Самоанализ урока математики в 5 классе по теме "Площадь"
план-конспект урока по математике

Атамуратова Маргарита Евгеньевна

Самоанализ урока математики  в 5 классе по теме "Площадь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoanaliz_uroka_ploshchad.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ урока математики в 5 классе  по теме

«Площадь»

Предмет «Математика» в 5 классе включает арифметический материал, элементы алгебры и геометрии, а так же элементы вероятностно-статистической линии.

Согласно проекту Базисного учебного (образовательного) плана в 5 классе изучается предмет «Математика» (интегрированный предмет). На изучение математики в 5 классе отводится  210 часов.

В рамках учебного предмета геометрии традиционно изучается евклидова геометрия.

Цель содержания раздела «Геометрия» - развить у учащихся пространственное воображение и логическое мышление путем систематического изучения свойств геометрических фигур на плоскости и в пространстве и применение этих свойств  при решении задач вычислительного и конструктивного характера. Существенная роль при этом отводится развитию геометрической интуиции. Сочетание наглядности со строгостью является неотъемлемой частью геометрических знаний.

На современном этапе развития образования основная форма обучения в школе - урок.    

 Урок – это часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершиться на уровне высокой общественной культуры. Сорокаминутный момент жизни – это продолжение домашней, уличной жизни, это "кусок истории личностной судьбы ребенка”. В классе обучается 5 человек, 1 мальчик и 4 девочки.

Целью моей педагогической деятельности является создание на уроке условий для формирования и развития личности каждого обучаемого с учётом его индивидуальных способностей и возможностей. Для достижения данной цели использую в работе результаты психолого-педагогического мониторинга, которые позволяют спланировать и организовать дифференцированный подход в обучении.

В классе со средним уровнем внимания – 2 учеников, с неустойчивым, рассеянным – 3 ученик.

Высоким уровнем памяти обладает 1 учащихся, низкий уровень запоминания и сохранения информации – 1 человек. Не все 5 учеников одинаково хорошо получают  информацию и  через слуховой и через зрительные каналы. У одной учащейся проблемы со слухом. Эти дети любят делать самостоятельный выбор, поэтому на уроке предлагаю карточки-задания разного уровня. Предпочитают получать информацию в виде графиков, карт, демонстраций, поэтому использую на уроке  наглядность.  У  учащихся  сформированы учебно-организационные умения и навыки, а это значит, что  учащиеся редко затрудняются в  осмыслении учебной задачи как цели деятельности. Анализ сформированности учебно-коммуникативных умений и навыков позволяет сделать вывод, что иногда  учащиеся испытывают незначительные затруднения при изложении собственных мыслей, в связи с ограниченным словарным запасом, волнением и при работе в группе.

Описание урока

Тип урока (мероприятия, занятия)

урок изучения нового материала

Время реализации урока(мероприятия, занятия)

40 минут

Цель урока

Изучение нового материала: понятий площадь прямоугольника, единицы площади, свойства площади, закрепление и систематизация знаний по теме.

Задачи урока

- образовательные:

усвоение и закрепление учащимися знаний по теме: «Площадь »; систематизация знаний и умений, полученных на прошлых уроках; проверить способность учащихся самостоятельно справляться с заданием;

- воспитательные:           

выработка умений слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группу со  сверстниками и строить продуктивное взаимодействие; формирование коммуникативной компетенции учащихся; воспитание ответственности и аккуратности.

- развивающие:

выработка умений обрабатывать информацию; развивать умение пользоваться терминологией; представлять информацию в виде алгоритма; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Технологии

проблемное обучение, ИКТ, групповое обучение.

Планируемые результаты

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия)

Предметные:

- формировать умение применять формулу нахождения площади прямоугольника при решении задач и на практике при определении площадей фигур;

Личностные:

- выработать устойчивый познавательный интерес;

- развивать навыки сотрудничества со сверстниками и умения находить решения в спорных ситуациях.

Метапредметные:

- развивать логическое мышление;

- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;

- владеть устной и письменной речью; отображать в речи содержание совершаемых действий.

Формируемые УУД

  • Личностные УУД:  

- ответственное отношение к учению;

  • - готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • - умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию;
  • - умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
  • - коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками.
  • Регулятивные УУД:
  • - критически оценивать полученный ответ;
  • - осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию;
  • - вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения реального действия и его результата;
  • - вносить изменения в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, товарищами.
  •  Коммуникативные УУД:
  • - адекватно использовать речевые средства и аргументировать свою позицию;
  • - представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.
  • - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, договариваться о совместной деятельности, приходить к общему решению;
  • - контролировать действия партнера.
  • - владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
  • Познавательные УУД:

- анализировать и осмысливать задания, осуществлять поиск и выделение необходимой информации;

- уметь выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных.

Тип урока: изучение нового материала. В соответствии с этим следующая  структура урока усвоения новых знаний: 

1) Организационный этап.

