Технологическая карта урока в системе учебных заданий Технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК) Тема: «Хрущевское десятилетие»: итоги, оценки, значение.
методическая разработка по истории (11 класс)

Сабо Валентина Анатольевна

Тема: «Хрущевское десятилетие»: итоги, оценки, значение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока в системе учебных заданий

Технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК)

Тема: «Хрущевское десятилетие»: итоги, оценки, значение.

                                                                                          Сабо В.А., учитель истории

                                                                         ГБОУ СОШ №31 Василеостровского р-на

г. Санкт – Петербурга

11 класс

Тип урока: обобщение, систематизация изученного материала

Цель урока: применить освоенные знания при аргументации собственной  позиции по оценке исторической эпохи.

Задачи:

Обучающая - дать представление о противоречивом характере «хрущевского десятилетия»;

Развивающая – дать представление о различных версиях и оценках периода «оттепели»;

Воспитывающая -  способствовать формированию у учащихся собственной позиции в оценке изучаемого исторического периода.

Планируемые результаты:

Личностные: осознанно относиться к обучению по теме, осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений, осваивать гуманистические традиции и ценности общества;

Метапредметные:

-познавательные: анализировать и обобщать факты, оптимизировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения и доказательства, делать выводы, переводить информацию в иной вид, предъявлять информацию в различных языковых формах;

-регулятивные: самостоятельно организовывать свою деятельность, оценивать собственные возможности для выполнения заданий, адекватно оценивать результаты деятельности;

-коммуникативные: уметь слушать и слышать, работать в группе, монологической и диалогической формами речи, с достаточной полнотой и четкостью выражать свои мысли.

Предметные: ориентироваться в содержании темы, использовать понятия для выполнения заданий, характеризовать и оценивать основные направления деятельности советского государства в 1953-1964гг.

Технология изучения темы: ТРИИК

Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная

Материалы к уроку:

1. Задания для ИПД (рабочие листы №1-3)

2. Раздаточный материал (ксерокопии документов, оценочных суждений историков и современников)

3. Презентация к уроку

Этапы урока соответствуют этапам данной технологии

Этап технологии ТРИИК

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся – выполнение заданий

умения

Самоопределение к деятельности

Самоопределение к деятельности

Предъявляет ситуативное задание 

Учащимся предлагается, согласиться (или нет) с высказыванием историка А.Данилова, а также оценить свои возможности на начало урока по данному оценочному суждению:

 «В результате многочисленных преобразований 1953-1964 гг. тоталитарный режим, установленный при Сталине и превратившийся уже к концу 40- началу 50-х гг. в главный тормоз прогресса советского общества, лишь дал трещину, но продолжал свое существование»                                                                                                                              

Выберите причину, по которой вы согласны, что данная тема может быть вам полезна.

Знакомятся с суждением.

Осознают необходимость систематизации и обобщения знаний по теме.

 

Личностные:

- проявление внутренней позиции и положительного отношения к процессу обучения

-определение потребности в освоении темы

Регулятивные:

-оценивать собственные возможности для выполнения учебного задания

-контролировать выполнение результата

Учебно-познавательная деятельность

Учебно-познавательная деятельность

Диагностика

Предъявляет учебные задания (УЗ) по группам (рабочие листы, раздаточный материал)

Включает учащихся в конструктивную деятельность.

Консультирует учащихся.

(См. Приложения 1-5)

Предъявляет задание: составьте предложение об основных итогах деятельности Хрущева по преобразованию (указывается сфера деятельности по группам)

Знакомятся с документами, оценочными суждениями историков и современников эпохи.

