Игра «Что? Где? Когда?»
план-конспект занятия (9 класс)

Семина Марина Николаевна

Внеклассное мероприятие по математике в 9 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_gde_kogda2018.docx25.82 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по математике

в 9 классе

Игра «Что? Где? Когда?»

МОУ Ефимовская ООШ

Дата:  _______

Учитель: Семина Марина Николаевна

  1. В игре принимает участие учащиеся 5- 9 классов.
  2. Игра основана на соревновании классов в параллели. В каждом классе выбирается команда по 6 человек, которые непосредственно принимают участие в игре.
  3. Остальные учащиеся классов составляют группы поддержки своих команд.
  4. В игре задействованы 4 учителя  для ведения учета очков команд по каждому вопросу.
  5. Ученикам  необходимо придумать название своей команды.
  6. Ведущий мероприятия – учитель математики.

Цели мероприятия:

  1. Повышение познавательного интереса к предмету математики.
  2. Способствовать воспитанию "чувства локтя" и дружбы среди учащихся.
  3. Способствовать побуждению каждого учащегося к творческому поиску

размышлениям, раскрытию своего творческого потенциала.

  1. Способствовать развитию кругозора учащихся, математической речи и грамотности.

Правила игры.

  1. Игра состоит из 9 раундов и 3 пауз.
  2. В каждом раунде знатокам предлагается вопрос из сектора, выпавшего на игровом столе.
  3. После обдумывания капитан называет имя игрока, который будет давать ответ.
  4. Если команда отвечает сразу, то время остается в запасе, и команда может взять дополнительно в любом раунде.
  5. Если команда дает правильный ответ, то ей засчитывается одно очко.

Есть у меня шестерка слуг,

Проворных, удалых.

И все, что вижу я вокруг,

Все знаю я от них.

Они по знаку моему

Являются в нужде.

Зовут их: Как? и Почему?

Кто? Что? Когда? и Где?

Выбор команды.

Задание. Петух стоя на одной ноге весит 5 кг. Сколько он будет весить, если встанет на 2 ноги? (5кг)

Раунд 1. Уважаемые эрудиты! Разрешите предложить вам небольшую логическую задачу. Математик оказавшись случайно в небольшом городе и желая хоть как-то убить время решил подстричься. В городке имелось лишь 2 мастера (у каждого из них своя парикмахерская). Заглянув к одному мастеру, математик увидел, что в салоне грязно, сам мастер одет неряшливо и небрежно подстрижен. В салоне другого мастера было идеально чисто, а владелец его был безукоризненно одет и аккуратно подстрижен. Поразмыслив, математик отправился стричься к первому мастеру. Уважаемые знатоки! Не можете ли вы объяснить причину столь странного на первый взгляд решения математика? (2мин.)

Ответ. Поскольку в городке лишь 2 парикмахера, каждый мастер вынужден стричься у другого. Математик выбрал того мастера, кто лучше подстриг своего конкурента.

Раунд 2. Уважаемые эрудиты! Известно, что вес тела на Луне в 6 раз меньше, чем на Земле. Представьте себе, что вам предложено отправиться на Луну и проверить этот факт экспериментально. Какое оборудование вы возьмете с собой? (3 мин)

Ответ. Нужно взять тело, вес которого известен на Земле и пружинные весы (динамометр).

Чашечные весы не годятся .Их показания на Земле и на Луне будут одинаковыми сами гири. «Уменьшатся в весе 6 раз».

Раунд 3. Уважаемые эрудиты! Решите пожалуйста такую задачу «Когда отцу было 27 лет, сыну 3 года, а сейчас сыну в три раза меньше лет, чем отцу . Сколько лет сыну и отцу? (3мин)

Ответ. 3х – количество лет отцу Х - количество лет сыну. Разница 27-3=24

Уравнение 3х-х=24 →х=12; 3х=36 (12 лет и 36)

Пауза 1. Конкурс болельщиков «Шагай-соображай»

Выходят 2 учащихся.

1.Все делают первые шаги и в это время ведущий называет число (например, 6 и 7). При следующих шагах назвать числа, кратные 6 и 7.

Кто больше сделает шагов?

2.Называть слова, относящиеся к математике, в которых есть буква «Р» или «Н».

Раунд 4. Уважаемые знатоки! Я хочу рассказать вам одну старинную историю. В шляпную лавку вошел господин средних лет и объявил, что желает купить шляпу за 30 рублей. Свою покупку он оплатил 100 рублевой банкнотой. У хозяина лавки не было сдачи, он послал приказчика в соседний магазин разменять банкноту. Когда приказчик вернулся, покупателю была выдана понравившаяся ему шляпа , 70 рублей сдачи, и он удалился. Примерно через час прибежал хозяин соседнего магазина, сообщил что 100 рублевая банкнота оказалась фальшивой и потребовал, взял ее назад.

Ничего не оставалось, как выплатить соседу 100 рублей настоящих денег. Вечером опечаленный хозяин лавки сел подсчитывать убытки.

Помогите ему уважаемые знатоки и скажите: сколько всего рублей от потерял в этот день? (4мин)

Ответ. 100 рублей : он потерял шляпу за 30 рублей и сдачу 70 рублей. Других убытков нет.

Раунд 5. В шахматном турнире участвовали 7 человек. Каждый с каждым сыграл по одной партии. Сколько партий они сыграли?

Ответ. Каждый шахматист сыграл 6 партий, всего 21 партии.

