План-конспект урока по математике на тему "Площадь прямоугольника" (5 класс, Никольский) + презентация
план-конспект урока по математике (5 класс)

Проект открытого урока

План-конспект  урока № 64

по  математике

Класс: 5                                                                                                                                   Дата: 03.12.2019

Тема: Площадь прямоугольника. Единицы площади

Цель  урока: формировать представление о площади; познакомить  учащихся с правилом нахождения площади прямоугольника и квадрата, применять их при решении задач; единицами измерения площади

Планируемые результаты:  учащиеся научатся  находить площадь прямоугольника и квадрата по формулам:  S=a·b, S=a2; анализировать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; работать в паре и группе; обосновывать собственную точку зрения.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы учащихся: фронтальная, парная, самостоятельная

Необходимое техническое оборудование: учебник, раздаточный материал, проектор

 

Структура и ход урока

I. Организационный этап

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

 

II . Актуализация опорных знаний.

  1. Что изучали на прошлом уроке
  2. Под какими номерами изображены прямоугольники, почему? слайд
  3. Составьте выражение для вычисления периметра прямоугольника со сторонами 6 см, 3 см. слайд Задание 1

 

III.  Целеполагание и мотивация.

Разгадав кроссворд, мы узнаем, о чем пойдет речь на уроке. слайд

 

 

1    п

р

я

м

о

у

г

о

л

ь

н

и

к

 

2у

г

о

л

 

 

3    о

к

р

у

ж

н

о

с

т

ь

 

 

щ

 

 

4т

р

а

н

с

п

о

р

т

и

р

 

 

5к

в

а

д

р

а

т

 

6ц

и

р

к

у

л

ь

 

                                  

 

Вопросы:

1. Четырехугольник, у которого все углы прямые

2. Геометрическая фигура, образованная двумя лучами выходящими из одной точки.

3. Замкнутая линия на плоскости

4. Приспособление, измеряющее углы

5. Прямоугольник, у которого все стороны равны

6. Приспособление, которым чертим окружности

 

            Сформулируйте цель урока.

И сегодня на уроке мы вспомним или познакомимся с формулами площадей и  будем учиться применять их при решении задач.

 

IV. Первичное усвоение новых знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект открытого урока

План-конспект  урока № 64

по  математике

Класс: 5                                                                                           Дата: 03.12.2019

Тема: Площадь прямоугольника. Единицы площади

Цель  урока: формировать представление о площади; познакомить  учащихся с правилом нахождения площади прямоугольника и квадрата, применять их при решении задач; единицами измерения площади

Планируемые результаты:  учащиеся научатся  находить площадь прямоугольника и квадрата по формулам:  S=a·b, S=a2; анализировать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; работать в паре и группе; обосновывать собственную точку зрения.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы учащихся: фронтальная, парная, самостоятельная

Необходимое техническое оборудование: учебник, раздаточный материал, проектор

Структура и ход урока

I. Организационный этап

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

II . Актуализация опорных знаний.

  1. Что изучали на прошлом уроке
  2. Под какими номерами изображены прямоугольники, почему? слайд
  3. Составьте выражение для вычисления периметра прямоугольника со сторонами 6 см, 3 см. слайд Задание 1

III.  Целеполагание и мотивация.

Разгадав кроссворд, мы узнаем, о чем пойдет речь на уроке. слайд

1    п

р

я

м

о

у

г

о

л

ь

н

и

к

2у

г

о

л

3    о

к

р

у

ж

н

о

с

т

ь

щ

4т

р

а

н

с

п

о

р

т

и

р

5к

в

а

д

р

а

т

6ц

и

р

к

у

л

ь

Вопросы:

1. Четырехугольник, у которого все углы прямые

2. Геометрическая фигура, образованная двумя лучами выходящими из одной точки.

3. Замкнутая линия на плоскости

4. Приспособление, измеряющее углы

5. Прямоугольник, у которого все стороны равны

6. Приспособление, которым чертим окружности

        Сформулируйте цель урока.

И сегодня на уроке мы вспомним или познакомимся с формулами площадей и  будем учиться применять их при решении задач.

