Урок математики в 6 классе "Судьба человека в деталях М.В.Ломоносов - сын земли Поморской"
план-конспект урока по математике (6 класс)

Смирнова Анна Владимировна

Урок математики в 6 классе "Судьба человека в деталях М.В.Ломоносов - сын земли Поморской"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Рембуевская средняя школа»

муниципального образования «Холмогорский муниципальный район»

Урок систематизации знаний

по теме «Судьба человека в деталях: М. В. Ломоносов – сын земли Поморской»

Разработал: учитель математики Смирнова Анна Владимировна

2021

План – конспект урока:

Предмет: математика.

Класс: 6.

УМК: 1. Мерзляк А.Г. Математика: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир. – М., 2017.

Тип урока: урок систематизации знаний.

Цель урока: знакомство с биографией и научной деятельностью М. В. Ломоносова, воспитание патриотизма и гордости за свою Родину посредством систематизации знаний по теме «Рациональные числа и действия над ними».

Задачи урока: 

образовательные: обеспечение осознанного усвоения темы «Рациональные числа и действия над ними»; закрепление умения применять основные алгоритмы при работе с положительными и отрицательными рациональными числами; систематизация, обобщение знаний обучающихся при решении задач по предложенной теме.

развивающие: расширение кругозора обучающихся, повышение информационной культуры, привитие интереса к истории нашей Родины, развитие познавательной активности, положительной мотивации к предмету, развитие памяти, внимания, умения обобщать, анализировать, делать выводы, привитие потребности к самообразованию, развитие умения работать в команде.

воспитательные: воспитание чувства патриотизма, гордости, любви к родному краю, его истории, великим людям; воспитание ответственности, трудолюбия, способности к самоорганизации с целью решения учебных задач, активности и самостоятельности в выборе способа решения; воспитание уважения друг к другу, формирование подхода к математике как к интересной науке.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер.

Структура и ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Организационный этап

Добрый день, ребята! Сегодня нас ожидает необычный урок. И пусть мы будем повторять изученные ранее математические правила, но направим наше занятие на знакомство с жизнью и деятельностью великого человека.

Слушают устное сообщение учителя, настраиваются на работу.

2

Этап мотивации

Слайд 1. А. С. Пушкин говорил об этом человеке так: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия», этот великий русский ученый, наш земляк, «обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минеролог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник…»

Какому великому русскому ученому будет посвящен наш урок?  Ответить на этот вопрос нам поможет первое задание.

Слушают устное сообщение учителя, отвечают на вопросы (фронтальная работа).

3

Этап актуализации знаний

Итак, на столах у вас лежат карточки с примерами, ответы к которым необходимо расположить в порядке убывания. После выполнения задания карточки с ответами переворачиваются.

Задание 1.

1)  (СОВ)

2)  (ЛО)

3) (НО)

4)  (МО).

Слайд 2. Великим русским ученым XVIII века признан Михаил Васильевич Ломоносов. Изучению его биографии и научной деятельности мы и посвятим наше занятие.

Слайд 3. Итак, тема урока: «Судьба человека в деталях: М. В. Ломоносов – сын земли Поморской».

Решают предложенные задания для устной работы, последовательно переворачивая карточки. В итоге появляется фамилия: Ломоносов.

4

Этап применения знаний и умений в новой ситуации

Слайд 4. На Северной Двине недалеко от села Холмогоры находится множество островов. На самом большом из них – Курострове – находилось несколько небольших деревень. В одной из них, деревне Мишанинской, в семье крестьянина – помора 8 (19) ноября родился М. В. Ломоносов. Михайло рос здоровым и сильным. И вскоре отец стал брать его с собой в море. Мальчик помогал взрослым ставить и вытаскивать рыболовные сети, во время шторма вычерпывал воду со дна судна, учился разделывать и засаливать рыбу.

В каком году родился Михайло, в каком возрасте его стал отец на промысл с собой брать и как называлось отцовское судно вы узнаете, выполнив второе задание.

Задание 2.

Группа 1.

