Главные вкладки

    Методическая разработка. Технологическая карта урока в системе учебных заданий Технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК) Тема: "Способы сравнения дробей"
    методическая разработка по математике (5, 6 класс)

    Косицкая Тамара Евгеньевна

    Вашему вниманию предлагается разработка урока  математики в 5 классе в технологии ТРИИК "Способы сравнения дробей". Технология развития информационно-интеллектуальной компетентности является ключевым условием развивающей системы учебных заданий. Каждое задание выполняет определенную функцию в развитии компетентности учащихся, а последовательность их выполнения обеспечивает повышение уровня метопредметных результатов и умений самоорганизации в учебной деятельности. На первом этапе - "самоопределение к деятельности" учащимся предлагается "ситуативное" задание, связанное с изучением всей темы "Дроби". При обсуждении ситуативного задания возникает противоречие между желанием разрешить  ситуацию и отсутствием для этого необходимых знаний и умений. На следующем этапе "учебно-познавательной деятельности" предлагаются задания на "знание", "понимание", "умение" и "диагностику". Успешное выполнение указанных заданий дает возможность вернуться к ситуативному заданию и решить его. Ситуативным заданием может начинаться урок, но это необязательно. Предлагаемый урок "Способы сравнения дробей" является 3 блоком изучаемой темы. Урок начинается с мотивационной ситуации, которая позволяет перейти к теме урока и изучению данной темы урока.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka.doc159.5 КБ
    Office presentation icon sposoby_sravnenie_drobey.ppt1.18 МБ

    Предварительный просмотр:

    План проведения урока в системе учебных заданий ТРИИК

    Тема: Дроби (19 часов)

    Тема урока: Способы сравнения дробей

    Предмет: математика. Класс 5

    Учитель математики – Косицкая Т.Е.-ГБОУ СОШ школа №31

    Василеостровского района Санкт Петербурга

    Цель изучения темы

    Научиться решать практические задачи по изучаемой теме на основе:

    - знания об обыкновенных дробях, их свойстве,  о правильных и неправильных дробях.

    - понимания  числителя и знаменателя дроби, о расположении дробей на числовой прямой, о представлении натуральных чисел дробями.

    - умения в приведении дробей к общему знаменателю, в сокращении дробей, в сравнении дробей.

     Планируемый результат

    Личностный:  

    Осознанное отношение  к изучаемой теме. Проявление интереса к теме. Умение оценить результаты своей работы.

    Метапредметный:

    Познавательный. Умение рассуждать, доказывать, логически обосновывать выводы. Умение использовать свойство дроби для интерпретации, аргументации, доказательства.

    Регулятивный. Умение действовать по алгоритму при вычислении и сравнении дробей, проводить доказательство по схеме, предложенной учителем.

    Коммуникативный. Умение работать в парах и группах. Умение задавать  вопросы, слушать и слышать собеседника.

    Предметный. Умение изображать дроби на числовом луче. Умение приводить дроби к общему знаменателю, используя основное свойство дроби.  Умение  сравнивать дроби с разными и одинаковыми знаменателями.

    Содержание темы

                             Блок 1                             Блок 2                                       Блок 3                                 Блок 4              

    Организация образовательного пространства

    Межпредметные связи. Доли и дроби используются в различных сферах науки и практики. На практике в измерительных работах невозможно обойтись только целыми числами (составление карт, строительство, взвешивание веществ и т. д.).  Доли и дроби используются в музыке (нотная грамотность), в химии, в физике, в экономике.

    Ресурсы. Раздаточные материалы с заданиями (индивидуальные, для групп), компьютер, проектор,  презентации. Учебник, методические материалы.

    Формы работы школьников: индивидуальная, в паре, в группе.

    Учебные задания

    1 этап.  Изучение темы начинается с задания на самоопределение к деятельности.

    Трое выиграли некоторую сумму денег. На долю первого пришлось 1\4 этой суммы, на долю второго – 1/7, а на долю третьего – 17 флоринов. Как велик весь выигрыш? (Адам Ризе, Германия XVI в.)

     Помогите трем приятелям из XVI века определить величину их выигрыша и установите выигрыш каждого.

    Чтобы решить данную задачу, необходимы определенные знания и умения, которые можно приобрести в рамках изучения данной темы.

    Ситуативное задание в системе УЗ выполняет важную роль в организации целеполагания  к учебной деятельности. Целеполагание относится к регулятивным метапредметным умениям. Это ключевой момент начала изучения темы.

    Ситуативное задание стимулирует интерес учащихся  к изучению конкретной темы (урока), выявляет отсутствующие знания и умения для его выполнения.  Результатом этого этапа является самоопределение учащихся, основанное на желании осваивать учебный материал, на осознании потребности его изучения и постановки личной значимой цели деятельности.

