Интегрированный урок по математике и истрии в 5 классе "Числа правят миром"
план-конспект урока по математике (5 класс)

Итоговый урок за 1 четверть. Цель урока: обобщить и систематизировать знания по математике по теме «Натуральные числа» и по истории по теме «Древний Египет», показать связь математики и истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Числа правят миром355.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Ступинская средняя школа №14»

Числа правят миром

(Интегрированный урок по истории и математике)

5 класс

Сизинцева Тамара  Александровна

учитель истории и обществознания

Очкасова Наталья Александровна

учитель математики

2019год

 Числа правят миром.

(Интегрированный урок по истории и математике. 5 класс)

Цель урока: обобщить и систематизировать знания по математике по теме «Натуральные числа» и по истории по теме «Древний Египет», показать связь математики и истории.

Задачи урока:

образовательные:

  • повторить действия с натуральными числами; закрепить умения  и  навыки по выполнению действий с натуральными числами, по решению задач на несколько  действий,
  •  развивать вычислительные навыки
  • повторить развивать вычислительные навыки, логическое мышление, пространственное и обобщить основные знания по теме «Древний Египет»,
  •  формирование математических  и  исторических знаний в нестандартных ситуациях,
  •  гуманизация обучения  математики .

развивающие:

  • развитие познавательного интереса к математике и истории;
  • развитие логического мышления и внимательности;
  • развитие умений рассуждать и анализировать;      
  •  развитие пространственного воображения.

воспитательные:

  • Отрабатывать аккуратность в записях, ответственность
  • Воспитывать  трудолюбие, умение слушать  и  слышать.

 Тип урока: интегрированный(математика, история)

Методы обучения: коммуникативный, преобразовательный, систематизирующий.

Формы организации работы с обучающимися: фронтальная, индивидуальная.

Класс: 5

Оборудование:  презентация,  сообщение обучающейся,   справочный материал, рабочая карта- схема,  лента времени,  модель пирамиды, карта, смайлики.           

Ход урока:


I. Вступительное слово  учителя.  Слайд 1.

Однажды Паскаль сказал: «Предмет математики столь серьезен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным».

А поэтому серьезный предмет математика и не менее серьезный предмет история приглашают тебя отправиться в древние времена.

II. Определение темы урока.

Как обычно на уроке математики мы начинаем с устного счета. А он-то и поможет нам сформулировать тему нашего урока.

  1. Устный счет.

296

513

1000

200

877

630

45

555

40

8

90

4

7

57

96

14

М

Я

А

О

Р

Ч

Р

В

И

Л

Т

М

И

А

П

С

1)В новом доме 21 этаж. На каждом этаже по 3 квартиры. Сколько всего квартир в этом доме, если в нем 10 подъездов? (630)

2) Чему равен периметр квадрата, если его сторона 10 см? (40см)

3) 14 плюс 0. (14)

4) Сколько потребуется для расфасовки 160 кг муки по 20 кг в мешок? (8)

5) Найдите сумму чисел 48 и 9? (57)

6) Число 32 увеличь в 3 раза. (96)

7) Первое слагаемое 900, вычитаемое 23. Найдите разность. (877)

8) Делимое 9000, делитель 9. Найдите частное. (1000)

9) Число 111 увеличь в 5 раз (555)

10) Число 600 уменьши на 87. (513)

11) Найди частное чисел  270 и 3. (90)

12) Какое число меньше 300 на 4. (296)

13) Сколько сантиметров в 10 мм? (7)

14) Найди произведение чисел 15 и 3. (45)

15) Пятая часть от 1000. (200)

16) Число 48 уменьшить в 12 раз. (4)

- Тема урока «Числа правят миром»

  1. Задание 1. Работа с макетом. 

Слайды 2-4

  1.  Выход богини Истории

- Я Богиня Истории Клио, Всех вас приветствую и к 5-класснице слово свое обращаю: «Клио, богиня,

Наскучив с богами сидеть на Высоком Олимпе на землю решила спуститься премудрая Клио.

