Игра "Что? Где? Когда?" по математике
методическая разработка по математике (10, 11 класс)

Клестова Ольга Леонидовна

В рамках внеклассной работы по математике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_chto_gde_kogda.docx31.96 КБ

Предварительный просмотр:

Игра «Что? Где? Когда?»

(для учащихся 10-11 классов)

Составитель -  учитель математики Клестова О.Л.

Цель игры: 

 активизация познавательного интереса к математике,  развитие мыслительной способности, находчивости, смекалки, воспитание ответственности, организованности, чувства сплочённости, коллективизма.

 Задачи игры:

  • развитие логического мышления;
  • формирование умений строить доказательства, логическую цепочку рассуждений;
  •  воспитание активной позиции в обучении, самостоятельности, инициативности;
  • воспитание здоровой атмосферы соперничества.

Оборудование: 

        Музыкальные  заставки («Что наша жизнь-игра?», произведение А.Вивальди «Времена года»), барабан, волчок, конверты с вопросами, «чёрный ящик», ноутбук, микрофон.

(Приветствие ведущего, объяснение правил игры, представление команд, жюри)

Да, путь познания не гладок,

Но знаем мы со школьных лет:

Загадок больше, чем разгадок,

И поискам предела нет.

Правила игры.

1. Игра состоит из 3-х раундов. В каждом из них по 10 вопросов.

2. Первый раунд разминка. На ответы на все 10 вопросов дается 2 минуты. В остальных двух раундах на обдумывание каждого вопроса дается 1 минута. Если ответ досрочный, то сэкономленная минута может быть использована на обдумывание другого вопроса. Так же команды имеют право один раз воспользоваться – «Подсказкой болельщиков».

3. Как в телевизионной игре в нашей игре есть такие секторы как «Блиц», «Супер блиц» и «Черный ящик» и даже музыкальная пауза.

4. Если команда дает правильный ответ, то ей зачитывается одно очко.

5. Победитель определяется наибольшим количеством набранных очков по итогам трех раудов.

I раунд (2 минуты)

Разминка команд (каждой команде даётся листочек с одинаковыми вопросами)

  1. На какое наименьшее число делится любое целое число? (На 1)
  2. Другое название независимой переменной. (Аргумент)
  3. Кто ввел прямоугольную систему координат? (Рене Декарт)
  4. Сколько дней в летних каникулах? (92)
  5. Как называется треугольник со сторонами 3, 4, 5? (Египетский)
  6. Является ли 25 точным квадратом? (Да)
  7. Кому принадлежит восклицание: «А все-таки она вертится!» (Г.Галилей)
  8. Говорят, что математика царица всех наук, а царица математики - …(Арифметика)
  9. Назовите самую большую хорду окружности.(Диаметр)
  10. Сколько углов останется у ромба, если один отрезать? (Пять)

II раунд   (крутится волчок – выбор вопросов для команд)

(каждая команда может воспользоваться 1 раз подсказкой зала – болельщиков).

Вопрос 1.Мысль выражать все числа знаками настолько проста, что именно из-за этой простоты сложно осознать, сколь она удивительна. Цифры-условные знаки для обозначения чисел.: Увидев на фронтоне старого особняка запись MDCCLXXXIX, скажите, уважаемые знатоки, используяримские цифры, в каком году этот дом был построен?

Ответ: 1789г. (по римской нумерации:  М-1000, D– 500, C – 100, L – 50, X – 10, V – 5, I -1.)

Вопрос 2.Когда был маленький, он спрашивал об этом дивном небесном явлении у взрослых, но ему или вовсе не давали ответа, или, говорили:

- Да кто ж его знает. То Бог сотворил.

И страсть как ему хотелось самому додуматься – допытаться, почему появляется во мраке поднебесья такая красота.

Он не только объяснил природу северного сияния, но и стал великим русским ученым. Ему были подвластны все науки: математика, физика, химия, география, история, металлургия, астрономия, геология и др. Он открыл первый в России университет. О каком великом русском ученом идет речь?

Ответ: М.В. Ломоносов.