IV. Первичное усвоение новых знаний.

Записываем в тетрадь урока

  • Расскажите, что вы знаете о площади.

  • В каких единицах измеряется площадь?

 

Работа с учебником./Дополнительно/

Откройте учебник на странице 105.  Прочитайте параграф (стр. 105-107) и приготовьтесь отвечать на вопросы.

  1. Какой квадрат называется единичным?        слайд

Квадрат, сторона которого равна единице измерения длины , называют единичным квадратом.

  1. Чему равна площадь прямоугольника? Запишите в тетрадь слайд

Площадь прямоугольника равна произведению его основания на высоту

S = a ∙ b (квадратных единиц)

S - площадь

a – основание (длина)

b – высота (ширина)

  1. Чему равна площадь квадрата? Запишите в тетрадь слайд

Так как у квадрата все стороны равны, т.е. a=b, то S = a∙a= a2 (квадратных единиц).

        

        Площадь квадрата равна второй степени его стороны.

S = a2 (квадратных единиц).

  1. Какие единицы измерения  площади вы знаете? слайд

 

 1 см2=10 мм∙10мм= 100 мм2, так как 1 см=10 мм

1 дм2=10 см∙10см= 100 см2

1 м2= 10 дм∙10дм= 100 дм2

1 км2= 1000м∙1000м=1 000 000 м2

1 ар – площадь квадрата со стороной 10 м,

1 а = 10м∙10м= 100 м2 – сотка

1 гектар – площадь квадрата со стороной 100 м,

1 га = 100м∙100м= 10 000 м2

Дополнтельно+

V. Физминутка. Дополнительно

VI. Проверка понимания

К доске вызывается один учащийся и выполняет Задание 2. слайд

А теперь выполняем в тетрадях Задание 2.

Задание 2.

a = 6 см

в = 3 см

S -?

Решение:

S=a∙b

S= 6*3 = 18 см2

Ответ: 18 см2

Задание 3. слайд
Дан квадрат со стороной  10 см. Найдите его площадь.

Решение

S=a ∙ a= a 2

102= 10 ∙ 10=100 (см2) - площадь

100 см2 =1 дм2

Ответ: 100 см2  или 1дм2

VII.   Организация первичного закрепления

1) Практическая работа.

Задание: сделав необходимые измерения, найти площади парты и/или учебника. Результаты измерений —  значение площади — запишите в тетрадь.

Парта

Длина – _________

Ширина – _______

S - ?

Учебник

Длина – _________

Ширина – _______

S - ?

Решение

S=a*b

________________

Ответ:

Решение

S=a*b

________________

Ответ:

2) Вычисли недостающую величину (Дополнительно)

Длина, a

12 см

3 дм=30см

15 см

(36/2)-8

10 см

Ширина, b

5 см

6 см

60/15

4 см

8 см

Периметр, P

2*(12+5)

34 см

2*(30+6)

72 см

2*(15+4)

38 см

36 см

Площадь, S

12*5

60 см2

30*6

180 см2

15*4

60 см2

10*8

180 см2


VIII.   Организация первичного контроля (Дополнительно)

        

Самостоятельная работа в виде теста в двух вариантах (для учащихся успешно справившихся с практической работой) (на дополнительную оценку)

Вариант 1

1. Площадь прямоугольника определяется по формуле:

а) S = a2;                 б) S = a • b;                 в) S = 2 • (a+b).

2.Площадь квадрата со стороной 6 см равна:

а) 30 см2;                 б) 36 см2;                 в) 81 см2.

3. Площадь прямоугольника со сторонами 8 см и 2 см равна:

а)  20 см2;                      б) 10 см2;                в) 16 см2.

4. Периметр квадрата равен 40 см. Площадь его равна:

а) 400 см2;                 б)  20 см2;                 в) 100 см2.

Ответы к тесту

№ задания

1

2

3

4

Ответ

б

б

в

в

Вариант 2

1. Площадь квадрата определяется по формуле:

а) S = a2;                 б) S = a • b;                 в) S = 2 • (a+b).

2. Площадь квадрата со стороной 8 см равна:

а) 32 см;                       б) 16 см;                         в) 64 см.