Давай же отправимся в путешествие, а куда, ты узнаешь, заполнив не совсем обычную контурную карту.

(Ответ обучающейся «Древний Египет»)

- С каким государством связаны эти экспонаты?

(Ответ ученика: река Нил, пороги, дельта, пирамиды, пустыня)

- Значит мы с тобой путешествуем по Древнему Египту.

Математик:

- С какой целью мы отправимся в путешествие?

(Выяснить, как древние египтяне использовали знания математики)

III. Работа по теме урока

1) Математик:

- Мы с тобой не просто будем путешествовать, а соорудим одно из 7 чудес света. А какое, узнаешь, разгадав ребус.

Задание 1. Реши  ребус (первый блок)

 

Ответ: Пирамида

2) Задание 2.

     Историк:

- А случайно ли получилось слово «Пирамида»

(Конечно нет, не случайно, так как пирамида – это символ Египта)    

 2)   Ярким образцом архитектуры древнего Египта, дошедших до нашего времени, являются пирамиды. Самая знаменитая пирамида - это пирамида Хеопса (Хуфу)

Работа с лентой времени. (второй блок)

Слайд 7. (Вопросы для обучающихся)

1.  Когда  построили это, единственно уцелевшее до наших дней, чудо света?

2. Отметить на ленте времени время строительства пирамиды Хеопса.

3. Как давно это произошло?

4. Сколько тысячелетий стоит это уникальное сооружение?

 

  1. Задание 3. 

- Сегодня мы с тобой  попробуем высчитать  каковы   размеры пирамиды Хеопса.

1.Решите уравнение:     (третий блок)                                                                                               

5321+ 441: х = 5324

х = 147                                                      

(по ходу решения уравнений повторить правила нахождения компонентов действий, определения: уравнение, корень уравнение, что значит решить уравнение)

  Слайд 9.     147 м первоначальная высота  пирамиды Хеопса.

 

4)Задание 4.

Слайд 10.      1) самый большой блок весит около 70т,  самый маленький блок  около 3т,  что в 2 000 000 раз меньше общего веса всего камня. Чему равен общий вес всего камня?  (Более 6 млн. тонн)    

                           

2) Найди значение выражения 25600 :  х, если х = 200

 (Ответ: 128) (четвертый блок)

Слайд 11. В пирамиде Хеопса камни уложены в 128 слоёв.    

 Задание 6. Решите задач. (пятый блок)

Перед пальмами в белых льняных одеждах стоит жрец. Он наблюдает за трудом земледельцев и про себя высчитывает: «Рабы и крестьяне собрали с полей, принадлежащих храму, 300 мешков пшеницы. 20 мешков нужно оставить для пропитания жрецам, что 4 раза меньше, чем  – на корм быкам, 40 мешков – на похлебку рабам,  на семена – в 2 раза меньше, чем на похлебку рабам. 120 мешков зерна можно продать. Сколько же мешков останется?»

Слайд 13 

Строили пирамиду  20 лет.

- Сколько пирамид обнаружили археологи на территории современного Египта и Судана ?

Задание 7. (шестой блок)

Вычисли, выбирая удобный порядок действий 947 – (547 + 320)

                                      

Слайд 14.   На территории современного Египта и Судана  археологи обнаружили    80 пирамид.  

Слайд 15.  Физминутка.  

- Каким богам покланялись древние египтяне?

Встали дружно, потянулись

Богу солнца улыбнулись!

Богу Гебу наш поклон

Многократным будет он.

Руки вверх к богине Нут

Пусть немножко отдохнут.

Тело наше сделай круг

Повтори Амона путь.

Готовы из знаний плести сотни сот

Поможет нам в этом бог мудрости Тот.

Историк:

- Для завершения строительства пирамиды,  выполни еще одно задание.

Расположить в правильной последовательности все слои древнеегипетского общества на ступенях пирамиды.

- Кому из них и для чего нужны были математические знания?

- Строительство пирамиды завершено.

- Скажи, дитя, в стране, которой ты живешь, есть ли высокие строения?

