программа по математике
рабочая программа по математике (5 класс)

Ревяко Юрий Иванович

программа по математике

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_matematika_merzlyak_2019-2020_rabochaya_programma.doc337 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Доброминская средняя школа»

МО «Глинковский район» Смоленской области

РАССМОТРЕНО

руководитель РМО

______________/Пашкун Н.Г./

Ф.И.О.

Протокол № 1

от 30 августа 2019 г.

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора

________________/Пантюхова Е.А./

Ф.И.О.

от  «___» _______________2019 г.

УТВЕРЖДАЮ

директор школы

______________/Шарабурова Т.М./

Ф.И.О.

от «___»________________2019 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

НА 2019/20 УЧЕБНЫЙ ГОД

по математике

для 5 класса

Учебник «Математика» 5 класс для учащихся общеобразовательных учреждений под редакцией коллектива авторов : А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир . – М. : Вентана-Граф. 2018

Учитель математики

Ревяко Юрий Иванович

Принято

На заседании педагогического совета

Протокол №1 от 30 августа 2019 года

МБОУ «Доброминская СШ»

 

5 класс математика всего 5 часов  в неделю; 1 час из части плана, формируемой участниками образовательных отношений

        Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Математика»

 Личностными результатами изучения предмета «Математика» являются следующие качества:

  • независимость мышления;
  • воля и настойчивость в достижении цели;
  • представление о математической науке как сфере человеческой деятельности;
  • креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математической задачи;
  • умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

Метапредметными результатами изучения курса «Математика» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  •  самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать и интерпретировать (в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
  •  работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
  •  в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  • осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • создавать математические модели;
  •  составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст, диаграмму и пр.);
  • вычитывать все уровни текстовой информации.
  • уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
  • понимая позицию другого человека, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания.
  • Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей.

Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
  • отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
  • в дискуссии уметь  выдвинуть контраргументы;
  • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы,  аксиомы, теории;
  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметные результаты обучения математике в 5 классе

Арифметика. По окончании изучения курса учащийся научится:

  • понимать особенности десятичной системы счисления;
  • использовать понятия, связанные с делимостью натуральных чисел;
  • выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации;
  • сравнивать и упорядочивать рациональные числа;
  • выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, применять калькулятор;
  • использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчёты;

Учащийся получит возможность:

  • углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости;
  • научиться использовать приемы, рационализирующие вычисления, приобрести навык контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.

Числовые и буквенные выражения. Уравнения.

По окончании изучения курса учащийся научится:

  • выполнять операции с числовыми выражениями;
  • решать линейные уравнения, решать текстовые задачи алгебраическим методом.

Учащийся получит возможность:

  • развить представления о буквенных выражениях;
  • овладеть специальными приёмами решения уравнений, применять аппарат уравнений для решения как текстовых, так и практических задач.

Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин

По окончании изучения курса учащийся научится:

  • распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры и их элементы;
  • строить углы, определять их градусную меру;
  •  распознавать и изображать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды;
  • вычислять   объём   прямоугольного   параллелепипеда и куба.

Учащийся получит возможность:

  • научиться вычислять объём пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
  • углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
  • научиться применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.

Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи

По окончании изучения курса учащийся научится:

  • решать комбинаторные задачи на нахождение количества объектов или комбинаций.

Учащийся получит возможность:

  • научиться некоторым специальным приёмам решения комбинаторных задач.

Содержание курса математики 5 класса

Арифметика. Натуральные числа

  • Ряд натуральных чисел. Десятичная запись натуральных чисел.
  • Координатный луч. Шкала.
  • Сравнение натуральных чисел. Сложение и вычитание натуральных чисел. Свойства сложения.
  • Умножение и деление натуральных чисел.  Свойства умножения. Деление с остатком. Степень числа с натуральным показателем.
  • Решение текстовых задач арифметическими способами.

Дроби

  • Обыкновенные дроби .Правильные и неправильные дроби. Смешанные  числа.        
  • Сравнение обыкновенных дробей. Арифметические действия с обыкновенными дробями.
  • Десятичные дроби. Сравнение и округление десятичных  дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Прикидки результатов вычислений
  • Проценты. Нахождение процентов от числа. Нахождение числа по его процентам.
  • Решение текстовых задач арифметическими способами.

