Проект« Значение наглядности и применение на уроках математики в начальных классах»
проект по математике (9 класс)

Елена Николаевна Точилова

Трудно представить себе современного учителя, не использующего дополнительных наглядных, технических средств, учебных и методических пособий, кроме учебника. На сегодняшний день огромное внимание на начальном этапе обучения отводится использованию наглядности и интерактивных средств обучения. Это связано с тем, что их использование в учебном процессе позволяют показать развитие явлений, их динамику, сообщать учебную информацию определенными дозами и управлять индивидуальным процессом усвоения знаний. Эти средства делают процесс познания более интересным для младших школьников, создают при определенных условиях повышенное эмоциональное отношение учащихся к учебе, способствуют более осознанному и прочному усвоению знаний, умений и навыков, пониманию связи теории с жизненной практикой, экономят время учителей. Применение различных средств наглядности активизирует учащихся, возбуждает их внимание и тем самым помогает их развитию, способствует более прочному усвоению материала, дает возможность экономить время. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект32.16 КБ

Предварительный просмотр:

                                     МОУ Ивановская СОШ

                       Проект

«Значение наглядности и применение на уроках математики в начальных классах»

                                                  Проект подготовила: Коршунова А.С.

                                           

                                               Руководитель проекта: Точилова Е.Н

                                           с. Ивановское 2020 год


                                                         Содержание.

1. Введение.                                                                                                  1стр.

2.Основная часть.                                                                                         2стр.                    

а) Изготовление наглядного пособия, эстетическое оформление.          2стр.                                                    

б) Размеры наглядного пособия.                                                                 2стр.

в) Эстетическое оформление пособия.

г) История происхождения танцев                                                              3-4стр.  

д) Практическая значимость пособия.                                                         4стр.

3. Заключение.                                                                                                5стр.

4. Список литературы.                                                                                    6стр.  

                                                 Тема работы

«Значение наглядности и применение на уроках математики в начальных классах»

      I     Введение.

  1. Трудно представить себе современного учителя, не использующего дополнительных наглядных, технических средств, учебных и методических пособий, кроме учебника. На сегодняшний день огромное внимание на начальном этапе обучения отводится использованию наглядности и интерактивных средств обучения. Это связано с тем, что их использование в учебном процессе позволяют показать развитие явлений, их динамику, сообщать учебную информацию определенными дозами и управлять индивидуальным процессом усвоения знаний. Эти средства делают процесс познания более интересным для младших школьников, создают при определенных условиях повышенное эмоциональное отношение учащихся к учебе, способствуют более осознанному и прочному усвоению знаний, умений и навыков, пониманию связи теории с жизненной практикой, экономят время учителей. Применение различных средств наглядности активизирует учащихся, возбуждает их внимание и тем самым помогает их развитию, способствует более прочному усвоению материала, дает возможность экономить время. Тот факт, что математике присуща большая абстрактность, определяет и характер средств наглядности, и особенности применения их. В таких учебных предметах, как естествознание, история, география, наглядные пособия чаще всего используются для показа изучаемых объектов. Чтобы учащиеся могли составить наиболее правильное, наиболее полное представление о животном или растении, о том или ином событии, о природном явлении и т.п., все это необходимо показать в возможно более естественном виде и так, чтобы хорошо были различимы все нужные детали.

2.Что касается математики, то здесь предметы, во- первых, выступают только как элементы множеств, над которыми могут производиться некоторые операции и относительно которых может быть поставлен вопрос об их численности. Поэтому , когда учитель говорит о яблоках на ветке, или о птичках на дереве, то он не останавливается на том, какие это яблоки, или о птичках на дереве. Он обращает внимание детей лишь на количества их и на количественные отношения. Во- вторых, когда идет речь о том или ином предмете, то может быть поставлен вопрос об исследовании его формы или некоторых числовых характеристик, носящих названия величин. Но чтобы исследовать количественные отношения и формы в чистом виде, необходимо совершенно отделить их от содержания. В этом и оказывают помощь учителю различные средства наглядности и в первую очередь модели, чертежи, схемы, которые более всего отвечают указанному требованию.

