Адаптированная рабочая по математике
рабочая программа по математике (5 класс)

Адаптированная рабочая программа основного общего образования по математике в 5 классе  рассчитана для обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями). Она ориентирована на учебник для 5 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /Математика. 5 класс: учебник для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида под ред. М.Н. Перова, Г. М. Капустина. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 224с..

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл arp_ooo_uo_matematika_5_kl.docx72.93 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

казенное общеобразовательное учреждение  Ханты–Мансийского автономного округа–Югры,

«Урайская  школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

«Рассмотрено»

на заседании  МО  учителей математики и информатики                

КОУ «Урайская школа для обучающихся с ограниченными

возможностями здоровья»                                

Протокол №___ от «___ »_____2020 г.

«Согласовано»                               Зам. директора по УВР                

КОУ «Урайская школа для обучающихся с ограниченными

возможностями здоровья»                                

 ___________ М. Р. Звягина

«____»___________2020 г.            

                                             

«Утверждено»

ВРИО директора

КОУ «Урайская школа для обучающихся с ограниченными

возможностями здоровья»                                

_____________  А. А. Еганова

приказ № ____ от «____»______2020 г.

                                             

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

основного общего образования

для обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

по учебному предмету «Математика»

5 класс

                                                                                                                                                  Ф. Г. Сафина,

                                                                                                                                      учитель математики,

    высшая квалификационная категория

г. Урай, 2020 г.

Пояснительная записка.

         Адаптированная рабочая программа по математике 5 класса для обучающихся с умственной отсталостью  составлена на основе следующих нормативных документов:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ   (в ред. от 02.03.2016 г.)
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
  3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15.
  4. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы  VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В.В. Воронковой – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – Сб.1. – 232с.
  5. Адаптированная основная образовательная программа  КОУ «Урайская школа для обучающихся с ОВЗ».
  6. Календарный учебный график КОУ «Урайская школа для обучающихся с ОВЗ».

          Данная программа, по математике  составлена для обучающихся с умственной отсталостью на основе требований к результатам освоения образовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В основу АООП заложены дифференцированный и деятельностный подходы, что предполагает учет их особых образовательных потребностей и  выполнения доступной им деятельности.

Предлагаемая программа ориентирована на учебник для 5 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /Математика. 5 класс: учебник для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида под ред. М.Н. Перова, Г. М. Капустина. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 224с..

Цели изучения математики:

  • дать учащимся такие доступные количественные, пространственные и временные представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность.
  • воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
  • воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

Задачи изучения математики в 5 классе:

  • формирование доступных учащимся математических знаний и умений, их практического применения в повседневной жизни;
  •  общее развитие учащихся, коррекция недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения;
  • воспитание у школьников целенаправленной деятельности, трудолюбия, самостоятельности, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности, умения принимать решение;
  • развитие речи учащихся, обогатить её математической терминологией.

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

         Умственная отсталость — это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие органического поражения центральной нервной системы.  

Затруднения в психическом развитии детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловлены особенностями их высшей нервной деятельности (слабостью процессов возбуждения и торможения, замедленным формированием условных связей, тугоподвижностью нервных процессов, нарушением взаимодействия первой и второй сигнальных систем и др.). В подавляющем большинстве случаев интеллектуальные нарушения, имеющиеся у обучающихся с умственной отсталостью, являются следствием органического поражения ЦНС на ранних этапах онтогенеза. Негативное влияние органического поражения ЦНС имеет системный характер, когда в патологический процесс оказываются вовлеченными все стороны психофизического развития ребенка: мотивационно-потребностная, социально-личностная, моторно-двигательная; эмоционально-волевая сферы, а также когнитивные процессы ― восприятие, мышление, деятельность, речь и поведение. В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью.

         При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является мышление, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению.

         Нарушение объема и темпа восприятия, недостаточная его дифференцировка, не могут не оказывать отрицательного влияния на весь ход развития ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

         Меньший потенциал у обучающихся с умственной отсталостью обнаруживается в развитии их мышления, основу которого составляют такие операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Из всех видов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического) у обучающихся с легкой умственной отсталостью в большей степени недоразвито словесно-логическое мышление. Это выражается в слабости обобщения, трудностях понимания смысла явления или факта. Обучающимся присуща сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления: зачастую, они начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, не имея внутреннего плана действия.