Величины. Зависимости между величинами

  • Единицы длины, площади, объёма, массы, времени, скорости.
  • Примеры зависимостей между величинами. Представление зависимостей в виде формул. Вычисления по формулам.

Числовые и буквенные  выражения. Уравнения

  • Числовые выражения. Значение числового выражения. Порядок действий в числовых выражениях. Буквенные выражения. Формулы.
  • Уравнения. Решение текстовых задач с помощью уравнений.

Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи

  • Среднее арифметическое. Среднее значение величины.
  • . Решение комбинаторных задач.

Геометрические фигуры. Измерения геометрических величин

  • Отрезок. Построение отрезка. Длина отрезка, ломаной. Измерение длины отрезка, построение отрезка заданной  длины. Периметр многоугольника. Плоскость. Прямая. Луч.
  • Угол. Виды углов. Градусная мера угла. Измерение и построение углов с помощью транспортира.
  • Прямоугольник.   Квадрат.   Треугольник.   Виды  треугольников
  • Равенство фигур. Площадь прямоугольника и квадрата. Ось симметрии фигуры.
  • Наглядные представления о пространственных фигурах: прямоугольный параллелепипед,  куб,  пирамида. Объём прямоугольного параллелепипеда и куба.

Математика в  историческом развитии

Римская система счисления. Позиционные системы счисления. Обозначение цифр в Древней Руси. Старинные меры длины. Введение метра как единицы длины. Метрическая система мер в России, в Европе. История формирования математических символов. Дроби в Вавилоне, Египте, Риме, на Руси. Открытие десятичных дробей. Мир простых чисел. Золотое сечение. Число нуль. Л.Ф. Магницкий. П.Л. Чебышев. А.Н. Колмогоров.

 

Календарно-тематическое планирование уроков математики в 5 классе

№п/п

Наименование темы

Количество уроков

дата

УУД

план

факт

 

Глава 1. Натуральные числа 22

1

Повторение за курс начальной школы

1

 

2-3

Ряд натуральных чисел. Римская система счисления.

2

 

Регулятивные:

Описывать свойства натурального ряда.

Читать и записывать натуральные числа, сравнивать и упорядочивать их.

Измерять длины отрезков.

Строить отрезки заданной длины.

Решать задачи на нахождение длин отрезков. Выражать одни единицы длин через другие.

Строить на координатном луче точку с заданной координатой, определять координату точки

Познавательные:

Распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире отрезок, прямую, луч, плоскость.

Приводить примеры моделей этих фигур.

Приводить примеры приборов со шкалами.

Коммуникативные:

Оформлять мысли в устной и письменной речи с учетом речевых ситуаций,

Уметь при необходимости отстаивать точку зрения, аргументируя её и подтверждая фактам

 

4-6

Цифры. Десятичная запись натуральных чисел. Обозначение цифр в Древней Руси.

3

 

 

 

7-8

9

Отрезок. Длина отрезка.

Ломаная.

2

1

 

 

 

 

 

 

10

Входная работа.

1

 

 

11-13

Плоскость. Прямая. Луч

3

 

 

 

 

 

 

14-17

Шкала. Координатный луч

4

 

 

 

 

 

 

 

 

18-20

21

Сравнение натуральных чисел. Позиционные системы счисления.

Повторение и систематизация знаний.

3

1

 

 

 

 

 

 

 

 

22

Контрольная работа № 1 по теме «Натуральные числа»

1

 

 

Глава 2. Сложение и вычитание натуральных чисел 34

23-26

Работа над ошибками. Сложение натуральных чисел. Золотое сечение. Число нуль.  

4

 

 

Регулятивные:

Распознавать на чертежах и рисунках углы, многоугольники, в частности треугольники, прямоугольники

Измерять с помощью транспортира

градусные меры углов,

строить углы заданной градусной меры, строить биссектрису данного угла. Классифицировать углы. Классифицировать треугольники по количеству равных сторон и по видам их углов.