3.Изучению вопроса использования наглядности и ее роли в процессе обучения посвящали свои труды многие педагоги и методисты.  Изучением вопросов применения методов наглядности занимались Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф. Дистервег, К.Д. Ушинский, о практической реализации принципа наглядности применительно к процессу обучения математике младших школьников писали А.К. Артемов, Л.И. Венгер,  А.В. Белошистая, Н.Б. Истомина, С.И. Волкова и др.

Актуальность выбранной темы.

Всё, выше сказанное ,говорит об актуальности выбранной темы  проекта «Значение наглядности и применение на уроках математики в начальных классах»

Цель проекта:

 -Узнать, что такое наглядные пособия, их виды. Научиться правильно подбирать и применять их, овладеть умением самому изготовлять необходимое наглядное пособие.

Задачи проекта :

- дать определение понятию «Наглядные пособия»

-  узнать какие есть  виды наглядных пособий ;

- овладеть элементарными навыками самостоятельного изготовления наглядных пособий;

- решить из какого материала будут изготовлены наглядные пособия;

- эстетически правильно оформить ;

Конечный  продукт :

 Демонстрационные изобразительные пособия

 План работы над  проектом

- поиск информации 2 недели;        

- обработка информации 1 неделя;

- выбор наглядных пособий для изготовления;

- выбор материала для изготовления наглядных пособий ;

- выбор размеров наглядных пособий;

- изготовление  наглядных пособий;

                               II   Основная часть.

  1. Определение понятия « Наглядное пособие»

Наглядное пособие -это плоскостные и объемные изображения предметов и явлений, специально создаваемые для целей обучения; природные объекты в их естественном или препарированном виде.

  1. Виды наглядных пособий, используемых в начальном обучении математике.

В начальном обучении математике используются различные виды наглядных пособий:

  • Предметы окружающей среды. С первых же дней пребывания детей в школе при обучении их счету и действиям сложения и вычитания, предметы окружающей обстановки могут быть использованы в качестве счетного материала. Таким материалом могут служить книги, тетради, карандаши, счетные палочки и т. д. Отдельные предметы могут быть использованы и в дальнейшем: при ознакомлении учащихся с элементами геометрии. На них можно показывать различные пространственные формы.
  • Демонстрационные изобразительные пособия. К этому виду наглядных пособий относятся, прежде всего, картины и учебные таблицы с изображением ряда знакомых детям предметов, наборы картинок, картины со вставками, аппликации. Используются как счетный материал, что значительно расширяет возможности учителя при обучении детей счету, или для иллюстрирования задач. К демонстрационным изобразительным пособиям относятся также модели измерительных приборов и инструментов ( часовой циферблат, весы), модели мер ( метра, литра), муляжи и макеты хорошо известных детям товаров. Модели используются при изучении мер и обучении измерениям. А муляжи и макеты – как иллюстративный материал при составлении задач. Наконец, к демонстрационным изобразительным пособиям относятся изображения и модели различных геометрических фигур.
  • Таблицы. Таблицами называют текстовые или числовые записи, располагаемые в определенном порядке. Чаще всего в виде колонок, а также сгруппированные вместе серии рисунков и схем с текстом или без него. Таблицы издаются на больших листах бумаги, наклеенных для удобства пользования на ткань или картон. По своему значению таблицы могут быть разделены на группы:
    -познавательные;
    - инструктивные;
    - тренировочные;
    - справочные;

Разумеется, это деление в какой – то мере условно.

К познавательным таблицам относятся такие, которые содержат в себе новые сведения и поэтому чаще всего используются при объяснении нового материала. К их помощи можно прибегать также при повторении с целью расширения и обобщения знаний учащихся. Примером познавательных таблиц может служить нумерационная таблица, показывающая разряды и классы счетных единиц, изготавливаемая в соединении с наборным полотном. В таком виде она используется и как тренировочная. Познавательным таблицам относится также серия таблиц “ Измерение длины”, “ Измерение веса”, “ Измерение площади”, которые дают наглядное представление об основных мерах и содержат единичные отношения их, и ряд других.

Инструктивные таблицы в наглядной форме дают указания по выполнению тех или иных действий, связанных с формированием навыков написания цифр, решения задач, вычислительных навыков. К этим таблицам относятся таблицы с образцами рукописных цифр, с примерами, указывающими порядок выполнения арифметических действий, с примерами алгоритмов действий и др. такие таблицы вывешиваются в классе на более или менее продолжительное время, чтобы они помогали учащимся в их работе, давали необходимые указания.

