каждого из друзей?

Слайд 10

4. ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ Задача 1. Встретились трое друзей: Белов, Рыжов и Чернов. Брюнет сказал Белову: "Любопытно, что ни у кого из нас цвет волос не соответствует фамилии, да и ты не брюнет". Какой цвет волос у каждого из друзей? Фамилия Цвет волос Решение.

Слайд 11

4. ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ Задача 1. Встретились трое друзей: Белов, Рыжов и Чернов. Брюнет сказал Белову: "Любопытно, что ни у кого из нас цвет волос не соответствует фамилии, да и ты не брюнет". Какой цвет волос у каждого из друзей? Фамилия Цвет волос Блондин Рыжий Брюнет Белов Рыжов Чернов Решение.

Слайд 12

4. ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ Задача 1. Встретились трое друзей: Белов, Рыжов и Чернов. Брюнет сказал Белову: "Любопытно, что ни у кого из нас цвет волос не соответствует фамилии, да и ты не брюнет". Какой цвет волос у каждого из друзей? Фамилия Цвет волос Блондин Рыжий Брюнет Белов – + – Рыжов – – + Чернов + – – Решение.

Слайд 13

4. ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ Задача 2. Три ученицы – Валя, Галя и Катя – пришли в театр в платьях разного цвета: одна – в белом, другая – в сером, а третья – в черном. Катя была не в черном, Валя не в черном и не в сером. Угадай, в какое платье каждая из них была одета.

Слайд 14

4. ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ Задача 2. Три ученицы – Валя, Галя и Катя – пришли в театр в платьях разного цвета: одна – в белом, другая – в сером, а третья – в черном. Катя была не в черном, Валя не в черном и не в сером. Угадай, в какое платье каждая из них была одета. Имя Цвет платья Решение.

Слайд 15

4. ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ Задача 2. Три ученицы – Валя, Галя и Катя – пришли в театр в платьях разного цвета: одна – в белом, другая – в сером, а третья – в черном. Катя была не в черном, Валя не в черном и не в сером. Угадай, в какое платье каждая из них была одета. Имя Цвет платья Белый Серый Черный Валя Галя Катя Решение.

Слайд 16

4. ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ Задача 2. Три ученицы – Валя, Галя и Катя – пришли в театр в платьях разного цвета: одна – в белом, другая – в сером, а третья – в черном. Катя была не в черном, Валя не в черном и не в сером. Угадай, в какое платье каждая из них была одета. Имя Цвет платья Белый Серый Черный Валя + – – Галя – – + Катя – + – Решение.

Слайд 17

5. ДЕЙСТВИЯ С НАТУРАЛЬНЫМИ ЧИСЛАМИ Соедините последовательно точки по ответам. 1. (71 -19):13 = 6 . 42  2-25  3= 11. (58+26):14= 2. (19 +9)  3= 7. 15  5+50:2= 12. 24:6+36= 3. 100 – 16:4= 8. (75-74)  5  9= 13. 91:13  8:14= 4 . (44+33):7= 9 . 6  10:2= 14. 80:16  9:15= 5. (36+48):12= 10. 32+48:8  3= 15. 72:12  9:27=

Слайд 18

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Задание. Расставьте знаки арифметических действий и скобки так, чтобы получились верные равенства: 5 5 5 5 = 3; 5 5 5 5 =30; 5 5 5 5 = 4; 5 5 5 5 = 75; 5 5 5 5 = 5; 5 5 5 5 = 50; 5 5 5 5 = 6; 5 5 5 5 = 120; 5 5 5 5 = 7; 5 5 5 5 = 130; 5 5 5 5 = 26; 5 5 5 5 = 625.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторительно-обобщающий урок "Что такое право" 9 класс

Данный урок повторения и обобщения дан как урок подготовки к ГИА по обществознанию в игровой форме с использованием компьютерных технологий и программного обеспечения к интерактивной доске Smart board...

Обобщающий урок по биологии в 7 классе по теме: " Класс Млекопитающие".

Урок по теме: Класс Млекопитающие проводится после изучения всей темы, способствует развитию познавательной деятельности учащихся. Форма: урок -игра "Счастливый случай" . также используется  при ...

Конспект обобщающего урока английского языка в 4 классе по теме "Уроки здоровой еды"

Открытый урок в 4 классе по УМК Биболетовой М.З. "Enjoy English"....

Обобщающий урок-КВН географии в 7 классе. Тема урока: "Африка".

                                      Тема урока: «Материки и океаны. Африка». КВН.    ...

Повторительно-обобщающий урок по истории в 6 классе на тему "Древняя Русь" (конспект урока и презентация к уроку)

Древняя РусьПовторительно-обобщающий урок  по истории. 6 классС презентацией Разработка Алексеевой В.И., учитель истории и обществознания МБОУ «Орининская СОШ»  Моргаушского...

Обобщающий урок по химии в 8 классе по теме "Важнейшие классы неорганических соединений»

Урок проводится в конце учебного года после изучения классификации и свойств основных классов неорганических веществ. Для его проведения выбрана форма игрового химического кафе. Учитель выступает в ро...