Рабочая программа к учебнику "Математика 6 класс" (автор А. Г. Мерзляк)
рабочая программа по математике (6 класс)

Александрова Инга Владимировна

Рабочая программа по математике для 6 класса  к учебнику "Математика 6 класс", авторы А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир. Программа составлена на основании авторской программы и соответствует Положению по рабочим программам МКОУ "Третьяковская СОШ". Имеется календарно-тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_matematike_6_klass.doc599 КБ

Предварительный просмотр:

E:\Рабочие программы по математике 2020-2021 Александрова\матем 6.jpeg

                    Пояснительная записка

      Рабочая программа по математике для 6 класса  составлена на основе Федерального  государственного  образовательного стандарта  основного общего образования,   авторской программы по математике  для 5-11 классов (Математика: программы:5-11 классы/ А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир и другие,- М.: Вентана-Граф, 2016 год) и основной образовательной программы основного общего образования МКОУ «Третьяковская СОШ» к учебнику «Математика» для шестого класса образовательных учреждений /А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко. — М. : Вентана-Граф,2016.

      Сроки реализации программы: программа рассчитана на один год.

Учебный план курса математики 6 класса составляет 175 часов из расчета 5 часов в неделю. Согласно годовому календарному графику МКОУ «Третьяковская СОШ» количество учебных недель на 2020 - 2021 учебный год -34, поэтому рабочая программа не соответствует  авторской на 5 часов (сокращены часы на повторение).

     Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

 - овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

  - интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое  мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;

 - воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

В направлении личностного развития:

 - развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;

 - формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;

 - воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;

 - формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном интеллектуальном обществе;

 - развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.

В метапредметном направлении:

 - формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;

 - развитие представлений о математике как о форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;

 - формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.

В предметном направлении:

 - овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин; применения в повседневной жизни; выработка умений устно и письменно выполнять арифметические действия над обыкновенными дробями и рациональными числами; перевод практических задач на язык математики; подготовка учащихся к дальнейшему изучению курсов «Алгебра» и «Геометрия»; формирование умения пользоваться алгоритмами; создание фундамента для математического развития; формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

      Изучение учебного предмета «Математика» направлено на решение следующих задач:

 - формировать вычислительную культуру и практические навыки вычислений;

 - формировать универсальные учебные действия, ИКТ-компетентность, основы учебно-исследовательской и проектной деятельности, умения работать с текстом;

 - развивать интеллект учащихся, формировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые человеку для полноценного функционирования в обществе;

 - развивать логическое мышление и речевые умения: умение логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический);

 - формировать представления об идеях и методах математики как научной теории, о месте математики в системе наук, о математике как форме описания и методе познания действительности;

 - развивать представления о математике как части общечеловеческой культуры, воспитывать понимание значимости математики для общественного прогресса.

 - развивать представления о натуральном числе, десятичной и обыкновенной дроби и роли вычислений в человеческой практике;

 - развивать представления об изучаемых понятиях: уравнение, координаты и координатная прямая, процент, упрощение буквенных выражений, угол и треугольник, формула и методах решения текстовых задач как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений;

 - получить представление о статистических закономерностях и о различных способах их изучения, об особенностях прогнозов, носящих вероятностный характер.

              ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Изучение математики способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Личностные результаты:

1)  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;

2) ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

3) осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;

4) умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;

5) критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.

6) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

7)умение распознавать логически некорректные высказывания, критически мыслить, отличать гипотезу от факта.

Метапредметные результаты:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

3) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;

4)  умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

5)  развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

6)  первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;

7)  умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

8)  умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;

9)   умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

10)  умение выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их проверки;

11) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.

Предметные результаты:

1)  осознание значения математики для повседневной жизни человека;

2) представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;

3) развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;

4) владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;

5) практически значимые математические умения и навыки, их применение к решению математических и нематематических задач, предполагающее умения:

6) выполнять вычисления с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами;

7)  решать текстовые задачи арифметическим способом и с помощью составления и решения уравнений;

8)  изображать фигуры на плоскости;

9) использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;

10)  измерять длины отрезков, величины углов, вычислять площади и объёмы фигур;

11) распознавать и изображать равные и симметричные фигуры;

12) проводить несложные практические вычисления с процентами, использовать прикидку и оценку; выполнять необходимые измерения;

13)  использовать буквенную символику для записи общих утверждений, формул, выражений, уравнений;

14) строить на координатной плоскости точки по заданным координатам, определять координаты точек;

15) читать и использовать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы (столбчатой или круговой), в графическом виде;

16)  решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов.