Тренировочные таблицы предназначаются для проведения многократных упражнений, с целью формирования вычислительных навыков. Наиболее известными из таких таблиц являются таблицы для устных вычислений. Эти таблицы освобождают учителя от необходимости выписывать длинные ряды чисел и тем самым облегчают его работу и позволяют экономить время.

Справочные таблицы содержат материал, который часто бывает нужен учащимся как при решении примеров и задач, так при выполнении практических работ. Они, как и инструктивные таблицы, вывешиваются в классе на продолжительное время.

  • Счетные приборы. К этому виду наглядных пособий относятся счеты, абаки, арифметический ящик. Счеты применяются, начиная с первого класса, в течение ряда лет при обучении счету, при изучении нумерации и арифметических действий. На демонстрационных или классных счетах на первых порах целесообразно иметь сначала только одну проволоку с десятью косточками. Потом две с двадцатью. Остальные должны быть в это время закрыты листом бумаги или сняты совсем.

Абак или счетная доска, является обычно самодельным пособием. Арифметический ящик изготавливается в виде ящика кубической формы с двумя открывающимися стенками. Содержит оно большое количество счетного материала: деревянные кубики, бруски, равные десяти кубикам, выложенным в ряд. Кубики, бруски и доски используются при обучении счету и изучении нумерации. При этом наглядно могут быть показаны соотношения между основными и разрядными единицами и десятичный состав чисел.

  • Измерительные инструменты. Измерительные инструменты в учебном процессе играют двоякую роль. Во- первых, они могут быть использованы по прямому назначению для измерений при выполнении различных работ или для получения данных к задачам практического содержания. Во- вторых, они могут служить в качестве вспомогательных средств, при изучении мер и единичных отношений между мерами. В начальных классах применяются инструменты для измерений длины, веса, емкости, площади и для построения и выполнения основных измерительных работ. К этом инструментам относятся: - линейка чертежная, угольники, линейка метровая, рулетка, циркуль; - весы чашечные с разновесами, весы циферблатные; - кружки литровая, пол- литровая; - циферблат; - палетка; - классный циркуль;
  • Иллюстрации. Под иллюстрациями обычно понимают помещенные в учебнике рисунке и схематические изображения различных предметов и групп предметов. А также планы, чертежи, схемы, таблицы, как и рассмотренные выше наглядные демонстрационные пособия, иллюстрации используются в самых различных случаях. С их помощью наглядно показываются предметы, о которых идет речь, выполняемые действия или разъясняется содержание задачи.

При необходимости иллюстрации к отдельным задачам могут быть сделаны на больших листах бумаги или в виде диапозитивов. В настоящее для каждого класса издаются серии карточек с математическими заданиями, включающие иллюстрации. Эти карточки предназначаются для обучения составлению и решению задач.

  • Дидактический материал. Для формирования математических понятий, а также для выработки вычислительных, измерительных и графических навыков в начальных классах необходимо использовать разнообразный дидактический материал. Дидактическим материалом по математике называют учебные пособия для самостоятельной работы учащихся, позволяющие индивидуализировать и активизировать процесс обучения. Дидактический материал по математике можно подразделить на:

а) предметный дидактический материал;

б) дидактический материал в виде карточек с математическими заданиями.

К предметному дидактическому материалу относятся: счетные палочки, наборы разнообразных геометрических фигур, модели монет и т. п. Предметный материал необходимо использовать как при объяснении новых знаний, так и при их закреплении.

Дидактический материал в виде карточек с математическими заданиями обеспечивает приспособление к индивидуальным особенностям учащихся. Некоторые виды карточек позволяют освободить учащихся от переписывания заданий, что дает возможность выполнить больше упражнений.

   3.     Изготовление  наглядного пособия.

Моим научным руководителем является Точилова  Е.Н.  Мы пришли к выводу, что будем изготавливать демонстрационные наглядные пособия. Они  соответствуют психологическим особенностям младших школьников, у которых преобладает наглядно-образное, наглядно-действенное мышление, требующее наглядного предъявления информации.  Это помогает ребятам обеспечивать все этапы усвоения информации, её восприятие и обработку за более короткое время. Демонстрационные наглядные пособия более просты в изготовлении.

