Конспект урока" Десятичные Дроби
план-конспект урока по математике (5 класс)

Осипова Алла Юрьевна

представлен конспект урока по теме " Десятичные дроби"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_desyatichnye_drobi.doc170.5 КБ
Microsoft Office document icon zadaniya.doc32 КБ
Microsoft Office document icon dop._zadaniya.doc23 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока  в 5 классе по теме:

" Сложение и вычитание десятичных дробей"

Фамилия, имя, отчество

Осипова Алла Юрьевна

Стаж работы

20 лет

Квалификационная категория

Высшая

Предмет

Математика

УМК

Виленкин Н. Я

Ф.И.О. автора учебника

Математика 5 класс Учебник для общеобразовательных учреждений. Виленкин Н. Я.

Тема урока

Сложение и вычитание смешанных чисел

Место урока в теме

Четвертый урок из пяти по теме " Сложение и вычитание смешанных чисел"

Тип урока

урок закрепления  нового материала

Технологии

ИКТ, здоровьесберегающая технология

Формы работы с учащимися

индивидуальная , парная, фронтальная.

Необходимое техническое оборудование

Интерактивная доска ,проектор ,документ-камера.

Класс

5

Краткая характеристика класса

Общеобразовательный класс со средним показателем качества обученности . Общий темп деятельности класса –высокий, но есть  учащиеся , которые испытывают  проблемы в учебной деятельности, с ними организованы дополнительные занятия. В классе есть обучающиеся, проявляющие повышенный интерес к предмету, этим детям предлагаются задания повышенного уровня сложности. Внимание у большинства детей устойчивое, долговременная память сформирована достаточно, отмечается высокий уровень познавательной активности, нет учащихся с низким и негативным уровнем познавательной мотивации уровнем .

Цель урока: формирование образовательных компетенций через решение задач на сложение и вычитание десятичных  чисел.

Задачи урока:  

Образовательные: (формирование познавательных УУД):

  • научить в процессе реальной ситуации использовать  правило «сложения и вычитания десятичных дробей»
  • уметь ориентироваться в своей системе знаний, анализировать с целью выделения признаков.

Воспитательные: (формирование коммуникативных и личностных УУД):

  • умение слушать и вступать в диалог,
  • участвовать в коллективном обсуждении проблем,
  • воспитывать ответственность и аккуратность.
  • уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Развивающие:( формирование регулятивных УУД)

  • умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям;
  •  формировать коммуникативную компетенцию учащихся;
  • выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
  • умение взаимодействовать в учебной деятельности.

 

Ход урока.

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Мотивационно- ориентировочный блок (15мин)

1.1

Самоопределение деятельности- организационный момент (1 мин)

Цель этапа: настраивание на работу.

Организовывает обучающихся к началу урока.

Настраиваются на урок.

УЧИТЕЛЬ:- Здравствуйте ,садитесь пожалуйста!

Эпиграфом к уроку я взяла слова известного древнеримского  оратора и философа Марка Цицерона

 "Без знания дробей никто не может быть сведущим в математике".

 Смысл этих слов подтверждает значимость темы, которую мы с вами изучаем на протяжении этой четверти.

1.2

Этап проблематизации (1 мин)

Цель этапа: 

1)организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности;

 2) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности.

Организует диалог с обучающимися. Предлагает пример на порядок действий ,в котором одно действие учащимся не удается выполнить из-за нехватки знаний.

Определяют, что данный пример не удается решить имея знания на выполнение совместный действий с натуральными числами и обыкновенными дробями с одинаковыми знаменателями.

-А с какими дробями мы с вами начали работать?

Ответ учеников.

-Какие вопросы связанные с десятичными дробями мы изучили??

Ответы учеников.

1.3

Этап целеполагания

 (1 мин)

Цель этапа:

1) Постановка цели предстоящей деятельности.

 2)Формулировка темы урока.

Направляет обучающихся на формирование цели предстоящей работы и темы урока.

Формулируют цель предстоящей деятельности и тему урока.

Учитель:  Сегодня на уроки мы рассмотрим интересные факты из истории возникновения дробей. И помогут нам в этом знания сложения и вычитания десятичных дробей.

-Записали число, Классная работа и тему урока" Сложение и вычитание десятичных дробей"

1.4

Этап актуализации

(12 мин)

Цель этапа:  актуализировать учебное содержание, необходимое для восприятия нового материала. 

Включает учащихся в мыслительную деятельность необходимую для восприятия нового материала.

Воспроизводят ЗУНы необходимые для открытия нового знания.

