статья "Практическая деятельность обучающихся на уроках математики"
статья по математике

Рогачева Наталья Владиславовна

В статье освещается вопрос  практической деятельности  учащихся  на  уроках математики  как вариант деятельностного подхода в обучении

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_rogachevoy.docx15.03 КБ

Предварительный просмотр:

Рогачева Наталья Владиславовна

МКОУ Букановская средняя школа

Людиновского района Калужской области  

Практическая деятельность  обучающихся  на  уроках математики

Многие школьники испытывают трудности при изучении математики, так как ее предметом изучения   является, не окружающая нас действительность, а некая абстрагированная прострация, включающая в себя различные количественные и объектные  отношения.

Поэтому математика -  это один из сложных школьных предметов. Обучающиеся, не видя прямой связи с  жизнью, часто не понимают учебный материал, не умеют приложить на практике, имеющиеся у них, знания.  

 Развитие личности школьника реализуется в системе деятельностного подхода. Поэтому в современных условиях  учитель   должен предложить  ученику такую деятельность на своём уроке,  которая поможет ему максимально включиться в процесс обучения,  стать его активным участником.  И при этом  ученики будут глубже  осознавать практическую направленность изучаемого предмета.    

Под такой деятельностью я понимаю выполнение учениками фрагментарных  практических работ или мини-исследований,  занимающих по времени минут 10-15 урока. Процесс выполнения этой работы обязательно должен заканчиваться выводом, содержащим в себе «новый продукт»(знание, умение),  который обучающиеся сделают самостоятельно.   Приветствуются  такие практические работы,  в ходе которых ученики что-то измеряют, отрезают, вычисляют, пользуются линейкой, транспортиром, циркулем. То есть  занимаются поисковой познавательной деятельностью.

   Детям необходимо  дать  возможность почувствовать радость открытия. Только так  он  сможет осознать, что напряженная умственная работа может быть также  увлекательна, как  любимый  им гаджет.

При  организации с  учащимися  практических  работ возрастает роль учителя.  Он должен создать  оптимальные  условия для выполнения такого рода деятельности. Во- первых, она должна быть грамотно спланирована. Во-вторых, необходимо тщательно продумать ее методическую составляющую. В- третьих,  рассмотреть возможность  использования в работе  наглядных пособий.  Я использую такие,  которые сделаны  мною или самими детьми. Например, в работе «Нахождение площади поверхности прямоугольного параллелепипеда» раздаю всем  модели параллелепипедов,  в работе «Определение значение числа Пи» -  круги разного диаметра,  «Определение  высоты недоступного предмета»  - моделирую ситуацию  с колышками на парте,  в работе «Поворот точки вокруг начала координат» - использую модель единичной окружности с поворотным радиусом. Конечно,  использовать пособие удается не всегда.  Но,  тем не менее, такой вид деятельности их увлекает. В-четвертых,  уместно   применять дифференцированный подход. Ведь перед  более сильными учениками  достаточно поставить проблемную задачу, а  пути и способы её разрешения они найдут сами. Слабоуспевающим  –  уже требуется детальный алгоритм действий,  выполнив  который,  они придут к определённым выводам.

Несомненно, что, организуя такую работу с учащимися,  учитель сам должен обладать навыками исследовательской деятельности.

  Систематическая, грамотно организованная  практическая деятельность учащихся   способствует  формированию у них универсальных учебных действий, что отвечает основным требованиям ФГОС и   является залогом их успешного обучения, так как самостоятельно добытые знания более прочно усваиваются учениками. К тому же, такая работа на уроке  помогает понять школьникам   практическую сущность математики. И, что очень важно, закладываются основы   для полноценной исследовательской деятельности обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-исследование по математике в 6 классе « Здоровьесберегающие задачи математики. Роль математики в борьбе с курением»

Этот урок посвящен  научному исследованию. Одной из самых актуальных проблем современности является увеличение курящих людей, особенно школьников. Какова роль математики в борьбе с курением....

Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.

Рабочая программа разработана  на один учебный год:   в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...

Программа курса "Математика 5, 6 класс" (к учебникам Математика 5, Математика 6, авт. Зубарева И. И., Мордкович А.Г.)

Программа по математике для преподавания предмета в 5 и 6 классах по учебникам Зубаревой И. И., Мордковича А. Г. содержит пояснительную записку, в которой отражены: учебно-методическое сопровождение п...

Авторская программа элективного курса по математике Практикум по математике: математика в задачах

Элективный курс "Математика в задачах" рассчитан на учащихся 11 классов общеобразовательных классов, имеющих слабую математическую подготовку при решении задач. ...

Обобщающий урок по математике в 5 классе."Математика в мире животных и животные в математике"

Данный урок сопровождается показом презентации. Презентация  используется в качестве иллюстрации к уроку математики в 5 классе при повторении курса математики.Цели: развитие вычислительных навыко...