Описывать свойства прямоугольника. Находить с помощью формул периметры прямоугольника и квадрата.

Решать задачи на нахождение периметров прямоугольника и квадрата, градусной меры углов.

Познавательные:

Распознавать в окружающем мире модели этих фигур.

Строить логическую цепочку рассуждений, сопоставлять полученный результат с условием задачи.

Распознавать фигуры, имеющие ось симметрии.

Коммуникативные:

Уметь принимать точку зрения другого.

Уметь организовывать учебное взаимодействие в группе.

 

 

 

 

 

 

27-31

Вычитание натуральных чисел

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

32-34

Числовые и буквенные выражения. Формулы. Л.Ф. Магницкий. П.Л. Чебышев. А.Н. Колмогоров.

3

 

 

 

 

 

 

35

Контрольная работа 2 по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел» 

1

 

 

36-39

Работа над ошибками. Уравнение

4

 

 

 

 

 

 

 

 

40-41

Угол. Обозначение углов

2

 

 

 

 

42-46

Виды углов. Измерение углов

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

47-48

Многоугольники. Равные фигуры. Старинные меры длины.  

2

 

 

 

 

49-50

51

Треугольник и его виды.

Построение треугольников.

2

1

 

 

52-54

Прямоугольник  и квадрат.  Ось симметрии фигуры

3

 

 

 

55

Повторение и систематизация учебного материала. Введение метра как единицы длины. Метрическая система мер в России, в Европе.

1

 

56

Контрольная работа № 3 по теме «Уравнение. Угол. Многоугольники»

1

 

Глава 3. Умножение и деление натуральных чисел 35

57-60

Работа над ошибками. Умножение. Переместительное свойство умножения

4

 

Регулятивные:

Формулировать     свойства умножения и деления натуральных чисел, записывать эти свойства в виде формул.

Решать уравнения на основании зависимостей между компонентами арифметических действий.

Находить остаток при делении натуральных чисел.

 Находить значение степени числа по заданному основанию и показателю степени .

Находить площади прямоугольника и квадрата с помощью формул.

Выражать одни единицы площади через другие.

Находить объёмы прямоугольного параллелепипеда и куба с помощью формул.

Выражать одни единицы объёма через другие.

Решать комбинаторные задачи с помощью перебора вариантов

Изображать развёртки прямоугольного параллелепипеда и пирамиды.

Познавательные:

Распознавать на чертежах и рисунках прямоугольный параллелепипед, пирамиду.

Распознавать в окружающем мире модели этих фигур.

Коммуникативные:

Оформлять мысли в устной и письменной речи с учетом речевых ситуаций,

Уметь при необходимости отстаивать точку зрения, аргументируя её и подтверждая фактами.

Уметь критично относиться к своему мнению

61-63

Сочетательное и распределительное свойства умножения

3

 

 

 

64-70

Деление

7

 

 

 

 

 

 

 

71-73

Деление с остатком

3

 

 

 

74-75

Степень числа

2

 

 

76

Контрольная работа № 4 по теме «Умножение и деление натуральных чисел»

1

 

77-80

Работа над ошибками. Площадь. Площадь прямоугольника

4

 

 

 

 

81-83

Прямоугольный параллелепипед. Пирамида

3

 

84-87

Объём прямоугольного параллелепипеда

4

 

 

 

 

88-90

Комбинаторные задачи

3

 

 

 

91

Контрольная работа № 5 по теме «Площадь прямоугольника»

1

 

Глава 4. Обыкновенные дроби 17

92-96

Работа над ошибками. Понятие обыкновенной дроби. История формирования математических символов. Дроби в Вавилоне, Египте, Риме, на Руси.

5

 

Регулятивные:

Распознавать обыкновенную дробь, правильные и неправильные дроби, смешанные числа.

Читать и записывать обыкновенные дроби, смешанные числа.

Сравнивать обыкновенные дроби с равными знаменателями.

Складывать и вычитать обыкновенные дроби с равными знаменателями.

Преобразовывать неправильную дробь в смешанное число, смешанное число в неправильную дробь.

Уметь записывать результат деления двух натуральных чисел в виде обыкновенной дроби.