Учитель: Для начала проверим домашнее задание. Учитель берет одну тетрадь . Включает документ-камеру .Проверяется и корректируется домашнее задание. Учащиеся проверяют свои работы и ставят отметку.

(2 мин)

Учитель: А теперь для актуализации знаний выполним графический диктант(8 мин). На интерактивной доске высвечиваются задания .Учащиеся выполняют работу . Меняются тетрадями и осуществляется взаимопроверка.(2мин)

2. Организационно - деятельностный блок(27 мин)

2.1

Этап моделирования.

(1 мин)

Цель этапа: организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения.

Дает указания по выполнению заданий в случае затруднения, корректирует ответы обучающихся.

Выполняют задания обсуждают решение. Оценивают ответы.

Учитель: Ну а теперь можно открыть для себя новые факты из истории десятичных дробей. И помогут нам в этом все те знания, которые мы с вами повторили на графическом диктанте.

2.2

Этап конструирования(1мин)

Цель этапа:  зафиксировать новый способ действия с помощью составления плана .

Анализирует результаты выполнения заданий. Задает наводящие вопросы, корректирует ответы обучающихся.

Определяют и формулируют цель предстоящей деятельности. Фронтально обсуждают и составляют план решения задачи.

Учитель:  А вы знаете кто из ученых впервые привел в систему знания о десятичных дробях и сформулировал правила, которые мы с вами изучаем? Ответ на этот вопрос вы найдете ,правильно выполнив первое задание.

Учащиеся выполняют задания. Один демонстрирует решение через документ-камеру.

Учитель: Этим замечательным ученым был узбекский философ  ,математик Гияс Каши , который в 1424 году дал полную теорию десятичных дробей в своей работе " ключ к арифметике"

2.3

Этап презентации образовательных продуктов

(20мин)

Цель этапа:  зафиксировать изученное учебное содержание .

Организует взаимопроверку в парах.

Корректирует ответы учеников.

Самостоятельно решают предложенные задания. Осуществляют взаимопроверку и взаимооценку Анализируют ответы выступающих.

Учитель: Выполнив второе задание вы узнаете в каком веке появились десятичные дроби.

Приглашается один ученик к доске. На интерактивной доске расставляет порядок действий, а на доске записывает действия и решает. Учащиеся проверяют свои результаты. открывается таблица ответов,в которой отыскивается нужная дата.

Учитель: а вот решив задания с 3 по 6 ,вы узнаете имя ученого, благодаря которому появилась десятичная запятая, которая навела порядок при вычислении десятичных дробей. За каждым результатом спрятана буква имени.

Задание №3- решают самостоятельно, учитель фотографирует решение одного и дает на проверку другому. Обговаривается результат ,открывается первая буква имени.

Задание №4-один ученик готовит ответ у доски. Слушается ответ учащегося, выставляется отметка.

Физкультминутка.

Задание №5-ученик решает задание у доски. Отвечает. Остальные слушают, проверяют ,выставляют отметку.

Задание №6-учащиеся решают самостоятельно. Проверяется работа. Учитель вызывает одного ,который зачитывает ответы первых четырех выражений и открывает четыре буквы, затем вызывается второй и проделывает тоже самое с последними четырьмя выражениями.

Учитель:И этот замечательный ученый- Симон Стевин ,английский математик.16 век. Кстати благодаря ему... и степени мы пишем не  3(2)- а три в квадрате.

3.Рефлексивно - оценочный блок(3мин)

Цель:

1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

 2) оценить собственную деятельность на уроке;  

 3) поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока;

 4) зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности;

 5) обсудить и записать домашнее задание.

Корректирует выводы обучающихся о роли урока в курсе математики и практическом применении, вносит поправки в оценку ответов обучающихся

Формулирует и консультирует по выполнению домашнего задания. Обеспечивает позитивный настрой.

Делают выводы  о роли урока в курсе математики и его практическом применении, оценивают свою работу и работу одноклассников на уроке

Делают необходимые записи в процессе консультирования по домашнему заданию, фиксируют задание в дневник.

Цель:

1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

 2) оценить собственную деятельность на уроке;  

 3) поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока;

 4) зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности;

 5) обсудить и записать домашнее задание.

Учитель: Итак, какие выводы мы можем сделать по сегодняшнему уроку?

-Что нового узнали?

-что понравилось?

-с каким настроением заканчиваем урок?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя...

Учитель: Запишите домашнее задание. всем спасибо за урок. До свидания.



Предварительный просмотр:

Задания для работы на уроке.

  1. Изобразить на координатном луче точки Ш(2,1),И(2,3),А(1,3),К(0,8).