    2 этап. Учебно-познавательная деятельность.

    Учебные задания на «знание» (З), на «понимание» (П), на «умение» (у) создаются по каждому блоку темы.

    В конце каждого блока проводится диагностика .

    Одним из блоков изучения темы является блок 3 «Сравнение дробей».

    В таблице приводится план урока: Способы сравнения дробей         

    Тип урока:    изучение нового материала

    Цель:  Диагностика освоения учебного материала

    Учебник:      Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс (линия УМК «Сферы»). Учебник для общеобразовательных учреждений под ред. Е.А. Бунимович, Г.Д. Дорофеев, С.Б. Суворова и др., изд-во «Просвещение», 2012.

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учеников – выполнение заданий

    Умения

    Организация начала урока.

    Мотивация к деятельности

    Слайды 1, 2, 3

    Учитель предлагает 1. ситуацию состава таблетки. Выслушав ответы, нужно сделать вывод о важности соотношения составных частей таблетки.

    2. Предлагается на слайде изображение нот. Учитель обсуждает связь написание музыки с дробями. После обсуждения учитель объявляет тему урока: Сравнение дробей

    Состав таблетки: активное вещество (в пересчете на 1г таблетки): капотрил - , целлюлоза - , крахмал, стеариновая кислота-, лактоза- . Предположите, каковы последствия неправильного  соотношения веществ в таблетке ? Обсудите важность качества лекарств  для вас и ваших родственников.

     Обсуждается важность сочетания длительности различных нот (целые, половинки,  четверти, восьмые, шестнадцатые и т.д.) на восприятие музыкального произведения. Обсуждается связь длительности нот с дробями.

     Личностные:

    - проявлять интерес к дальнейшей работе на уроке

    Регулятивные:

    - определять лично значимую цель в рамках  урока

     

    Учебно-познавательная деятельность (З,П,У)

    Слайд 4, 5, 6

    Учитель вместе с учащимися организует краткое повторение пройденного материала, необходимого для данного урока

    Слайды 7, 8

    Учитель вместе с учащимися формулируют правило сравнения дробей с одинаковыми знаменателями

    Слайд 9. Учитель дает задания:

    Слайд 10

    Слайд 11

    Слайд 12. Учитель  с учащимися формулируют   правило сравнения дробей с разными знаменателями

     

    Слайд 13. Учитель дает задания:

    Слайд 14, 15. Учитель с учащимися  формулируют правило сравнения дробей, у которых  одинаковые числители

    Слайд  16

    Слайд 17

    Слайд 18

    Слайды 19, 20.

    Учитель знакомит учащихся с правилом сравнения дробей через сравнение этих дробей с  ½.

    Слайд 21. Учитель дает задания.

    Слайд 22.

    Слайды 23, 24. Учитель знакомит учащихся  с правилами сравнения дробей с разными знаменателями и разными числителями

    Предлагается правило сравнения с единицей.

    Слайд 22.

    Ученики отвечают на вопросы по пройденному материалу: смысл знаменателя и числителя, основное свойство дроби, определение координатной прямой.

    Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями.

    Задание 1(З). Используя правило сравнения дробей с одинаковыми знаменателями,

    сравните дроби: а)    б)  в)  

    г)

    Задание 2(П).  

    Расположите дроби в порядке возрастания.  Объясните свое решение.

    Задание 3(У).

    От куска веревки отрезали часть, равную 5/8 всего куска. Сравните отрезанную часть веревки с оставшейся.

    Сравнение дробей с разными знаменателями

     

    Задание 1(З).

    Приведите дроби к наименьшему общему знаменателю и сравните их:

    Задание 2(З).

    Сравните дроби с одинаковыми числителями и разными знаменателями:

    Задание 3(П). Работа в парах

    Запишите дроби в том порядке, как они расположены на координатной прямой. Обоснуйте свой ответ

    Задание 4(П). Работа в парах

     Расположите дроби в порядке убывания.  Объясните свое решение.

    Задание 5(У).

    Выпишите дроби, которые  больше    (самостоятельно выберите способ сравнения)

    Задание 6(У). Работа в группах

    Сравните дроби, не приводя их к общему знаменателю:

            

    Задание 7(У)

    Определите, какая из дробей ближе к 1, и сравните дроби:                              

    Познавательные:

    - извлекать информацию в соответствии с целью

    - анализировать , сравнивать

    - аргументировать свои действия

    - строить рассуждения, выводы, доказательства

    - анализировать, сравнивать

    - предъявлять информацию в различных языковых формах (письменно, устно…)

    Регулятивные:

    - устанавливать последовательность

    действий

     

    Коммуникативные:

    - работать в паре и группе

    - владеть монологической и диалогической формами речи

    - участвовать в диалоге

    Учебно-познавательная деятельность

    Диагностика

    Учитель предлагает учащимся задания на диагностику на бумажном носителе.