         Менее развитым оказывается логическое опосредованное запоминание, хотя механическая память может быть сформирована на более высоком уровне. Недостатки памяти обучающихся с умственной отсталостью проявляются не столько в трудностях получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения: вследствие трудностей установления логических отношений полученная информация может воспроизводиться бессистемно, с большим количеством искажений; при этом наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала.

         Особенности познавательной деятельности школьников с умственной отсталостью проявляются и в особенностях их внимания, которое отличается сужением объема, малой устойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью переключения. В значительной степени нарушено произвольное внимание, что связано с ослаблением волевого напряжения, направленного на преодоление трудностей, что выражается в неустойчивости внимания.

         У школьников с умственной отсталостью отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической и синтаксической. Таким образом, для обучающихся с умственной отсталостью характерно системное недоразвитие речи. Психологические особенности обучающихся с умственной отсталостью проявляются и в нарушении эмоциональной сферы. При легкой умственной отсталости эмоции в целом сохранны, однако они отличаются отсутствием оттенков переживаний, неустойчивостью и поверхностью. Отсутствуют или очень слабо выражены переживания, определяющие интерес и побуждение к познавательной деятельности, а также с большими затруднениями осуществляется воспитание высших психических чувств: нравственных и эстетических. Волевая сфера учащихся с умственной отсталостью характеризуется слабостью собственных намерений и побуждений, большой внушаемостью.

         Для обучающихся с легкой умственной отсталостью характерны следующие специфические образовательные потребности:

  • раннее получение специальной помощи средствами образования;
  • обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого,

как через содержание предметных областей, так и в процессе коррекционной работы;

  • научный, практико-ориентированный, действенный характер содержания образования;
  • доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования;
  • систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений;
  • специальное обучение их «переносу» с учетом изменяющихся условий учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций;
  • использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним;
  • развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка к обучению и социальному взаимодействию со средой;
  • специальное обучение способам усвоения общественного опыта ― умений действовать совместно с взрослым, по показу, подражанию по словесной инструкции; 
  • стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру.

Удовлетворение перечисленных особых образовательных потребностей обучающихся возможно на основе реализации личностно-ориентированного подхода к воспитанию и обучению обучающихся через изменение содержания обучения и совершенствование методов и приемов работы. В свою очередь, это позволит формировать возрастные психологические новообразования и корригировать высшие психические функции в процессе изучения обучающимися учебного предмета, а также в ходе проведения коррекционно-развивающих занятий.

          Учебный предмет «Математика» входит в предметную область «Математика и информатика», является обязательным для изучения. Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ на изучение математики в 5 классе основной школы отводится 5 часов в неделю в течение каждого года обучения, всего 175 уроков.

  1. Планируемые результаты освоения содержания предмета.

        Освоение обучающимися данной программы, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

          Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

личностные:

— проявление мотивации при выполнении отдельных видов деятельности на уроке математики, при выполнении домашнего задания;

— желание выполнить математическое задание правильно, с использованием знаковой символики в соответствии с данным образцом или пошаговой инструкцией учителя;

— умение понимать инструкцию учителя, высказанную с использованием математической терминологии, следовать ей при выполнении учебного задания;

— умение воспроизвести в устной речи алгоритм выполнения математической операции (вычислений, измерений, построений) с использованием математической терминологии в виде отчета о выполненной деятельности (с помощью учителя);

— умение сформулировать элементарное умозаключение (сделать вывод) с использованием в собственной речи математической терминологии, и обосновать его (с помощью учителя);

— элементарные навыки межличностного взаимодействия при выполнении отдельных видов деятельности на уроке математики, доброжелательное отношение к учителю и одноклассникам;

— умение оказать помощь одноклассникам в учебной ситуации; при необходимости попросить о помощи в случае возникновения затруднений в выполнении математического задания;

— умение корригировать собственную деятельность по выполнению математического задания в соответствии с замечанием (мнением), высказанным учителем или одноклассниками, а также с учетом оказанной при необходимости помощи;