2. Найти значения выражения:

6,7-(4,2305-(0,79-0,206)).

3.Решить уравнение:

13,2-(5,7+х)=3,9

4.В первый день клевер был скошен с площади 18,37 га , что на 5,7 га

больше ,чем во второй день, и на 2,21 га больше ,чем в третий день.

 С какой общей площади был скошен клевер за эти три дня .

5.Собственная скорость теплохода 31,6 км/ч. Скорость течения 2,7 км /ч. На сколько скорость теплохода по течению больше скорости теплохода против течения?

6. Упростить выражения:

а)3,7х+4,3х

б)16,5х-7,5х

в) 18x-0,7x

г)13,9х+7,2х

д)0,4х+0,5х+0,1х

е)8,6x-3,2x-0,3x

ж)2х-1,5х-0,3х

з)5х+0,7х+1,8х

Задания для самостоятельной работы:

Вариант 1.

1. Упростить выражения:

а) 4,2х+7,8х

б) 0,4а+0,7а+0,9а

в)14,4y+9,8y

г) 6х-1,3х-0,8х

2. Скорость катера против течения реки 32,06 км/ч, а скорость течения-2,9 км/ч. Найти собственную скорость катера и его скорость по течению реки.

3. Решить уравнение:

(х-5,4)+2,093=5,2

4. Вставить пропущенные цифры:

Вариант 2.

1. Упростить выражения:

а) 12,3а+5,7а

б) 1,3х+0,5х+2,2х

в)16,3y+9,8y

г) 6х-2,4х-2,9х

2. Скорость катера по течения реки 37,06 км/ч, а скорость течения реки -1,9 км/ч. Найти собственную скорость катера и его скорость против течению реки.

3. Решить уравнение:

(9,1-х)-2,08=5,2

4. Вставить пропущенные цифры:

Графический диктант.

1.  Числа расставлены в порядке возрастания:

     0,001; 0,0101; 0,0011

2.  1,7+0,03=2

3.  х+0,2=1

     х=1-0,2

     х=8

4.  10-1,3=8,7

5.  Верно ли А(1,2) изображена на числовом луче:

6. 100,1+1,03=101,13

7. 2,1х+0,9х=3х

8. Собственная скорость лодки 12,01 км /ч, скорость течения-0,9 км/ч.Тогда скорость лодки по течению реки-12,10 км/ч

9. В первый день турист прошел 10 км, что на 1,7 км больше чем во второй день. Тогда во второй день он прошел 11,7 км.

10. 10,1-(2,1+(1,2-0,3))=7,1



Предварительный просмотр:

Дополнительные задание.

  В каком веке десятичные дроби появились в России?

Задача № 1.

Масса курица, гуся и утки равна 6,6 кг. Масса курицы и гуся 4,1 кг. Масса гуся и утки 5,8 кг. Найти массу гуся.

Задача № 2.

Сначала туристы ехали автобусом, а оставшуюся половину пути шли пешком.  Потратив на весь путь 4,25 часа. Если бы весь путь они проехали на автобусе, то затратили бы 30 минут. Сколько времени затратят туристы, если весь путь будут идти пешком.

 P.S.    Сложите  результаты  задач с числом 6,7 и получите ответ на поставленный вопрос.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план конспект урока, тема: деление десятичной дроби на деся тичную дробь.

первый урок по теме: Деление десятичной дроби на десятичную дробь. Это урок изложения нового материала. На этом уроке используются ЭОР....

конспект урока обобщения 8 класс МКСКОУ СКОШИ VIII вида Тема "ДРОБИ, СЛОЖЕНИЕ ВЫЧИТАНИЕ ДРОБЕЙ С РАЗНЫМИ ЗНАМЕНАТЕЛЯМИ"

Урок обобщения проводится в форме интеллектуальной игры, что активизирует школьников на применение уже полученных знаний  в течение всего урока в новых ситуациях. Они не отвлекаются и стараются д...

Конспект урока по теме "Понятие десятичной дроби.Чтение и запись десятичных дробей"

Разработка урока соответствует идеям системно-деятельностного обучения и требованиями ФГОС ОО, содержит технологическую карту,конспект, сценарий....

Действия с десятичными дробями. Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей на двузначное число. План-конспект урока по математике для 9 класса VIII вида

Цель: учить выполнять элементарные расчеты платежей за коммунальные услуги, используя арифметические задачи    практического содержания по теме.Задачи:Образовательная: тренировать, учит...

Конспект занятия «Дроби» и вращения в русском танце.

Конспект занятия «Дроби» и вращения в русском танце....