    1.  Найдите наибольшую дробь:

    А.        Б.           В.        Г.

    2. Найдите наименьшую дробь:

    А.     Б.        В.      г.  

    3. Укажите неверное неравенство.

    А.      Б.      В.        Г.

    4. Расположите в порядке возрастания числа:

            

    А. m,  n,  k       Б.  m, k,  n     В.  k, m, n    Г.  n, m, k.

    Предметные  - см. начало темы

    Рефлексия освоения темы урока

    Учитель раздает учащимся задание на бумажном носителе.  После выполнения заданий, учитель собирает листочки.

    На уроке

    Я узнал _ ____________________________.

    Я научился__________________________________

    Мне понравилось ______________________________

    Я затрудняюсь ________________________________

    Мое настроение _______________________________

     Регулятивные:

    - оценивать результаты своей деятельности

    Личностные:

    - проявлять отношение к результатам деятельности

    Домашнее задание

    Учитель записывает домашнее задание в электронный журнал

    Учебник: №№ 520, 522, 524, 525.


    3 этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

    На этапе интеллектуально-преобразовательной деятельности учащиеся возвращаются к ситуативному заданию. Для его выполнения ученики выбирают уровень (информативный, импровизационный, эвристический) и самоорганизуются для выполнения  задания. Самоорганизация включает: планирование, выполнение и предъявление варианта решения.

     Более сильным ученикам предлагается решить ситуативное задание на эвристическом уровне. Задание импровизационного уровня предлагается ученикам, которым необходима некоторая подсказка со стороны учителя. Наиболее слабым ученикам предлагается решить ситуативное задание с подробным планом действий.

    Решение ситуативного задания.

    Трое выиграли некоторую сумму денег. На долю первого пришлось 1\4 этой суммы, на долю второго – 1/7, а на долю третьего – 17 флоринов. Как велик весь выигрыш? (Адам Ризе, Германия XVI в.)

     Помогите трем приятелям из XVI века определить величину их выигрыша и установите долю каждого в этом выигрыше.

                             

    Задание А (информативный уровень).

    Прочитайте внимательно условие задачи. С учетом данных задачи решите ее, выполнив следующие действия:

    1. Приведите дроби   к общему знаменателю. Для этого умножьте числитель и знаменатель дроби  на 7, а числитель и знаменатель дроби  на 4.
    2. Представьте дроби с найденным общим знаменателем:
    3. Изобразите числовой луч. От нуля отложите 28 клеток и поставьте «1».
    4. Отложите от нуля число числителя дроби с новым знаменателем.
    5. От полученной точки отложите число числителя дроби с новым знаменателем.
    6. От полученной точки подсчитайте количество клеток до 28 клетки включительно.
    7. Полученное число является долей от всего выигрыша, составляющей 17 флоринов.
    8. Найдите количество флоринов, приходящихся на одну долю, разделив 17 на полученное число в п. 6.
    9. Умножьте полученное число в п. 8 на 28, и вы получите количество флоринов всего выигрыша.
    10.  Умножьте полученное число в п. 8 на числители дробей  с новым знаменателем, и вы получите выигрыш двух приятелей.
    11.  Выигрыш третьего приятеля найдете вычитанием из общего выигрыша суммы выигрыша двух первых приятелей.

    Задание Б (импровизационный уровень).

    1. Приведите дроби   к общему знаменателю.
    2. Изобразите координатную прямую  и выберите на ней единичный отрезок с учетом результата в п.1.
    3. Отложите от начала числового луча долю первого участника выигрыша, от полученной точки отложите долю второго участника выигрыша.
    4. По изображению на числовом луче определите долю выигрыша третьего участника.
    5. Определите количество флоринов, приходящихся на одну долю выигрыша.
    6. Определите весь выигрыш во флоринах и долю каждого из трех приятелей.

    Задание В (эвристический уровень).

    На основе материалов изученной темы составьте план решения задачи и решите ее.

    4 этап . Рефлексивная деятельность

    Задание 1 (самоанализ). Закончите предложения:

    1. Для меня было важно (полезно) изучить тему, потому что_________________

    Задание 2 (самооценка). Дополните предложения:

    1. Я доволен(льна)_________(вполне, средне, не доволен) решением заданий, которые я решил(а) сам(а).

    2. Я оцениваю свою работу по теме на__________

    (отлично, хорошо, удовлетворительно), потому что


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Состав таблетки: активное вещество (в пересчете на 1г таблетки): капотрил - , целлюлоза - , крахмал- , стеариновая кислота - лактоза - . Предположите, что произойдет, если соотношение веществ в таблетке поменять? Обсудите важность качества лекарств для вас и ваших родственников.