       

 Итак, нам понадобится:

1)Белый картон ;

2) Магниты;

3) Клей ПВА.

4) Гуашь;

6) Акриловый лак. На самом деле, можно использовать любой закрепляющий лак.

7) Ножницы.

8) Карандаш.

9) Кисточка.

 Шаг 1

  Заготовила шаблоны грибов, яблок, клубники.

 Шаг 2

Раскрасила гуашевой краской.

 Шаг 3

Высохшие изделия вырезали по контуру.

Шаг 4

Покрываем тремя слоями акрилового лака.

Шаг 5

На заднюю стенку приклеиваем магниты, для того что бы их можно было демонстрировать на доске.

                                Размеры наглядного пособия :

Длина  яблока – 8см, ширина-7,5см;

Длина клубнички- 11см, ширина-6см;

Ширина  шляпки гриба – 6см, высота шляпки-2см,

Длина ножки гриба– 8см, ширина – 2,5см;

   III      Практическая значимость продукта.  

Заключение.        

Знание видов наглядных пособий дает возможность правильно их подбирать и эффективно использовать при обучении. А также изготовлять самому или вместе с детьми необходимые наглядные пособия. Наглядные учебные пособия принято делить на натуральные и изобразительные. К натуральным наглядным пособиям,, используемым на уроках математики, относятся предметы окружающей среды. Среди наглядных изобразительных пособий выделяют образные: предметные картинки, изображения предметов и фигур из бумаги и картона, таблицы с изображениями предметов или фигур. К изобразительным наглядным относятся также наглядные экранные пособия, учебные фильмы, диафильмы, диапозитивы.С точки зрения использования наглядные пособия делят на общеклассные и индивидуальные.    К изготовлению наглядных пособий полезно привлекать детей. Это имеет большое образовательное и воспитательное значение, содействует сознательному и прочному овладению знаниями и умениями, помогает выработке определенных трудовых навыков. Так, изготовляя модель прямого угла из бумаги и модель подвижного угла из двух палочек, скрепленных куском пластилина, ученики получают представление об углах; изготовляя модели линейного и квадратного сантиметра, дециметра, метра, учащиеся получают наглядное представление о единицах длины и площади. Работая с пособиями, изготовленными своими руками, ребенок учится уважительно относиться к труду.

В процессе обучения наглядные пособия используют с различными целями: для ознакомления с новым материалом, для закрепления знаний, умений, навыков, для проверки их усвоения.

Когда наглядное пособие выступает как источник знаний, оно особенно должно подчеркивать существенное- то , что является основой для обобщения, а также показывать несущественное, его второстепенное значение.

Знакомя с новым материалом, нужно использовать наглядное пособие с целью конкретизации сообщаемых знаний. В этом случае наглядное пособие выступает как иллюстрация словесных объяснений.

Например. Помогая детям в поисках решения задачи, нужно сделать схематический рисунок или чертеж к задаче; объясняя прием вычисления, сопровождая пояснение действиями с предметами и соответствующими записями и т. д. При этом важно использовать наглядное пособие своевременно, иллюстрируя самую суть объяснения, привлекая к работе с пособием и пояснению самих учащихся. При раскрытии приема вычисления, измерения, решении задачи и т. д. надо особенно четко показывать движение ( прибавить- придвинуть, вычесть – убрать, отодвинуть). Сопровождение объяснения рисунком (чертежом) и математическими записями на доске не только облегчает детям восприятие материала, но и одновременно показывает образец выполнения работы в тетрадях. Например: как расположить чертеж и запись решения в тетради, как обозначить периметр с помощью букв и т. п.

При ознакомлении с новым материалом и особенно при закреплении знаний и умений надо так организовать работу с наглядными пособиями, чтобы учащиеся сами оперировали ими и сопровождали действия соответствующими пояснениями : объединяли множества предметов при изучении сложении, моделировали замкнутые и ломаные незамкнутые линии, пользуясь палочками.