Раунд 6. Уважаемые эрудиты! На уроках геометрии при решении задач связанных с окружностью, обычно указывают, чему равен радиус окружности. А вот на технических чертежах и эскизах обязательно наносят диаметры окружностей, а не радиусы. Можете ли вы объяснить причину этот явления? (3 мин)

Ответ. При вычеркивании окружности надо знать ее радиус, но в готовой детали проще замерять диаметр окружности. Кроме того, большинство отверстий получают путем сверления, а для этого надо знать диаметр сверла, а не его радиус.

Пауза 2. Каждой руке - свое дело.

Играющим дают лист бумаги и в каждую руку по карандашу.

Задание. Левой рукой начертить 3 треугольника, а правой 3 окружности .

Задание. Закрепить нос Буратино или нарисовать человечка с помощью чисел и знаков.

Блиц-тур (конкурс капитанов).

  1. Разделить сто наполовину, сколько получиться? (200)
  2. Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли ожидать, что через 72 часа будет солнечная погода? (нет, так как будет полночь)
  3. Который сейчас час, если оставшаяся часть суток вдвое больше прошедшей (8 часов утра)
  4. Существует ли наименьшее из всех неотрицательных чисел (до, 0)
  5. Что больше весит тонна пуха или тонна металла.
  6. Каждый знак надо поставить между 2 или 3, чтобы получилось число большее 2 и меньшее 3?
  7. Где расстояние измеряется при помощи единицы времени?

Раунд 7. Уважаемые эрудиты! Представьте себе, что перед вами двое близнецов. Один всегда лжет, другой всегда говорит правду. Одного из близнецов зовут Джон. Вы повстречали их и хотите узнать , кто из них Джон. Разрешается задать каждому из них один и тот же вопрос (только один) , на который можно ответить односложно: «да» или «нет». (3 мин)

Ответ. Нужно спросить одного из близнецов : «Джон говорит правду?». Если ответ будет «да», то спрошенный – Джон, если «нет», то Джон второй близнец. Можно спросить и так «Лжет ли Джон?» «Нет» - скажет Джон.

Раунд 8. Хозяин нанял работника на год и обещал ему дань 12 рублей и кафтан. Но тот, поработав только 7 месяцев, захотел уйти. При расчете он получил кафтан и 5 рублей. Сколько стоит кафтан? (5 мин)

Ответ. Работник не недоработал у хозяина 5 месяцев и недополучил 7 рублей. Значит месячная его плата, в деньгах составляет 7/5 рублей или 1 руб.40 коп

Плата за 7 месяцев составит 7х7/5=9 4/5 рубля или 9 рублей 80 коп. Но работник получил 5 рублей и кафтан. Значит кафтан стоит 4 руб.80 коп.

Раунд 9. Уважаемые знатоки! Не хотите ли сообщить нам точно, когда начнется 22 век?

Ответ. Некоторые считают, что XXII век начнется 1 января 3000 года. Это неверно. Дело в том, что 3000 год принадлежит XXI веку (ведь нулевого года в первом веке не было). Поэтому правильный ответ таков: XXII век начнется 1 января 3001 года.

Пауза 3. Конкурс пословиц и поговорок с числами. «Быстрый счет».

Ответ (одна голова хорошо, а две лучше). Одна рука узла не вяжет. У семи нянек дитя без глазу. Семь раз отмерь – один раз отрежь. Хвастуну цена – три копейки. Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей и т.д.

  1. Сколько граней имеет новый шестигранный карандаш? (8 граней)
  2. Сколько вертикальных и сколько горизонтальных отрезков изображен на рисунке (2 верт., 12 гориз.)

  1. Что больше а или 2а? (неизвестно)
  2. У палки 2 конца. Если один из них отпилить, сколько концов получится? (4 конца)
  3. У куба 8 вершин, если один из них отпилить, сколько вершин будет?(7+3=10)
  4. Двое пошли, 3 гриба нашли. Четверо пойдут, сколько грибов найдут? (неизвестно)
  5. Чему равно 2 в квадрате? 3 в квадрате? 5 в квадрате? Угол в квадрате? (углы прямые?)
  6. Как можно истолковать равенства 8+9=5, 3-5=10, 7-3=9 (по циферблату час).
  7. На листе бумаги написано число 606. Какое действие надо совершить, чтобы увеличить его в полтора раза?
  8. Три спички выложены на столе так, чтобы получилось четыре. Могло ли такое быть, если других предметов на столе не было?

  1. Крестьянин продал на рынке трех коз по 3 рубля, спрашивается: «По чему каждая коза пошла?» (по земле)
  2. Можно ли по 13 счетных палочек длиной по 7 см каждая, сложить метр?

  1. В семье 2 отца и 2 сына. Сколько это человек? (трое)
  2. Останкинская башня высотой 530 м весит 30000 тонн. Сколько будет весить точная копия этой башни высотой 53 см? (30 г)

Подведение итогов. Счет х и у?

Да, путь познания не гладок,

Но знаем мы со школьных лет:

Загадок больше, чем разгадок,

И поискам предела нет.

Награждение команд.

Литература:

1. С. В. Ковалевская «Избранные произведения» / издательство « Советская Россия»,1982г.

2. Т. А. Лепехина « Математическое ассорти» / издательство « Учитель», 2008г

3. С. В. Виноградова, Н. Н. Деменева « Математика . 5-11 классы: предметные недели в школе. / издательство « Учитель», 2007г.