Урок математики в 5 классе на тему "Прямоугольный параллелепиед"
план-конспект урока по математике (5 класс)

Афанасьева Дарья Сергеевна

 Предмет: Математика

Класс: 5

Тема урока: Прямоугольный параллелепипед

Тип урока: урок открытия нового знания

Технология: технология проблемного обучения в форме игры

Прогнозируемые результаты:

личностные:

  • учить проверять себя;
  • учить давать оценку своим действиям;
  • учить работать в группе, чувствовать свой вклад в общую работу;

метапредметные:

  • учить анализировать и выделять общее;
  • учить находить наиболее оптимальный алгоритм действий;

предметные:

  • вспомнить понятие прямоугольника;
  • вспомнить понятие квадрата;
  • вспомнить формулы нахождения периметра и площади прямоугольника;
  • вспомнить формулы нахождения периметра и площади квадрата;
  • дать уточненное определение термина «прямоугольный параллелепипед»;
  • учить выполнять построение прямоугольного параллелепипеда;
  • учить вычислять сумму длин рёбер прямоугольного параллелепипеда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx24.79 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Выполнила: Афанасьева Д.С.

Учитель математики МБОУ «Лицей № 1 ЗМР РТ»

Предмет: Математика

Класс: 5

Тема урока: Прямоугольный параллелепипед

Тип урока: урок открытия нового знания

Технология: технология проблемного обучения в форме игры

Прогнозируемые результаты:

личностные:

  • учить проверять себя;
  • учить давать оценку своим действиям;
  • учить работать в группе, чувствовать свой вклад в общую работу;

метапредметные:

  • учить анализировать и выделять общее;
  • учить находить наиболее оптимальный алгоритм действий;

предметные:

  • вспомнить понятие прямоугольника;
  • вспомнить понятие квадрата;
  • вспомнить формулы нахождения периметра и площади прямоугольника;
  • вспомнить формулы нахождения периметра и площади квадрата;
  • дать уточненное определение термина «прямоугольный параллелепипед»;
  • учить выполнять построение прямоугольного параллелепипеда;
  • учить вычислять сумму длин рёбер прямоугольного параллелепипеда.

Дидактические средства: учебник Математика 5 класс, А.Г.Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, презентация к уроку.

Оборудование: цветные стикеры, проектор, интерактивная доска, карточки с номерами команд.

Этап урока

Виды работы, формы, методы, приёмы

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация к учебной деятельности

Словесное приветствие.

Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами пройдёт урок в виде игры. Вы разделены на 4 команды. Прошу в каждой команде выбрать капитана и собрать тетради с домашним заданием.
Правила игры: за правильный ответ команда получает балл. Если игроки шумят, выкрикивают, то 1 балл вычитается. Желаю всем удачи!

Организовывают рабочее место.

Здороваются с учителем.

Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции.

Метапредметные:

организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность.

Организовать детей.

Проверить готовность к уроку.

Создать позитивное настроение.

 

Актуализация знаний

Интерактивный опрос «Мозговой штурм».

Организовывает проведение интерактивного опроса.

Задание: дать ответы на вопросы:

  1. Закончите определение.
    Прямоугольник – это … (
    четырёхугольник, у которого все углы прямые)  - 1 балл
  2. а и b  - это … (стороны прямоугольника) – 1 балл
  3. Каким свойством обладают стороны прямоугольника? (противоположные стороны равны и параллельны) – 1 балл
  4. Площадь прямоугольника равна (а∙b) – 1 балл
  5. Выражение 2(a+b) называется … (периметром прямоугольника) – 1 балл
  6. Прямоугольник, у которого длина и ширина равны, называется … (квадратом) – 1 балл
  7. Чему равен периметр квадрата? (P=4a) - 1 балл
  8. Чему равна площадь квадрата? (S=а^2) - 1 балл
  9. В каких единицах измерения вычисляется площадь? (квадратные мм, см, дм, м и т.д.) - 1 балл
  10. Найдите площадь квадрата, сторона которого равна 9 см. (81 см^2) – 1 балл
  11. Найдите периметр квадрата, сторона которого равна 9 см. (36 см) – 1 балл
  12. Найдите периметр прямоугольника со сторонами, равными 10 и 12 см? (44 см) – 1 балл

Дают ответы на вопросы, обсуждают в командах.