    Слайд 3

    Сравнение дробей Урок математики 5 класс Учитель математики: Косицкая Т.Е. ГБОУ СОШ школа №31

    Слайд 4

    «Три кита» сравнения дробей Понятие дроби 0 1

    Слайд 5

    Основное свойство дроби

    Слайд 6

    Координатная прямая 0 1

    Слайд 7

    Дроби на координатной прямой 0 1 0 1 0 1

    Слайд 8

    Правило сравнения дробей с одинаковыми знаменателями Дроби с одинаковыми знаменателями сравниваются по числителю. Чем больше числитель, тем больше дробь

    Слайд 9

    Сравните дроби а) б) в) г) ? ? ? ?

    Слайд 10

    Расположите дроби в порядке возрастания. Объясните свое решение.

    Слайд 11

    От куска веревки отрезали часть, равную 5/8 всего куска. Сравните отрезанную часть веревки с оставшейся.

    Слайд 12

    Правило сравнение дробей с разными знаменателями Чтобы сравнить дроби с разными знаменателями, необходимо привести дроби к одному знаменателю, затем использовать правило сравнения дробей с одинаковым знаменателем.

    Слайд 13

    Приведите дроби к наименьшему общему знаменателю и сравните дроби:

    Слайд 14

    Правило сравнения дробей с разными знаменателями и одинаковыми числителями 0 1 0 1 0 1

    Слайд 15

    Правило сравнения дробей с разными знаменателями и одинаковыми числителями Чтобы сравнить дроби с одинаковыми числителями, необходимо сравнить знаменатели. Чем меньше знаменатель, тем больше дробь.

    Слайд 16

    Сравните дроби с одинаковыми числителями и разными знаменателями:

    Слайд 17

    Запишите дроби в том порядке, как они расположены на координатной прямой. Обоснуйте свой ответ. Ответ:

    Слайд 18

    Расположите дроби в порядке убывания. Объясните свое решение.

    Слайд 19

    Еще один пример

    Слайд 20

    Сравнение дробей через сравнение с 0 1

    Слайд 21

    Выпишите дроби, которые больше Обоснуйте вое решение. Ответ: 2 . : 2

    Слайд 22

    Запишите дробь, равную , меньшую , большую , со знаменателем: А) 10; б) 24; в) 30; г) 8. Объясните свое решение:

    Слайд 23

    Отрезок между 0 и 1 на координатной прямой разделили точкой пополам. Определите, в какой половине единичного отрезка – в левой или правой – расположена точка, изображающая число: А) б) в) г)

    Слайд 24

    Сравните дроби, не приводя их к общему знаменателю: Ответ:

    Слайд 25

    А если дроби больше ?

    Слайд 26

    Сравнение с единицей Правило: чем ближе к единице дробь, тем она больше. (Чем меньше расстояние от дроби до единицы, тем дробь больше). 1 1

    Слайд 27

    Определите, какая из дробей ближе к целому Сравните дроби. Для дроби до целого не хватает Для дроби до целого не хватает Значит дробь ближе к целому, чем дробь ,т.е . 1

    Слайд 28

    Рефлексия На уроке Я узнал Я научился Мне понравилось Я затрудняюсь Мое настроение

    Слайд 29

    Домашнее задание №№ 520, 522, 524, 525


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка. Технологическая карта урока, 8 класс. Тема урока "Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы".

    Проект урока Предмет : биология;Класс : 8;Тема: Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы....

    Разработка учебной темы в системе учебных заданий технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК)

    Данная система учебных заданий основана на технологии ТРИИК  (Технология развития информационно-интеллектуальной компетентности). Главной целью данной технологии является целенаправленное освоени...

    Технологическая карта урока в системе учебных заданий технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК)

    Технологическая карта урока в системе учебных заданий технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК). Английский язык. Тема: Праздничное время. Употребление настоящих в...

    Технологическая карта урока математики в 5кл в системе учебных заданий технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности(ТРИИК) " Сравнение обыкновенных дробей"

    Информационно-интеллектуальная компетентность формируется  в системе учебных заданий инновационной педагогической технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности(ТРИИК)....

    Методическая разработка "Технологическая карта урока по теме "Перевод чисел из одной системы счисления в другую " (использование технологии критического мышления на уроке информатики в 8 классе)

    Активизация мыслительной деятельности учащихся является условием успешной социализации ребёнка в реальном социуме. «Социализация - самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образова...

    Методическая разработка технологической карты урока по физической культуре в 3 классе Урок по теме: «Развитие физических качеств обучающихся, посредством веселых стартов»

    Воспитание молодого поколения здоровым, физически и психически развитым во все времена – было одной из основополагающих задач любого общества. Педагогический процесс должен быть направлен не тол...