Статья "Теория и практика современного урока"
статья по математике (10, 11 класс)

Налётова Светлана Владимировна

В современной школе основной формой обучения математике, главным связующим звеном в интеграции различных организационных форм обучения остается по-прежнему урок. Урок как форма организации учебной работы существует с 17 века. За это время он менял формы, методы, структуру, но стержень самого урока остается неизменным. Многое изменилось: приоритеты, акценты в образовании. Оно становится направленным на развитие личности, на формирование у обучающихся таких качеств и умений, которые в дальнейшем должны позволить ему самостоятельно изучать что-либо, осваивать новые виды деятельности и, как следствие, быть успешным в жизни. В каждой своей эпохе остается актуальным вопрос: «Что такое современный урок?»

На своих уроках я использую технологию разного уровня обучения, личностно-ориентированную технологию, наиболее эффективным является не отдельно взятые инновации, а их умелое сочетание.

Мой опыт в работе показал, что в первую очередь на уроке необходимо развивать познавательный интерес к предмету, максимальную опору ставить на активную мыслительную деятельность учащихся. Для этого я в своей работе использую ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, в которых необходимо разобраться самому. Исходным моментом мыслительного процесса является проблемная ситуация, ведь мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять и в чем-либо разобраться. Такие проблемные ситуации легко создаются на уроках геометрии в 10 классе, при изучении темы построение сечений в многограннике.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Теория и практика современного урока математики.

В современной школе основной формой обучения математике, главным связующим звеном в интеграции различных организационных форм обучения остается по-прежнему урок. Урок как форма организации учебной работы существует с 17 века. За это время он менял формы, методы, структуру, но стержень самого урока остается неизменным. Многое изменилось: приоритеты, акценты в образовании. Оно становится направленным на развитие личности, на формирование у обучающихся таких качеств и умений, которые в дальнейшем должны позволить ему самостоятельно изучать что-либо, осваивать новые виды деятельности и, как следствие, быть успешным в жизни. В каждой своей эпохе остается актуальным вопрос: «Что такое современный урок?»

Разобраться в этом вопросе помогли мне мои учащиеся 10 и 11 классов. По их мнению, и видению: «Современный урок» - это интересный, увлекательный урок, на котором не следишь за временем урока и не ждешь его окончания, а даже грустно, что он быстро заканчивается. Это урок, на котором выслушивают мнение каждого желающего высказаться. Урок, на котором чувствуешь себя уверенно и спокойно. Урок, на котором хочется познавать еще больше. Урок, который готовит нас к жизни, путем общения, познания и решения важных задач.

Одна из ведущих разработчиков проблемы формирования интереса в процессе учебы – Щукина Г.А. считает, что интересный урок можно создать за счет следующих условий: личности учителя; содержания учебного материала; методов и приемов обучения. Если первые два пункта не всегда в нашей власти, то последний – широкое поле для творческой деятельности любого учителя.

Чтобы обучение стало интересным, необходимо применять новые технологии, проводить больше нестандартных уроков. Необходимо, чтобы каждый урок достигал своей цели, обеспечивал качество подготовки учащихся. Чтобы содержательная и методическая наполняемость урока, его атмосфера не только вооружала учащихся знаниями и умениями, но и вызывала у детей искренний интерес, настоящую увлеченность, формировала их творческое сознание. Математика считается наиболее трудным для усвоения школьниками предметом, поэтому надо так организовать свою деятельность, чтобы учащиеся без боязни перед сложным предметом шли на урок. Ведь состояние работоспособности учащегося неразрывно связано с хорошим самочувствием. Только здоровый и активный ребенок с удовольствием и радостью включается во все виды учебной деятельности, тогда на этаком уроке на формируется личность, а создаются условия для ценностных проявлений внутреннего мира ребенка; учитель не ведет, а идет рядом и впереди, сотрудничает с ним, переживает его проблемы, вслушивается в него и принимает его таким, каким он пришел. Учитель воздерживается от нравственных оценок личности, он дает ребенку возможность самому найти себя и пройти свой путь в поиске истины. На таких уроках необходимо обеспечивать мотивационную готовность и положительный эмоциональный настрой учащихся к работе на уроке, развитие индивидуальности учащихся, создание ситуации успеха и обстановку на готовность отвечать, не боясь ошибиться. На своих уроках я использую технологию разного уровня обучения, личностно-ориентированную технологию, наиболее эффективным является не отдельно взятые инновации, а их умелое сочетание.

Мой опыт в работе показал, что в первую очередь на уроке необходимо развивать познавательный интерес к предмету, максимальную опору ставить на активную мыслительную деятельность учащихся. Для этого я в своей работе использую ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, в которых необходимо разобраться самому. Исходным моментом мыслительного процесса является проблемная ситуация, ведь мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять и в чем-либо разобраться. Такие проблемные ситуации легко создаются на уроках геометрии в 10 классе, при изучении темы построение сечений в многограннике.

Сегодня уже никого не надо убеждать, что необходимо и целесообразно внедрять информационные технологии во все сферы образовательного процесса.  Использование компьютерной техники дает огромную возможность для проведения интересного урока. На своих уроках я даю возможность ребятам писать программы для прохождения тестов с вариантами ответов. Эти задания они берут из открытого банка ЕГЭ и тем самым они сокращают время для опроса, а также дают возможность оценить знания и умения по теме. Компьютер берет на себя функцию контроля знаний. Кроме функции контроля с помощью компьютера можно иллюстрировать материал в виде мини проектов или кейсов, подготовленными самими учащимися, что способствует мотивации обучения и интереса к предмету.

В своей работе я также использую информационно-коммуникативные технологии. На сегодняшний день невозможно представить урок без презентации. Презентации позволяют за ограниченное рамками урока времени дать больший по объему материал, сочетать одновременно несколько вариантов работ.

Свободный доступ в интернет помогает учащимся в проектной деятельности. Мои учащиеся уже на протяжении нескольких лет с удовольствием принимают участие в научно-практических конференциях. Защищают свои проекты и выходят на конференции среди учащихся и студентов ВУЗов городского масштаба.

Подводя итоги по современному уроку, для меня современный урок – это интересный, увлекательный и познавательный урок. Только такой урок может поддержать высокую мотивацию и эмоциональную окраску урока. Это продуманная структура урока и логика изучения нового материала, разнообразие дидактического материала в любом формате и постоянные поиски форм и методов преподавания, техническое оснащение урока. Современный урок – это тот урок, который чувствует душой учитель и держит верный курс по стране знаний!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение практических задач исследовательского обучения на уроках ИЗО в образовательной практике современной начальной школы.

В предлагаемой статье описаны методические приёмы исследовательского обучения школьников 1-4 классов. Предлагаются практические работы  с различными материалами для мини-исследований, интересные ...

Практико-ориентированный проект по теме: «Моделирование современного урока литературы в условиях перехода в ФГОС второго поколения»

•        Отличительной  особенностью ФГОС является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося....

"Современный урок истории (размышления учителя-практика)"

Данная статья была представлена на первом всероссийском форуме учителей истории и обществознания, проходившем 14-15 марта в г.Екатеринбурге. В статье нет теоретических материалов или практических сове...

Педагогическая практика и обучение студентов системному анализу современного урока

Педагогическая практика и обучение студентов системному анализу современного урока...

Современный урок музыки от теории к практике

Современный урок музыки от теории к практике...

Современный урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС ООО: теория, практика, проблемы.

Современный урок русского языка и литературыв условиях введения ФГОС ООО:теория, практика, проблемы....