Технологичеcкая карта урока математики по теме: «Среднее арифметическое» в 5 классе. Конспект урока
методическая разработка по математике (5 класс)

Алексеева Каролина Евгеньевна

Предлагаемый учебный материал содержит технологическую карту и конспект урока открытия новых знаний в 5 классе. Тема: "Среднее арифметическое". УМК: Н. Я. Виленкин и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Технокарта и конспект143.5 КБ
Файл Карточки15.21 КБ

Предварительный просмотр:

Технологичеcкая карта урока математики по теме: «Среднее арифметическое» в 5 классе

Сведения об учителе. Алексеева Каролина Евгеньевна, учитель математики ГБОУ СОШ №420 Колпинского района СПб.

Учебный предмет. Математика.

Класс. 5.

УМК. Н. Я. Виленкин и др.

Тема урока. Среднее арифметическое.        

Цель: создание условий для формирования понятия среднего арифметического нескольких чисел и использования его при решении задач.

Задачи: образовательные: ввести понятие среднего арифметического; вывести алгоритм для его нахождения; формировать умение решать задачи, связанные с нахождением среднего арифметического; отрабатывать навыки действий с десятичными дробями;

развивающие: содействовать развитию у школьников логического мышления, математической речи; способствовать развитию познавательного интереса; развивать умение анализировать, делать выводы на основе полученных результатов; создать условия для развития у учащихся умений осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности.

воспитательные: создать атмосферу коллективного поиска, эмоциональной приподнятости, радости познания, воспитывать чувство ответственности и умение работать в группе.

Форма урока: урок открытия новых знаний.

Методы работы: проблемный, частично – поисковый, словесный, наглядный.

Формы работы: групповая, работа в паре, индивидуальная.

Личностные результаты обучения: умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности.

Метапредметные результаты обучения: умение соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. Регулятивные УУД:

— Целеполагание как постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено, и того, что неизвестно.

Предметные результаты обучения: умение находить среднее арифметическое нескольких чисел.

Элементы технологий, используемые на уроке: элементы исследовательской (проблемно-поисковой – реализация модели "обучение через открытие"), личностно – ориентированных, здоровьесберегающих технологий.

Оборудование: компьютер, учебник по математике, раздаточный материал (карточки для индивидуальной работы), электронная презентация; доска. 

Структура урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности. (3 мин)

Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне.

Приветствие учащихся.

Предлагает учащимся задания по карточкам повторения действий с десятичными дробями.

Выполняют задания, повторяют действия с десятичными дробями.

Обучающиеся работают в парах. Самопроверка, у слабых учащихся – взаимопроверка с сильными учащимися.

Личностные: положительное отношение к учебной деятельности.

Познавательные: извлечение нужной информации, самостоятельное ее нахождение.

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие. (3 мин)

Цель: подготовка мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

Подводящий диалог.

Сообщение цели и задач в виде познавательной задачи.

Решают задачу и записывают решение в тетрадь.

Формулируют цель урока.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие.

Регулятивные: целеполагание, фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений.

3.Выявление места и причины затруднения. (3 мин)

Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения.

4.Построение проекта выхода из затруднения. (3 мин)

Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.

Работа над определением среднего арифметического.

Работа с задачей.

Работа над алгоритмом нахождения среднего арифметического.

Работа с учебником с. 226.

Учащиеся выбирают метод разрешения проблемы, формулируют определение среднего арифметического и выводят алгоритм нахождения.

Предлагают свои версии, формулируют выводы наблюдений. Работа в парах по восстановлению алгоритма. Формулируют алгоритм, правило. Сверяют с эталоном (учебником). Находят в тексте понятие, информацию.

Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую.

Регулятивные: коррекция, контроль.

Коммуникативные: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов.

5.Реализация построенного проекта. (3 мин)

Цель: построение и фиксация нового знания.

Устное решение задач.

Решают предложенную задачу нахождения среднего арифметического в парах с самопроверкой.

Познавательные: самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка.

Личностные: оценивание усваемого содержания.

6.Динамическая пауза (этап физической разрядки) или физкультминутка. (2 мин)

Цель: сменить вид деятельности.

Гимнастика для глаз.

Учащиеся выполняют задания.

Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

7.Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала (текущий контроль). (13 мин)

Цель: применение нового знания в типовых заданиях.

