статья " Моделирование как универсальное учебное действие"
статья по математике

Рогачева Наталья Владиславовна

В статье рассматривается моделирование как метод обучения, раскрывается ценность математической  модели

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modelirovanie.docx17.01 КБ

Предварительный просмотр:

Рогачева Наталья Владиславовна

МКОУ «Букановская средняя школа» Людиновского района

МОДЕЛИРОВАНИЕ   - КАК УНИВЕРСАЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ

    Основным педагогическим результатом в компетентностной парадигме является развитие ребенка в процессе образовательной деятельности, через комплексную систему универсальных учебных действий, которые обеспечивают школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

    Показателем развития знаково-символических универсальных учебных действий становится овладение учащимися  моделированием.    В современной образовательной системе моделирование является основным методом научного познания. Вместе с этим моделирование в обучении является и главным средством развития личности, особенно в плане интеллектуализации.

    Метод моделирования используется в любых науках, на всех этапах научного познания. Он обладает огромной эвристической силой, которая определяется тем, что с его помощью удается свести изучение сложного к простому, невидимого и неощущаемого к видимому и ощущаемому. То есть модель может сделать любой объект изучения доступным познанию.    Школьники постоянно имеют дело на уроках математики с математическими моделями, даже не догадываясь об этом. Большинство из них полагает, что таковыми являются только наглядные материальные модели шаров, кубов и др.

    Для того чтобы учащиеся овладели моделированием как методом научного познания, недостаточно лишь познакомить их с научной трактовкой понятий модели и моделирования, недостаточно лишь демонстрировать им разные научные модели, включенные в содержание обучения, и показывать процесс моделирования отдельных явлений и процессов. Надо, чтобы школьники сами строили модели, сами изучали какие-либо объекты, явления с помощью моделирования.

    Последовательность развития моделирования у детей определяется соотношением модели и реальности на разных ступенях освоения знаний, а так же возрастными особенностями учащихся. Возможны два подхода:

  • развитие представлений начинается с выполнения упражнений со схемами, моделями, так как они опосредуют мыслительную деятельность и выступают основой действий, а  затем переходят к познанию собственно объекта (предмета, явления и т. п.). Модели, являясь средством познания, указывают существенные свойства, направляют действия детей (В. В. Давыдов, Б. Д. Эльконин);
  • первоначальное осуществление детьми действий с предметами и далее их выполнение с знаково-символическими средствами  (Дж. Брунер, П. Я. Гальперин и др.); обязательное сравнение объектов и их моделей.

    В моделировании выделяется несколько этапов: предварительный анализ текста задачи; перевод текста на знаково-символический язык, который может осуществляться вещественными или графическими средствами; построение модели; работа с моделью; соотнесение результатов, полученных на модели, с реальностью (с текстами).

    Каждый компонент деятельности моделирования имеет свое содержание со своим составом операций и своими средствами, которые согласно психологическим исследованиям должны стать самостоятельным предметом усвоения.

         Использование моделирования позволяет организовать учебную деятельность на более сознательном и продуктивном уровне. Модели используют для замещения изучаемого объекта (понятия) каким-то другим, более удобным и наглядным. Моделированию надо обучать как общему способу учебной деятельности.

         Ценность математической модели, как в обучении, так и в познании заключается в её универсальности – одна и та же модель может описывать различные объекты и явления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод интеллект-карт Моделирование как универсальное учебное действие

Одним из основных положений Федерального Государственного стандарта является формирование универсальных учебных действий (УУД). Одной из форм представления учебной информации с учетом принципов систем...

Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образования Составила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий», пособие для учи

Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образованияСоставила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : о...

Статья "Формирование метапредметных универсальных учебных действий на уроках английского языка"

Работа современного педагога должна быть направлена на формирование у школьников умения учиться. Достижение этой цели становится возможным благодарясформированности системы универсальных учебных дейст...

Статья "Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики"

В статье приводятся некоторые примеры, которые можно использовать  на уроках математики по формированию регулятивных УУД....

Статья "Формирование познавательных универсальных учебных действий учащихся начальной школы методом проектов на уроках английского языка"

Целью современного образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Важнейшей задачей обучения иност...

Статья "Формы оценивания универсальных учебных действий школьников основного общего образования"

Проблема  оценивания деятельности обучающихся и объективность оценивания была и остается актуальной по сегодняшний день.В статье рассматриваются различные формы и подходы к формированию...