Вспоминают определение прямоугольника.

Капитан озвучивает, что а и b – стороны прямоугольника.

Вспоминают свойство сторон прямоугольника.

Вспоминают формулу площади и периметра прямоугольника.

Вспоминают понятие квадрата.

Вспоминают формулу периметра и площади квадрата.

Называют единицы измерения площадей.

Решают задачу.

Решают задачу.

Решат задачу.

Личностные:

проявлять старательность.

Метапредметные:

правильно располагать тетрадь, вести аккуратные записи в тетради.

Предметные:

Определяют прямоугольник и квадрат, формулы периметра и площади прямоугольника, квадрата, решают задачи на нахождение периметра и площади прямоугольника, квадрата.

Развивать речь детей, создать соревновательную обстановку, проверить базовые знания о прямоугольнике и квадрате.

Постановка учебной задачи

Формулирование темы и целей урока

На столе каждой команды стоят геометрические тела.

Вопрос: из каких фигур состоят данные тела?  

1 команда: куб (состоит из квадратов)

2 команда: параллелепипед (состоит из прямоугольников)

3 команда: треугольная пирамида (состоит из треугольников)

4 команда: треугольная пирамида (состоит из треугольников)

- А чем отличаются геометрические тела 1 и 2 команды от 3 и 4?  

Молодцы!  

Посмотрите на это геометрическое тело: из каких многоугольников оно состоит? (из прямоугольников)

Посмотрите на эти прямоугольники, как они располагаются? (параллельно)

Как вы думаете, какое название имеет такое тело? (прямоугольный параллелепипед)

Тема сегодняшнего урока «Прямоугольный параллелепипед». Запишите в тетради.

В жизни мы часто встречаем предметы в форме прямоугольного параллелепипеда.

Команды обсуждают, затем капитан даёт ответ.

Предлагают варианты ответов.

Рассуждают, отвечают на вопросы учителя.

Сами формулируют тему урока.

Записывают тему в рабочие тетради.

Личностные:

проводят самооценивание, определяют уровень своих знаний, формируется стремление к познанию.

Метапредметные:

учатся анализировать, сопоставлять, делать выводы, ставить цели познавательной деятельности.

Предметные:

повторяют понятия «прямоугольник», «квадрат», «треугольник», вспоминают свойство сторон прямоугольника, знакомятся с понятием «прямоугольный параллелепипед».

Создать проблемную ситуацию, подтолкнуть детей к осознанию необходимости в получении новых знаний.

Введение нового материала

Конкурс на написание предметов, имеющих форму прямоугольного параллелепипеда.

Организовывает конкурс на написание предметов, имеющих форму прямоугольного параллелепипеда.

Задание 2. Перечислите предметы, которые имеют форму прямоугольного параллелепипеда (сколько предметов - столько и баллов получает команда).

-Откройте учебник на стр. 147 и посмотрите на рисунок 156. Что на  нем изображено?

-Почему некоторые стороны изображены сплошной линией, а некоторые пунктиром?

Сейчас мы с вами научимся изображать прямоугольный параллелепипед.

1.Отсчитайте 10 клеток сверху и поставьте точку.

2.Отсчитайте 9 клеток вправо и поставьте точку.

3.Отсчитайте 5  клеток наверх и поставьте точку.

4.Симметрично этой точке поставим следующую точку.

5.Соединим первые 4 точки. Мы получили видимый прямоугольник, который называется гранью параллелепипеда.

6.От каждой точки отсчитайте 2 клетки вправо и 2 клетки наверх, поставьте 4 точки.

7.Соединяем верхние точки и получаем еще одну грань.

- Сколько  граней имеет прямоугольный параллелепипед? (6)

8.Проводим невидимые отрезки. Отрезки называют ребрами параллелепипеда.

- Сколько  ребер имеет прямоугольный параллелепипед? (12)

9.Точки, соединяющие отрезок, называются вершинами.

-Сколько вершин имеет прямоугольный параллелепипед? (8)

10.Назовем наш параллелепипед. Начинаем с нижнего основания, затем называем верхнее основание.

Обсуждают в командах, записывают найденные предметы.

Капитан команды зачитывает написанные предметы.

Открывают учебник и рассуждают.