Качество усвоения материала в большинстве случаев значительно повышается, так как в работу включаются различные анализаторы( зрительные, двигательные, речевые, слуховые). При этом дети овладевают не только математическими знаниями. Но и приобретают умения самостоятельно использовать наглядные пособия. Учитель должен всячески поощрять детей к использованию наглядных средств, к самостоятельной работе.

На этапе закрепления знаний и умений необходимо широко использовать для разнообразных упражнений справочные таблицы, таблицы для устного счета, рисунки, схемы, чертежи для составления задач детьми. Для выработки измерительных навыков нужно включать упражнения в черчении и измерении с помощью чертежно- измерительных инструментов. Рекомендуется практиковать ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ НАГЛЯДНО ВОСПРИНЯТОГО ПУТЕМ МОДЕЛИРОВАНИЯ, РИСОВАНИЯ, СЛОВЕСНОГО ОПИСАНИЯ.

Наглядные пособия иногда используют для проверки знаний и умений учащихся. Это делается так: – чтобы проверить, как усвоили дети понятие многоугольник, можно предложить с помощью палочек сложить многоугольник указанного вида. Используя раздаточный дидактический материал, учитель проверяет умения измерять длину отрезков, площадь, периметр многоугольников и др.

Важным условием эффективности использования наглядных пособий является применение на уроке достаточного и необходимого количества наглядного материала. Если наглядные средства применять там, где этого совсем не требуется, то они играют отрицательную роль, уводя детей в сторону от поставленной задачи. Подобные факты встречаются в практике: например, первоклассник обучается выбору арифметического действия при решении арифметических задач. Если привлечь для этой цели картинку, на которой нарисованы птички, сидящие на ветке и подлетающие к ним, ученик, глядя на эту картинку, находит ответ задачи простым пересчитыванием, не выполняя никакого арифметического действия над числами. Наглядность, использованная в этом случае, не только не помогает, но наоборот, задерживает формирование умения решать задачи, т. е. выбирать действие над числами, данными в условии.

Самым трудным для меня было в проекте –это поиск нужной информации и её обработка.  Я считаю, что мой проект полезен для обучающихся начальной  школы .Наглядных пособий в начальной школе требуется много, поэтому мою работу можно продолжить . Такой вид демонстрационных пособий дешевле сделать самостоятельно , чем купить. Мне удалось сделать всё, что я запланировала . Свой проект я делала 2 месяца.

Работать над этим проектам мне понравилось, так как  я принесла пользу учителям и  учащимся  начальной  школы.

                  Список использованной литературы:

  1. Актуальные проблемы методики обучения математике в начальных классах
  2. Под ред. М И Моро и др. М. Педагогика, 1997.
  3. Артемов А. К. Обучение математике. Пенза, 1995.
  4. Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроке математики в начальных классах. М. 1986.
  5. Истомина Н.Б. практикум по методике преподавания математики в начальных классах. М. 1986.
  6. Скаткин Л.Н. Методика начального обучения математики. М. 1972.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: "Применение игровых технологий для развития и коррекции познавательных процессов на уроках математики в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида»

В настоящее время специалисты коррекционной педагогики единодушно признают, что игра должна выполнять образовательные, воспитательные и коррекционные функции для наиболее полного совершенств...

Коррекционно- развивающие упражнения на уроках математики в начальных классах

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья отличаются пониженной математической подготовкой. Они усваивают программный материал не полностью; плохо запоминают и слабо удерживают в памя...

Коррекционно- развивающие упражнения на уроках математики в начальных классах

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья отличаются пониженной математической подготовкой. Они усваивают программный материал не полностью; плохо запоминают и слабо удерживают в памя...

ОсОбенности изучения геометрического материала на уроках математики в начальных классах

Материал можно использовать при оформлении  математического уголка  в начальных классах и при изучении раздела "Методика изучения геометрического материала"  по учебной дисциплине "Мето...

Коррекционное обучение на уроках математики в начальных классах коррекционной школы VIII вида

В данном материале представлены виды заданий, которые можно использовать для реализации коррекционно - развивающих задач на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида....

Этнокультурный компонент на уроках математики в начальных классах.

Формирование гражданских качеств личности, посредством решения задач, содержащих историко- краеведческую и экологическую информацию; развитие математического мышления, повышение интереса к истории и к...