Анализируют предъявленный материал

Выполняют задания учителя

Предлагают собственные мнения и суждения по теме

Заполняют таблицу, используя знания по теме «Прогрессивное (реформы) и консервативное (контрреформы)в развитии…»

Составляют оценочные графики  и аргументируют позицию группы

Выполняют диагностическое задание

Познавательные:

-уметь найти и выделить необходимую информацию

-строить рассуждения, выводы

-анализировать, систематизировать, обобщать информацию

-переводить информацию в иные формы предъявления

Коммуникативные:

-умение слушать и слышать

-работать в группе

-адекватно передавать информацию

-достаточно полно и точно выражать свои мысли

Регулятивные:

-принимать и сохранять учебные задания

-оценивать результат деятельности

Интеллектуально-преобразовательная деятельность

(ИПД) в теме

Интеллектуально-преобразовательная деятельность

(ИПД) в теме

В начале изучения темы вы не смогли проанализировать высказывание, потому что не хватало обобщения знаний для аргументов и примеров. Выполните это задание.

Технология предъявления задания:

1.Предъявляется задание В  

Задание В (эвристический вариант) Раскройте смысл высказывания и приведите аргументы в поддержку, подтвердив примерами.

2. Задание Б (импровизационный вариант) Раскройте смысл высказывания и приведите аргументы в поддержку, подтвердив примерами. Используйте памятку (Приложение 6)

3. Задание А

( информативный вариант)

 Раскройте смысл высказывания и приведите аргументы в поддержку, подтвердив примерами. Выполните задание на основе шаблона, дополнив предложения.( Приложение 7)

Выполняют предъявленное задание

При возвращении к ситуативному заданию раскрывают собственную позицию по данному суждению.

Познавательные:

-извлекать информацию в соответствии с целью.

-структурировать информацию

-предъявлять информацию в различных языковых формах

Рефлексивная деятельность

Рефлексия

 Задания:

1. Я согласен (не согласен) с высказыванием А. Данилова, потому что_________________

2. Изученная тема может быть мне полезна, потому что …

3.Я оцениваю свою работу на уроке на…, потому что…

Выполняют задания учителя

Определяют пользу знаний по теме

Оценивают свою работу на уроке

Личностные:

 -проявлять желание к самооценке

-осознать успешность своей деятельности

Регулятивные:

-оценивать результат деятельности

Литература:

  • Измозик В.С., Рудник С.Н. История России: 11 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана – Граф, 2014.
  • История России, 1945 – 2008гг. 11 класс : учеб. для учащихся общеобразоват. Учреждений; под ред. А.А.Данилова [и др.]. – М.: Просвещение, 2010.
  • История России с древнейших времен до наших дней: учебник: в 2т. Т.2; под ред. А.Н.Сахарова. – Москва : Проспект, 2012.
  • Матвеева Т.Е. Педагогические технологии для реализации ФГОС: учебно-методическое пособие к курсу повышения квалификации. – СПб.: изд. ЛЕМА, 2017.
  • Филиппов А.В. Новейшая история России, 1945 – 2006 гг.: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2007.

Приложение 1

Рабочий лист     1 группа         Общественно-политическая система

Тема урока: «Хрущевское десятилетие»: итоги, оценки, значение.

 «О культе личности и его последствиях». Из доклада Н.С.Хрущева на ХХ съезде КПСС(1956г.)

В сознании не только марксиста-ленинца, но и всякого здравомыслящего человека не укладывается такое положение, как можно возлагать ответственность за враждебные действия отдельных лиц или групп на целые народы, включая женщин, детей, стариков, коммунистов и комсомольцев, и подвергать их массовым репрессиям, лишениям и страданиям.

Нам нужно решительно, раз и навсегда развенчать культ личности, сделать надлежащие выводы…

Вести борьбу против всяких попыток возродить его…Проводить работу по соблюдению принципа коллективности руководства… Полностью восстановить ленинские принципы советского социалистического демократизма.

Произвол одного лица поощрял и допускал произвол других лиц. Массовые аресты и ссылки тысяч и тысяч людей, казни без суда и нормального следствия порождали неуверенность в людях, вызывали страх и даже озлобление.

Задание 1(З).  Назовите значение терминов «десталинизация», «реабилитация».

Задание 2(П). Объясните, почему Н.С. Хрущев считал обязательным развенчание культа личности Сталина. Выскажите свое согласие (или нет) с мнением Хрущева.