Выдвигают свои предположения.

Повторяют за учителем построение прямоугольного параллелепипеда у себя в тетрадях.  

Считают количество граней прямоугольного параллелепипеда.

Считают количество ребер прямоугольного параллелепипеда.

Считают количество вершин прямоугольного параллелепипеда.

Личностные: проявляют старание, интерес к предмету.

Метапредметные:

учатся анализировать, сопоставлять, делать выводы.

Предметные:

выполняют построение прямоугольного параллелепипеда, называют прямоугольный параллелепипед, узнают понятие грани, ребра, вершины, считают кол-во граней,  ребер, вершин.

Развивать навыки построения прямоугольного паралле

лепипеда,  научить называть прямоугольный параллелепипед, ввести понятие граней, ребер и вершин прямоугольного параллелепипеда.

Закреплениеизученного

Решение задачи.

Итак, мы с вами научились изображать прямоугольный параллелепипед.

 - Как посчитать сумму длин всех рёбер прямоугольного параллелепипеда?

- Обязательно ли измерять все рёбра?

Достаточно измерить три ребра, выходящих из одной вершины А.

а, b и c – измерения прямоугольного параллелепипеда.

Задание 3. Измерения прямоугольного параллелепипеда АВСDA1B1C1D1 равны 9 см, 5 см и 6 см. Вычислите сумму длин всех его ребер. (80 см) -3 балла.

(1 минута)

Размышляют, отвечают, обсуждают в группах.

Записывают в тетради.

Выполняют решение задачи в группе.

Капитан называет ответ.  

Личностные: проявляют старание, интерес к предмету.

Метапредметные:

учатся анализировать, сопоставлять, делать выводы.

Предметные:

выполняют решение задачи.

Развивать навыки решения геометрической задачи.

Рефлексия и итоги урока

Подсчет баллов каждой команды и подведение итогов урока.

Подсчитывает баллы на доске, записывает итоговый балл и объявляет победителя.

На доске три смайлика:

1 смайлик – весёлый: означает, что все на уроке понравилось и вам было понятно.

2 смайлик – нейтральный: означает, что на уроке у вас были затруднения.

3 смайлик – грустный: значит на уроке было много непонятного.

Выходят по одному к доске и ставят «+» под тем смайлом, который отражает настроение ученика.

Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции.

Метапредметные:

учатся анализировать, сопоставлять, делать выводы.

Развивать навыки самооценки, рефлексии.

Постановка домашнего задания

Запись домашнего задания.

Озвучивает написанное на доске домашнее задание:

Учебник стр.145-146, ответить письменно на вопросы 2-10 стр. 149, упражнения из учебника № 600, 601.

Записывают домашнее задание в дневники.

Личностные: проявляют старание, аккуратность.

Развивать навыки самостоятельности и ответственности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 5 класс по теме Решение задач на движение Карта урока по ФГОС

1. ФИО Пивовар Елена Васильевна 2. Место работы МБОУ СОШ №4 СУИОП им.Г.К.Жукова 3. Должность Учитель математики высшей категории 4. Предмет Математика 5. Класс 5 6. Тема и номер урока в те...

ФГОС ООО: второе поколение, презентация для учащихся, презентация конструкта урока, технологическая карта урока математики 6 класс.

Технологическая карта урока по теме " Решение уравнений" 6 кл. содержит: цели, задачи, планируемые результаты УУД, дидактическую структуру урока. Данная карта позволяет определить деятельность учителя...

Урок математики 5 класс.Технологическая карта к уроку

технологическая карта урока математики 5 класс. Тема: Делимостьь чисел.Свойства делимости.(в соответствии с ФГОС)...

Урок математики 6 класс VIII вид Тема урока: Скорость, время, расстояние (путь).

Разработка урока коррекции и систематизации знаний по изученной теме с элементами краеведения по теме «Скорость, время, расстояние (путь)»; карта учета умений учащихся 7  класса; интеллект-карта...

урок математики 6 класс "Решение задач с помощью пропорций" конспект урока и призентация

решение задач на прямую и обратную пропорциональность с последующим построением диаграмм....

урок математики 6 класс Бунимович тема урока "Решение задач с помощью уравнений"

урок составлен полностью в соответствии с требованием ФГОС, разработка содержит технологическую карту, презентацию...