Методическая разработка урока на тему "Вычисление площадей криволинейных трапеций с помощью интегралов"
методическая разработка по математике (11 класс)

Лаврикова Людмила Николаевна

Методическая разработка включает в себя план и ход урока. Урок направлен на отработку умений вычислять площади криволинейных трапеций с помощью формул, изученных ранее,  умений решать по аналогии, распознавать формулы, которые нужно применить в данном конкретном случае.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СПб ГБ ПОУ «Российский колледж традиционной культуры»

План проведения учебного занятия

Дата проведения___________________.

ФИО преподавателя:

Лаврикова Людмила Николаевна

Группа:

1-119ДП

Специальность /профессия:

54.02.01-9 «Дизайн (по отраслям)»

Учебная дисциплина / ПМ, МДК:

Математика (алгебра)

Раздел, тема программы:

Раздел 6. Первообразная функции, ее применение.

 Тема 6.3. Решение задач. Первообразная функции, ее применение.

Номер занятия в соответствии с КТП:

№ 43

Тема занятия по КТП:

 Практическая работа №16: интеграл и первообразная. Вычисление площадей с помощью интегралов.

Тип занятия:

Практическое занятие

Цель и задачи занятия

Цель занятия: научить учащихся вычислять площади фигур, ограниченных графиками различных функций, с помощью интегралов.

Задачи:

         Учебная: 

  • организовать деятельность учащихся по применению формул для вычисления площадей криволинейных трапеций и фигур, ограниченных графиками различных функций, с помощью интегралов;

          Развивающая: 

  • развивать умения строить логическую цепочку рассуждений, анализировать, проводить аналогию с уже известным;
  • развивать способность распознавать и применять теоретические знания на практике;
  • развивать математический кругозор, математическую речь, логическое мышление, внимание и память, навыки самоконтроля;
  • развивать умения работать в группах, управлять своим поведением, подчиняться требованиям коллектива;

Воспитательная: 

  • воспитание на уроке воли и упорства для достижения конечных результатов;
  • способствовать воспитанию у учащихся самостоятельности и самооценки;
  • способствовать формированию у учащихся чувства толерантности, стимулировать согласованное взаимодействие между учащимися, отношение взаимной ответственности и сотрудничества.

Средства обучения:

  • мультимедийная система;
  • учебник Алимов Ш.А. и др. «Алгебра и начала математического анализа» 10-11 кл. -М.: Просвещение, 2022 г.;
  • книга Крамор В.С. «Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры и начал анализа»-М.: Просвещение, 2008;
  • электронная презентация в среде в POWER POINT;
  • дидактический материал (карточки);

Дидактические единицы: первообразная, формулы первообразных для функций, интеграл, криволинейная трапеция, формула Ньютона-Лейбница.

Формы и методы контроля: текущий контроль, фронтальная, групповая и индивидуальная формы контроля, устный и практический методы контроля.

Структура занятия, последовательность этапов и примерное распределение времени по этапам

  1. Организационная часть (2 мин)
  2. Актуализация знаний (5 мин.)
  3. Выполнение практического задания (26 мин.)
  4. Проверка полученных знаний (10 мин.)
  5. Подведение итогов. Домашнее задание. Рефлексия (2мин.)

Ход занятия

Этап занятия

Время

Цель этапа

Методы обучения

Что делает преподаватель

Что делают студенты

Организационный

2 мин.

Настроить студентов на деловой ритм. Получение мотивации на углубление знаний по теме занятия

Словесный метод

Приветствует студентов, проверяет по журналу явку, мотивирует на работу, объявляет тему и цель урока

Приветствуют преподавателя, знакомятся с темой урока, включаются в режим работы

Актуализация знаний

5 мин.

Актуализация опорных знаний, которые помогут в восприятии материала

Словесный метод: эвристическая беседа, дискуссия.

Предлагает соотнести формулы с готовыми чертежами, предлагает слайды на повторение материала и применение опорных знаний в различных областях науки

Отвечают на вопросы

Выполнение практической работы

26 мин.

Систематизация знаний по теме урока

Репродуктивный метод: практическая работа.

Практический метод: выполнение упражнений

Комментирует процесс решения примеров, отвечает на вопросы студентов, контролирует правильность выполнения заданий

 Слушают преподавателя, ведут конспект, решают примеры на вычисление площадей фигур, задают вопросы по заданию

Проверка полученных знаний

10 мин

Проверка результатов выполнения заданий на карточках. Составление на доске домино из карточек с ответами

Словесный метод: ответы на вопросы

Проверяет правильность выполнения задания

Составляют домино из карточек, слушают преподавателя и исправляют допущенные ошибки

Подведение итогов урока. Домашнее задание. Рефлексия

2 мин.