— знание правил поведения в кабинете математики, элементарные навыки безопасного использования инструментов (измерительных, чертежных) при выполнении математического задания;

— элементарные навыки организации собственной деятельности по самостоятельному выполнению математической операции (учебного задания) на основе усвоенного пошагового алгоритма и самооценки выполненной практической деятельности, в том числе на основе

знания способов проверки правильности вычислений, измерений, построений и пр.; умение осуществлять необходимые исправления в случае неверно выполненного задания;

— элементарные навыки самостоятельной работы с учебником математики, другими дидактическими материалами;

— понимание связи отдельных математических знаний с жизненными ситуациями; умение применять математические знания для решения доступных жизненных задач (с помощью учителя) и в процессе овладения профессионально-трудовыми навыками на уроках обучения профильному труду (с помощью учителя);

— элементарные представления о здоровом образе жизни, бережном отношении к природе; умение использовать в этих целях усвоенные математические знания и умения.

         АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Минимальный уровень:

— знание числового ряда 1—1 000 в прямом порядке;

— умение читать, записывать под диктовку числа в пределах 1 000 (в том числе с использованием калькулятора);

— счет в пределах 1 000 присчитыванием разрядных единиц (1, 10, 100) и равными числовыми группами по 50 устно и с записью чисел;

— определение разрядов в записи трехзначного числа, умение назвать их (сотни, десятки, единицы);

— умение сравнивать числа в пределах 1 000, упорядочивать круглые сотни в пределах 1 000;

— знание единиц измерения (мер) длины, массы, времени, их соотношений (с помощью учителя);

— знание денежных купюр в пределах 1 000 р.; осуществление размена, замены нескольких купюр одной;

— выполнение сложения и вычитания двузначного числа с однозначным числом в пределах 100 с переходом через разряд на основе приемов устных и письменных вычислений; двузначного числа

с двузначным числом в пределах 100 с переходом через разряд на основе приемов письменных вычислений;

— выполнение сложения и вычитания чисел в пределах 1 000 без перехода через разряд и с переходом через разряд приемами письменных вычислений;

— выполнение умножения чисел 10, 100; деления на 10, 100 без остатка;

— выполнение умножения и деления чисел в пределах 1 000 на однозначное число приемами письменных вычислений (с помощью учителя), с использованием при вычислениях таблицы умножения на печатной основе (в трудных случаях);

— знание обыкновенных дробей, умение их прочитать, записать;

— выполнение решения простых задач на сравнение чисел с вопросами: «На сколько больше (меньше) … ?» (с помощью учителя); составных задач в два арифметических действия;

— различение видов треугольников в зависимости от величины углов;

— знание радиуса и диаметра окружности, круга.

Достаточный уровень:

— знание числового ряда 1—1 000 в прямом и обратном порядке; места каждого числа в числовом ряду в пределах 1 000;

— умение читать, записывать под диктовку числа в пределах 1 000 (в том числе с использованием калькулятора);

— счет в пределах 1 000 присчитыванием, отсчитыванием разрядных единиц (1, 10, 100) и равными числовыми группами по 20, 200, 50 устно и с записью чисел;

— знание класса единиц, разрядов в классе единиц;

— умение получить трехзначное число из сотен, десятков, единиц; разложить трехзначное число на сотни, десятки, единицы;

— умение сравнивать и упорядочивать числа в пределах 1 000;

— выполнение округления чисел до десятков, сотен;

— знание римских цифр, умение прочитать и записать числа I—XII;

— знание единиц измерения (мер) длины, массы, времени, их соотношений;

— знание денежных купюр в пределах 1 000 р.; осуществление размена, замены нескольких купюр одной;

— выполнение преобразований чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы (в пределах 1 000);

— выполнение сложения и вычитания двузначного числа с однозначным, двузначным числом в пределах 100 с переходом через разряд на основе приемов устных и письменных вычислений;

— выполнение сложения и вычитания чисел в пределах 1 000 без перехода через разряд приемами устных вычислений, с переходом через разряд приемами письменных вычислений с последующей проверкой;

— выполнение умножения чисел 10, 100; деления на 10, 100 без остатка и с остатком;

— выполнение умножения и деления чисел в пределах 1 000 на однозначное число приемами письменных вычислений;

— знание обыкновенных дробей, их видов; умение получить, обозначить, сравнить обыкновенные дроби;

— выполнение решения простых задач на сравнение чисел с вопросами: «На сколько больше (меньше) … ?», на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого; составных задач в три арифметических действия (с помощью учителя);

— знание видов треугольников в зависимости от величины углов и длин сторон;

— умение построить треугольник по трем заданным сторонам с помощью циркуля и линейки;

— знание радиуса и диаметра окружности, круга; их буквенных обозначений;

— вычисление периметра многоугольника.

