Методическая разработка урока "Нестандартные случаи вычисления площади криволинейной трапеции с помощью интеграла", 11 класс
методическая разработка по алгебре (11 класс) на тему
Цель урока: Проверить и закрепить умения и навыки в вычислении интегралов по формуле Ньютона-Лейбница и площадей фигур.
Познакомить с нестандартным приемом вычисления определенного интеграла с обратимой подынтегральной функцией.
Познакомить учащихся с историей развития интегрального исчисления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия №19 им. Н.З. Поповичевой
Нестандартные случаи вычисления площади криволинейной трапеции с помощью интеграла
Урок алгебры и начал анализа в 11 классе.
Учитель: Алябьева Е.А.
Тема урока: «Нестандартные случаи нахождения площади криволинейной трапеции с помощью интеграла»
Тип урока. Комбинированный.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы организации учебной деятельности: словесный, наглядный, исследование.
Цели урока.
Образовательные.
Проверить и закрепить умения и навыки в вычислении интегралов по формуле Ньютона-Лейбница и площадей фигур.
Познакомить с нестандартным приемом вычисления определенного интеграла с обратимой подынтегральной функцией.
Познакомить учащихся с историей развития интегрального исчисления.
Развивающие.
Развитие интереса к предмету.
Активизация мыслительной деятельности.
Развитие научного мировоззрения, творческого мышления посредством исследовательской работы.
Воспитательные.
Формирование навыков самостоятельной исследовательской работы и работы в группах.
Выработка внимания.
Оборудование: таблица первообразных, портреты ученых, кодоскоп, раздаточный материал с заданиями для групп и с индивидуальными заданиями.
Ход урока.
I. Организационно-мотивационный момент (1-2 мин)
Учитель объявляет тему и цели урока.
II. Актуализация опорных знаний (3 мин)
Контрольные вопросы:
1. Дайте определение криволинейной трапеции.
2. Какова формула для вычисления площади криволинейной трапеции.
3. Объясните геометрический смысл интеграла.
4. Какова формула Ньютона- Лейбница.
III. Блиц – контрольная(10 мин):
Тексты работы находятся на столах у учащихся (см. Приложение 1.)
IV. Самопроверка решения блиц-контрольной
(текст контрольной записан на доске, ответы после каждого задания выписывает учитель со слов учеников)
По результатам контрольной (числа: 69, 73, 75, 90, 92) один из учеников дает историческую справку о развитии интегрального исчисления, а учитель вывешивает портреты ученых на доске:
1669 год – Ньютон разработал основы интегрального исчисления, решая геометрическую задачу квадратуры кривой ( площади криволинейной трапеции).
1673 год – Лейбниц установил взаимообратный характер операций дифференцирования и интегрирования.
1675 год – Лейбниц ввел понятие «интеграл», называя его суммой, и его обозначение ∫.
1690 год – Якоб Бернулли впервые в печати употребил термин «интеграл».
1692 год – Иоганн Бернулли систематизировал идеи и методы интегрального исчисления в работе «Математические лекции о методе интегралов».
V. Решение проблемной задачи.
Найти площадь фигуры, ограниченной линиями y = arcsin x, осью абсцисс и прямыми
х = ½ и х = 1.
Обсуждение проблемы в группах по 4 человека («Мозговой штурм»).– 1 мин.
Презентация версий от каждой группы.
Решение задачи:
– выбор способа решения (переход к обратной функции х = siny).
– рассмотрение криволинейных трапеций с площадями S = и S1 =
(учитель проецирует соответствующие чертежи на экран)
– запись решения на доске (ученик) :
S = .
S = .
VI. Выполнение исследовательской работы.
Тексты находятся на столах учащихся (см. Приложение 2).
VII. Заслушивание выводов выполнения исследовательской работы (озвучивают учащиеся, выполнившие работу до конца):
«Если f(x) – непрерывная, обратимая на [a;b] функция и g(y) – обратная для f функция, определенная на [f(a);f(b)], то = ».
VIII. Подведение итогов урока.
Выполнил___________________
Блиц – контрольная
Вариант 1.
1. Вычислите интеграл:
= ( ) =
2. Найдите площадь фигуры, изображенной на чертеже:
3. При каких положительных значениях m верно равенство:
Решение: 1) = ____dx = ( ) =
2) _____________= 4
Приложение 1
Выполнил___________________
Блиц – контрольная
Вариант 2.
1. Найдите площадь фигуры, изображенной на чертеже:
2. Вычислите интеграл:
= ( ) =
3. Вычислите интеграл:
= _______dx = ( ) = =
Приложение 2
Выполнил (и)________________________
________________________
Исследовательская работа
«Вычисление определенного интеграла сведением его к соответствующему определенному интегралу от функции, обратной подынтегральной»
(вывод формулы).
Данные: 1) f – неотрицательная, дифференцируемая и обратимая на [a ; b] функция;
2) g – обратная для f функция, определенная на [f(a); f(b)] .
Результат исследования: формула для вычисления через соответствующий определенный интеграл от функции, обратной подынтегральной (g).
Анализ исходных данных.
1).Выберите из предложенных функций (А, Б, В, Г) те, которые удовлетворяют данным исследования: __________________.
2).Обоснуйте свой выбор:_______________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Исследование.
Рассмотрите в исследовании одну из функций, выбранных вами в п.1.
I. Графическое исследование.
1. Выполните чертеж.
2. Укажите характер монотонности функции.
____________________________________________
3. Изобразите (штриховкой) на чертеже
криволинейную трапецию,
ограниченную линиями у = f(x), x = a, x = b, y = 0.
Площадь этой фигуры обозначьте S1.
4. Изобразите (штриховкой) на чертеже фигуру,
ограниченную линиями
x = g(y), y = f(a), y = f(b), x = 0.
Площадь этой фигуры обозначьте S2.
5. Выразите S1 через S2:
___________________________________________
Площади еще каких фигур вы использовали в полученном выражении?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
II. Аналитическое исследование.
- Используя геометрический смысл интеграла, запишите формулу, которой выражается площадь S1:__________________________________________________.
- Используя геометрический смысл интеграла, запишите формулу, которой выражается площадь S2:__________________________________________________.
- Запишите формулы для вычисления площадей других фигур, используемых вами в п.5 графического исследования:____________________________________________.
- Запишите формулу для вычисления через соответствующий определенный интеграл функции g:
_____________________________________________________________________________________________________________
III. Вывод («если …, то …»).
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Исследуйте следующую функцию, выбранную вами в п.1 анализа исходных данных, по предложенной выше схеме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по алгебре и началам анализа по теме: "Вычисление площади криволинейной трапеции"
Конспект урока позволяет проверить умения обучающихся находить первообразные элементарных функций по таблице. Также данный материал помогает объяснить, что называется криволинейной трапецией и как нах...

Практическая работа по теме "Вычисление площади криволинейной трапеции"
Практическая работа по теме "Вычисление площади криволинейной трапеции". Предлагается 6 вариантов заданий + образец выполнения...
дистанционный урок по теме "Вычисление площади криволинейной трапеции"
Урок предназначен для студентов СПО заочной формы обучения...

Методика применения элементов групповой работы на уроках алгебры в 11 классе при изучении темы ""Вычисление площадей криволинейных фигур с помощью интеграла".
Межличностное общение в процессе учебы способствует формированию таких качеств личности, как желание и готовность помочь друг другу, ответственность за результаты деятельности, способность поддерживат...
Практическое занятие по теме Вычисление площади криволинейной трапеции
Методическое пособие для учащихся...

Методическая разработка урока на тему "Вычисление площадей криволинейных трапеций с помощью интегралов"
Методическая разработка включает в себя план и ход урока. Урок направлен на отработку умений вычислять площади криволинейных трапеций с помощью формул, изученных ранее, умений решать по ана...