урок "Натуральные числа"
план-конспект урока по математике (5 класс)

 Перун Мария Викторовна

1 урок математики 5 класс. "Натуральные числа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл naturalnye_chisla.docx29.75 КБ

Предварительный просмотр:

УМК С.М.Никольский

Урок по теме «Обозначение натуральных чисел»

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий

Цель деятельности учителя

систематизация и обобщение сведений о натуральных числах, полученных в начальной школе

Формирование УУД:

Личностные:  уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим; готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика.

Регулятивные:  целеполагание; самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;  планировать пути достижения целей;  адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.

Коммуникативные:  умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;  адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;  адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью.

Познавательные: умение ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; умение  давать определение понятиям; структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста.

Планируемые образовательные результаты

  1. формировать навыки  работы с текстом
  2. понимать особенности десятичной системы счисления;
  3. углубить и развить представления о натуральных числах.

Основные понятия

Натуральный ряд, десятичная система счисления, однозначные и многозначные числа, разряды и классы записи натуральных чисел.

Ресурсы

Учебник С.М.Никольский, презентация

Формы урока

Фронтальная, индивидуальная, работа в паре

Элементы технологий

Здоровье сберегающие, ИКТ, проблемного изложения материала,   стратегии смыслового чтения и работы с текстом

Дидактическая структура урока

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

деятельность учителя

деятельность учеников

планируемые результаты

предметные

УУД

  1. мотивация к учебной деятельности

цель: сформировать  потребность учеников во включение в учебную деятельность, развитие  умения определение темы

5 мин

Натуральных чисел ряд –
Это значит – «все  подряд».
Очень просто, посмотри,
И считай: один, два, три…

Не считаем только «ноль»,
Пропустить его изволь.
Начинаем с «единицы» -
Самой маленькой частицы.

И запомни наперёд,
Что считай, хоть целый год,
Этим числам нет предела!
Можешь, даже, спорить смело.

Испокон веков ведётся,
«Десятичною» зовётся
Сквозь века и поколенья
Та система исчисленья.

 Откройте тетради и запишите сегодняшнее число.

Запишите в тетрадь тему «Натуральные числа»

Приветствует учащихся.

Включает презентацию.

-О чем говорится в стихотворении?

-Сколько всего цифр?

-Что можно записывать с помощью цифр?

- Как вы думаете,  как правильно это нужно сделать?

- А как вы думаете, что мы сегодня будем изучать на уроке?

Учитель уточняет тему урока:

Вы правильно ответили, но числа, которые мы будем изучать,  называются натуральными.

По очереди читают стихотворение

 (по 2 строчки)

-о цифрах

-десять

-числа

-ученик проговаривает правильную запись и пишет дату урока на доске.

-числа

-запись чисел

-записывают тему урока

Уметь читать математические записи чисел, различать в тексте математическую символику.

Умение определять тему урока,

формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её

Вступительное слово учителя 4 мин

Слово “математика” пришло из древнегреческого языка. Много тысячелетий люди накапливают математические знания - о числах, количествах и отношениях. Без таких знаний древние египтяне не смогли бы построить свои знаменитые пирамиды. Математика помогает познавать и совершенствовать тот мир, в котором мы живем. Запуск на орбиту спутников, строительство автострад, вождение поездов, даже оклейка стен обоями – всё это и многое другое было бы просто невозможно без математических расчетов. Поэтому математика поможет вам научиться мыслить последовательно и ясно. А на вопрос “для чего изучают математику?” замечательно ответил М.В.Ломоносов «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит». Еще математика развивает интеллектуальные и творческие способности человека.

Первый отечественный учебник по математике вышел в 1703 год. Леонтий Филиппович Магницкий издал "Арифметику". По ней учился М. В. Ломоносов, называвший этот учебник "вратами учёности".

 А по этому учебнику мы будем изучать математику в 5 классе.

Слушают рассказ учителя.

Листают учебник, изучают условные обозначения

Умение работать с учебником

2. Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии

Цели:

- обеспечить выполнение учащимися пробного учебного действия;

-организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения (выявить место затруднения);

-зафиксировать во внешней речи причину затруднения

5 мин

Найдите в учебнике определение натуральных чисел и прочитайте его.

Организует изучение нового материала

-Какое число в натуральном ряду стоит на первом месте?

-Назовите самое большое натуральное число.

-Почему такого числа нет?

- Давайте ещё раз повторим, сколько всего цифр?

-Что мы можем записывать с их помощью?

- Как вы думаете, как будет называться запись чисел, если мы используем 10 цифр?

Правильно, десятичная система счисления. В этой системе одна и та же цифра имеет различные значения в зависимости от того, где она расположена.

И в зависимости от расположения читается по разному.

Открывают для себя новые знания, отвечают на вопросы учителя.

-потому что за каждым натуральным числом следует еще одно натуральное число, а за ним другое и так далее.

-десятичная

умение работать с текстом учебника, ориентироваться в информации, использовать для ответа на вопрос собственные знания и информацию и печатных источников.

познавательные:

умение ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного, структурировать знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую)

коммуникативные:

слушать и понимать речь других,

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

регулятивные:

умение высказывать свое предположение, проговаривать последовательность действий

3 мин

Маpш

18       17 !     18      16 !
115     13       3006 !
90       17 !     90      16 !
240     110 !   526 !