Д. Устинов:  

«В оценке деятельности Хрущева я, как говорится, стою насмерть. Он нам очень навредил. Подумайте только, что он сделал с нашей историей, со Сталиным. Не секрет, что западники нас никогда не любили. Но Хрущев дал им в руки такой материал, такие аргументы, которые нас опорочили на долгие годы»

                                                                                                        Д.Ф.Устинов – министр обороны

Г. Федоров:

«Хрущев в целом действовал в интересах страны и народа. Он совершил настоящий подвиг, рискуя не только политической карьерой, но и жизнью, когда отважился на развенчание Сталина и реабилитацию невинных людей, живых и убитых. Ведь он действовал в сплошном окружении сталинистов...»

                                            Г.Б.Федоров- ответственный работник в аппарате ЦК КПСС в 60-е гг.

Задание 3(П). Выскажите свое мнение о том, какое оценочное суждение для Вас наиболее приемлемо. Аргументируйте свой ответ.

Задание 4(У). Заполните таблицу, используя знания по теме «Прогрессивное (реформы) и консервативное (контрреформы)в развитии политической системы СССР в н.50-н.60-х гг. ХХ в.». Представьте события на оценочном графике(доска) и сделайте выводы о развитии общественно-политической сферы общества.

Приложение 2

Рабочий лист    2 группа                  Экономическое развитие СССР

Тема урока: «Хрущевское десятилетие»: итоги, оценки, значение.

Из доклада первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева на Пленуме ЦК КПСС 3 сентября 1953г.

Важное значение имеет повышение материальной заинтересованности колхозов и совхозов в росте урожайности сельскохозяйственных культур и развитии общественного животноводства. В этих целях Совет Министров СССР и Президиум Центрального Комитета партии признали необходимым повысить существующие в настоящее время заготовительные и закупочные цены на продукты животноводства, картофель и овощи…Важно вместе с тем отметить, что розничные цены на продукты животноводства, картофель и овощи не повышаются, а, наоборот, ежегодно снижаются. Линия на снижение розничных цен на предметы потребления будет проводиться и впредь.

Из доклада первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева на Пленуме ЦК КПСС 3 сентября 1953г.

Нашлись «мудрецы», которые начали противопоставлять легкую промышленность тяжелой индустрии, уверяя, что преимущественное развитие тяжелой индустрии необходимо было лишь на ранних ступенях советской экономики, а теперь нам осталось только форсировать развитие легкой промышленности.

Только неисправимые хвастуны могут закрывать глаза на то, что в экономическом отношении мы еще не перегнали наиболее развитые капиталистические страны, что уровень производства у нас пока еще недостаточен для обеспечения зажиточной жизни для всех членов общества, что в стране еще много недостатков и неорганизованности в хозяйственном и культурном отношении.

Задание 1(З).  Назовите подходы Хрущева к развитию промышленности и сельского хозяйства.

Задание 2(П). Объясните, насколько реалистичны данные проекты.

Из наказов избирателей при выборах в местные Советы депутатов трудящихся и Верховный Совет РСФСР, 2 марта 1955г.:

«Дайте больше продуктов», «Нужно мяса, рыбы больше, а то ничего нет», «голосую за Вас, но почему до сих пор очереди за хлебом?», «Зарплату снижают, рабочему ее хватает только на питание. Начальство живет лучше».

Из воспоминаний первого секретаря ЦК  Украины  П.Е. Шелеста.

8 августа 1963г. из Москвы мне позвонил Подгорный и по поручению Хрущева, передал, что Украина должна сдать не менее 750 млн пудов хлеба. В стране очень тяжелое положение с хлебом, из Казахстана ожидали получить 960 млн пудов, а получили не более 200-250 млн пудов.

Из откликов на повышение цен на продовольствие 1 июня 1962 г.

Помощник машиниста станции Нижний Тагил Мазур: «Условия жизни ухудшаются, зарплату снижают, а цены повышают. При нынешнем правительстве ждать нечего. Необходимо сделать забастовку и потребовать улучшения жизненных условий. Кормим всех друзей, а себя прокормить не можем» 

Задание 3(З).  Сформулируйте проблемы, о которых идет речь в документах.