Вычислите наиболее удобным способом и узнайте, в каком году родился М. В. Ломоносов:

 

Группа 2.

Заполните цепочку вычислений и узнайте, в каком возрасте отец стал брать Михайло с собой в море:

Группа 3.

Расставьте буквы в том порядке, в котором будут поставлены знаки арифметических действий вместо знака * и узнайте название отцовского судна:

А

К

Й

Ч

+

:

-

1)  

2)  

3)  

4)  

5)  

Слайд 5.

Год рождения: 1711

Возраст мальчика: 9 лет

Название судна: «Чайка»

Слайд 6. Михайло все объяснения слушал внимательно и запоминал с первого раза. Любил задавать вопросы, да такие, на которые частенько ему никто ответить не мог. Потянулся мальчишка к грамоте. Перечитав все книги в деревне, ему удалось раздобыть лучшие по тем временам пособия (Слайд 7.): «Грамматику» М. Смотрицкого и «Арифметику» Л. Магницкого, которые он впоследствии называл «вратами своей учености». Но чем больше он узнавал, тем больше ему хотелось учиться в настоящей школе. И вот, так и не получив от отца согласие, он решается уйти из дома. На ту пору исполнилось ему…

Решив уравнение, вы узнаете возраст мальчика.

Слайд 8.

Задание 3.

Решить уравнение:

Слайд 9. В 19 лет Михайло с обозом, который вез рыбу в Москву на продажу, отправился в путь. Так началась его самостоятельная жизнь. Мальчику удалось поступить в Славяно-греко-латинскую академию. Зачислили его в 1 класс. Мальчишки смеялись и показывали на него пальцем, но Ломоносов не обращал на них внимания – он целиком погрузился в учебу.

Слайд 10. Учиться в школе было трудно. Классы сырые и холодные. За плохие отметки и плохое поведение наказывали. Каждому ученику выдавали на один день крохотное жалованье. Его размер мы узнаем, решив задачу.

Слайд 11.

Задача 4.

Цена куртки за летний период снизилась с 2400 до 2328. На сколько процентов снизилась цена?

Слайд 12. В день получал Михайло 3 копейки, или алтын. Одну денежку юноша тратил на хлеб, вторую – на квас. И всего одна денежка оставалась на все остальное – учебные принадлежности, обувь, одежду. Несмотря на все трудности Ломоносов не бросил учебу.

В физкультминутке, что мы сейчас проведем, встретятся устаревшие слова (Слайд 13.), которые можно найти в произведениях М. В. Ломоносова.

Старославянская физкультминутка.

Десницу и шульцу разведите в стороны, соедините их.

Рамена поднимите, а затем опустите.

Потрясите дланями.

Погрозите перстами.

Вытяните выю.

Главу наклоните, потом поднимите.

Прикоснитесь ладонями к ланитам.

(десница – правая рука, шульца – левая рука, рамена – плечи, длани – ладони, персты – пальцы, выя - шея, глава – голова, ланиты – щеки).

Что удивительно: пять лет Михайло учился в школе, латынь изучил, множество книг на латинском и русском языках прочел, а вопросов у него даже больше стало! И вот, в числе 12 лучших учеников юноша был отправлен проходить обучение в университете при Академии наук в Петербурге, а затем приглашен за границу (Слайд 14.), в Германию, для изучения «рудного дела». Вернулся Михайло в Россию ученым человеком (Слайд 15.). Стал работать в Академии наук – разными науками заниматься и русских студентов обучать.

Михайло Васильевич Ломоносов имел не только мудрую голову, но и искусные руки. Я попыталась большинство его открытий и изобретений собрать в одном месте и получилась довольно таки интересная выставка.

И вы сейчас познакомитесь с экспонатами этой выставки, предварительно решив несколько примеров, ответы к которым будут своеобразным ключиком к моделям.

Слушают устное сообщение учителя.

Обучающиеся разбиты на 3 группы, каждой группе предлагается задание, решение которого даст ответ на поставленный вопрос

Год рождения: 1711

Возраст мальчика: 9 лет

Название судна: «Чайка»

Слушают устное сообщение учителя.

