Статья "Преподавание математики в школе: традиции и инновации".
статья по математике (5 класс)

В практической работе учителя надо учитывать различия в средствах, формирующих познавательный интерес в зависимости от категории школьников (хорошо успевающих, средних и слабоуспевающих) Труднее всего формировать интерес к предмету у слабоуспевающих учащихся. Как же привлечь внимание всех учащихся к поставленной задаче или заданию в V классе. Одним из путей может быть такой: анализируется условие задачи и коллективно начинается ход решения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Медведева Ирина Владимировна,
учитель математики,
ГБОУ СОШ № 6 Василеостровского района
Санкт-Петербурга.

Тема: Преподавание математики в школе: традиции и инновации.

В практической работе учителя надо учитывать различия в средствах, формирующих познавательный интерес в зависимости от категории школьников (хорошо успевающих, средних и слабоуспевающих) Труднее всего формировать интерес к предмету у слабоуспевающих учащихся. Как же привлечь внимание всех учащихся к поставленной задаче или заданию в V классе. Одним из путей может быть такой: анализируется условие задачи и коллективно начинается ход решения. Когда всему классу понятен ход решения, можно предложить записать решение на доске и слабоуспевающему ученику. Работа может быть построена и так: предложить кратко записать условие задачи слабоуспевающему ученику, затем организовать коллективный поиск плана решения. Опыт показывает, что это с одной стороны, способствует осознанию условия задачи слабым учеником, а с другой стороны, приобщает его к активной познавательной деятельности на уроке. Надо строить работу на уроке таким образом, чтобы дать возможность принять посильное участие в ней каждому ученику.

Часто можно наблюдать падение интереса учащихся к анализу самостоятельных и контрольных работ после оглашения учителем оценок. Чтобы вызвать интерес к анализу ошибок, всех учащихся класса может быть такая форма работы: на доске дается фрагмент работы одного из учеников, допустившего ошибку в решении. Учащимся предлагается выяснить, правильно ли выполнено решение, где допущена ошибка, как ее исправить. Далее предлагается выполнить это упражнение на доске и в тетрадях.

Учителю необходимо вести учет типичных ошибок, допущенных в контрольных и самостоятельных работах учащихся, с тем, чтобы сразу организовать работу по их устранению. При повторении данного материала, через определенный промежуток времени, необходимо предлагать аналогичные задания.

Очень часто причина плохого выполнения письменных работ контролирующего характера кроется в отсутствии у школьников умения осуществлять самоконтроль. Интерес к самоконтролю может вызвать такая форма проверки самостоятельных работ: после истечения времени, отведенного на выполнение самостоятельного задания, предложить учащимся обменяться тетрадями и проверить работу товарища. Это не только воспитывает внимание, но и вызывает познавательный интерес к содержанию учебного материала. Слабоуспевающий ученик, проверяя работу товарища видит, как надо выполнять задания данного типа.

Учащиеся подросткового возраста, а тем более слабоуспевающие из них, особенно быстро устают от длительной однообразной умственной работы. Усталость – одна из причин падения внимания и интереса к учению. Уменьшить усталость учащихся от выполнения однообразных упражнений вычислительного характера можно с помощью игровых ситуаций, разнообразных математических соревнований. Например, при закреплении материала интерес младших школьников вызывают эстафеты по командам или между мальчиками и девочками. Задания для эстафеты одной из команд могут быть такими:
404*(267+37650:50):40-10000=
Представитель от каждой команды, выполнив на доске одно действие, передает эстафету другому участнику команды. Члены команды имеют право на исправление ошибок во время эстафеты, но у доски может находиться не более одного участника от каждой команды. Можно дать и отдельные примеры. Каждый участник, приняв эстафету, может оценить правильность ответа ученика, передавшего эстафету, и только тогда отвечать на следующий вопрос.

Игра способствует не только формированию знаний и умений, быстроты и гибкости мышления, но и воспитывает чувство коллективизма. Игра заставляет всех без исключения учащихся повторять материал.

Для формирования интереса к занятиям полезно после изучения какого-либо правила предлагать учащимся привести примеры, для решения которых можно его применить. Обычно при этом сначала находятся лишь один – два ученика, желающих ответить, а затем почти все учащиеся хотят привести свой пример.

Эффективность познавательной деятельности учащихся повышается при выполнении практического задания. Этот вид работы для учащихся является творческим. В результате такой работы новые знания являются продуктом практической деятельности самих учащихся. На таких уроках, где выполняются практические задания, активность учащихся намного выше, чем на других уроках, а в результате и качество знаний выше. Причина в том, что при такой работе ученики не только воспринимают материал из уст учителя, но и сами активно участвуют в его создании и усвоении путем сочетания мыслительных операций с практическими действиями. Практические занятия развивают у учащихся творческую самостоятельность, инициативу.

Приведу пример: в V классе в I четверти, учащиеся изучают прямоугольный параллелепипед и его объем. На уроке учащиеся научились изготавливать развертку прямоугольного параллелепипеда с ребрами 3см, 5см, 7см и куба с ребром 2 см. На дом они получили практическое задание – сделать из тонкого картона или плотной бумаги модели прямоугольного параллелепипеда и куба, но взять свои размеры, отличные от тех, которые были даны на уроке. На следующий урок учащиеся принесли свои модели и уже, пользуясь своими моделями, находили объемы прямоугольного параллелепипеда и кубов: измеряли ребра, в тетрадях записывали свои данные и по формулам вычисляли объемы. Урок прошел при большой активности учащихся, тема была усвоена хорошо, что показала самостоятельная работа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

традиции и инновации в преподавании математики

Текст выступления на районном семинаре учителей математики. В статье обосновывается необходимость введения разноуровневых групп, подводятся первые итоги....

Системно - деятельностный подход на уроках истории и обществознания в школе. Презентация публичного выступления на Всероссийской научно-практической конференции "Традиции и инновации в методике обучения истории и обществознанию ( к 120-й годовщине со дня

Презентация публичного выступления на Всероссийской научно-практической конференции "Традиции и инновации в методике обучения истории и обществознанию ( к 120-й годовщине со дня рождения Н.В. Андреевс...

Проектирование и организация работы с родителями в условиях реализации ФГОС " Семья и школа: традиции и инновации в организации взаимодействия( из опыта работы учителя информатики)

Консультации и инструкции нужны не только родителям детей неблагополучных групп или групп риска. Они необходимы и благополучным семьям -- растущие потребности общества предъявляют к семье все новые тр...

СЕМИНАР на тему: «Социальная педагогика в школе: традиции и инновации»

Цель: обобщение опыта социально-педагогичеЗадачи:1. повышать социально-педагогическуюкомпетентность социальных педагогов образовательных организаций.2.оказывать консультативную помощь родителям и повы...

ПРЕПОДАВАНИЕ МУЗЫКИ В ШКОЛЕ: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ

Музыкальное образование, развивая умственные способности человека и воздействуя через эмоции на интеллект, способствует формированию духовно-нравственных ценностей, гуманистического миропонимания и ми...