             Арифметика

По окончании изучения курса учащийся научится:

-  понимать особенности десятичной системы счисления;

-  использовать понятия, связанные с делимостью натуральных чисел;

-  выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации;

-   сравнивать и упорядочивать рациональные числа;

-   выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, применять калькулятор;

-   использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, процентами, в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчёты;

-   анализировать графики зависимостей между величинами (расстояние, время; температура и т. п.).

Учащийся получит возможность:

-   познакомиться с позиционными системами счисления с основаниями, отличными от 10;

-  углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости;

- научиться использовать приемы, рационализирующие вычисления, приобрести навык контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.

            Числовые и буквенные выражения. Уравнения

  По окончании изучения курса учащийся научится:

- выполнять операции с числовыми выражениями; выполнять преобразования буквенных выражений (раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых); решать линейные уравнения, решать текстовые задачи алгебраическим методом.

  Учащийся получит возможность:

- развить представления о буквенных выражениях и их преобразованиях; овладеть специальными приёмами решения уравнений, применять аппарат уравнений для решения как текстовых, так и практических задач.

            Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин

  По окончании изучения курса учащийся научится:

- распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры и их элементы; строить углы, определять их градусную меру; распознавать и изображать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;

- определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот; вычислять объём прямоугольного параллелепипеда и куба.

   Учащийся получит возможность:

- научиться вычислять объём пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;

- углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;

-  научиться применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.

         Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи

 По окончании изучения курса учащийся научится:

-  использовать простейшие способы представления и анализа статистических данных;

-  решать комбинаторные задачи на нахождение количества объектов или комбинаций.

  Учащийся получит возможность:

-  приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного мнения, осуществлять их анализ, представлять результаты опроса в виде таблицы, диаграммы;

-  научиться некоторым специальным приёмам решения комбинаторных задач.

          СОДЕРЖАНИЕ КУРСА МАТЕМАТИКИ 6  КЛАССА

     Содержание математического образования в 6 классе представлено в виде следующих содержательных разделов: «Арифметика», «Числовые и буквенные выражения. Уравнения», «Геометрические фигуры. Измерения геометрических величин», «Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи», «Математика в историческом развитии».

     Содержание раздела «Арифметика» служит базой для дальнейшего изучения учащимися математики и смежных дисциплин, способствует развитию вычислительной культуры и логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни. Развитие понятия о числе связано с изучением рациональных чисел: натуральных чисел, обыкновенных и десятичных дробей, положительных и отрицательных чисел.

     Содержание раздела «Числовые и буквенные выражения. Уравнения» формирует знания о математическом языке. Существенная роль при этом отводится овладению формальным аппаратом буквенного исчисления. Изучение материала способствует формированию у учащихся математического аппарата решения задач с помощью уравнений.

     Содержание раздела «Геометрические фигуры. Измерения геометрических величин» формирует у учащихся понятия геометрических фигур на плоскости и в пространстве, закладывает основы формирования геометрической речи, развивает пространственное воображение и логическое мышление.

     Содержание раздела «Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи» — обязательный компонент школьного образования, усиливающий его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим прежде всего для формирования у учащихся функциональной грамотности, умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.

     Раздел «Математика в историческом развитии» предназначен для формирования представлений о математике как части человеческой культуры, для общего развития школьников, для создания культурно-исторической среды обучения.

              Содержание учебного предмета

Наименование раздела

Количество часов

1

Делимость натуральных чисел

17

2

Обыкновенные дроби

38

3

Отношения и пропорции

28

4

Рациональные числа и действия над ними

70

5

Повторение и систематизация учебного материала

17

    Календарно- тематический план (6 ч в неделю, всего 170 ч за год)

№ урока

Содержание учебного материала

Кол-во часов

Дата проведения

По плану

По факту

Глава 1 Делимость натуральных чисел

17

1, 2

Делители и кратные

2

3-5

Признаки делимости на 10, на 5 и на 2

3

6-8

Признаки делимости на 9 и на 3

3

9

Простые и составные числа

1

10-12

Наибольший общий делитель

3

13-15

Наименьшее общее кратное

3

16

Повторение и систематизация учебного материала

1

17

Контрольная работа №1 по теме «Делимость натуральных чисел»

1

Глава 2 Обыкновенные дроби

38

18, 19

Основное свойство дроби

2

20-22

Сокращение дробей

3

23-25

Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение дробей

3

26-30

Сложение и вычитание дробей

5

31

Контрольная работа №2 по теме «Обыкновенные дроби»