Учитель предлагает решить задачи на среднюю стоимость и среднюю скорость.

Учащиеся выполняют задание пошагово.

Работа в парах. Речевое проговаривание.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в письменной форме.

 Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

8.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (итоговый контроль с тестом и самопроверка знаний). (6 мин)

Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях.

Учитель предлагает учащимся выполнить задания теста с самопроверкой по эталону и самим оценить его.

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков.

Учащиеся выполняют задания теста пошагово, проверяют себя и оценивают.

 

Познавательные: умение находить нужную информацию.

Регулятивные: умение решать проблемы.

Личностные: способность самооценки своих действий.

9.Подведение итогов: диагностика результатов урока, рефлексия достижения цели. (3 мин)

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

Организует подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников:

- Проанализируйте свою работу.

Раздаёт карточки рефлексии.

Учащиеся отвечают на вопросы, заполняют листы по рефлексии.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД.

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других.

10. Д/з и инструктаж по его выполнению. (2 мин)

Цель: обсудить и записать домашнее задание.

Даёт комментарии к домашнему заданию.

Учащиеся записывают д/з в зависимости от уровня освоения темы урока.

Приложение. Конспект урока

Этап 1. Мотивация к учебной деятельности.

Карточка повторения действий с десятичными дробями.

1)  (4,13 + 3,87)*11 =

88

2)   3,6:6 + 4,4 =

5

3)  (20 – 0,2):9 =

2,2

4) 12*0,1 + 0,8 =

2

5) 42,1*10 – 241=

18

Этап 2. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Поводящий диалог.

Решим задачи.

  1. В одном пенале лежит 2 карандаша, а во втором 4 карандаша. Что надо сделать, чтобы в обоих пеналах стало поровну карандашей? 
    (2+4):2=3(карандаша)
  2. В первом пенале 1 карандаш, во втором – 4 карандаша, в третьем 3 карандаша, в 4 – вообще нет карандашей. Как разложить эти карандаши поровну по 4 пеналам?
    (1+4+3+0):4=2(карандаша).
  3. Первый рабочий выложил дорожку длиной в 3 м, второй – 4 м, третий – 8 м. Сколько м в среднем выложил один рабочий?
    (3+4+8):3=15:3=5(м) - выложил в среднем каждый рабочий.

Этот ответ называют средним арифметическим.

- Вспомните словосочетания со словом «средний», которые вы слышали в жизни или встречали в литературе.(Ребята перечисляют: средняя температура месяца, средняя зарплата, средняя скорость, средняя цена и т.д.)

-А что «среднее» в математике можно найти? (Ответ учащихся: с числами). Назовите тему урока. Правильно будет «Среднее арифметическое нескольких чисел». Запишите тему урока.

Задача. Миша, Коля и Саша решили сходить в кино. У Миши было112 рублей, у Коли 100 рублей, у Саши - 73 рубля. На имеющиеся деньги ребята купили три билета. Сколько стоит детский билет в кино?

Этап 3. Выявление места и причины затруднения.

- Ребята, поработаем в парах. Перед вами на карточке три определения. Прочитайте их внимательно.

- Обведите кружком номер определения, которое вы считаете правильным.

- Кто считает, что это первое определение, поднимите руку. Кто второе? Кто третье?

- Кто был прав, мы узнаем чуть позже.

Карточка с определением среднего арифметического.

Обведите кружком номер определения, которое вы считаете правильным.

а) Среднее арифметическое – это сумма всех чисел.

б) Среднее арифметическое – это число, стоящее в середине.

в) Среднее арифметическое – это число, полученное делением суммы нескольких слагаемых на их количество.

-Чтобы правильно сформулировать определение среднего арифметического, решим задачу.  

Задача. После соревнований Маша и Мишка устроили чаепитие. Маша принесла 2 шоколадные конфеты, Мишка - 8 конфет, а Зайчонок – 5. Все шоколадные конфеты они разделили поровну. Сколько конфет досталось каждому?

- Составьте план решения задачи. Решите задачу.

- А почему вы делили на 3, ведь этого числа не было в условии задачи? Что означает это число?

Вывод: Мы нашли среднее арифметическое чисел 2, 8 и 5.

- Проговорите алгоритм нахождения среднего арифметического чисел.

- Ребята, посмотрите на таблицу, которая висит на доске.

