Технологическая карта урока в системе учебных заданий технологии развития информационно – интеллектуальной компетентности (ТРИИК) Урок геометрии в 8 классе «Теорема Пифагора»
план-конспект урока по геометрии (8 класс)

Карташова Оксана Александровна

Технологическая карта урока по теме "Теорема Пифагора" - 8 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока в системе учебных заданий технологии развития информационно – интеллектуальной компетентности (ТРИИК)

Урок геометрии в 8 классе «Теорема Пифагора»

                                                                                                                                                                                              Карташова О. А, учитель математики

Тема: «Теорема Пифагора»

Тип урока: комбинированный

Участники: обучающиеся 8 класса

Цель: Использовать приобретенные знания и умения для применения в практико-ориентированной деятельности при решении и составлении задач по теореме Пифагора.

Задачи:

1)Обучающие: Научить решать задачи, используя теорему Пифагора. Показать практическое применение теоремы Пифагора в жизни, способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

2) Развивающие:

Создать условия, в которых учащиеся могли бы самостоятельно планировать и анализировать собственные действия, находить выход из любой ситуации, реально оценивать свои возможности и знания.

Воспитательные:

Воспитывать познавательный интерес к предмету, любовь к поисковым решениям, культуру поведения при фронтальной, групповой и индивидуальной работе.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

Предметные:

Понимать, что такое «теорема Пифагора». Знать, как найти неизвестную сторону прямоугольного треугольника при помощи теоремы Пифагора.

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные умения :

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Регулятивные УУД:  умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный, частично-поисковый.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.

Средства обучения: вербальные – речь учителя, визуальные – иллюстрации, презентация учителя, раздаточный материал, учебник

Основные понятия: Теорема Пифагора

Межпредметные связи: математика

Образовательные ресурсы: Учебник для общеобразовательных учреждений: «Геометрия 7-9 класс»   Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. М:  Просвещение, 2020 г.

- презентация к уроку

- карточки для рефлексии.

Средства активизации: слово учителя, беседа, учебные задания, самостоятельная работа индивидуальная и в парах, ТСО.

Методы контроля: визуальный, устный, письменный.

Этап технологии ТРИИК

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Умения

Организационный момент

Самоопределение к деятельности.

Постановка проблемы

Приветствие учащихся. Проверка готовности класса к уроку. Визуальный контроль.

Дайте определение прямоугольного треугольника?

  • Как называются стороны прямоугольного треугольника, образующие прямой угол?
  • Как называется сторона, лежащая напротив прямого угла?
  • Формула площади прямоугольного треугольника?
  • Формула площади квадрата?

Организует самостоятельную работу учащихся в парах, в ходе которой учащиеся вспоминают свойства прямоугольного треугольника

Организует проверку

Создание проблемной ситуации. Предлагает решить задачу:

Для крепления мачты нужно установить 4 троса. Один конец каждого троса должен крепиться на высоте 12 м., другой на земле на расстояние 5 м. от  мачты. Хватит ли 50 м. троса для крепления мачты.

(слайд) Мачта

Итак, в чём дело? Что-то не получается? В каком месте возникло затруднение?

 Оговаривает вместе с учениками ход решения задачи. Выясняет, что при решении задачи возникли затруднения при нахождении гипотенузы, построенного прямоугольного треугольника по условию задачи.

Диалог, направленный на формулирование проблемы.

Вывод: Той информацией, которой мы обладаем недостаточно, чтобы решить данную задачу

- Значит перед нами встаёт цель. Какая?

Проблема: как найти неизвестную сторону в прямоугольном треугольнике, если известны две другие стороны. (записать в тетрадь)

Приветствие учителя. Включение в работу. Готовность рабочего места.

Отвечают на вопросы учителя.

Работают в парах по карточкам

Отвечают на вопросы учителя

Выполняют проблемное задание.

Выявляют место затруднения при решении задачи.