3. Площадь квадрата равна 100 см2 .Найти его сторону:

а) 50 см;                б) 10 см;                    в) 25 см.

4. Периметр квадрата равен 36 см. Площадь его равна:

а) 20 см2;                 б) 18 см2;                 в) 81 см2.

Ответы к тесту

№ задания

1

2

3

4

Ответ

а

в

б

в

VIII.  Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

  • стр. 107-109 –изучить, знать формулы и ед. площади
  • № 480, № 489
  • Дополнительно: измерить длину и ширину своей комнаты и найти площадь и периметр

IX. Рефлексия. -  Подведение итогов урока.

        - Какие геометрические фигуры мы сегодня разбирали?

        - Формулы для нахождения площади прямоугольника, квадрата?

- Что на уроке было самым сложным, простым?

- С каким настроением вы уйдете с урока?

Спасибо за работу на уроке!

Задание: Вычисли недостающую величину

Длина, a        

12 см

3 дм

15 см

Ширина, b

5 см

6 см

8 см

Периметр, P

36 см

Площадь, S

60 см2


Задание: Вычисли недостающую величину

Длина, a        

12 см

3 дм

15 см

Ширина, b

5 см

6 см

8 см

Периметр, P

36 см

Площадь, S

60 см2


Задание: Вычисли недостающую величину

Длина, a        

12 см

3 дм

15 см

Ширина, b

5 см

6 см

8 см

Периметр, P

36 см

Площадь, S

60 см2

КРОССВОРД

1

2

3

4

5

6

Вопросы (по горизонтали):

1. Четырехугольник, у которого все углы прямые

2. Геометрическая фигура, образованная двумя лучами, выходящими из одной точки.

3. Замкнутая линия на плоскости

4. Приспособление, измеряющее углы

5. Прямоугольник, у которого все стороны равны

6. Приспособление, которым чертим окружности

Ответ (по вертикали + №1 ): _____________________________________________

КРОССВОРД

1

2

3

4

5

6

Вопросы (по горизонтали):

1. Четырехугольник, у которого все углы прямые

2. Геометрическая фигура, образованная двумя лучами, выходящими из одной точки.

3. Замкнутая линия на плоскости

4. Приспособление, измеряющее углы

5. Прямоугольник, у которого все стороны равны

6. Приспособление, которым чертим окружности

Ответ (по вертикали + №1): _____________________________________________

КРОССВОРД

1

2

3

4

5

6

Вопросы:

1. Четырехугольник, у которого все углы прямые

2. Геометрическая фигура, образованная двумя лучами, выходящими из одной точки.

3. Замкнутая линия на плоскости

4. Приспособление, измеряющее углы

5. Прямоугольник, у которого все стороны равны

6. Приспособление, которым чертим окружности

Самостоятельная работа в виде теста. Вариант 1

1. Площадь прямоугольника определяется по формуле:

а) S = a2;           б) S = a • b;            в) S = 2 • (a+b).

2.Площадь квадрата со стороной 6 см равна:

а) 30 см2;          б) 36 см2;               в) 81 см2.

3. Площадь прямоугольника со сторонами 8 см и 2 см равна:

а)  20 см2;         б) 10 см2;               в) 16 см2.

4. Периметр квадрата равен 40 см. Площадь его равна:

а) 400 см2;       б)  20 см2;              в) 100 см2.

Самостоятельная работа в виде теста. Вариант 2

1. Площадь квадрата определяется по формуле:

а) S = a2;               б) S = a • b;             в) S = 2 • (a+b).

2. Площадь квадрата со стороной 8 см равна:

а) 32 см;               б) 16 см;                 в) 64 см.

3. Площадь квадрата равна 100 см2 .Найти его сторону:

а) 50 см;               б) 10 см;                 в) 25 см.

4. Периметр квадрата равен 36 см. Площадь его равна:

а) 20 см2;             б) 18 см2;                 в) 81 см2.

Самостоятельная работа в виде теста. Вариант 1

1. Площадь прямоугольника определяется по формуле:

а) S = a2;           б) S = a • b;            в) S = 2 • (a+b).

2.Площадь квадрата со стороной 6 см равна:

а) 30 см2;          б) 36 см2;               в) 81 см2.

