Статья "Профессиональная направленность преподавания математики в системе СПО"
статья по математике (11 класс)

Зиновьева Анна Александровна

Статья "Профессиональная направленность преподавания математики в системе СПО"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профессиональная направленность преподавания математики в системе СПО 

        Статья содержит рекомендации преподавателям математики в системе СПО. В ней рассказывается про  усиление прикладной направленности - важный фактор для заинтересованности студентов к обучению математики.

Зиновьева Анна Александровна

КГА ПОУ «ЕДСТ»

anna.zinoviva.30@gmail.com

        Основной задачей среднего профессионального образования в условиях реализации ФГОС является подготовка высококвалифицированных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, компетентных, ответственных, свободно владеющих своей профессией и ориентированных в смежных областях деятельности, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности. Математика как фундаментальная дисциплина имеет большие возможности для формирования ключевых компетенций специалиста, как профессиональных, так и личностных.  

        Высокий профессиональный уровень современного специалиста предполагает твердое владение математическими методами и навыками по их использованию. В процессе изучения математики формируются такие качества выпускника как логическая стройность и строгость умозаключений, пространственное воображение, умение привести убедительные и аргументированные доказательства,  умение анализировать ситуацию и находить нестандартные решения. Математика закладывает теоретическую базу для изучения специальных дисциплин и составляет основу общенаучной подготовки специалиста. Ведь успех изучения специальных дисциплин определяет, в конечном счете, качество подготовки специалиста, а улучшение качества подготовки будущих профессионалов – главная задача обучения, особенно в условиях жесткой конкуренции на рынке труда в настоящее время. Уровень владения специальными знаниями, умениями и навыками напрямую влияет на дальнейшее трудоустройство и карьеру выпускника.

        В современной практике среднего образования присутствует прямое противоречие между необходимостью получения прочных математических знаний и слабой мотивацией студентов к изучению курса математики. Студенты часто не видят будущей прикладной пользы дисциплины. Они нуждаются в значительно большем: в сведениях, которые увязывают математические знания с их будущей профессией, показывают математику как орудие практики, как непосредственного помощника человека при решении им различных проблем. Преподавание математики в техникуме теснейшим образом связано с изучением специальных дисциплин и производственного обучения. В этом состоит специфика работы преподавателя математики в системе СПО.

        Совершенствование методики преподавания и методов обучения неразрывно связано с вопросами развития самостоятельности студентов. Самостоятельность играет весомую роль не только в деле общего образования, но и в подготовке студентов к их дальнейшей трудовой деятельности.  Без самостоятельности в обучении немыслимо глубокое усвоение знаний. Однако среди мотивов самостоятельной деятельности студентов одним из самых важных является интерес к предмету, который осознается раньше, чем другие мотивы.

        С целью развития познавательного интереса к изучению математики необходимо подбирать задания и примеры применительно к конкретной специальности, требующих точной математической подготовки. Особое внимание необходимо уделить задачам, используемым на этапе мотивации, их содержание должно быть профессионально ориентировано.

        Рассмотрим на примере специальности «сварщик». Создание сварной конструкции, полностью отвечающей своему служебному назначению, надежной в эксплуатации, представляет собой комплексную задачу, которая включает проектирование, расчет, рациональное построение технологии изготовления. Все это требует определенных математических знаний – вычислительных навыков, знания правила пропорции, умения нахождения неизвестного и, конечно же, немало знаний из области геометрии. Геометрическое проектирование сварочной конструкции помогает не только уменьшить время, затрачиваемое на создание изделия, но и позволяет свести до минимума изменения, вносимые в конструкцию, практически исключить ошибки и улучшить качество изделия.

        Например, сварщику необходимо изготовить бункер, имеющий форму правильной четырехугольной призмы (без верхнего основания), длина стороны основания которого равна 1,2 метров, высота – 2,4 метров. Сколько стали необходимо для выполнения работы? Для решения этой задачи необходимы знания по геометрии: определение и свойства призмы, формула нахождения полной поверхности призмы; по алгебре: умения находить проценты от числа и оперировать с десятичными дробями.

        Можно значительно повысить интерес студентов к предмету не только на уроке, но и при помощи системы внеурочной деятельности, в процессе которой студенты готовят презентации профессиональной направленности с некоторыми задачами. 

        Для студентов на данном жизненном этапе ведущим мотивом является подготовка к профессиональной деятельности. Поэтому профессиональная направленность обучения, в частности обучения математики, рассматривается в качестве важного мотивационного инструмента. Профессиональная направленность обучения математике способствует: появлению у студентов четких мотивационных установок к изучению основ  математической науки и к учебно-познавательной деятельности; повышению интереса к будущей профессиональной деятельности посредством  использования в обучении информации, характеризующей различные грани профессиональной деятельности. Осуществляя профессиональную направленность, я решаю одну из важнейших задач - развитие познавательного интереса обучающихся математике в техникуме.

        Не каждый может стать математиком, но математика в жизни нужна будет каждому. Математика позволяет человеку думать. Человеку, выбравшему рабочую профессию, как нельзя кстати подходит поговорка: «Золотым рукам нужна умная голова.

Литература

  1. Двуличанская Н.Н. Компетентностно- ориентированное естественно-научное образование как основа нового качества подготовки профессиональных кадров // Наука и образование: электронное научно-техническое издание. –2010. – № 11.
  2. Шуберт Ю. Ф., Андреещева Н. Н. Формирование у студентов профессиональных компетенций // Среднее профессиональное образование. – М., 2009. – № 12.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приоритетные направления преподавания татарского языка и литературы на современном этапе

Татар телен чит тел буларак өйрәтүнең сыйфатын күтәрүдә яңа технологияләр куллану зур әһәмияткә ия.Укыту-тәрбия процессында электрон чаралар (мультимедиа,интерактив әсбаплар) рус телендә сөйләшүче бал...

лекционно-семинарская система преподавания математики с применением опор

Новая система преподавания математики, повышающая уровень усвоения материала....

Актуальные проблемы и основные направления модернизации преподавания математики в свете требований ФГОС нового поколения

Выпускная квалификационная работа краткосрочных курсов повышения кавлификации по  проблеме "Актульные проблемы и основные направления модернизации преподавания математики  в свете треб...

Зачетная система в преподавании математики

Здесь представлены вопросы для  зачета по теме"Квадратные уравнения" для учащихся 8 класса с углубленным изучением математики....

Профессиональная направленность в преподавании математики

Статья была написана на основе своего опыта. С данной разработкой выступала на публичных слушаниях 15 марта 2018 года....

Профессиональная направленность обучения математике обучающихся в системе СПО

Аннотация: В статье рассматривается профессиональная направленность обучения математике, ее значение для овладения студентом будущей профессии. Рассматриваются виды профессионально-ориентационной рабо...