Разработка уроков по математике 6 класс по теме"Признаки делимости"
план-конспект урока по математике (6 класс)

Сорокина Елена Николаевна

Разработка уроков по математике 6 класс по теме"Признаки делимости"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_po_matematike_dlya_6_klassa_-priznaki_delimosti.docx20.91 КБ

Предварительный просмотр:

                                        Разработки уроков по математике, 6 класс

       (Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд)                    

                                                         

УРОК 1

Цели: изучить признаки делимости на 10, на 5 и на 2; ввести определение четных и нечетных чисел; развивать логическое мышление учащихся.

Ход урока

I. Актуализация опорных знаний учащихся.

1. Результаты самостоятельной работы.

2. Выполнение заданий, вызвавших затруднения у учащихся.

3. Устно решить № 41, 44 и 39 (1-е задание каждого столбика).

II. Объяснение нового материала.

1. Для того чтобы узнать, делится ли одно число на другое, не всегда нужно выполнять деление. Существуют признаки, позволяющие в некоторых случаях получить ответ на этот вопрос уже по самой записи числа.

2. Мы знаем, что при умножении на 10 получается число, оканчивающееся нулем. Поэтому любое число, оканчивающееся цифрой 0, делится на 10. Остальные числа, не оканчивающиеся нулем, не делятся на 10.

Например, числа 340, 1280, 30500 делятся на 10; числа 445, 5007 не делятся на 10.

3. Известно также, что при умножении на 5 получается число, оканчивающееся нулем или пятеркой. Поэтому любое число, оканчивающееся цифрой 0 или цифрой 5, делится на 5.

Число, оканчивающееся любой другой цифрой, не делится на 5.

4. Привести  примеры  чисел,  делящихся  на 5 и чисел, не делящихся на 5.

5. Ввести определение четных и нечетных чисел. Цифры 0, 2, 4, 6, 8 называют четными, а цифры 1,3, 5, 7, 9 – нечетными.

6. Признак делимости на 2. Привести примеры чисел, делящихся на 2 и не делящихся на 2.

III. Закрепление изученного материала.

1. Устно решить № 32, 33 и 40.

2. Самостоятельно решить № 47 (с последующей проверкой).

3. На доске и в тетрадях решить № 52 (а; г).

Решение.

а) (х + 2,3) · 0,2 = 0,7        г) 0,39 : х – 0,1 = 0,16

х + 2,3 = 0,7 : 0,2 = 7 : 2        0,39 : х = 0,16 + 0,1

х + 2,3 = 3,5        0,39: х = 0,26

х = 3,5 -2,3        х = 0,39 : 0,26 = 39 : 26

х = l,2.        х =1,5.

Ответ: х = 1,2.        Ответ: х = 1,5.

4. Записать наибольшее пятизначное число, которое делится:

а) на 2; б) на 5; в) на 10; г) на 2 и на 5.

5. Записать цифрами 1; 3; 6; 5 два четырехзначных числа, которые:

а) делятся на 2;

б) делятся на 5.

IV. Итог урока.

Ответить на вопросы к пункту 2 на странице 9 учебника.

Домашнее задание: выучить правила п. 2; решить № 52, № 57 (а; в).

УРОК 2

Цели:  в ходе выполнения упражнений и решения задач за­крепить знание признаков делимости на 2, на 5 и на 10.

Ход урока

I. Устная работа.

1. Решить № 41 (2-е и 3-е задания каждого столбика).

2. Решить № 42 по рисунку 4 учебника.

3. Устно № 45 решить, приводя примеры и записывая их на доске.

4. Сформулировать признаки делимости чисел на 2, на 5, на 10. Привести свои примеры.

II. Выполнение упражнений.

1. Какие из чисел 6538, 6780, 7835, 9391, 10032, 10060, 24575 делятся:

а) на 2; б) на 5; в) на 10.

2. Решить № 31 (устно).

3. Решить № 33 на доске и в тетрадях.

4. Решить устно № 35 и № 37.

5. Написать три двузначных числа, кратных:

а) 2;  б) 5;   в) 2 и 5.

6. Решить № 52 (б, в) самостоятельно.

7. Решить задачу № 54 (1) на доске и в тетрадях.

Решение.

Пусть задумано число х.

11х – 2,75 = 85,25

11х = 85,25 + 2,75

11х = 88

х = 8.

