Конспект урока математики "Свойство противоположных сторон прямоугольника"
план-конспект урока по математике

3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki_v_3_klasse.docx102.6 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока математики в 3 классе

Тема урока: «Свойство противоположных сторон в прямоугольнике»

Ф.И.О. учителя: Ушакова Радмила Николаевна

                                                                      Должность: учитель начальных классов

                                                                                Место работы: Хабаровский край,

                                                                                                                    район имени Лазо, п. Переяславка 

Краевое государственное

казенное общеобразовательное учреждение,

реализующее адаптированные основные

общеобразовательные программы

«Школа-интернат № 9»

Цель: обучающиеся должны уметь показывать в прямоугольнике противоположные стороны и знать свойство противоположных сторон в данной фигуре.

Задачи:

Образовательная: раскрыть понятие «противоположные стороны» в прямоугольнике; познакомить со свойством противоположных сторон в данной фигуре.

Коррекционно-развивающая: корригировать пространственное восприятие через задания геометрического характера; развивать вычислительные навыки сложения и вычитания в пределах 100.

Воспитывающая: воспитывать стремление оказывать помощь людям, которые в ней нуждаются; воспитывать интерес к возникновению крылатых фраз и выражений.

Ход урока:

I. Орг.момент

II. Сообщение  цели  урока (слайд №1)

-Сегодня, ребята,  к нам на урок  математики пришли спасатели. К ним позвонила Баба-Яга. У нее случилось такое горе! Сбежала избушка на курьих  ножках! У спасателей  к нам необычная просьба:  помочь найти избушку и вернуть её на место.

-Как вы думаете, ребята, где надо искать избушку? (Избушку надо искать в лесу).

-Чтобы мы не заблудились, Баба-Яга передала нам волшебный клубок. Он укажет правильный путь. А тему нашего урока вы определите сами. (Слайд №2)

-Скажите, как называется эта фигура? (Прямоугольник) 

-Правильно. Что вы знаете о прямоугольнике? (У него прямые углы, 4 угла, 4 стороны...)

-Значит, о чём мы будем говорить на уроке? (О прямоугольнике)

-В дороге мы познакомимся со свойством сторон прямоугольника, будем  решать задачи и примеры.

-Итак, отправляемся в путь!

III. Актуализация знаний

  • Устный счет (слайд №2)

Не успели мы отойти,  как  к нам навстречу вышел Леший:

-Знаю,  знаю, зачем вы пришли в мой лес. Пропущу вас на дорогу, если вы поможете мне решить примеры.

примеры 

игра Реши примеры

-Итак, ребята, перед вами примеры.

-Какие действия используются в этих примерах? (В этих примерах используются действия сложения и вычитания).

-Вспомним названия компонентов и результата действия при сложении (Первое слагаемое, второе слагаемое, сумма).

-Как называются компоненты и результат действия при вычитании? (Уменьшаемое, вычитаемое, разность)

-Прочитайте примеры Лешего, используя названия компонентов и результата действия при сложении и вычитании.  (Учащиеся устно решают примеры, ответ соотносится с числом на геометрической фигуре.)

  • Повторение понятия «прямоугольник»

-Какие геометрические фигуры нарисовал для вас Леший? Назовите их по порядку. (Леший нарисовал четырехугольник, прямоугольник, треугольник и круг).

-Какая геометрическая фигура здесь лишняя? Почему? (Круг. У него нет углов)

-Вспомним знания предыдущего урока: какую фигуру называют прямоугольником? (Прямоугольник – это четырехугольник, у которого прямые углы).

Вывод: Мы выполнили задание Лешего и повторили знания о прямоугольнике. Леший дает нам дорогу.

IV. Изучение нового материала (слайд №4)

-И покатился наш клубок дальше! Вдруг на лесной поляне мы увидели Аленушку с братцем Иванушкой. Сидят брат с сестрой, горюют: не могут замок на двери дома открыть.

-Поможем  ребятам? (Да)

- Чтобы замок на двери открылся, надо выполнить задания. Посмотрите внимательно на избушку. На какую геометрическую фигуру похож сруб дома? (Сруб дома похож на прямоугольник).

 - Кто мне покажет, где на избушке находятся пол и потолок? Каким цветом они обозначены?  (один учащийся выходит к доске и показывает на картинке пол и потолок: пол и потолок обозначены  синим цветом).

- Пол и потолок  лежат друг против друга и называются противоположными. 

- Покажите еще две противоположные стороны. Каким цветом они обозначены? (Другие противоположные  стороны обозначены зеленым цветом).

- Сколько пар противоположных сторон имеет прямоугольник? (Прямоугольник имеет две пары противоположных сторон)

- Как вы думаете, какие должны быть противоположные стороны прямоугольника?

(Противоположные стороны прямоугольника равны)

Практическая работа (слайд №5)

- Давайте проверим ваши предположения с помощью практической работы.

- На столе у вас лежат два конверта.

- Откройте конверт №1 (слайд №6)

-Какие геометрические фигуры находятся в этом конверте?

(четырехугольник и прямоугольник).

- Найдите и покажите прямоугольник. Почему вы выбрали именно эту фигуру?  (Ответ учащегося).

- Как можно доказать, что противоположные стороны равны?