Задание 4(У). Заполните таблицу, используя знания по теме «Прогрессивное(реформы)  и консервативное(контрреформы) в экономическом развитии СССР в н.50-н.60-х гг. ХХв.». Представьте события на оценочном графике(доска) и сделайте выводы о развитии экономики.

Приложение 3

 Рабочий лист    3 группа                                   Социальная сфера.

Тема урока: «Хрущевское десятилетие»: итоги, оценки, значение.

Из Программы КПСС (1961г. XXII съезд)  

В итоге второго десятилетия () будет создана материально-техническая база коммунизма, обеспечивающая изобилие материальных и культурных благ для всего населения; советское общество вплотную подойдет к осуществлению принципа распределения по потребностям, произойдет постепенный переход к единой общенародной собственности.

Таким образом, в СССР будет в основном построено коммунистическое общество… КПСС намечает увеличить объем промышленной продукции:

-в течение ближайших 10 лет примерно в два с половиной раза и превзойти уровень промышленного производства США…

-в течение 20 лет не менее чем в шесть раз, и оставить далеко позади нынешний общий объем промышленного производства США…

Партия торжественно провозглашает: нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!

Из писем трудящихся.

«Мы все пока живем только для будущего, но не для себя…Улучшение материальной жизни народа совершенно необходимо…»

Задание 1(З).  Сформулируйте цель Программы КПСС, принятой в 1961г.

Задание 2(П). Выскажите свое мнение о степени реализма данного подхода в решении социально-экономических проблем.

Из постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О развитии жилищного строительства в СССР». 31 июля 1957г.

«…Проблема жилья все еще продолжает оставаться одной из самых острых. Население многих городов, рабочих поселков и сел испытывают нужду в благоустроенных жилищах. Значительное количество семей еще проживает в ветхих домах…

ЦК КПСС и Совет Министров СССР…ставят задачу в кратчайшие сроки достигнуть значительного прироста жилищного фонда, чтобы в ближайшие 10-12 лет покончить в стране с недостатком в жилищах».

Задание 3(П). Объясните суть жилищной программы, осуществлявшейся Н.С. Хрущевым.

Из откликов на повышение цен на продовольствие 1 июня 1962 г.  Помощник машиниста станции Нижний Тагил Мазур: «Условия жизни ухудшаются, зарплату снижают, а цены повышают. При нынешнем правительстве ждать нечего. Необходимо сделать забастовку и потребовать улучшения жизненных условий. Кормим всех друзей, а себя прокормить не можем» 

Из информации Генерального прокурора СССР Н. Трубина о событиях в Новочеркасске (1962г.)

В результате применения оружия в целях самозащиты военнослужащими внутренних войск 2 июня на площади и у горотдела милиции было убито 22 и ранено 39 участников беспорядков. Еще 2 человека убиты вечером 2 июня при невыясненных обстоятельствах.

Задание 4(П). Выскажите свое мнение об итогах социальной политики на завершающем этапе «хрущевского десятилетия».

Задание 5(У). Заполните таблицу, используя знания по теме «Прогрессивное и консервативное в развитии социальной сферы СССР в н.50-н.60-х гг. ХХв.». Представьте события на оценочном графике(доска) и сделайте выводы о развитии социальной сферы.

Приложение 4

Рабочий лист    4 группа                    «Оттепель в духовной жизни».

Тема урока: «Хрущевское десятилетие»: итоги, оценки, значение.

Из Директивы ЦК КПСС (декабрь, 1956г.)

«Партийные организации и все коммунисты, работники литературы и искусства, научных учреждений обязаны …давать решительный отпор всяким попыткам пересмотреть линию партии в области литературы и искусства».

 Из речи Н.С. Хрущева на встрече руководителей партии и правительства с участниками III пленума правления Союза советских писателей (май, 1957г.)