Вопрос 3. Блиц турнир  для обеих команд. Почти все названия геометрических фигур имеют греческое происхождение, также как и многие другие математические термины. Ваша задача перевести на греческий язык некоторые выражения. (команды получают одинаковые листы с заданиями)

Поставьте в соответствие выражения (в левом столбце) и перевод на греческий язык (в правом столбце) стрелками:                                                                                          

1

столик для еды

теорема

2

сосновая шишка

катет

3

землемерие

гипотенуза

4

зрелище

периметр

5

игральная кость

геометрия

6

натянутая

ромб

7

отвес

конус

8

измерение вокруг

хорда

9

бубен

трапеция

10

струна

куб

ответ

1

столик для еды

1

трапеция

2

сосновая шишка

2

конус

3

землемерие

3

геометрия

4

зрелище

4

теорема

5

игральная кость

5

куб

6

натянутая

6

гипотенуза

7

отвес

7

катет

8

измерение вокруг

10

периметр

9

бубен

9

ромб

10

струна

10

хорда

Вопрос 4.«Арифметическое ассорти» для обеих команд.

Команда получает карточку с заданием. Между некоторыми цифрами расставь математические знаки и скобки, чтобы получились верные равенства.

7777777=6

7777777=7

7777777=8

7777777=10

7777777=49

7777777=107

Ответ:

(7+7+7+7+7+7) /7=6

(7*7-7*7+7*7) /7=7

777 / 777+7=8

7 /7+7 /7+7 /7+7=10

7+7+7+7+7+7+7=49

(777-77) /7+7=107

Вопрос 5. Блиц-вопросы. (геометрия) Время на подготовку ответа на вопрос-20 секунд.
(команды пишут ответ на листочке и сдают жюри одновременно через 20 секунд)

1). Оно принимается без доказательства, а носит имя женского рода. Что оно и кто она? 
Ответ: высказывание или утверждение – аксиома.

2). Какими словами греческий математик «отец истории» Евклид заканчивал каждый математический вывод?   Назовите эти четыре слова. 
Ответ: Что и требовалось доказать. 

3). Все высоты треугольника пересекаются в одной из его вершин. Какой это треугольник?     (Прямоугольный).

Сектор «Черный ящик» (таких сектора 3)

Вопрос 6. Существует легенда, в которой говорится, что один из ученых математиков во время осады Сиракуза  римлянами с помощью предмета, подобного тому, что находится в черном ящике, помогал уничтожать корабли римлян?

Вопрос: Что находится в этом ящике?

Ответ: Зеркало. Архимед с помощью зеркально отполированных щитов фокусировал солнечные лучи и таким образом поджигал римские суда.

7. Этот предмет, был изобретен в Древней Греции. Под пеплом Помпеи археологи обнаружили много таких предметов, изготовленных из бронзы. Умение пользоваться этим предметом считалось верхом совершенства, а уж умение решать задачи с его помощью – признаком большого ума. Этот предмет незаменим в архитектуре и строительстве. За многие сотни лет конструкция этого предмета не изменилась.

Вопрос: Что за предмет в чёрном ящике?

Ответ: циркуль.

8. История их изобретения насчитывает тысячи лет. Вряд ли кто-то возьмет на себя смелость назвать имя изобретателя. В древности их называли клепсидрами. Почти у каждого из вас есть эта замечательная вещь. Эта вещь на протяжении веков постоянно совершенствовалась и претерпевала изменения, уменьшаясь в своих размерах, становясь унифицированной. В разное время в это внесли свою лепту Галилео Галилей, папа римский, инженер Кулибин. В математике без этого предмета трудно обойтись. Особенно при решении задач на движение. Что в черном ящике?     (Часы).

9. Сектор «Супер-блиц» (обе команды получают одно и то же задание)

Остаётся за столом по одному игроку,  кто продолжает игру в этом раунде. (Пишут на листе ответы, сдают в конце листочек со всеми ответами

1). Шоколадка стоит 10 р., и еще половина шоколадки. Сколько стоит шоколадка?    (20 р.)

2). У отца Мэри пять дочерей. Первую зовут Чучу, вторую – Чече, третью – Чичи, четвертую – Чочо. Как зовут пятую?    

 (И вовсе не Чача, а Мэри, ведь об этом сказано в условии).

3). Назовите автора этих строк? (Выбор ответа из 3-х фамилий:  К.Ф.Гаусс, М.В.Ломоносов, А.С.Пушкин)

       1. Математика – царица наук, арифметика – царица математики. Ответ: (К.Ф. Гаусс)

       2. Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит.