(Можно измерить по линейке, проверить сгибанием)

-Откройте конверт №2 (слайд №7)

-Во втором конверте лежат прямоугольники разного цвета. Согните геометрические фигуры желтого и красного цвета как показано на доске. (учащиеся выполняют практическую работу вместе с учителем по образцу; у зеленого прямоугольника измеряют противоположные стороны с помощью линейки).                                                                                                                                                                                                                                                                              -Итак, что у нас получилось? (противоположные стороны прямоугольника равны). конверт 2 задания

-Давайте еще раз повторим свойство противоположных сторон у прямоугольника: противоположные стороны в прямоугольнике равны (слайд №8)

Вывод: выполнив практическую работу, мы не только помогли Аленушке и Иванушке попасть в дом, но и узнали  свойство противоположных сторон  прямоугольника (слайд №9).

Зарядка для глаз (слайд №10)

V. Закрепление новых знаний

  • Разминка для рук
  • Работа в тетради

-Открываем тетради, записываем число.

-Мы продолжаем путь дальше. Вдруг на нашем пути появляется Кощей Бессмертный. (слайд №11) Он хоть и сказочный злодей и не привык делать добрых дел, но сегодня ему самому требуется помощь. Его внук, Никита, не может решить задачи.  

  • Решение задачи (слайд №13)

Чтобы сделать тележку, Никите потребовалось 22 детали конструктора, а для  подъемного крана – на 8 деталей больше. Сколько всего деталей конструктора потребуется для изготовления поделок?

Разбор задачи, выбор и выполнение  краткой записи, решение (фронтальная работа)

-Мы помогли внуку Кощея решить задачи. Мы можем продолжить путь.

  • Рассказ «Откуда  пошло выражение "избушка на курьих ножках"?

-Вдруг впереди мы увидели красивую поляну, на ней стояла избушка на курьих ножках и  горько плакала:

«У меня куриные лапки болят. Думаете легко стоять весь день и ночь на ногах в болотине? И кто только придумал ставить избушку на курьи ножки?»  

-Откуда же пошло выражение "избушка на курьих ножках"? Это вовсе не сказочное явление. В древности на Руси избы строились не на фундаменте, не на земле, а на пнях спиленных деревьев. Место  для строительства  выбирали там, где деревья между собой образовывали прямоугольник. Деревья спиливались, а на их четырех пнях ставилась изба. Получалась изба на корьих (от "корень") ножках». На корнях деревьев стояла изба, а не на куриных ножках!

Физминутка

Поднимает руки класс – это «раз»,

Повернулась голова – это «два»,

Руки вниз, вперед смотри –

Это «три»,

Руки в стороны пошире

Развернули на «четыре»,

С силой их к плечам прижать –

Это «пять»,

Всем ребятам тихо сесть –

Это «шесть».

Примеры (самостоятельная работа) (слайд №14)

- Избушка на курьих ножках очень любит Бабу-Ягу, но жить на болоте не хочет. Если вы решите  примеры, избушка вместе с Бабой-Ягой поселится на этой красивой поляне. (учащиеся решают примеры, записывая решение в столбик).

50-32      14+46

100-5      100-37

Проверка (фронтально)

Не успели мы решить примеры, как в небе появилась Баба –Яга.

-Ну что ж, Баба-Яга, мы нашли твою избушку и новое место под жительство: хватит на болоте мерзнуть.

VI. Обобщение

-А теперь соединим пенечки. Какая геометрическая фигура у нас получилась? (Прямоугольник).

-С каким  свойством прямоугольника вы познакомились на уроке?

VII. Итог. Рефлексия.

-Сегодня на уроке вы все были спасателями.

У спасателей есть 3 главных правила:

Первое — это помочь тому, кто нуждается в помощи.
Второе — защитить того, кто беззащитен.
И третье - будьте добры  к друг другу!

-Кто из вас может похвалить себя за работу на уроке? И за что? (Ответы детей)

-Вы все получаете медаль. (Образец медали на слайде №15)

-У вас на партах смайлики. Выберите смайлик, который покажет, понравился вам урок или нет, прикрепите его на доску. Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока математики в 6 классе по теме "Противоположные числа

Урок математики в 6 классе по теме «Противоположные числа»Учебник : Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов и др. «Математика,6»Цели:ввести определение противоположных чисел; определение целых чисел; научить учащихся...

презентация к уроку математики в 5 классе по теме: "Свойство сторон прямоугольника".

данная презентация разработана к уроку математики в 5 классе школ I вида по теме: "Свойство сторон прямоугольника" в соответствии с программой....

Фонетика как учение о звуковой стороне речи Разработка конспекта урока русского языка «открытия» нового знания по теме «Фонетика как учение о звуковой стороне речи. Гласные и согласные звуки. Их классификация»

Урок по теме: "Фонетика как учение о звуковой стороне речи. Гласные и согласные" способствует  расширению и углублению знания студентов по теме: “Фонетика, графика, орфоэпия, орфография”...

Конспект урока по математике "Площадь прямоугольника" 5 класс

Урок систематизации и обобщения  заний по теме "Площадь прямоугольника". Урок составлен в соотвествии с требованиями ФГОС....

Конспект урока "Вероятность противоположного события"

Создание условий для формирования навыков решать вероятностные задачи с помощью комбинаторных правил, развития умений анализировать и выделять главное, обобщать и систематизировать изученный материал,...