Методическая разработка: технологическая карта урока "Сложение дробей с одинаковым знаменателем" 2021г
методическая разработка по математике (5 класс)

Рубаненко Виктория Витальевна

Методическая разработка: технологическая карта урока "Сложение дробей с одинаковым знаменателем"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slozhenie_drobey_rubanenko.docx34.97 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по математике №89

Дата _____________________ класс  5

Учитель Рубаненко В.В.

Целевой блок

Тема

Сложение  дробей с одинаковыми знаменателями

Цели

формировать навыки сложения дробей с одинаковыми знаменателями, развивать умения к их практическому применению

Планируемые результаты

Предметные:

а) формировать навыки сложения  дробей с одинаковыми знаменателями; б) научить правильно читать и записывать выражения, содержащие обыкновенные дроби;

в) формировать умение решать задачи на сложение дробей с одинаковыми знаменателями;

 г) применять полученные знания при решении задач.

Метапредметные:

  1. Регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения;
  2. Познавательные УУД: научиться складывать дроби с одинаковым знаменателем, проводить несложные исследования, опираясь на числовые эксперименты;
  3. Коммуникативные УУД: коллективизм, уважение друг к другу, умение слушать, дисциплинированность, самостоятельность мышления.

Личностные: формировать учебную мотивацию, адекватную самооценку, необходимость приобретения новых знаний; самоконтроль, самовоспитание, умение работать в коллективе и самостоятельно.

Инструментальный блок

Задачи урока

Обучающие: научить складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями, применять полученные знания при решении задач.

Развивающие: развитие грамотной математической речи, любви к математике, развитие аналитического и логического мышления.

Воспитательные: воспитывать культуру математических записей, воспитывать активность, ответственность, аккуратность, прививать умение выслушивать других сверстников и строить продуктивное взаимодействие.

Тип урока

урок изучения нового материала

Учебно-методический комплекс

1.  учебник «Математика, 5» под редакцией Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд.– М.: Мнемозина, 2020

2. Дидактические материалы по математике. 5 кл./Чесноков А.С., Нешков К.И.-8-е изд., стереотип.- М.: Академкнига/Учебник, 2016.-144с.

3. Тесты по математике: 5 класс: к учебнику Н.Я. Виленкина и др. «Математика 5 класс»/ В.Н. Рудницкая.-5-е изд., стереотип. –М.:Издательство «Экзамен», 2014.-126, [2]с. (Серия «Учебно-методический комплект»)

Организационно-деятельностный блок

Основные понятия

Дробь, числитель, знаменатель дроби, дроби с одинаковым знаменателем

Организация пространства

Информационный материал: учебник

Демонстрационный материал: презентация

Раздаточный  материал: распечатанные задания для работы в парах, бланк опроса, сигнальные карточки, сборник «Тесты по математике: 5 класс»/ В.Н. Рудницкая

Формы работы, технологии

Фронтальная работа, работа с учебником, выполнение тренировочных упражнений, самостоятельная работа, работа в парах, проблемное обучение

Межпредметные связи

Геометрия, алгебра,физика

Ход урока

Содержание деятельности учителя:

Содержание деятельности учащихся:

1. Организационный этап. Приветствие, организует внимание учащихся, психологически настраивает к взаимодействию

Каждый может за версту

Видеть дробную черту.

Над чертой - числитель, знайте,

Под чертою - знаменатель.

Дробь такую непременно

Надо звать обыкновенной.

Регулятивные: прогнозирование своей деятельности

Личностные: самоопределение, умение выделять нравственный аспект поведения

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Проверка домашней работы

 Работа сигнальными карточками

3. Актуализация знаний

- Что Вы видите на доске? (дроби)

- Какие бывают дроби ? (правильные и неправильные)

- Что у дроби над дробной чертой? (числитель)

- А под ней? (знаменатель)

Аргументированно отвечают на поставленные вопросы, участвуют в диалоге.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.

Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков.

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

4. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

1. Какая часть дней от января прошла?

2. Что общего в записи данных дробей? (знаменатель)

3. Что общего в записи данных выражений? (нужно найти сумму)

4. Эти примеры вызвали у Вас затруднения?

5.Какую поставим цель на уроке? (научиться складывать дроби с одинаковым знаменателем)

6. Какая тема урока? (Сложение дробей с одинаковым знаменателем)

Аргументированно отвечают на поставленные вопросы, участвуют в диалоге

Постановка цели урока, определение темы урока

Познавательные : анализ, аналогия,, осознанное построение речевого высказывания.

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация

Личностные: развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий

5. Изучение нового материала. Организация работы по карточкам в парах. Учебно-познавательные задания по теме «Сложение дробей с одинаковым знаменателем». Составление правила.