Система оценки достижений обучающихся с легкой умственной отсталостью планируемых результатов освоения.

         Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными

нарушениями) предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую

функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении

им социальным опытом.

Виды контроля: входной, тематический, промежуточный.

Формы организации контроля: устный опрос, письменный опрос (контрольная работа,  тестовая работа, самостоятельная работа и проверочные работы на 15 – 20 минут с дифференцированным оцениванием.

Входной контроль осуществляется в начале года. Он позволяет определить зону ближайшего и актуального развития.

Тематический контроль осуществляется по завершению темы. Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы.

Промежуточный контроль осуществляется по завершению учебного года.

Оценка письменных работ учащихся.

Отметка «5»  ставится в следующих случаях: (может пользоваться инструкциями, образцами)

  • работа выполнена полностью самостоятельно;
  • в рассуждениях и обоснованиях нет пробелов и ошибок;
  • в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится, если: (может получить частичную помощь)

  • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умения обосновывать рассуждения не являлись специальным объектом проверки);
  • допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если (может значительную помощь получить):  допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов в выкладках, чертежах или графика, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если: допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере, не узнает и не понимает задания.

Оценка устных работ учащихся.

При проверке качества знаний при устном опросе можно выделить следующие критерии оценок:

  • «5» - материал полностью усвоен. Ученик отвечает на все предложенные вопросы, приводит примеры, высказывает свою точку зрения  на предложенную тему. Может использовать план ответа.
  • «4» - материал полностью усвоен. Ученик отвечает на все предложенные вопросы, приводит примеры из учебника, но может допускать негрубые ошибки, их исправить, используя учебник или подсказки.  
  • «3» - материал усвоен частично. Ученик отвечает на большую часть предложенных вопросов с помощью учителя или одноклассников, допускает ошибки.
  • «2» - материал не усвоен. Ученик либо вообще не отвечает ни на один из предложенных вопросов, либо ничего не понимает.

Оценка тестовых заданий.

  • 65-100% - отлично «5»;
  • 51-64% - хорошо «4»;
  • 35-50% - удовлетворительно «3»;
  • менее 35% - неудовлетворительно «2».

В любом случае, при оценке итоговых предметных результатов следует из всего спектра оценок выбирать такие, которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.

  1. Содержание тем учебного предмета.
  1. Нумерация

Нумерация чисел в пределах 1 000. Получение круглых сотен в пределах 1 000. Получение трехзначных чисел из сотен, десятков, единиц; из сотен и десятков; из сотен и единиц. Разложение трехзначных чисел на сотни, десятки, единицы. Разряды: единицы, десятки, сотни, единицы тысяч. Класс единиц. Счет до 1 000 и от 1 000 разрядными единицами и числовыми группами по 2, 20, 200; по 5, 50, 500; по 25, 250 устно и с записью чисел. Изображение трехзначных чисел на калькуляторе. Округление чисел до десятков, сотен; знак округления («≈»).

Определение количества разрядных единиц и общего количества сотен, десятков, единиц в числе. Римские цифры. Обозначение чисел I—XII.

  1. Единицы измерения и их соотношения

Единица измерения (мера) длины — километр (1 км). Соотношение: 1 км = 1 000 м. Единицы измерения (меры) массы — грамм (1 г); центнер (1 ц); тонна (1 т). Соотношения: 1 кг = 1 000 г; 1 ц = 100 кг; 1 т = 1 000 кг; 1 т = 10 ц.

Денежные купюры достоинством 10 р., 50 р., 100 р., 500 р., 1 000 р.; размен, замена нескольких купюр одной. Соотношение: 1 год = 365 (366) сут. Високосный год. Преобразования чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы.