Ответ: число 8.

8. Назовите все четные числа, находящиеся между числами 30 и 45.

9. Назовите нечетные числа, находящиеся между числами 51 и 66.

III. Итог урока.

1. Как по записи натурального числа определить, делится оно без остатка на 10 или не делится на 10?

2. Как по записи натурального числа узнать, делится оно без остатка на 5 или не делится на 5?

3. Как по записи натурального числа узнать, делится оно без остатка на 2 или не делится на 2?

Домашнее задание: выучить правила пункта 2; решить № 57, № 55, № 56 (а), № 59 (б).

УРОК 3

Цели: способствовать выработке умений и навыков в применении признаков делимости на 10, на 5 и на 2 при выполнении упражнений и решении задач.

Ход урока

I. Повторение изученного материала.

1. Устно решить № 41 (4-е и 5-е задания каждого столбика).

2. Устно решить № 50, 51.

3. Сформулировать признаки делимости на 10, на 5 и на 2.

4. Игра «Кто самый внимательный».

Учитель называет любые числа, делящиеся на 2, на 5 или на 10 и не делящиеся на 2, на 5, на 10. Если числа делятся на 2, на 5 или на 10, то ученик поднимает руку; если не делятся на 2, или на 5, или на 10, то не поднимают руку.

II. Тренировочные упражнения.

1. Какие из чисел 6754, 8755, 9348, 10020, 20037, 108025, 60029 и 10000 делятся: а) на 2; б) на 5; в) на 10.

2. Напишите два пятизначных числа: а) кратных 2; б) кратных 5.

3. Напишите два шестизначных числа: а) кратных 2 и 5; б) крат-ных 5 и 10.

4. Запишите все четные числа, которые удовлетворяют неравенству 257 < x < 270.

5. Запишите все нечетные числа, которые удовлетворяют неравенству 1237 < x < 1242, и все нечетные числа, которые удовлет-воряют неравенству 1237 < x < 2395.

6. Устно решить задачи № 32 и № 49.

7. Решить № 38 самостоятельно с последующей проверкой.

8. Устно решить № 34. Сформулировать признаки делимости на 100, на 1000.

9. Решить задачу № 54 (2) на доске и в тетрадях.

Решение.

I способ (арифметический).

1) 110 : 11 = 10;

2) 10 – 9,2 = 0,8.

Ответ: 0,8.

II способ (с помощью уравнения).

Пусть задумано число х.

(х + 9,2) · 11 = 110

х + 9,2 = 110 : 11

х + 9,2 = 10

х = 10 – 9,2

х = 0,8.

Ответ: 0,8.

10*. Как разделить поровну 8 л молока, если молоко находится в восьмилитровом ведре, а имеется 2 пустых бидона – трехлитровый и пятилитровый?

III. Итог урока.

Сформулировать признаки делимости на 2, на 5, на 10, на 100, на 1000.

Домашнее задание: повторить правила п. 2; решить № 55, № 56 (б), № 57 (г).

УРОК 1
ПРИЗНАК ДЕЛИМОСТИ НА 9

Цели: изучить признак делимости на 9 и закрепить его знание при решении задач; выработать навыки применения этого признака при выполнении упражнений.

Ход урока

I. Устная работа (10 мин).

1. Решить № 69 (первые и вторые задания каждого столбика).

2. Решить № 61, 66 и 70.

II. Изучение нового материала.

1. Мы изучили признаки делимости на 10, на 5 и на 2, в которых узнали, делится или не делится число на 10, 5 и 2.

Иначе «устроены» признаки делимости на 9 и на 3. На этом уроке мы изучим признак делимости на 9.

2. Узнаем, не выполняя деления, можно ли 846 яиц разложить в 9 корзин поровну. (Решение этой задачи приведено в учебнике на странице 13.)

3. Формулировка признака делимости на 9.

4. Учащиеся называют числа, которые делятся на 9, и находят сумму цифр числа.

5. Делятся ли числа 225, 321, 675, 1004, 2382, 2841, 7235, 6264 на 9?

III. Закрепление изученного материала.

1. Решить № 62 (самостоятельно).

2. Решить № 64 (б) на доске и в тетрадях.

3. Устно решить № 75.

4. Найдите неизвестную цифру числа, обозначенную *, если известно, что оно делится на 9:

318*; *56; 48 * 25; 8 * 1.