Ответ: (М.В. Ломоносов)

       3. Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии. Ответ: (А.С. Пушкин)

10. «Моно», «ди», «поли» - это по-гречески, «уни», «би», «мульти» - это по-латыни, а как это можно сказать по-русски? (Один, два, много)

III раунд (Вопросы от «зрителей»)

1. Вопрос от учителя географии

Точка, от которой в Венгрии отсчитывают расстояния, отмечена особо. В этом месте в центре Будапешта стоит памятный знак. Кто или что было удостоено таких почестей?      (Нуль).  (слайд)

2. Вопрос - шутка от учителя литературы.

 В пересказе Бориса Заходера "Алиса в Стране Чудес" математик нетривиально разделил кусок пирога между собою и козликом. Что же досталось математику, а что – козлику?

Пи - математику, рога – козлику

3. Вопрос от учителя информатики.

ЕГО названием стало слегка искаженное слово, придуманное девятилетним племянником одного американского математика. По-видимому, это название подчеркивает его претензии на лидерство. И, надо сказать, он действительно занимает ведущие позиции в мире среди себе подобных. Назовите его.

Ответ: Google.

Комментарий: Google — искаженное googol (гугол), 10 в степени 100.

4. Вопрос от воспитателей детского сада. (Можно в чёрном ящике)

Название этого предмета произошло от греческого слова, означающего в переводе «игральная кость». Термин ввели пифагорейцы, а используется этот предмет в играх маленькими детьми. Что это за предмет?     (Кубик).

5. Вопрос от ученика школы.

В одном классе учатся три мальчика: Чернов, Белов и Рыжов. Однажды Чернов сказал Белову: «Забавно, что один из нас – белокурый, другой - брюнет (с черными волосами), а третий – рыжий. Но при этом ни у кого из нас цвет волос не совпадает с фамилией». В ответ Белов заметил: «Но я не рыжий». Каков цвет волос у каждого из учеников?    

Ответ: (Белов – черный, Чернов – рыжий, Рыжов – белокурый).  

6. Вопрос от учителя биологии.

Биологи утверждают, что бактерия за одну секунду производит себе подобную. Если одну бактерию поместить в банку, то она заполнится бактериями за полчаса. За какое время эту же банку заполнят 2 бактерии?     (За 29 секунд).

7. Вопрос от учителей начальных классов

Мы, в отличие от египтян, римлян и славян, пользуемся позиционной системой счисления, в которой всего десять цифр, образующие так называемые «ступеньки». Что это за «ступеньки», перечислите их.    

Ответ:  Это разряды, их всего три – единицы, десятки, сотни.

8. Вопрос учителя истории.

Название какого месяца года произошло от латинского слова «десять» и почему?  

 (December, от  decem – «десять».  До реформы календаря при Юлии Цезаре был десятым месяцем).

9. Вопрос задаёт библиотекарь.

60 листов книги имеют толщину 1 см. Какова толщина  всех листов книги, если в ней 240 страниц.    

Ответ: 2 см.

10. Вопрос учителя технологии.

В переводе с латинского это означает “спица колеса”. Что это?

Ответ: радиус

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-исследование по математике в 6 классе « Здоровьесберегающие задачи математики. Роль математики в борьбе с курением»

Этот урок посвящен  научному исследованию. Одной из самых актуальных проблем современности является увеличение курящих людей, особенно школьников. Какова роль математики в борьбе с курением....

Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.

Рабочая программа разработана  на один учебный год:   в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...

Программа курса "Математика 5, 6 класс" (к учебникам Математика 5, Математика 6, авт. Зубарева И. И., Мордкович А.Г.)

Программа по математике для преподавания предмета в 5 и 6 классах по учебникам Зубаревой И. И., Мордковича А. Г. содержит пояснительную записку, в которой отражены: учебно-методическое сопровождение п...

Авторская программа элективного курса по математике Практикум по математике: математика в задачах

Элективный курс "Математика в задачах" рассчитан на учащихся 11 классов общеобразовательных классов, имеющих слабую математическую подготовку при решении задач. ...

Обобщающий урок по математике в 5 классе."Математика в мире животных и животные в математике"

Данный урок сопровождается показом презентации. Презентация  используется в качестве иллюстрации к уроку математики в 5 классе при повторении курса математики.Цели: развитие вычислительных навыко...