Оценка работы студентов на уроке, задание на дом

Словесный метод

Оценивает работу студентов на уроке, задает домашнее задание

Участвуют в подведении итогов, записывают домашнее задание



Предварительный просмотр:

Ход урока

  1. Здравствуйте, садитесь. Сегодня на уроке мы потренируемся в вычислениях площадей криволинейных трапеций с помощью формул, изученных ранее, в умении решать по аналогии, распознавать формулы, которые нужно применить в данном конкретном случае.
  2. На доске вы видите несколько рисунков и формул. С помощью них постараемся вспомнить, какая фигура называется криволинейной трапецией, по какой формуле вычисляется ее площадь и какие разновидности фигур вы знаете.

- Кто хочет выйти к доске, сопоставить формулы с рисунками и рассказать, как вычисляется площадь в каждом отдельном случае (вызвать одного человека)?

Вид доски.

Фигура, ограниченная снизу отрезком [a;b] оси ОХ, сверху графиком непрерывной функции y=f(x), принимающей положительные значения, а с боков отрезками прямых x=a и x=b называется криволинейной трапецией.

Ее площадь вычисляется с помощью формулы Ньютона-Лейбница, где F(b) и F(a) - первообразные в точках b и а.

Если f(x)0 на отрезке [a;b], то площадь криволинейной трапеции вычисляется по формуле

Если f2(x)f1(x), то площадь находится по формуле

Вычисление площадей криволинейных трапеций используется в различных областях науки и профессиях. Приведем несколько примеров (примеры на слайде).

А сейчас я каждому из вас раздам по 1 карточке. Вы внимательно рассмотрите пример решения задачи на вычисление площади криволинейной трапеции, перепишите его к себе в тетрадь, сделаете чертеж, а затем по аналогии решите задачу, которая указана ниже. После этого поменяетесь карточками с соседом по парте и решите его карточку. Затем проверьте ошибки друг у друга.

Снизу или сверху карточки написано некоторое число. Это ответ к одной из 20 карточек.

Когда вы выполните все задания, мы с помощью магнитов сложим на доске домино из карточек с ответами и, перевернув карточки, посмотрим, что получится на обороте.

Такая форма работы у нас с вами впервые, если мы продолжим заниматься по карточкам, то вы будете выставлять друг другу оценки за решение самостоятельно, а сегодня получат оценку первые трое решивших работу.

Итак, приступим к работе (раздать всем карточки).

  1. Ребята решают задания, преподаватель контролирует их, помогает, направляет, если нужно.
  2. Когда работа завершена, преподаватель говорит

Давайте проверим, что получится, если сложить все карточки на доске

Одну из карточек помещаем на доску, смотрим ответ.

У кого получился такой ответ?

-У меня (отвечает кто-то из детей)

Присоединяем к первой карточке карточку с этим ответом

Теперь у кого получился такой ответ?..........(и т.д.)

- А сейчас мы перевернем все карточки и посмотрим, что получилось.

Получилась криволинейная трапеция. Перерисуйте ее к себе в тетрадь, а дома найдите ее площадь и на следующем уроке мы проверим, что у вас получилось.

  1. А сейчас оценки за урок (поставить оценки первым троим учащимся, решившим правильно свои задачи).

-Итак, чем же мы сегодня занимались на уроке?

-Находили площади криволинейных трапеций с помощью интегралов

-Что нового вы для себя узнали?

-С помощью первообразных можно находить площади различных криволинейных трапеций. Мы научились применять знания, работая в парах, решать задачи по аналогии.

-Если вам понравилась такая форма работы, мы будем и в дальнейшем ее использовать.

-Урок окончен.

Карточки прилагаются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме "Построение графиков функции с помощью производной".

Урок по алгебре и началам анализа в 11 классе. Соответствует требованиям ФГОС второго поколения. Используемые технологии: критическое мышление через чтение и письмо, ИКТ, технология сотрудничества и п...

Методическая разработка урока информатики на тему Построение диаграмм с помощью табличного процессора MS Excel

Представлена разработка урока по информатике в 8 классе на тему " Построение диаграмм с помощью табличного процессора MS E[cel...

Учебно-методическая разработка урока алгебры на тему "Исследование функций с помощью производной" (для учащихся 10 классов)

Развернутый план откртого урока -зачета по теме "Производная" в 10 классе.Предлагаются многочисленные графические материалы для проведения тестирования и ответов у доски вдифференцированной форме....

Методическая разработка урока по геометрии «Площадь трапеции». (8 класс)

Методическая разработка урока по математике «Площадь трапеции». (9 класс)...

Методическая разработка урока "Нестандартные случаи вычисления площади криволинейной трапеции с помощью интеграла", 11 класс

Цель урока: Проверить и закрепить умения и навыки в вычислении интегралов по формуле Ньютона-Лейбница и площадей фигур. Познакомить с нестандартным приемом вычисления  определенного интеграл...

Методическая разработка уроков по геометрии "Площадь боковой поверхности правильной пирамиды"

Данные уроки позволяют:научить изображать правильную пирамиду;ввести понятие правильной пирамиды;познакомить со свойствами ее элементов;получить вывод формулы площади боковой поверхности;развивать инт...

Методическая разработка урока "Длина окружности. Площадь круга"

Методическая разработка урока  "Длина окружности. Площадь круга" -Геометрия, 9 класс. УМК Л.С Атанасян и др....