«Некоторые товарищи односторонне, неправильно поняли существо партийной критики культа личности Сталина. Они попытались истолковать эту критику как огульное отрицание положительной роли И.В.Сталина в жизни нашей партии и страны и встали на ложный путь предвзятого выискивания только теневых сторон и ошибок в истории борьбы нашего народа за победу социализма, игнорируя всемирно-исторические успехи Советской страны в строительстве социализма»

Из выступления Н.С. Хрущева на встрече с деятелями литературы и искусства. (1962г.)

«…Мы видели тошнотворную стряпню Эрнста Неизвестного и возмущались тем, что этот человек, не лишенный, очевидно, задатков, окончивший советское высшее учебное заведение, платит народу такой черной неблагодарностью… Мы осуждаем и будем осуждать подобные уродства открыто, со всей непримиримостью. В литературе и искусстве партия поддерживает только те произведения, которые вдохновляют народ и сплачивают его силы»

Из предсмертного письма А.А.Фадеева в ЦК КПСС. (13 мая 1956г.)

«Созданный для большого творчества во имя коммунизма, с шестнадцати лет связанный с партией, с рабочими и крестьянами, наделенный Богом талантом незаурядным, я был полон самых высоких мыслей и чувств, которые только может породить жизнь народа, соединенная с прекрасными идеалами коммунизма… Нас после смерти Ленина низвели до положения мальчишек, уничтожали, идеологически пугали и называли это- «партийностью».

Задание 1(З).  Охарактеризуйте положение творческой интеллигенции в данный период, используя документы и знания по теме.

Задание 2(П). Объясните, какие задачи ставили власти перед деятелями культуры.

М.Ромм «Четыре встречи Н.С.Хрущева» (О встрече Хрущева с деятелями культуры в 1962г.)

«Наконец берет заключительное слово…Ну вот, говорит он, мы вас тут, конечно, послушаем, поговорим, но решать-то будет кто? Решать в нашей стране должен народ. А народ – это кто? Это партия. А партия кто? Это мы. Мы – партия. Значит, мы и будем решать, я вот буду решать. Понятно?»

                                                                              М.И.Ромм (1901-1971) – кинорежиссер и сценарист.

Из постановления Пленума ЦК КПСС «Об очередных задачах идеологической работы партии» (1963г.)

Партия будет и впредь вести бескомпромиссную борьбу против любых идейных шатаний, проповеди мирного сосуществований идеологий, против формалистического трюкачества, за партийность и народность советского искусства – искусства социалистического реализма.

Задание 3 (З). Назовите направление в искусстве, за которое выступала партия.

Задание 4 (П).  Согласны ли вы с мнением Хрущева, что партия, как часть народа, может всецело определять направления развития культуры.

Задание 5(У). Заполните таблицу «Прогрессивное и консервативное в развитии культуры в СССР в н.50-н.60-х гг. ХХв.», используя знания по теме. Представьте события на оценочном графике(доска) и сделайте выводы о развитии духовной сферы в период «оттепели».

Приложение 5

Рабочий лист    5 группа                                Внешняя политика

Тема урока: «Хрущевское десятилетие»: итоги, оценки, значение.

Из Варшавского договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи.14 мая 1955г.

«…Статья 4

В случае вооруженного нападения в Европе на одно или несколько государств – участников Договора… каждое государство – участник Договора…окажет государству или государствам, подвергшимся такому нападению, немедленную помощь…всеми средствами, какие представляются ему необходимыми, включая применение вооруженной силы. ‹…›

Из заявления Правительства СССР по вопросу о разоружении 14 мая 1956г.

Учитывая, что в нынешних условиях особую опасность для народов представляет атомная война, Советское правительство придает важнейшее значение запрещению атомного и водородного оружия. Именно поэтому мы предлагали и предлагаем безотлагательно принять решение о полном запрещении его производства и об уничтожении имеющихся запасов этого оружия, с тем чтобы великое открытие человечества – атомная энергия – служило исключительно мирным целям.

Из воспоминаний военного историка В.Фомина о венгерских событиях 1956г.