- Сможете ли вы без фигур выполнить сложение обыкновенных дробей? (нет, необходимо знать правило)

- Сформулируйте правило, проверьте текст правила по учебнику.

Выполняют практическую работу  (круг делят на 8 частей и закрашивают сначала 3/8, затем 4/8, дают ответ какую часть круга закрасили).  Рисунок с фигурами (распечатанные задания для работы в парах)

Знакомство с новым материалом по учебнику

Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.

Познавательные: самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели;

Личностные - формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений;

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

6.Первичное закрепление нового материала

- Придумайте текстовую задачу на правило сложения дробей с одинаковым знаменателем

Решают придуманные задачи

Отвечают на вопросы учителя. Фиксируют новое знание в речи и знаках.

Анализируют, комментируют рассмотренные примеры на слайдах.

Познавательные: умение составлять модель и преобразовывать её в случае необходимости; анализ и синтез объектов.

Регулятивные: умение проанализировать ход и способ действий; оценка-осознание уровня и качества усвоения; коррекция полученного результата.

Коммуникативные: умение слышать и слушать, вступать в диалог.

Личностные: самоопределение, смыслообразование.

7. Физкульт-минутка. Организует физкульт-минутку

-Давайте немного передохнем. Дружно с вами мы считали, о числах рассуждали. А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли. На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях сожмем. На счет три — прижмем к плечам, на 4 — к небесам Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись

Про пятерку не забудем — добрыми всегда мы будем. На счет шесть прошу всех сесть. Числа, я, и вы, друзья, вместе дружная 7-я семья

Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.

8. Повторение. Проводит работу в парах с самопроверкой

Выполняют задания по учебнику № 188, № 189, самопроверка

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество

9. Первичная коррекция знаний. Организация обучающей самостоятельной работы

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков

Выполнение заданий по сборнику В.Н. Рудницкой: стр.87, Т.-21  по вариантам

Самостоятельно выполняют задание, проверяют по решению на доске.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Личностные: самоопределение, воспитание  способности принимать самостоятельные решения; развитие навыков самоконтроля.

10. Диагностика результатов урока (итог урока). Фронтальный опрос.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых

  • Какую цель мы ставили по изучению темы?
  • Достигли ли цели?
  • Расскажите чему вы научились?

Отвечают на вопросы.

Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль

11. Рефлексия учебной деятельности

Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.

-Прошу Вас заполнить бланки опроса и продолжить высказывания

Заполнение бланков опроса:

  • На уроке для меня было важно  ……….
  • На уроке мне было сложно  ……….
  • Урок помог мне задуматься  ………

Коммуникативные: аргументация своего мнения.

Познавательные: рефлексия способ и условий действия, контроль и оценка процессов результата деятельности, адекватное понимание причин успеха и неуспеха.

12. Домашнее задание

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

«Не тот арифметик,

Кто в целых ответчик,

А в долях ничтоже

Отвечать возможе»

Л.Ф.Магницкий

Учебник: параграф «Сложение дробей с одинаковым знаменателем», выполнить № 190,№191

* придумать задачу по теме «Сложение дробей с одинаковым знаменателем»

Мы здорово потрудились. Большое спасибо за урок!

Учащиеся записывают домашнее задание 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка технологической карты урока по теме: « Лесные животные » по УМК «Шаги» для 3-его класса под редакцией И.Л. Бим учителя немецкого языка

Урок общеметодологической направленности по технологии :" Развитие критического мышления через чтение и письмо". Материал урока направлен на формирование личностных, метапредметных, предметных ко...

Методическая разработка технологической карты урока по теме: "Систематизация времён"

В технологической карте представлены интересные виды работы на уроке немецкого языка в 6 классе, с применением технологии РКЧМП....

Методическая разработка. Технологическая карта. Изготовления косметички.

Подробная инструкция. Технологическая карта. Изготовления косметички....

Методическая разработка технологической карты урока " Строение и работа сердца" 8 класс

Данная методическая разработка является одним из вариантов проведения урока по теме «Строение и работа сердца» по учебнику Биология. Человек 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Д.В.Колесов, Р...

методическая разработка технологической карты урока по биологии "Самые беспозвоночные: в воде и на суше"

Тема:          «Самые беспозвоночные: в воде и на суше»  (Тип членистоногие. Общая характеристика)Цель:     познакомиться с членис...

Методическая разработка: технологическая карта урока физической культуры раздел: спортивные игры. Волейбол. 5 кл.

Технологическая карта  урока физической культуры раздел: спортивные игры.  Волейбол. 5 кл....

Методическая разработка. Технологическая карта урока в системе учебных заданий Технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК) Тема: "Способы сравнения дробей"

Вашему вниманию предлагается разработка урока  математики в 5 классе в технологии ТРИИК "Способы сравнения дробей". Технология развития информационно-интеллектуальной компетентности явл...