Проговаривают причину. Предлагают варианты ответа.

Формулируют цель изучения темы для себя.

Предметные: знать определение прямоугольного треугольника, элементов  прямоугольного треугольника, формулы нахождения площадей треугольника и квадрата.

Коммуникативные: адекватно отвечать на поставленный вопрос, передавать информацию, работать в паре.

Личностные: определять потребности в освоении учебной темы. Проявлять готовность к сотрудничеству.

Познавательные: создавать самостоятельно способы решения практико-ориентированного  задания.

Коммуникативные: адекватно отвечать на поставленный вопрос, передавать информацию. Уметь проговаривать последовательность действий при решении задачи.

 Регулятивные: принимать и сохранять учебное задание. Устанавливать последовательность действий по выполнению задания.

Постановка и формулирование проблемы

Самоопределение к деятельности.

 Учебно-познавательная деятельность

Учебно-познавательная деятельность (обучение)

№ 1 (У) Я предлагаю вам следующую практическую работу: постройте  прямоугольные треугольники с катетами 12 см и 5 см; 6 см и 8 см; 8 см и 15 см и измерьте гипотенузу.

Результаты занести в таблицу.

а

12

6

8

b

5

8

15

с

13

10

17

№ 2 (У) (З)  Возведите каждый катет в квадрат и найдите их  сумму.

№ 3 (У) (З)  Возведите в квадрат гипотенузу.

Проанализируйте свои результаты. Какую зависимость вы заметили?

Зависимость, которую мы с вами установили, в геометрии называют теоремой Пифагора. Сообщает ученикам  тему и цели урока.

Без преувеличения можно сказать, что это самая известная теорема геометрии, ибо о ней знает подавляющее большинство населения планеты,

Теорема Пифагора выражает зависимость между гипотенузой и катетами прямоугольного треугольника

№ 4 (З)  Найдите и прочитайте в учебнике формулировку теоремы Пифагора.

 

№ 5 (У) Запишите формулировку теоремы в тетрадь.

А теперь давайте попытаемся доказать этот факт.

Достроим треугольник до квадрата…

№ 6 (П) Предложите, как можно выразить площадь этого квадрата? Найдите 2 способа…

Доказательство…

Итак мы с вами сформулировали и доказали теорему, с помощью которой можно решить ту проблему, с которой мы столкнулись  вначале урока.  Давайте решим ряд задач, используя теорему Пифагора.

Решение задач по заранее заготовленным чертежам.

№ 7(З) (П). Найдите гипотенузу прямоугольного треугольника по данным катетам:
a= 6 см
b=8 см.

№ 8 (З) (П). В прямоугольном треугольнике известен катет a=9 см и гипотенуза c=41 см, найдите второй катет.

№ 9 (У). Сформулируйте алгоритм использования теоремы Пифагора.

1.Рассмотреть прямоугольный треугольник; 2. Выяснить, что нужно найти, и что нам для этого дано;

3.Применить нужную формулу.  

Выполняют задание

Выполняют задание учителя.

Выдвигают свои предположения

Работа с учебником

Предлагают варианты доказательства

Записывают доказательство в тетрадь

Работают вместе с учителем.

 

Ответы учащихся

 (устная работа)

Работают вместе с учителем.

Записывают в тетрадь.

Личностные: определять потребности в освоении учебной темы. Проявлять готовность к сотрудничеству.

Познавательные: осуществлять поиск информации в соответствии с учебным заданием. Извлекать информацию в соответствии с целью. Строить рассуждения, выводы, анализировать, сравнивать.

Коммуникативные: участвовать в диалоге.  С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями.

Регулятивные: устанавливать последовательность действий по выполнению задания.

Предметные: знать теорему Пифагора. Понимать значение теоремы Пифагора.  Использовать теорему  Пифагора при решение практико-ориентированных задач.

Интеллектуально- преобразователь -

ная  деятельность в теме.