- Вразброс даны части алгоритма по нахождению среднего арифметического. Работая в парах в течение 30 секунд восстановите алгоритм по шагам.

Таблица «Собери алгоритм»

Алгоритм нахождения среднего арифметического

  1. Посчитать количество слагаемых.
  1. Разделить полученную сумму на количество слагаемых.
  1. Найти сумму всех слагаемых.

 Ответ: 3, 2, 1.

- Вернемся к определениям. Какое же из них будет правильным?

Работа с учебником

- Откройте учебник на с.226, найдите определение “среднего арифметического”. Прочитайте.

- Закройте ладошкой это определение и расскажите его сами себе.

- Теперь расскажите это определение друг другу.

- Определение нужно запомнить!

Этап 5. Реализация построенного проекта.

Устные задания.

  1. Найдите среднее арифметическое чисел 2 и 10.
  2. У Лены букет состоит из 9 цветов, у Ани из 5, у Кати и Марины из 7. Сколько в среднем входит в один букет цветов?
  3. По данным гидрометцентра известно, что в течении недели температура воздуха Санкт-Петербурга изменялась следующим образом:

30.11

1.12

2.12

3.12

4.12

5.12

6.12

+2°

+2°

+2°

+4°

+3°

+3°

+5°

Какова средняя температура за данный период времени?

Этап 6. Динамическая пауза (этап физической разрядки) или физкультминутка.

Учитель. Я предлагаю вам немного отдохнуть, но не забывать о теме нашего урока. Подключите свои знания, смекалку, сообразительность, чувство юмора и попытайтесь отыскать «среднее арифметическое» не чисел, а предметов, которые нас окружают.

Назовите среднее арифметическое:

Носка и чулка.

Гольф

Апельсина и лимона.

Грейпфрут

Велосипеда и мотоцикла.

Мопед

Пианино и баяна.

Аккордеон

Женщины и рыбы.

Русалка

Трамвая и поезда.

Электричка

Портфеля и рюкзака.

Ранец

Ежа и змеи.

Колючая проволока

Гимнастика для глаз. Для профилактики нарушения зрения, при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении упражнения :

  • вертикальные движения глаз вверх – вниз;
  • горизонтальные движения вправо – влево;
  • вращение глазами по часовой стрелке и против;
  • закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчётливее;
  • на доске начертить спираль, окружность или ломаную и предложить учащимся «нарисовать» глазами эти фигуры несколько раз в одном , а затем в другом направлении.

Для улучшения работы мозга на разных этапах урока можно использовать следующие упражнения:

  • растирание ушных раковин и пальцев (активизирует все системы организма, т.к. более тысячи биологически активных точек расположены в области уха, а кончики пальцев непосредственно связаны с мозгом);
  • перекрёстные движения руками или ногами (активизирует оба полушария головного мозга);
  • качание головой (улучшает мыслительную деятельность и мозговое кровообращение).

Этап 7. Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала (текущий контроль).

Задача 1 (средняя стоимость). У продавца имеется два пакета конфет. 2 кг конфет по 140 рублей и 3 кг по 160 рублей. Пакеты порвались и все конфеты перемешались. Какую стоимость будет иметь полученное ассорти?

Задача 2 (средняя скорость). Автомобиль двигался 1,5 ч по шоссе со скоростью 90 км/ч, а затем 2 ч по грунтовой дороге со скоростью 45 км/ч, 0,5 ч по проселочной дороге со скоростью 30 км/ч. Найдите среднюю скорость движения автомобиля на всем пути.
Этап 8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Тест по теме: «Среднее арифметическое чисел»

Правильный ответ на вопрос обведите кружком.

 1. Найдите среднее арифметическое чисел 1,5 и 2,3.

а) 1,9; б) 3,8; в) 3.

2. Среднее арифметическое чисел 2, 4, 6, и 0 равно:

а) 3; б) 6; в) 4.

3. Незнайка по математике получил следующие оценки 5, 3, 1, 4, 4, 1. Найдите среднюю оценку Незнайки.

а) 3; б) 4; в) 5.

4. Вини - Пух съел 18 конфет, Пятачок - 9 конфет, Кролик - 3 конфеты. Сколько конфет в среднем съел каждый?

а) 12; б) 5; в) 10.

5. Найдите среднее арифметическое чисел: 20,22 и 18,26.

а) 23,78; б) 19,24; в) 12,43.

Ответы.