  1. Арифметические действия

Нахождение неизвестного компонента сложения и вычитания (в пределах 100). Сложение и вычитание круглых сотен в пределах 1 000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 на основе устных и письменных вычислительных приемов, их проверка. Умножение чисел 10 и 100, деление на 10 и 100 без остатка

и с остатком. Умножение и деление круглых десятков, сотен на однозначное число (40 ⋅ 2; 400 ⋅ 2; 420 ⋅ 2; 4 : 2; 400 : 2; 460 : 2; 250 : 5). Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел без перехода через разряд (24 ⋅ 2; 243 ⋅ 2; 48 : 2; 468 : 2) приемами устных вычислений. Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд приемами письменных вычислений; проверка правильности вычислений. Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной, двумя единицами (мерами) длины, стоимости приемами устных вычислений (55 см ± 16 см; 55 см ± 45 см; 1 м − 45 см; 8 м 55 см ± 3 м 16 см;

8 м 55 см ± 16 см; 8 м 55 см ± 3 м; 8 м ± 16 см; 8 м ± 3 м 16 см).

  1. Дроби

Получение одной, нескольких долей предмета, числа. Обыкновенные дроби, числитель, знаменатель дроби. Сравнение долей, дробей с одинаковыми числителями или знаменателями. Количество долей в одной целой. Сравнение обыкновенных дробей с единицей. Дроби правильные, неправильные.

  1. Арифметические задачи

Простые арифметические задачи на нахождение части числа. Простые арифметические задачи на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого. Простые арифметические задачи на сравнение (отношение) чисел с вопросами: «На сколько больше (меньше)?», «Во сколько раз больше (меньше)?» Составные задачи, решаемые в 2—3 арифметических действия.

  1. Геометрический материал

Периметр (Р). Нахождение периметра многоугольника. Треугольник. Стороны треугольника: основание, боковые стороны. Классификация треугольников по видам углов и длинам сторон. Построение треугольников по трем данным сторонам с помощью циркуля и линейки. Диагонали прямоугольника (квадрата), их свойства. Линии в круге: радиус, диаметр, хорда. Обозначение: радиус (R), диаметр (D). Масштаб: 1 : 2; 1 : 5; 1 : 10; 1 : 100. Буквы латинского алфавита: А, В, С, D, Е, К, М, О, Р, S, их использование для обозначения геометрических фигур.

Виды учебной деятельности обучающихся.

Нумерация

Получать единицы, круглые десятки, сотни тысяч в пределах 1 000, складывать и вычитать круглые числа в пределах 1 000.

Получать трехзначные числа из разрядных слагаемых, располагать на разрядные слагаемые. Читать, запись под диктовку на калькуляторе, изображать на счетах.

Разряды; единицы десятки, тысячи, нумерационная таблица, сравнение соседних разрядов сравнение классов единиц.

Округлять числа до единиц, десятков, сотен, тысяч. Определять количество разрядных единиц и общего количества единиц десятков, сотен тысяч в числе. Определять числа простые и составные. Обозначать римскими цифрами числа ХШ—ХХ.

Единицы измерения и их соотношения

Знать единица измерения (мера) длины — километр (1 км). Соотношение: 1 км = 1 000 м. Единицы измерения (меры) массы — грамм (1 г); центнер (1 ц); тонна (1 т). Соотношения: 1 кг = 1 000 г; 1 ц = 100 кг; 1 т = 1 000 кг; 1 т = 10 ц.

Знать денежные купюры достоинством 10 р., 50 р., 100 р., 500 р., 1 000 р.; размен, замена нескольких купюр одной. Преобразования чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы

Арифметические действия.

Устно (легкие случаи) и письменно складывать и вычитать, умножать и делить на однозначное число и круглые десятки чисел в пределах 1000. Выполнять деление с остатком, проверку арифметических действий.

Устно и письменно складывать и вычитать числа, полученные при измерении двумя мерами стоимости, длины, массы, времени.

Дроби

Сравнивать обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями, с одинаковыми числителями. Определять правильные и неправильные дроби.

Арифметические задачи.