5. Повторить ранее изученный материал, решив задания:

а) № 84 (1; 3) на доске и в тетрадях.

Решение.

1) 17n – 11n – 2n = 511        3) 4x + 6x – x = 21,6

n · (17 – 11 – 2) = 511        x(4 + 6 –1) = 21,6

4n = 511        x (4 + 6 –1) = 21,6

n = 511 ; 4        9x = 21,6

n = 127,75.        x = 21,6 : 9

        x = 2,4.

Ответ: n = 127,75.        Ответ: х = 2,4.

б) Устно решить № 74.

в) Вычислите (54,72 : 5,7 + 1,3 · 4,5) : 5 – 3,01.

Учитель записывает на доске числа:

а) 54,72;   б) 15,45;   в) 1;   г) 0,08.

Учащиеся решают пример, получают ответ и среди этих чисел находят получившийся у них ответ. (Это задание подготавливает учащихся к тестированию.)

IV. Итог урока.

Повторить признак делимости на 9, привести примеры.

Домашнее задание: выучить признак п. 3 (1); решить № 86, № 91 (а; б), № 92.

УРОК 2
ПРИЗНАК ДЕЛИМОСТИ НА 3

Цели: изучить признак делимости на 3; закрепить знание признаков делимости на 9, на 2, на 5 и на 10; развивать логическое мышление учащихся.

Ход урока

I. Устная работа.

1. Решить № 69 (3-е и 4-е задания каждого столбика).

2. Решить № 72 (а; б).

3. Решить № 76, № 77 и № 78 (повторить признаки делимости на 10 и на 5).

II. Объяснение нового материала.

1. Разделим на 3 каждое из чисел:

162, 201, 111, 205, 317, 824. Обнаружим, что первые три числа делятся на 3, а последние три числа не делятся на 3. Обратим внимание, что сумма цифр каждого из трех первых чисел делится на 3.

2. Сформулировать признак делимости на 3.

3. Выпишите числа, которые делятся на 3:

123; 110; 834; 2383; 882; 1111.

4. Верно ли утверждение:

а) Если число делится на 9, то оно делится на 3? Ответ объясните.

б) Если число делится на 3, то оно делится на 9? Привести примеры.

5. Придумайте 3 числа, которые:

а) делятся на 2 и на 3;

б) делятся на 3 и на 5;

в) делятся на 10 и на 9.

III. Закрепление изученного материала.

1. Самостоятельно решить № 65 и № 63.

2. Решить № 71 (а) на доске и в тетрадях.

3. Устно решить № 67, 68.

4. Напишите два пятизначных числа:

а) кратных 3; б) кратных 2 и 3.

5. Решить № 82 и № 83 (на доске  и в тетрадях).

Решение.

№ 82.

№ 83.

IV. Итог урока.

Как по записи натурального числа узнать, делится оно на 3 или не делится на 3?

Домашнее задание: выучить правила п. 3; решить № 87, № 90, № 91 (в; г).

воения ими материала, а решения задач учитель записывает на доске.

Домашнее задание: решить № 359 (г; д; е), № 360 (б; е), № 363, № 371.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку математики 5 класса по теме "Признаки делимости"

Данный материал можно использовать при объяснении  нового материала. Презентация содержит  примеры на применения признаков делимости натуральных чисел на 2,3,4, 5, 9, 10....

Презентация к уроку математики в 6 классе по теме "Признаки делимости на10, на 5 и на 2"

В презентации сформулированы цели урока, вопросы и задания для устной работы. С помощью заданий учащиеся самостоятельно приходят к выводу признаков делимости....

Урок в 5 классе по теме: "Признаки делимости"

Данный урок в 5 классе по теме: "Признаки делимости". Урок изучения нового материала по учебнику Дорофеева Г. В....

Урок в 6 классе по теме: "Признаки делимости на 3 и на 9".

В настоящее время-время ИКТ, когда у каждого ученика есть по несколько гаджетов, необходимость в устном счете для них отпадает. Это очень затрудняет освоение нового материала, особенно в старших класс...

Урок в 6 классе на тему "Признаки делимости на 9 и 3"

Урок в 6 классе на тему "Признаки делимости на 9 и 3" по учебнику А.Г.Мерзляк и др....