1

2

3

4

5

а

а

а

в

б

Этап 9. Подведение итогов: диагностика результатов урока, рефлексия достижения цели.

Учитель. Мы рассмотрели среднее арифметическое в различных областях деятельности человека. И это далеко не все. Среднее арифметическое часто используют в сельском хозяйстве, когда говорят об урожайности, о надоях молока. Среднее арифметическое находят при решении задач на движение. Об этом мы с вами поговорим на следующих уроках.

А сейчас давайте подведём итог нашего занятия.

- Удалось ли нам решить проблему урока?

- Какие знания, полученные ранее, позволили открыть новое?

- Проанализируйте свою работу.

Карточка рефлексии

  1. Мне понятно, что такое среднее арифметическое _____________________
  2. Я смогу применить алгоритм нахождения среднего арифметического_____________
  3. ____________________________________

Этап 10. Д/з и инструктаж по его выполнению. 

Д/з (обязательное): определение и правило п.38 (с.226), № 1524,1535а.

Творческое задание: cобрать и обработать некоторую информацию: определить стоимость 1 л молока 3-х различных фирм (жирность 3,2%) и вычислить его среднюю стоимость (на следующем уроке мы выясним, какое выгоднее покупать молоко).

                                   



Предварительный просмотр:

Приложение. Карточки

Карточка повторения действий с десятичными дробями

1) (4,13 + 3,87)*11 =

2)  3,6:6 + 4,4 =

3)  (20 – 0,2):9 =

4) 12*0,1 + 0,8 =

5) 42,1*10 – 241=

Карточка с определением среднего арифметического

Обведите кружком номер определения, которое вы считаете правильным.

а) Среднее арифметическое – это сумма всех чисел.

б) Среднее арифметическое – это число, стоящее в середине.

в) Среднее арифметическое – это число, полученное делением суммы нескольких слагаемых на их количество.

Таблица «Собери алгоритм»

Алгоритм нахождения среднего арифметического

  1. Посчитать количество слагаемых.
  1. Разделить полученную сумму на количество слагаемых.
  1. Найти сумму всех слагаемых.

Карточка рефлексии

  1. Мне понятно, что такое среднее арифметическое _____________________
  2. Я смогу применить алгоритм нахождения среднего арифметического_____________
  3. ____________________________________

Тест по теме: «Среднее арифметическое»

Правильный ответ на вопрос обведите кружком.

 1. Найдите среднее арифметическое чисел 1,5 и 2,3.

а) 1,9; б) 3,8; в) 3.

2. Среднее арифметическое чисел 2, 4, 6, и 0 равно:

а) 3; б) 6; в) 4.

3. Незнайка по математике получил следующие оценки 5, 3, 1, 4, 4, 1. Найдите среднюю оценку Незнайки.

а) 3; б) 4; в) 5.

4. Вини - Пух съел 18 конфет, Пятачок - 9 конфет, Кролик - 3 конфеты. Сколько конфет в среднем съел каждый?

а) 12; б) 5; в) 10.

5. Найдите среднее арифметическое чисел: 20,22 и 18,26.

а) 23,78; б) 19,24; в) 12,43.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики по теме "Среднее арифметическое"

Урок математики по теме "Среднее арифметическое"...

Урок математики по теме :"Среднее арифметическое"

Цель  урока: познакомить учащихся с понятием «Среднее арифметическое», научить  находить среднее арифметическое, применять при решении задач.      Тип урока : урок о...

Урок математики по теме: "Среднее арифметическое" 5 класс

Урок математики. 5 класс.Тема урока: « Среднее арифметическое». Цель урока:  формировать представление о среднем арифметическом; способствовать развитию математической речи; оперативной памя...

Разработка урока по математике на тему "Среднее арифметическое" ( 5 класс) на тат.яз.

МаксатБелем бирү: Саннарның арифметик уртасы белән таныштыру; арифметик уртаны табарга өйрәтү;, мәсьәлә чишүдә куллана белү һәм исәпләү күнекмәләрен камилләштерү.Үстерелешле уку гамәлләре: математик с...

Урок математики по теме "Среднее арифметическое", 5 класс

Урок математики по теме "Среднее арифметическое" по ФГОС....

Технологическая карта к уроку математики по теме "Среднее арифметическое"

Материал для проведения урока математики в 5 классе по теме "Среднее арифметическое"...