Решать простые арифметические задачи на нахождение части числа, на сравнение, на нахождение компонентов сложения, вычитания.

Геометрический материал

Распознавать на плоскости треугольник и их виды, прямоугольник, круг. Уметь обозначать фигуры.  Понимать масштаб: 1 : 2; 1 : 5; 1 : 10; 1 : 100.

Учебно-тематическое планирование.

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Кол-во контрольных работ

1

Сотня.

20

1

2

Геометрический материал.

4

0

3

Тысяча.

23

1

4

Геометрический материал.

15

1

5

Сложение и вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд.

13

1

6

Обыкновенные дроби.

75

3

7

Геометрический материал.        

10

1

8

Повторение.

15

1

Итого

175

9

Коррекционные возможности предмета:

         Математика в обучении детей с интеллектуальными нарушениями решает одну из важнейших специальных задач – преодоление недостатков познавательной деятельности у детей с нарушениями развития. Изучение математики направлено на формирование  мышления, развития познавательных способностей, формирование и коррекцию операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения и конкретизации; на создание условий для коррекции памяти, внимания и других психических процессов.

В процессе обучения математике развивается речь учащихся, обогащается специальными математическими терминами  и выражениями их словарь. Учащиеся учатся комментировать свою деятельность, давать полный словарный отчет о решении задачи, выполнять арифметические действия.

Целью коррекционной работы является обеспечение коррекции недостатков в физическом и психическом развитии обучающихся и оказание помощи в освоении программы.

Задачи коррекционной работы:

  • удовлетворение особых образовательных потребностей;
  • коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения;
  • развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков;
  • развитие познавательной деятельности и формирование высших психических функций;
  • формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;
  • коррекция нарушений устной и письменной речи;
  • обеспечение успеха в различных видах деятельности с целью повышения мотивации к школьному обучению.

Организации учебного процесса:

         Дети с интеллектуальными нарушениями из-за особенностей своего психофизического развития имеют особые образовательные потребности и  с трудом усваивают программу по математике. Поэтому в  овладении базовым содержанием обучения получают различные виды коррекционной помощи:

  • проходит коррекция знаний и умений учащихся;
  • увеличивается количество упражнений и заданий, связанных с практической деятельностью учащихся;
  • теоретический материал изучается в процессе решения задач и выполнения заданий наглядно-практического характера;
  • материал изучается небольшими дозами, с постепенным его усложнением, увеличивая количество тренировочных упражнений;
  • увеличивается количество упражнений на развитие внимания, памяти, восприятия, мышления,  аналитико  - синтетической деятельности;
  • смена различных видов деятельности во время урока;
  • учёт темпа деятельности учащихся;
  • оказание дозированной помощи;
  • поэтапное формирование умственных действий;
  • опережающее консультирование по трудным темам;
  • принятие ребёнка, игнорирование некоторых негативных поступков;
  • учет актуальных и потенциальных возможностей, обеспечение индивидуального темпа обучения и продвижения;
  • профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации;
  • обеспечение ребёнку успеха в доступных ему видах деятельности
  • использование опорных схем, таблиц, шаблонов, доступных инструкций, презентаций ит. д.
  • использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы;
  • поэтапное обобщение проделанной на уроке работы.
  • Использование различных дополнительных средств и приемов в процессе коррекционно-развивающего обучения (иллюстративной, символической наглядности; различных вариантов планов; вопросов педагога и т. д.) может оказать значительное влияние на повышение качества воспроизведения словесного материала.

Типы уроков: урок изучения нового материала, урок - игра, комбинированный урок, урок решения задач, обобщения и систематизации знаний, урок закрепления знаний, урок - контрольная работа.

Виды деятельности: индивидуальная работа, работа в парах.

Технологии: Личностно-ориентированная технология, игровые технологии, технология уровневой дифференциации, здоровьесберегающие технологии, ИКТ.

Тематическое планирование в 5 классе

№ п/п

урока

Содержание

Кол-во

часов

Раздел 1.

Сотня.

20

1-6

Сотня.

6

7-11

Нахождение неизвестного слагаемого.

5

12-14

Нахождение неизвестного уменьшаемого.

3

15-16

Нахождение неизвестного вычитаемого.