3. Площадь прямоугольника со сторонами 8 см и 2 см равна:

а)  20 см2;         б) 10 см2;               в) 16 см2.

4. Периметр квадрата равен 40 см. Площадь его равна:

а) 400 см2;       б)  20 см2;              в) 100 см2.

Самостоятельная работа в виде теста. Вариант 2

1. Площадь квадрата определяется по формуле:

а) S = a2;               б) S = a • b;             в) S = 2 • (a+b).

2. Площадь квадрата со стороной 8 см равна:

а) 32 см;               б) 16 см;                 в) 64 см.

3. Площадь квадрата равна 100 см2 .Найти его сторону:

а) 50 см;               б) 10 см;                 в) 25 см.

4. Периметр квадрата равен 36 см. Площадь его равна:

а) 20 см2;             б) 18 см2;                 в) 81 см2.

Самостоятельная работа в виде теста. Вариант 1

1. Площадь прямоугольника определяется по формуле:

а) S = a2;           б) S = a • b;            в) S = 2 • (a+b).

2.Площадь квадрата со стороной 6 см равна:

а) 30 см2;          б) 36 см2;               в) 81 см2.

3. Площадь прямоугольника со сторонами 8 см и 2 см равна:

а)  20 см2;         б) 10 см2;               в) 16 см2.

4. Периметр квадрата равен 40 см. Площадь его равна:

а) 400 см2;       б)  20 см2;              в) 100 см2.

Самостоятельная работа в виде теста. Вариант 2

1. Площадь квадрата определяется по формуле:

а) S = a2;               б) S = a • b;             в) S = 2 • (a+b).

2. Площадь квадрата со стороной 8 см равна:

а) 32 см;               б) 16 см;                 в) 64 см.

3. Площадь квадрата равна 100 см2 .Найти его сторону:

а) 50 см;               б) 10 см;                 в) 25 см.

4. Периметр квадрата равен 36 см. Площадь его равна:

а) 20 см2;             б) 18 см2;                 в) 81 см2.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

2 3 4 5 6 1 7

Слайд 3

Задание 1. Дан прямоугольник со сторонами 6 см и 3 см. Найдите его периметр. 6 см 3 см a = 6 см b = 3 см P - ? Решение P =2 ∙ ( a + b )= 2∙(6+3)= 2∙9= 18 (см) - периметр Ответ: 18 см

Слайд 4

КРОССВОРД 1 2 3 4 5 6 Вопросы (по горизонтали): 1. Четырехугольник, у которого все углы прямые 2. Геометрическая фигура, образованная двумя лучами, выходящими из одной точки. 3. Замкнутая линия на плоскости 4 . Приспособление, измеряющее углы 5. Прямоугольник, у которого все стороны равны 6. Приспособление, которым чертим окружности Ответ (по вертикали + №1): ______________

Слайд 5

КРОССВОРД 1 П Р Я М О У Г О Л Ь Н И К 2 3 4 5 6 Вопросы (по горизонтали): 1. Четырехугольник, у которого все углы прямые 2. Геометрическая фигура, образованная двумя лучами, выходящими из одной точки. 3. Замкнутая линия на плоскости 4 . Приспособление, измеряющее углы 5. Прямоугольник, у которого все стороны равны 6. Приспособление, которым чертим окружности Ответ (по вертикали + №1): ______________

Слайд 6

КРОССВОРД 1 П Р Я М О У Г О Л Ь Н И К 2 У Г О Л 3 4 5 6 Вопросы (по горизонтали): 1. Четырехугольник, у которого все углы прямые 2. Геометрическая фигура, образованная двумя лучами, выходящими из одной точки. 3. Замкнутая линия на плоскости 4 . Приспособление, измеряющее углы 5. Прямоугольник, у которого все стороны равны 6. Приспособление, которым чертим окружности Ответ (по вертикали + №1): ______________