Считалка

2           12          46,
48         3            06.
33         1           102,
8           30          32.

Бодрые

2            15         42
42          15
37           6           8          5

20          20          20

Грустные

511         16
5             20        337
712         19
2000047

- Оказывается, бывают не только стихи о числах, но и стихи из чисел.  Прочитайте

- Какое число было труднее всего прочитать?

- Почему?

- Как математики называют положение цифры в числе?

Значит, сегодня мы должны повторить еще разряды и классы чисел

-читают по очереди стихи

2000047

оно большое (длинное)

разряды

Уметь читать математические записи чисел

Уметь фиксировать затруднения в пробном учебном действии

3. Построение проекта выхода из затруднений

Цель: организовать постановку цели урока, составление совместного плана действий по реализации достижения поставленной цели

3 мин

Работа с учебником стр. 6

- Давайте ещё раз проговорим тему урока.

- Скажите, какую цель мы перед собой должны поставить, чтобы изучить тему «Натуральные числа»?

-Давайте составим план действий.

С помощью учителя ставят цель, составляют и проговаривают план достижения цели.  

-узнать, что такое натуральные числа

- разобрать необходимые понятия

- вспомнить навыки счета

умение работать с текстом учебника, определять в нем главное, с помощью этого определять цель и план действий по достижению цели.

регулятивные: умение формулировать учебную цель, определять последовательность промежуточных целей – плана действий по выполнению цели,

Коммуникативные:

умение выражать и отстаивать свои мысли

4. Реализация построенного проекта

Цель: закрепить новое знание в речи и математической  записи

4 мин

7 мин

Работа с учебником стр. 5-6

Работа с учебником: стр. 6

 № 1-3 (устно)

 

Работа в тетради № 5и 6  (а,в)

организует работу

организует фронтальную работу, обращает внимание на фиксировании нового знания в речи и математической записи

выполняют задания  устно по очереди.

выполняют задания письменно в тетрадях и на доске.

уметь записывать натуральные числа, читать запись,

познавательные: умение добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию полученную на уроке)

 регулятивные: умение работать в паре коммуникативные:

умение слушать и понимать других

Физ. минутка

1мин

Дружно встали, потянулись

Все к окошку повернулись.

 Раз нагнулись, Два наклон, три нагнулись Хорошо. А теперь наклон обратно. Вот, теперь спине приятно.

Тихо сядем мы на место.  

На уроках интересно.

Повторяют слова и движения за учителем

Развивать общую моторику

(синхронизирование  движения с речью)

6. Самостоятельная работа с самопроверкой

Цель: организовать выполнение самостоятельной работы и выявить затруднения при её выполнении, выполнить работу над ошибками.

4 мин

Математический диктант

выполняют задания,

сверяют с образцом, фиксируют места затруднений, исправляют ошибки

умение самостоятельно записывать натуральные числа

регулятивные:

уметь фиксировать индивидуальные затруднения,

уметь исправлять ошибки, вносить необходимые коррективы в план действий

личностные: уметь осуществлять самооценку

7. Рефлексия учебной деятельности

Цель:

-зафиксировать новое содержание урока, организовать самооценку учениками собственной деятельности.

2 мин

Выдача сертификатов

Домашнее задание

2 мин

Учебному году положили начало, Желанье учить и учиться совпало. Пусть радостным будет учение ваше, И знаний полученных полная чаша

Д.З    стр 6  5 (б,г). 6(б,г)

творческое задание стр 6   №7 . 

- Подведем итог:

Кому понравилось и было легко преодолевать все трудности, возьмите с собой смайлика.

- Что вы узнали нового на уроке?

- Что вам больше всего удалось и какие препятствия во время урока вы легко преодолели?

- Что вызвало затруднение, что нужно повторить и над чем поработать?

отвечают на вопросы учителя.

Рассказывают, что узнали, смогли выполнить.

осуществляют самооценку

записывают домашнее задание.

регулятивные:

уметь оценивать правильность выполненных действий, уметь оценивать свое эмоциональное состояние на уроке.

личностные:

развивать адекватную самооценку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Степень числа. Квадрат и куб числа

Урок изучения нового материала в 5 классе с применением ИД (конспект урока, самоанализ)....

Нахождение дроби от числа и числа по значению дроби.

Обобщающий урок по математике 6 класс. Учебник В.Я. Виленкин. Цели: повторить, обобщить и систематизировать знания, умения и навыки по теме; отработка контроля усвоения знаний, умений, навыков в ...

Учебный материал по теме: "Степень числа. Квадрат и куб числа"

Разработка в виде презентации, т.е весь урок можно использовать данную презентацию....

Урок презентация в 5 классе по теме: "Задачи на нахождение части от числа и числа по его части".

В презентацию включены задачи на нахождение части от числа и числа по его части. Задачи даются парами, чтобы дети могли научиться отпределять к какому типу отнети задачу. Представлены различные способ...

урок-игра по математике 5 класс "Натуральные числа. Арифметические действия над натуральными числами"

Урок в форме игры. Предназначен для повторения всез арифметических действий над натуральными числами. Из-за нетрадиционной игровой формы проведения заинтересовывает детей с различным уровнем подготовк...

Нахождение дроби от числа и числа по его дроби. Дифференцированные индивидуальные карточки с заданиями

В данной разработке содержится 7 вариантов  по возрастанию уровня сложности. Каждый вариант содержит 5 заданий. Ко всем вариантам приведены ответы....