2

17-18

Устное сложение и вычитание чисел  с переходом через разряд.

2

19

Контрольная работа №1 «Сотня»

1

20

Работа над ошибками.

1

Раздел 2.

Геометрический материал.

4

21-22

Линия. Отрезок.  Луч.

2

23-24

Углы.

2

Раздел 3.

Тысяча.

23

25-28

Нумерация чисел в пределах 1000.

4

29-31

Округление чисел до десятков и сотен.

3

32-33

Римская нумерация.

2

34-36

Меры стоимости, длины и массы.

3

37-38

Устное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении мерами длины и стоимости.

2

39-41

Сложение и вычитание круглых сотен и десятков.

3

42-45

Сложение и вычитание без перехода через разряд.

4

46

Контрольная работа №2 «Тысяча»

1

47

Работа над ошибками.

1

Раздел 4.

Геометрический материал.

15

48-50

Периметр многоугольника.

3

51

Треугольники.

1

52-53

Различение треугольников по видам углов.

2

54-55

Различение треугольников по длинам сторон.

2

56-58

Разностное сравнение чисел.

3

59-61

Кратное сравнение чисел.

3

62

Контрольная работа №3 «Треугольники»

1

Раздел 5.

Сложение и вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд.

13

63-66

Сложение с переходом через разряд.

4

67-70

Вычитание с переходом через разряд.

4

71-74

Нахождение одной, несколько долей предмета, числа.

4

75

Контрольная работа №4 « Сложение и вычитание»

1

Раздел 6.

Обыкновенные дроби.

75

76-81

Образование дробей.

6

82-84

Сравнение дробей.

3

85-87

Правильные и неправильные дроби.

3

88-91

Умножение чисел 10, 100. Умножение и деление на 10, 100.

4

92

Контрольная работа №5 «Обыкновенные дроби»

1

93

Работа над ошибками.

1

94-101

Преобразование чисел, полученных при измерении мерами стоимости, длины, массы.

8

102-109

Замена крупных мер мелкими.

8

110-117

Замена мелких  мер крупными.

8

118

Контрольная работа №6 «Преобразование чисел»

1

119

Меры времени. Год.

1

120-124

Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число.

5

125-129

Умножение и деление двухзначных и трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд.

5

130-131

Умножение и деление двухзначных и трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд.

2

132-138

Проверка умножения и деления.

7

139-148

Умножение и деление двухзначных и трехзначных чисел на однозначное число с  переходом через разряд.

10

149

Контрольная работа №7 «Умножение и деление»

1

150

Работа над ошибками.

1

Раздел 7.

Геометрический материал.

10

151-153

Построение треугольников.

3

154-156

Круг. Окружность. Линии в круге.

3

157-159

Масштаб.

3

160

Контрольная работа №8 «Геометрический материал»

1

Повторение.

15

161-165

Все действия в пределах 1000.

5

166-168

Геометрический материал.

3

169

Прямоугольник.

1

170-171

Куб. Брус. Шар.

2

172

Итоговая контрольная работа.

1

173

Работа над ошибками.

1

174-175

Обобщение и систематизация знаний за 5 класс.

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

адаптированная рабочая программа по математике .5 класс.Для интегрированного обучения детей с ОВЗ

Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методического комплекта:Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений под редакцией коллектива авторов: Н.Я. Виленкин...

Адаптированная рабочая программа по математике для учащихся 6 класса

Адаптированная рабочая программа по математике  для учащихся   6   класса...

Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения по математике для учащегося 6 класса

Предлагаемая программа адаптирована и на работу с учащимся с задержкой психического развития, который в силу уровня познавательного развития может освоить базовый минимум содержания программного матер...

Адаптированная рабочая программа по математике 6 класс.

Индивидуальная адаптированная рабочая программа по математике для 6 класса...

адаптированная рабочая программа математика 5 кл 8 вид

Адаптированная рабочая программа "Математика" 5 кл  8 вид для детей, находящихся на индивидуальном обучении...

Рабочая программа по математике 7 класс (Адаптированная рабочая программа)

Рабочая программа по математике 7 класс (Адаптированная рабочая программа)...

Адаптированная рабочая программа. Математика,. 1 класс. 9.1

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адап...