Вычисление площадей криволинейных фигур с помощью интеграла
методическая разработка по математике (10 класс)

Метлина Лилия Евгеньевна

Урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1 курс СПО114.61 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Вычисление площадей криволинейных фигур с помощью интеграла

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

1) Нахождение площади фигуры, ограниченной графиками функций с помощью определенного интеграла.

2) Нахождение площади криволинейной трапеции с помощью формулы Ньютона – Лейбница

3) Решение задач, с помощью формулы Ньютона – Лейбница

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/4037/20200131104121/OEBPS/objects/c_matan_11_24_1/31317666-a9ad-4584-9604-56938ab20e69.png

Формула Ньютона – Лейбница

Основная литература:

Колягин Ю.М., Ткачева М.В, Федорова Н.Е. и др., под ред. Жижченко А.Б. Алгебра и начала математического анализа (базовый и профильный уровни) 11 кл. – М.: Просвещение, 2014.

Дополнительная литература:

Орлова Е. А., Севрюков П. Ф., Сидельников В. И., Смоляков А.Н. Тренировочные тестовые задания по алгебре и началам анализа для учащихся 10-х и 11-х классов: учебное пособие – М.: Илекса; Ставрополь: Сервисшкола, 2011.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Криволинейной трапецией называется фигура, ограниченная графиком непрерывной и не меняющей на отрезке [а;b] знака функции f(х), прямыми х=а, x=b и отрезком [а;b].

Отрезок [a;b] называют основанием этой криволинейной трапеции

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/4037/20200131104121/OEBPS/objects/c_matan_11_24_1/44a4ffae-eb41-4bc1-bc13-8b542b02cda0.png

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/4037/20200131104121/OEBPS/objects/c_matan_11_24_1/1bf2b626-bc5e-4e7b-9d2f-de228d41bc05.png

формула Ньютона – Лейбница

Если в задаче требуется вычислить площадь криволинейной трапеции, то ответ всегда будет положительный. Если требуется, используя чертеж, вычислить интеграл, то его значение может быть любым. ( зависит от расположения криволинейной трапеции)

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/4037/20200131104121/OEBPS/objects/c_matan_11_24_1/6b4fc7e0-e596-4195-819e-8b9ba96bf0f9.png

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

№1 Вычислите площадь фигуры, ограниченной линиями y= x, y = 5 – x, x = 1, x = 2, используя определенный интеграл.

Решение. Воспользуемся формулой Ньютона-Лейбница.

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/4037/20200131104121/OEBPS/objects/c_matan_11_24_1/65952d7c-511d-47f2-b893-2bc0721f278d.png

Сначала находим первообразную функцию  F(x) . Далее подставляем значение верхнего предела в первообразную функцию: F(b).

Затем подставляем значение нижнего предела в первообразную функцию: F(а) .

Рассчитываем разность F(b)  - F(а)    , это и будет ответ

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/4037/20200131104121/OEBPS/objects/c_matan_11_24_1/e92e8e17-313c-4230-bf8e-7347a7302741.png

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/4037/20200131104121/OEBPS/objects/c_matan_11_24_1/3b965f37-eb6c-4aa1-84ee-992c88f39ea1.png

№2. Найти площадь фигуры, ограниченной линиями у=4-х2,у=3х, у=0 и находящейся в 1-й четверти.

Решение: Воспользуемся формулой Ньютона-Лейбница.

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/4037/20200131104121/OEBPS/objects/c_matan_11_24_1/7b24b5ba-0892-4890-a7ca-67ba6f3003dd.png

Сначала находим первообразную функцию  F(x) . Далее подставляем значение верхнего предела в первообразную функцию: F(b)  .

Затем подставляем значение нижнего предела в первообразную функцию: F(а) .

Рассчитываем разность F(b)  - F(а)    , это и будет ответ.

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/4037/20200131104121/OEBPS/objects/c_matan_11_24_1/222c5845-1670-4c93-b655-06c3c948d8f4.jpeg

Решение. S=SOAB +SABC

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/4037/20200131104121/OEBPS/objects/c_matan_11_24_1/e8d3a30d-f1b9-47c1-8c71-28fcf2972197.png

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/4037/20200131104121/OEBPS/objects/c_matan_11_24_1/6ea25545-6155-4520-b110-e6e4f1c13d1b.png

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/4037/20200131104121/OEBPS/objects/c_matan_11_24_1/dc69b826-0479-4d5f-9f1d-7bf926183944.gif

№3. Найти площадь криволинейной трапеции (х-1)2, ограниченной линиями х=2 и х=1, осью 0х

Решение:

Воспользуемся формулой Ньютона-Лейбница.

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/4037/20200131104121/OEBPS/objects/c_matan_11_24_1/bf0407a3-a4f5-4b82-8b11-a6d6eab6b3aa.png

Сначала находим первообразную функцию  F(x) . Далее подставляем значение верхнего предела в первообразную функцию: F(b)  .

Затем подставляем значение нижнего предела в первообразную функцию: F(а) .

Рассчитываем разность F(b)  - F(а), это и будет ответ.

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/4037/20200131104121/OEBPS/objects/c_matan_11_24_1/d795357e-8a02-4096-9baa-8d9e4de1e2ef.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-презентация "Вычисление площадей плоских фигур с помощью интеграла "

Предлагаемый материал содержит план-конспект урока и подробную презентацию по теме "Вычисление площадей фигур с помощью интеграла". Даётся подробная классификация задач, рассматривается аналитическое ...

Методическая разработка открытого занятия по предмету «Алгебра и начала анализа» с использованием ИКТ Тема: “Вычисление площадей плоских фигур с помощью определенного интеграла”, 11 класс

Данная методическая разработка предназначена для оказания помощи учителям математики, предмет «Алгебра и начала анализа» в организации учебного занятия в 11 классе по теме: «Вычисление площадей ...

Урок по теме: "Вычисление площадей плоских фигур с помощью определенного интеграла"

Тема:"Вычисление площадей плоских фигур с помощью определенного интеграла Тип урока:   комбинированныйВид урока:   урок-практикум,  урок систематизации и обобщения знанийЦели урока...

Открытый урок по теме "Вычисление площадей плоских фигур с помощью определенного интеграла"

Материалы открытого урока включают в себя несколько файлов: ход урока, технологическую карту урока, вопросы для повторения....

Методика применения элементов групповой работы на уроках алгебры в 11 классе при изучении темы ""Вычисление площадей криволинейных фигур с помощью интеграла".

Межличностное общение в процессе учебы способствует формированию таких качеств личности, как желание и готовность помочь друг другу, ответственность за результаты деятельности, способность поддерживат...

Методическая разработка урока "Нестандартные случаи вычисления площади криволинейной трапеции с помощью интеграла", 11 класс

Цель урока: Проверить и закрепить умения и навыки в вычислении интегралов по формуле Ньютона-Лейбница и площадей фигур. Познакомить с нестандартным приемом вычисления  определенного интеграл...

Тема: “Вычисление площадей плоских фигур с помощью определенного интеграла”.

Урок с презентацией  разработан для обучающихся 1 курса  среднего профессионального образования....