Наглядность различных видов моделей, используемых на уроках математики в 5-6 классах
статья по математике (5, 6 класс)

Золкина Людмила Владимировна

Общепринято рассматривать модель, как некий образ какого либо объекта, который служит для их замещения, выражение отношения между человеческими знаниями об объекте и между объектами. Проведённый анализ литературы позволил выделить основные виды моделей, и определить те, которые целесообразно использовать на уроках математики в 5-6 классах – это искусственные модели, подразделяющиеся на материальные  и идеальные. Все модели для их создателей, для тех, кто их построил, разработал, обладают свойством наглядности. Они наглядны и для тех, кто понимает их, понимает, что они являются моделью определенного объекта. Модель не просто дает нам возможность создать наглядный образ моделируемого объекта, а создает образ его наиболее существенных свойств, отраженных в модели. Все остальные свойства, несущественные в данном случае, отбрасываются. Таким образом, у нас создается обобщенный наглядный образ моделируемого объекта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Золкина Л.В.

Наглядность различных видов  моделей, используемых на уроках

математики в 5-6 классах.

     Понятие модели широко используется в различных областях науки, искусства, техники, в различных жизненных ситуациях, и в зависимости от сферы использования акцент делается на той или иной стороне понятия. Общепринято рассматривать модель (в переводе с латинского modulus – мера, образец) как некий образ (изображение, макет, схема, описание) какого либо объекта (системы объектов, процесса, явления), который служит для их замещения, выражение отношения между человеческими знаниями об объекте и между объектами.

     Проведённый анализ литературы (В.В. Давыдова, А.А. Егорова,     Н.Г. Салмина, Штофф.В.А.) позволил выделить основные виды моделей, и определить те, которые целесообразно использовать на уроках математики в 5-6 классах – это искусственные модели, подразделяющиеся на материальные (построены из каких-либо вещественных предметов) и идеальные (образные, или иконические, знаковые (знаково-символические) и мысленные (умственные)).

      Все модели для их создателей, для тех, кто их построил, разработал, обладают свойством наглядности. Они наглядны и для тех, кто понимает их, понимает, что они являются моделью определенного объекта.

       Материальные модели наглядны потому, что, во-первых, они чувственно воспринимаемы, ибо представляют собой объективно существующие предметы или конструкции, аппараты или реальные явления, живые существа. Во-вторых, человек, выбравший или сконструировавший ту или иную модель, предварительно создал у себя наглядный образ моделируемого объекта и этот образ воплотил в построенной материальной модели.

       Наглядность идеальных моделей – образные и знаковые модели, а также описания мысленных моделей чувственно воспринимаемы: мы их видим, если это какие-то рисунки, чертежи, схемы, читаем, если это какие-то уравнения, формулы, описания. Это восприятие вызывает у их создателей, а также у тех, кто понимает эти модели, образы моделируемых объектов, на основе которых и были разработаны модели. А мысленные модели наглядны потому, что они представляют собой наглядные образы — представления о моделируемых объектах.

       Таким образом, наглядность моделей основана на следующей важнейшей закономерности: создание материальных и идеальных (образных и знаково-символических) моделей производится на основе предварительного создания мысленных моделей — наглядных образов моделируемых объектов. То есть субъект, разрабатывая модель того или иного объекта, сначала создает у себя мысленный наглядный образ этого объекта — его мысленную модель, а затем уже на ее основе строит материальную или образную, знаково-символическую модель.

    Модель не просто дает нам возможность создать наглядный образ моделируемого объекта, а создает образ его наиболее существенных свойств, отраженных в модели. Все остальные свойства, несущественные в данном случае, отбрасываются. Таким образом, у нас создается обобщенный наглядный образ моделируемого объекта.

    Следовательно, любые модели в той или иной степени дают возможность создания у нас таких наглядных образов познаваемых объектов, которые выражают самые существенные свойства этих объектов, их внутреннюю структуру, их сущность. Чем менее материальна модель, тем более значимые существенные свойства она отражает.

Библиографический список:

1. Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. — М.: Знание, 1984. — 80 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Сер. "Педагогика и психология"; № 6)

2. Штофф, В. А. Моделирование и философия [Текст] /  В. А. Штофф. – М.: Наука, 1966


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические приёмы использования наглядного материала на уроках иностранного языка в 5-ом классе при изучении темы « Das Haus. Die Wohnung.»

Данный вид карточек может использоваться на этапе введения, закрепления лексики, а также как один из способов контроля, повышающий мотивацию, способствует более эффективному усвоению и закреплению лек...

Наглядные материалы (таблицы, схемы) для уроков русского языка (5 класс)

При объяснении нового учебного материала большое внимание уделяю наглядности, графическому оформлению теории. Иногда предлагаю ребятам уже готовые схемы/таблицы, иногда - частично заполненные (учащиес...

«Роль наглядности в оптимизации процесса обучения географии России в 8 классе»

Принцип оптимизации обучения ориентирует учителей на творческое отношение к делу, на системный конкретный подход к методам обучения и соблюдению категории меры в педагогической деятельности. Под оптим...

Наглядные пособия по информатике для обучающихся 1 и 2 классов. Внеурочные занятия "Инфознайка".

Данные наглядные пособия используются на внеурочных занятиях по информатике "Инфознайка"  для  1-2 классов. На занятиях дети работают на ноутбуках Apple (н...

Наглядно-образный опрос по теме "Способы теплопередачи" в 8 классе (набор графических материалов)

Представленный набор графических материалов может использоваться:на уроке послайдово, как обычная презентация,в интерактивной среде (например, LearningApps.org) как набор карточек для создания авторск...

Технологическая карта урока по литературе в 10 классе на тему «Отцы и дети» в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Предмет: литература Класс: 10 Используемый учебно-методический комплекс: ЛИТЕРАТУРА 10 класс Учебник для общеобразовательных учреждений Баз

Технологическая карта урока по литературе в 10 классе на тему «Отцы и дети» в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Предмет: литератураКласс: 10Используемый учебно-методиче...

Технологии обработки пластмассы, других материалов, используемых для выполнения проектной работы (7 класс)

Технологии обработки пластмассы, других материалов, используемых для выполнения проектной работы...