2)Устный счет                                                                                                                                                         3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.                                                             4) Актуализация знаний.                                                                                                                                                                 5) Первичное усвоение новых знаний.                                                                                                                                  6) Первичная проверка понимания                                                                                                                                                           7) Первичное закрепление.                                                                                                                                                         8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению                                                                      9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Методы:

По источникам знаний: словесные, наглядные, практические;

По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа, объяснение, рассказ, практическая работа;

Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию, изучение нового материала, закрепление, физкультминутка;                                                                                                       Педагогические приемы: “Ситуация успеха”, то есть методы стимулирования и мотивации к учению: создание ситуации успеха.

 Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: фронтальный контроль, индивидуальный контроль, самоконтроль, взаимоконтроль, рефлексия.

Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный,  частично-поисковый.

Оборудование: Учебник: Математика. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / А. Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М. С. Якир, мультимедиа проектор, компьютер, рабочие листы.

Все методы, приемы обучения, форма организации учебно-познавательной деятельности, средства обучения обеспечили выполнение дидактических целей.

Содержание учебного материала было направлено на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока.

Все этапы взаимосвязаны между собой. Использованные методы и приемы обеспечили рациональное распределение рабочего времени и предупреждение перегрузок учащихся. На уроке присутствовала атмосфера сотворчества и сотрудничества.

Учащиеся ориентированы на понимание причин успеха в учёбе, на интерес к новому учебному материалу, формируют собственное мнение и позицию, используют устную речь для регуляции своего действия. Все задания урока позволили работать над формированием универсальных учебных действий: личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных.  (Общеучебных   умений, навыков (ОУУН) (учебно-познавательных, учебно-коммуникативных, учебно-организационных, учебно-информационных, личностные).

Учитывая психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста, была включена  здоровьесберегающая технология: физкультурная пауза.

С воспитательной точки зрения урок способствовал формированию у детей интереса к изучению математики, чувства коллективизма, взаимопомощи, адекватной самооценки.

Активная работа, результаты рефлексии позволяют сделать вывод об успешном усвоении темы. Психологическая обстановка на уроке была доброжелательная. Все поставленные задачи урока удалось реализовать. Урок способствовал общему развитию личности обучающихся и детского коллектива в целом.

Все этапы урока я строила так, чтобы они были последовательными и логически связанными. На каждом этапе урока я формировала универсальные учебные действия. Коротко охарактеризуем каждый этап урока                                                                                                                                                                 1. Начало урока. Организационный момент. Начало урока помогает проверить подготовленность класса к уроку, нацелить и настроить ребят на предстоящую работу на уроке, организация своего рабочего места. В процессе проверки правильности расположения учебников и школьных принадлежностей. Психологическое состояние учащихся перед началом урока - собранность, эмоциональный настрой, отклик на происходящее.

2. Актуализация знаний. Устный счёт нацелен на подготовку восприятия новой темы. Дети владеют рациональными приёмами работы, проявляют интерес к заданиям, при этом соблюдая культуру труда. Идёт развитие и тренировка памяти учащихся (механически-смысловой).

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.                                                               На данном этапе созданы условия для формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, что он знает  и чего не знает, и, самое главное, захотел это узнать. Дети сами сформулировали тему и цель урока.

4. Изучение нового материала

Использование различных методов и приемов организации изложения материала, его первичного закрепления позволили организовать работу над формированием следующих универсальных учебных действий:

коммуникативных: постановка вопросов, инициативное сотрудничество;

познавательных: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели;

логических - формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство.

регулятивных: планирование, прогнозирование.

На уроке была создана проблемная ситуация в виде проблемного диалога, при котором формируются параметры мыслительных операций: обобщение, конкретизация.

Практическая работа - одна из форм и методов доведения цели до учащихся, организация осмысленного восприятия школьниками (логическая последовательность, взаимосвязь заданий, рациональность использования оборудования).

Практическая работа способствовала   к выведению свойств площади прямоугольника самими учащимися.

5. Физкультминутка. На уроке чередовались виды деятельности, проводилась физкультминутка.

6. Закрепление изученного материала.

На этом этапе решались задачи на развитие самостоятельности и активности детей в процессе усвоения знаний.

7. Домашнее задание.

 Домашнее задание носит творческий характер, оптимальный объём, доступность инструктажа, предоставление права выбора.

8.Рефлексия.

Данный этап позволяет определить достижения целей урока.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ урока математики в 5 классе по теме "Площадь. Формула площади прямоугольника"

Самоанализ урока — это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения...

Самоанализ урока математики в 5 классе

Самоанализ урока математики в 5 классе по теме "Проценты". 5 урок в теме- урок обобщения и систематизации знаний...

Самоанализ урока математики в 5 классе на тему «Развертка».

Самоанализ проведенного урока. Разбор этапов урока и его структуры....

Самоанализ урока математики в 5 классе по теме «Прямоугольный параллелепипед». на основе УУД

Тип урокаЦель урокаЗадачи урока через планируемые результаты...

Самоанализ урока математики в 5 классе

Я надеюсь, что данный самоаналиэ моего урока поможет не только молодым учителям, но и учителям со стажем....