 

 

 

 

97-99

Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей

3

 

 

 

100-101

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

2

 

 

102

Дроби и деление натуральных чисел.

1

 

103-107

Смешанные числа

5

 

108

Контрольная работа № 6 по теме «Обыкновенные дроби»

1

 

Глава 5. Десятичные дроби 48

109-112

Работа над ошибками. Представление о десятичных дробях. Открытие десятичных дробей.

4

 

Регулятивные:

Распознавать, читать и записывать десятичные дроби.

Называть разряды десятичных знаков в записи десятичных дробей.

Сравнивать десятичные дроби.

 Округлять десятичные дроби и натуральные числа.

Выполнять прикидку результатов вычислений. Выполнять арифметические действия над десятичными дробями.

Находить среднее арифметическое нескольких чисел.

Приводить примеры средних значений величины. Разъяснять, что такое «один процент». Представлять проценты в виде десятичных дробей и десятичные дроби в виде процентов. Находить процент от числа и число по его процентам.

Познавательные:

Передавать содержание в сжатом, выборочном или  развернутом виде.

Делать предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи.

Записывать выводы в виде правил «если…., то…».

Коммуникативные:

Оформлять мысли в устной и письменной речи с учетом речевых ситуаций,

Уметь при необходимости отстаивать точку зрения, аргументируя её и подтверждая фактами.

Понимать точку зрения другого.

Уметь  организовывать учебное взаимодействие в группе.

 

 

 

113-115

Сравнение десятичных дробей. Мир простых чисел.

3

 

 

 

116-118

Округление чисел. Прикидки

3

 

 

 

119-124

Сложение и вычитание десятичных дробей

6

 

 

 

 

 

 

125

Контрольная работа № 7 по теме «Понятие десятичной дроби»

1

 

126-132

Работа над ошибками.

Умножение десятичных дробей

7

 

 

 

 

 

 

 

133-141

Деление десятичных дробей

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

142

Контрольная работа № 8 по теме «Умножение и деление десятичных дробей»

1

 

143-145

Работа над ошибками. Среднее арифметическое. Среднее значение величины.

3

 

 

 

146-149

Проценты. Нахождение процентов от числа

5

 

 

 

 

 

150-153

Нахождение числа по его процентам

5

 

 

 

 

 

154-155

Повторение и систематизация учебного материала.

2

 

156

Контрольная работа № 9 по теме «Проценты»

1

 

Повторение и систематизация учебного материала 14

157-167

Работа над ошибками. Упражнения  для повторения курса 5 класса

11

 

 

 

 

 

 

 

168

Промежуточная аттестация. Контрольная работа № 10

1

169-170

Математическая спартакиада. (Во внеурочное время в рамках предметной декады)

2

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.

Рабочая программа разработана  на один учебный год:   в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...

Программа курса "Математика 5, 6 класс" (к учебникам Математика 5, Математика 6, авт. Зубарева И. И., Мордкович А.Г.)

Программа по математике для преподавания предмета в 5 и 6 классах по учебникам Зубаревой И. И., Мордковича А. Г. содержит пояснительную записку, в которой отражены: учебно-методическое сопровождение п...

Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и на основе примерной основной образовательной программы. 5 класс Математика

Примерная программа по математике предназначена для 5 классов общеобразовательных учреждений. Она составлена на основе проекта Федерального государственного образовательного стандарта общего образован...

Рабочая программа по математике к учебникам "Математика 5" и "Математика 6" С. М. Никольский и другие

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями к рабочей программе, содержит ссылки на дидактические материалы...

Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1) В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 2000г.

Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1)   В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 20...

Примерная рабочая программа по математике в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и на основе примерной основной образовательной программы.5 класс Математика.

Примерная программа по математике предназначена для 5 классов общеобразовательных учреждений. Она составлена на основе проекта Федерального государственного образовательного стандарта общего образован...

Авторская программа по математике «Углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса по математике. Подготовка к ЕГЭ» 10-11 классы

Предлагаемая программа относится к предметным курсам, задача которого – углубление и расширение знаний по математике, входящих в базовый учебный план школы. Выбор этого курса позволит учащимся изучить...