1 ученик работает у доски, остальные оформляют решение в тетради, осуществляется самопроверка.

Ответ:19

Слушают устное сообщение учителя.

1 ученик работает у доски, остальные оформляют решение в тетради, осуществляется самопроверка.

Ответ: на 3%

Слушают устное сообщение учителя.

Под руководством учителя выполняют упражнения физкультминутки.

Слушают устное сообщение учителя.

5

Этап самостоятельной работы

Карточка с заданиями самостоятельной работы:

1)

2)

3)

4)

5)  

6)

7)

8)

9)

Ученики в парах самостоятельно решают предложенные задания.

6

Этап самоконтроля и самооценки

Слайды 16 - 25. Итак, приступаем к проверке самостоятельной работы. Предлагаю обменяться тетрадями с соседом по парте.

Осуществляется взаимопроверка полученных ответов. При необходимости проговаривается решение заданий.

7

Подведение итогов, рефлексия деятельности

Подходит к концу наш урок, подведем итоги. На ваших столах лежат карточки, на которых напечатано начало предложения. Предлагаю вам, немного подумав, выбрать подходящее начало фразы и закончить ее:

"Сегодня на уроке я понял …";

"Я похвалил бы себя…";

"Особенно мне понравилось…";

"После урока мне захотелось…";

"Я мечтаю о …";

"Сегодня мне удалось…";

"Я сумел…";

"Было интересно…";

"Было трудно…";

"Я понял, что…";

"Сегодня на уроке я узнал…";

"Теперь я могу…";

"Я почувствовал, что…";

"Я научился…";

"Меня удивило…".  

Всю свою жизнь Михаил Васильевич Ломоносов внимательно смотрел вокруг, и ему было интересно, почему происходит то, другое, третье? Сначала он находил ответы на свои вопросы в книгах или спрашивал у своих учителей. Но пришло время – и он стал отвечать на свои вопросы сам, щедро делясь знаниями с другими. Ведь настоящие ученые совершают свои открытия, чтобы подарить их людям.

Слайд 26. Спасибо за урок!

Слушают устное сообщение учителя, выполняют предложенное учителем задание (фронтальная работа).

Список используемой литературы:

1) Уроки с Ломоносовым: учебное пособие для учащихся 7-9 классов / [О. Ю. Образцова и др.]; сост. Е. Н. Старостина, О. Ю. Образцова; Поморский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. – 2-е изд. – Архангельск: Поморский университет, 2011.

2) Удивительная судьба великого русского ученого. Михаил Васильевич Ломоносов (1711 - 1765) / В. М. Роньшин: Белый город, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Ломоносов - гений земли русской"

Предоставленный материал предназначен для учащихся 7-9 классов. Презентация сопровождается текстом - кратким рассказом о жизни и творчестве великого русского ученого М.В.Ломоносова....

«Повышение мотивации на уроках математики с использованием краеведческого материала земли Вятской»

Конкурс «Мои инновации в образовании» «Повышение мотивации на уроках математики с использованием краеведческого материала земли Вятской» Номинация: Описание инновационной деятельности по актуальным пр...

Конспект урока по природоведению "Как человек изменил Землю"

Урок с использованием презентации по экологическому воспитанию дается в рамках программы по природоведению, в конце учебного года. Можно использовать и для внеклассных мероприятий по предмету....

План интегрированного урока по математике "Математика на службе человеку на необитаемом острове."

Текстовое содержание урока " Математика на службе человеку на необитаемом острове"...

Методическая разработка урока. Технологическая карта урока с УУД по теме: "Подготовка деталей кроя передника к обработке" 5 класс

Методическая разработка урока для учащихся 5 класса. Выполняя практическую работу учащиеся учатся самостоятельно подготавливать детали кроя к обработке, используя копировальные стежки....

Материал к уроку о деформации."Каждый человек на Земле оставляет следы своих рук"

Каждый человек на Земле оставляет следы своих рук, своих творений. И недаром в народе говорят, что настоящий мужчина должен посадить : дерево. Вырастить :сына. И построить дом. А настоящая женщина все...