 

 Сообщения и   презентации учащихся.

Слайд 17-19.  Эйфелева башня.  

(Групповое задание:  ученики с помощью старшеклассников и родителей приготовили презентации. Сообщения )

Башня воздвигнута во Франции в  Париже  на Марсовом поле в 1889году.   Первоначально Эйфелевая башня возвышалась на 300,65 м над уровнем земли, Но сейчас, когда на неё установили антенну, высота её    составляет 324 метра (2010 год).

На протяжении более 40 лет Эйфелева башня была высочайшим сооружением в мире, почти в 2 раза выше самых высоких зданий мира того времени — пирамиды Хеопса (146,6 м), Кёльнского (156 м) и Ульмского собора (161 м), 

         Полный вес башни равен  10 100 тонн.  Фундамент выведен из бетонных массивов .   На башню ведут лестницы (1792 ступений) и лифты.

Строительные работы шли в течение двух лет, двух месяцев и пяти дней (с 28 января 1887 года по 31 марта 1889 года) выполняли 300 рабочих. Рекордным срокам возведения способствовали чертежи чрезвычайно высокого качества с указанием точных размеров всех её деталей.  

  На протяжении строительных работ не было ни одного несчастного случая со смертельным исходом, что являлось значительным достижением для того времени.

 И более 100 лет эта воздушная конструкция украшает Париж.

 Подведение итогов урока учителем математики

- А теперь давай подведем итог нашего необычного урока.

- Как ты считаешь, почему урок необычный?

(На уроке мы занимались историей и математикой. Повторили историю древнего Египта. По математике повторила действия над натуральными числами)

 В чем заключается актуальность,  т.е. нужность нашего урока.

- В наше время многие россияне едут отдыхать в Египет. Если ты с родителями соберешься в путешествие по этой стране, то тебе будет легче понять эту страну.

 

Образная рефлексия

- Как ты оценишь свою работу на уроке?

   

  Слайд 24.

     Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились и можете помочь другим.

Вы считаете, что научились, но вам ещё нужна помощь.

   Вы считаете, что было трудно на уроке

Заключительное слово учителя истории

Слайд 23.

- Подошло к концу путешествие по Древнему Египту. Но я с тобой не прощаюсь. Я помогу тебе раскрыть тайны Древних цивилизаций, продолжая увлекательное путешествие в историю. Я оставляю тебе и гостям  свою визитку.

- Ты показала хорошие знания о Древнем Египте. Я вручаю тебе диплом египтолога.

Заключительное слово учителем  математики

- А я хочу тебе подарить сундучок знаний. Ты будешь черпать из него знания еще много лет.

Использованная литература  и ресурсы:

1. Детская энциклопедия в картинках. Перевод с английского С. Белова. М. 1994 г.

2. Чудеса Света. Ханс Райхардт, М. 2006.

3. http://ru.wikipedia.org/wiki 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по английскому языку и географии. Достопримечательности стран мира.”

Цыганова Маргарита Генриховнаучитель английского языка МОУ «СОШ № 9 имени М.И. Баркова», г. Братск, Иркутская область, 100-925-852...

Интегрированный урок по математике и биологии. В мире цветов и плодов.

Интегрированный урок по математике и биологии составлен для 5 классов в соответствии с ФГОС. Содержание урока объединяет знания по биологии о генеративных органах цветкового растения и выполнени...

План - конспект интегрированного урока (биология, физика) по теме : «мы живём в мире звуков»

Обобщить и расширить знания учащихся о звуке,  механизме его образования ивосприятия         животными         орга...

Интегрированный урок по литературе и ИЗО ( внеклассная работа) "В мире красок и стихов "

Цель мероприятия –научить детей видеть в обыкновенном  прекрасное, воспитать любовь к художественному слову, развивать творческие способности обучающихся.Педагогическая технология: модельный урок...

Интегрированный урок биология + математика "В мире цветов и плодов" 6 класс

Интегрированный урок биология + математика 6 класс "В мире цветов и плодов"...