2 ноября 1956г. главнокомандующий Объединенными силами Варшавского Договора Маршал Советского Союза И.С. Конев…поставил боевую задачу: «Ликвидировать контрреволюционный мятеж в Будапеште»...  Боевая операция проводилась по указанию нашего высшего партийного и государственного руководства во главе с Н.С. Хрущевым. Свое решение они приняли… по просьбе венгерских коммунистов, руководства Китая, Югославии и стран – участниц Варшавского Договора.

Из послания председателя Совета Министров СССР Н.С.Хрущева президенту США Дж. Кеннеди по московскому радио. (27 октября 1962г.)

Вы хотите обезопасить свою страну, и это понятно. Но этого же хочет и Куба; все страны хотят себя обезопасить. Но как же нам, Советскому Союзу, нашему правительству, оценивать Ваши действия, которые выражаются в том, что Вы окружили военными базами Советский Союз, окружили военными базами наших союзников…расположили там свое ракетное вооружение… Ваши ракеты расположены в Турции…Вас беспокоит Куба. Вы говорите, что беспокоит она потому, что находится на расстоянии от берегов США 90 миль по морю. Но ведь Турция рядом с нами, наши часовые прохаживают и поглядывают один на другого…Вы расположили ракетное разрушительное оружие, которое Вы называете наступательным, в Турции, буквально под боком у нас…Я вношу предложение: мы согласны вывезти те средства с Кубы, которые Вы считаете наступательными средствами‹…›Ваши представители сделают заявление о том, что США, со своей стороны, учитывая беспокойство и озабоченность Советского государства, вывезут свои аналогичные средства из Турции.

Задание 1(З).  Охарактеризуйте основные направления внешней политики СССР в 50-60-х гг. ХХв.

Задание 2(П). Объясните, какие события в мире вызвали необходимость создания Варшавского договора.

Задание 3(П). Выскажите свое мнение о причинах и последствиях Карибского кризиса.

Задание 4(У). Заполните таблицу «Прогрессивное и консервативное во внешней политике СССР в н.50-н.60-х гг. ХХв.», используя знания по теме. Представьте события на оценочном графике(доска) и сделайте выводы о состоянии внешней политики в данный период.

Приложение 6

Памятка

1. Вспомните значение понятия «тоталитаризм».

2. Изложите свои мысли в соответствии со структурой: главная мысль, понятия, затронутые в высказывании, аргументы и примеры.

Приложение 7

Шаблон

  1. В данном оценочном суждении речь идет о том, что_______________________________  .   (передайте другими словами смысл)
  2. Основные понятия, затронутые в высказывании: ___________________________________ .
  3. Высказывание верно, так как

- во-первых, ______________, так например ____________________ ,

-во-вторых, ______________, так например _____________________ .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо" в ИОС

Конспект урока по русскому языку в 8 классе по теме; "Строение и грамматическое строение словосочетаний"...

Разработка учебной темы в системе учебных заданий технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК)

Данная система учебных заданий основана на технологии ТРИИК  (Технология развития информационно-интеллектуальной компетентности). Главной целью данной технологии является целенаправленное освоени...

Технологическая карта урока в системе учебных заданий технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК)

Технологическая карта урока в системе учебных заданий технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК). Английский язык. Тема: Праздничное время. Употребление настоящих в...

Технологическая карта урока математики в 5кл в системе учебных заданий технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности(ТРИИК) " Сравнение обыкновенных дробей"

Информационно-интеллектуальная компетентность формируется  в системе учебных заданий инновационной педагогической технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности(ТРИИК)....

Технологическая карта урока английского языка с использованием технологии развития критического мышления (ТРКМ)

Технологическая карта урока английского языка с использованием технологии развития критического мышления (ТРКМ)...

Методическая разработка. Технологическая карта урока в системе учебных заданий Технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК) Тема: "Способы сравнения дробей"

Вашему вниманию предлагается разработка урока  математики в 5 классе в технологии ТРИИК "Способы сравнения дробей". Технология развития информационно-интеллектуальной компетентности явл...