Слайд 7

КРОССВОРД 1 П Р Я М О У Г О Л Ь Н И К 2 У Г О Л 3 О К Р У Ж Н О С Т Ь 4 5 6 Вопросы (по горизонтали): 1. Четырехугольник, у которого все углы прямые 2. Геометрическая фигура, образованная двумя лучами, выходящими из одной точки. 3. Замкнутая линия на плоскости 4 . Приспособление, измеряющее углы 5. Прямоугольник, у которого все стороны равны 6. Приспособление, которым чертим окружности Ответ (по вертикали + №1): ______________

Слайд 8

КРОССВОРД 1 П Р Я М О У Г О Л Ь Н И К 2 У Г О Л 3 О К Р У Ж Н О С Т Ь 4 Т Р А Н С П О Р Т И Р 5 6 Вопросы (по горизонтали): 1. Четырехугольник, у которого все углы прямые 2. Геометрическая фигура, образованная двумя лучами, выходящими из одной точки. 3. Замкнутая линия на плоскости 4 . Приспособление, измеряющее углы 5. Прямоугольник, у которого все стороны равны 6. Приспособление, которым чертим окружности Ответ (по вертикали + №1): ______________

Слайд 9

КРОССВОРД 1 П Р Я М О У Г О Л Ь Н И К 2 У Г О Л 3 О К Р У Ж Н О С Т Ь 4 Т Р А Н С П О Р Т И Р 5 К В А Д Р А Т 6 Вопросы (по горизонтали): 1. Четырехугольник, у которого все углы прямые 2. Геометрическая фигура, образованная двумя лучами, выходящими из одной точки. 3. Замкнутая линия на плоскости 4 . Приспособление, измеряющее углы 5. Прямоугольник, у которого все стороны равны 6. Приспособление, которым чертим окружности Ответ (по вертикали + №1): ______________

Слайд 10

КРОССВОРД 1 П Р Я М О У Г О Л Ь Н И К 2 У Г О Л 3 О К Р У Ж Н О С Т Ь 4 Т Р А Н С П О Р Т И Р 5 К В А Д Р А Т 6 Ц И Р К У Л Ь Вопросы (по горизонтали): 1. Четырехугольник, у которого все углы прямые 2. Геометрическая фигура, образованная двумя лучами, выходящими из одной точки. 3. Замкнутая линия на плоскости 4 . Приспособление, измеряющее углы 5. Прямоугольник, у которого все стороны равны 6. Приспособление, которым чертим окружности Ответ (по вертикали + №1): ______________

Слайд 11

Тема: Площадь прямоугольника. Единицы площади

Слайд 12

Работа с учебником (стр. 105-106) Какой квадрат называется единичным? Чему равна площадь прямоугольника? Чему равна площадь квадрата? Какие единицы измерения площади вы знаете?

Слайд 13

1.Какой квадрат называется единичным?

Слайд 14

2. Чему равна площадь прямоугольника? Площадь прямоугольника равна произведению его основания на высоту S = a ∙ b (квадратных единиц) S - площадь a – основание (длина) b – высота (ширина)

Слайд 15

3 . Чему равна площадь квадрата? Так как у квадрата все стороны равны, т.е. a=b, то S = a∙a = a 2 (квадратных единиц). Площадь квадрата равна второй степени его стороны. S = a 2 (квадратных единиц).

Слайд 16

4. Какие единицы измерения площади вы знаете? 1 см 2 =10 мм∙10мм= 100 мм 2 , так как 1 см=10 мм 1 дм 2 =10 см∙10см= 100 см 2 1 м 2 = 10 дм∙10дм= 100 дм 2 1 км 2 = 1000м∙1000м=1 000 000 м 2 1 ар – площадь квадрата со стороной 10 м, 1 а = 10м∙10м= 100 м 2 – сотка 1 гектар – площадь квадрата со стороной 100 м , 1 га = 100м∙100м= 10 000 м 2

Слайд 17

Задание 2. Начертите прямоугольник со сторонами 6 см и 3 см. Найдите его площадь. 6 см 3 см a = 6 см b = 3 см S - ?