2. Учебно – познавательная деятельность (диагностика освоения содержания темы)

Интеллектуально- преобразовательная

деятельность в теме.

№ 483(а, в), № 484(а, в) учебника.

А теперь вернемся к вопросу урока.

Для крепления мачты нужно установить 4 троса. Один конец каждого троса должен крепиться на высоте 12 м., другой на земле на расстояние 5 м. от  мачты. Хватит ли 50 м. троса для крепления мачты.

(слайд) Мачта

Технология предъявления задания:

1. Предъявляется задание (задача) – эвристический вариант.

2. Затем учитель выясняет, кому нужна подсказка и дает памятку – импровизационный вариант.

«1.Найдите гипотенузу прямоугольного треугольника.

2. Длина гипотенузы это и будет длина одного троса.»

3. После этого учитель выясняет, кому нужна большая помощь и дает шаблон ответа – информативный вариант.

« Решите задачу по образцу:

По т. Пифагора
1)

2)  -  длина одного троса

3) 10 см ∙ 3 = 30 см. – длина всего троса

Сравним полученный результат с заданным числом». Ответ:…

Выполняют задание.

.

 

Выполняют предъявленное задание. При возвращении к проблеме урока предлагают решение и обосновывают

Предметные: знать теорему Пифагора. Понимать значение теоремы Пифагора.  Использовать теорему  Пифагора при решение задач.

Познавательные: воссоздавать «информационную конструкцию»

Рефлексивная деятельность

1. Рефлексия

 

- Давайте подведём итог нашей работы на уроке.

- Вспомним, какую цель мы с вами ставили?

- Достигли цели?

- Какая тема урока была?

Организует рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Продолжите фразы:

«Сегодня на уроке я узнал…»

«Сегодня на уроке я научился…»

«Смогу ли я применять полученные знания     на практике…»

(слайд 11)

Отвечают на вопросы учителя.

Самоанализ, самооценка

Личностные: проявлять желание к самооценке, осознавать успешность своей деятельности.

Регулятивные: принимать учебную задачу для самостоятельного выполнения. Оценивать результат своей деятельности и планировать дальнейшее свое развитие.

Домашнее задание

А домашнее задание, ребята, у нас будет следующее:

  • Выучить формулировку и доказательство теоремы Пифагора (Глава 6 параграф 3, п.55)
  • Найдите ещё одно доказательство теоремы Пифагора (по выбору).
  • № 484(б,г), №485

Записывают домашнее задание

Регулятивные: принимать учебную задачу для самостоятельного выполнения. Оценивать результат своей деятельности и планировать дальнейшее свое развитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка учебной темы в системе учебных заданий технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК)

Данная система учебных заданий основана на технологии ТРИИК  (Технология развития информационно-интеллектуальной компетентности). Главной целью данной технологии является целенаправленное освоени...

Технология развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК)

Технология раскрывает общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметны...

Технологическая карта урока в системе учебных заданий технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК)

Технологическая карта урока в системе учебных заданий технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК). Английский язык. Тема: Праздничное время. Употребление настоящих в...

Технологическая карта урока математики в 5кл в системе учебных заданий технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности(ТРИИК) " Сравнение обыкновенных дробей"

Информационно-интеллектуальная компетентность формируется  в системе учебных заданий инновационной педагогической технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности(ТРИИК)....

Методическая разработка. Технологическая карта урока в системе учебных заданий Технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК) Тема: "Способы сравнения дробей"

Вашему вниманию предлагается разработка урока  математики в 5 классе в технологии ТРИИК "Способы сравнения дробей". Технология развития информационно-интеллектуальной компетентности явл...

Конспект урока по физической культуре:Спринтерский бег. По "Технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности педагога" (ТРИИК).

Цели  Сформировать представление о технике спринтерского бега.Ввести нормативы в спринтерском беге.Научить использовать приобретенные знания для достижения высоких результатовОсновное содержание ...