1

32- 36

Умножение дробей

5

37-39

Нахождение дроби от числа

3

40

Контрольная работа №3 по теме «Обыкновенные дроби»

1

41

Взаимно обратные числа

1

42-46

Деление дробей

5

47-49

Нахождение числа по значению его дроби

3

50

 Преобразование обыкновенных дробей в десятичные

1

51

Бесконечные периодические десятичные дроби

1

52, 53

Десятичное приближение обыкновенной дроби

2

54

 Повторение и систематизация учебного материала

1

55

Контрольная работа №4 по теме «Обыкновенные дроби»

1

Глава 3 Отношения и пропорции

28

56

Отношения

2

57-60

Пропорции

4

61-63

Процентное отношение двух чисел

3

64

Контрольная работа №5 по теме «Отношения и пропорции»

1

65, 66

Прямая и обратная пропорциональные зависимости

2

67, 68

Деление числа в данном отношении

2

69, 70

Окружность и круг

2

71

Длина окружности

1

72

Площадь круга

1        

73

Длина окружности. Площадь круга.

1

74

Цилиндр. Конус. Шар.

1

75, 76

Диаграммы

2

77-79

Случайные события. Вероятность случайного события

3

80, 81

Повторение и систематизация учебного материала

2

82

Контрольная работа №6 по теме «Отношения и пропорции»

1

Глава 4 Рациональные числа и действия над ними

70

83, 84

Положительные и отрицательные числа

2

85-87

Координатная прямая

3

88, 89

Целые числа. Рациональные числа

2

90-92

Модуль числа

3

93-96

Сравнение чисел

4

97

Контрольная работа №7 по теме «Рациональные числа и действия над ними»

1

98-101

Сложение рациональных чисел

4

102, 103

Свойства сложения рациональных чисел

2

104-108

Вычитание рациональных чисел

5

109

Контрольная работа №8 по теме «Рациональные числа и действия над ними»

1

110-113

Умножение рациональных чисел

4

114-116

Свойства умножения рациональных чисел

3

117-121

Коэффициент. Распределительное свойство умножения

5

122-125

Деление рациональных чисел

4

126

Контрольная работа №9 по теме «Рациональные числа и действия над ними»

1

127-130

Решение уравнений

4

131-135

Решение задач с помощью уравнений

5

136

Контрольная работа №10 по теме «Рациональные числа и действия над ними»

1

137-139

Перпендикулярные прямые

3

140

Осевая симметрия

1

141

Центральная симметрия

1

142

Осевая и центральная симметрии

1

143, 144

 Параллельные прямые

2

145-147

Координатная плоскость

3

148, 149

Графики

2

150, 151

Повторение и систематизация учебного материала

2

152

Контрольная работа №11 по теме «Рациональные числа и действия над ними»

1

Повторение и систематизация учебного материала

17

153, 154

Повторение по теме «Признаки делимости»

2

155, 156

Повторение по теме «Сокращение дробей»

2

157, 158

Повторение по теме «Приведение дробей к общему знаменателю»

2

160, 161

Повторение по теме «Сложение и вычитание дробей»

2

162, 163

Повторение по теме «Умножение дробей»

2

164, 165

Повторение по теме «Деление дробей»

2

166, 167

Повторение по теме «Пропорции»

2

168

Повторение по теме «Окружность и круг»

1

169

Итоговая контрольная работа

1

170

Итоговое повторение курса математики 6 класса

1

 

   

 Лист коррекции учебного предмета «Математика, 6 класс»

№ урока

Содержание

Кол-во часов

Сроки изучения

по плану

по факту

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике класс (автор Виленкин Н.Я.))

Рабочая проргамма содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, требования  к подготовке учащихся...

Рабочая программа для 5 класса (автор учебника Афанасьева О.В.)

Рабочая программа для 5 класса (автор учебника Афанасьева О.В.) (ФГОС)...

Рабочая программа для 6 класса. автор Гельфман Э.Г.

Рабочая программа для 6 класса. Разработана с требованием ФГОС ООО. Содержит пояснительную записку, тематическую программу....

Рабочая программа для 5 класса. автор Гельфман Э.Г.

Рабочая программа для 5 класса. расчитана на 6 часов в неделю. разработана с требованием ФГОС ООО....

Программа по математике 5 класс, автор учебника А.Г.Мерзляк, 6 часов в неделю

Программа по математике 5 класс, 6 часов в неделю. Автор учебника А.Г.Мерзляк...

Рабочая программа "Музыка" 8 класс(авторы Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева)

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, перечень музыкальных произведений, календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа "Информатика. 5 класс" (автор Л.Л.Босова)

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 5-го класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и требований к результатам освоения ос...