Слайд 18

Задание 2. Начертите прямоугольник со сторонами 6 см и 3 см. Найдите его площадь. 6 см 3 см a = 6 см b = 3 см S - ? Квадратный сантиметр – это площадь квадрата, сторона которого равна 1см 1 см ∙ 1 см= 1 см 2 1 см 1 см

Слайд 19

Задание 2. Начертите прямоугольник со сторонами 6 см и 3 см. Найдите его площадь. 6 см 3 см a = 6 см b = 3 см S - ? Решение S = a ∙b 6 ∙ 3 = 18 (см 2 ) - площадь Ответ: 18 см 2

Слайд 20

Задание 3. Дан квадрат со сторонами 10 см. Найдите его площадь. 10 см 10 см a = 10 см S - ? Решение S = a ∙ a = a 2 10 2 = 10 ∙ 1 0=100 (см 2 ) - площадь 100 см 2 =1 дм 2 Ответ: 100 см 2 или 1дм 2

Слайд 21

Практическая работа . Парта Длина – _________ Ширина – _______ S - ? Учебник Длина – _________ Ширина – _______ S - ? Решение S = ________________ Ответ: Решение S = ________________ Ответ: Задание : сделав необходимые измерения, найти площади парты и/или учебника. Результаты измерений — значение площади — запишите в тетрадь.

Слайд 22

Вычисли недостающую величину Длина, a 12 см 3 дм 15 см Ширина, b 5 см 6 см 8 см Периметр, P 36 см Площадь, S 60 см 2

Слайд 23

Вычисли недостающую величину Длина, a 12 см 3 дм 15 см Ширина, b 5 см 6 см 8 см Периметр, P 2*(12+5) 34 см 36 см Площадь, S 12*5 60 см 2 60 см 2

Слайд 24

Вычисли недостающую величину Длина, a 12 см 3 дм = = 30см 15 см Ширина, b 5 см 6 см 8 см Периметр, P 2*(12+5) 34 см 2*(30+6) 72 см 36 см Площадь, S 12*5 60 см 2 30*6 180 см 2 60 см 2

Слайд 25

Вычисли недостающую величину Длина, a 12 см 3 дм = = 30см 15 см Ширина, b 5 см 6 см 60/15 4 см 8 см Периметр, P 2*(12+5) 34 см 2*(30+6) 72 см 2*(15+4) 38 см 36 см Площадь, S 12*5 60 см 2 30*6 180 см 2 60 см 2

Слайд 26

Вычисли недостающую величину Длина, a 12 см 3 дм = = 30см 15 см (36/2)-8 10 см Ширина, b 5 см 6 см 60/15 4 см 8 см Периметр, P 2*(12+5) 34 см 2*(30+6) 72 см 2*(15+4) 38 см 36 см Площадь, S 12*5 60 см 2 30*6 180 см 2 60 см 2 10*8 180 см 2

Слайд 27

Домашняя работа стр. 105-107 –изучить, знать правила, формулы и ед. площади № 480, № 489 Дополнительно : измерить длину и ширину своей комнаты и найти площадь и периметр


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект открытого урока по математике в 5 классе, учитель - Сиротина А. С. МБОУ «Атратская СОШ»

деление десятичной дроби на натуральное число. правила деления, решение примеров и задач....

План-конспект открытого урока по математике в 5 классе. Тема урока: «Проценты»

         Открытый урок в 5 классе по теме «Проценты»  Цель : 1.Решение задач на проценты.            2....

План-конспект открытого урока по математике в 5 классе "В стране натуральных чисел"

Обобщение понятия натурального числа,  ввод понятия совершенных чисел,знакомство учащихся с числами-великанами, развитие у школьников логического мышления....

План-конспект открытого урока по английскому языку в 5 классе с презентацией

Данная работа содержит развернутый план-конспект урока английского языка в 5 классе "Spotlight" и презентацию к уроку....

План – конспект открытого урока по математике в 8 классе на тему: "Четырехугольники"

Обобщающий урок по теме: "Четырехугольники"Цели:Обучающие:Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Четырехугольники» с использованием средств мультимедиа;Закрепление основных понятий базово...

План – конспект открытого урока по математике в 6-м классе на тему: «Путешествие в страну рациональных чисел»

План – конспект открытого урока по математике в 6-м классе на тему: «Путешествие  в страну рациональных чисел»    Цели урока:- повторение, обобщение и систематизация ранее полученн...