Описание опыта профессиональной деятельности
материал по математике (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Болтовская Олеся Евгеньевна

Доклад по теме "Устный счет на уроках математики" - опыт профессиональной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Описание опыта профессиональной деятельности

«Устная работа на уроках математики как средство формирования вычислительных навыков учащихся»

«Научить математике всех детей практически невозможно,

 но научить не бояться математики, научить любить её

 - это цель, которую можно реализовать»

Актуальность темы:

Выбранная тема заинтересовала меня в связи с тем, что владение учащимися прочными вычислительными навыками продолжает оставаться серьезной педагогической проблемой в современных условиях. Фундаментом изучения математики и других дисциплин является запас тех знаний и умений, которые определяют вычислительную культуру учащихся. 

   В связи с  обязательной сдачей ОГЭ  и ЕГЭ по математике  возникает необходимость научить учащихся старших классов решать качественно задачи базового уровня. Важность формирования прочных вычислительных навыков учащихся осознают все участники процесса обучения. Отработку вычислительных навыков можно осуществлять с помощью устных упражнений.

   Математика является одной из важнейших наук на земле и именно с ней человек встречается каждый день в своей жизни. Счет в уме является самым древним и простым способом вычисления. Знание упрощенных приемов устных вычислений остается необходимым даже при полной механизации всех наиболее трудоемких вычислительных процессов. Устные вычисления дают возможность не только быстро производить расчеты в уме, но и развивают память, культуру мысли, ее четкость, ясность и быстроту, сообразительность, умение отыскивать наиболее рациональные пути для решения поставленной цели, ясное понимание связи теории с практикой, уверенность в своих силах, помогает школьникам полноценно усваивать предметы физико-математического цикла.

    Поэтому учителю математики надо обращать внимание на устный счет с того момента, когда учащиеся приходят к нему из начальной школы. Хорошо развитые у учащихся навыки устного счета – одно из условий их успешного обучения в старших классах.

   В этом учебном году я углубленно начала работу по теме «Устная работа на уроках математики как средство формирования вычислительных навыков учащихся».

   Цель данной работы: выявление значения устных упражнений как одного из наиболее эффективных средств формирования устных вычислительных навыков учащихся 5-9 классов.

Для достижения правильности и беглости устных вычислений на каждом уроке математики, я отвожу  5-10 минут для проведения упражнений в устных вычислениях.

Данный этап является неотъемлемой частью в структуре урока математики. Он  помогает учителю, во-первых, дать настрой на урок, во-вторых переключить ученика с одной деятельности на другую, в-третьих, в устный счет можно включить задания на повторение и обобщение пройденного материала, в-четвертых, он повышает интеллект учеников.

   Приобрести вычислительные навыки - значит, для каждого случая знать, какие операции и в каком порядке следует выполнять, чтобы найти результат арифметического действия, и выполнять эти операции достаточно быстро.

Устный счет способствует формированию основных математических понятий, более глубокому ознакомлению с составом чисел из слагаемых и сомножителей, лучшему усвоению законов арифметических действий и др.

Устный счет способствует математическому развитию детей. Оперируя при устных вычислениях сравнительно небольшими числами, учащиеся яснее представляют себе состав чисел, быстрее схватывают зависимость между данными и результатами действий, законы и свойства действий.

   В  моих классах  есть учащиеся, для которых достижение уровня обязательной подготовки определенной стандартом математического образования – непростая задача, во многом из-за низкого уровня вычислительной культуры школьников. Такие школьники, при отсутствии своевременной помощи учителя, обречены на неуспеваемость в обучении. Даже если они хорошо разберутся в  новой теме, то все равно при выполнении заданий будут допускать ошибки при вычислениях.

    В последнее время уровень навыков вычислений и тождественных преобразований у многих учащихся резко снизился: они плохо и нерационально считают, кроме того, при вычислениях все чаще прибегают к помощи технических средств – калькуляторов.

   В этом учебном году  я решила вплотную заняться этой темой и усилить работу  по формированию вычислительных навыков через устный счет. Я работаю в 3-х классах: 5, 8, 10. В каждом классе есть сильные и слабые учащиеся. Именно в 5-6 классах мы закладываем основы обучения математике наших воспитанников. Не научим считать в этот период – будем и сами в дальнейшем испытывать трудности, и своих учеников обречем на постоянные обидные промахи. Особенно много трудностей возникает у учащихся, не владеющих навыками устного счета. Бывает так, что часть учеников в начале 5 - го класса не знают таблицу умножения, не могут выполнить простые вычисления, имеют смутное представление о порядке выполнения действий, допускают различные ошибки в вычислениях.

   Я стараюсь сделать так, чтобы устный счет воспринимался учащимися как интересная игра. Тогда они сами внимательно следят за ответами друг друга, а учитель становится не столько контролером, сколько лидером, придумывающим все новые и новые интересные задания.

В 21 веке информационные технологии широко используются во всех сферах и отраслях, и естественно, учителя в школе так же используют передовые технологии для более успешного и качественного преподавания уроков математики. Детям очень нравятся и активизируют их деятельность во время устных упражнений такие средства, как например, презентации, слайды, задания с использованием интерактивной доски.  

   

Формы устной работы

    Устные упражнения могут быть разнообразны по форме, содержанию и степени сложности, могут носить тренировочный, контролирующий или обобщающий характер.

     Существует три формы устного счета:

беглый слуховой; такие упражнения очень полезны: они развивают слуховую память.

– зрительный; (таблицы, плакаты, записи на доске) – запись задания облегчает вычисления (не надо запоминать числа).

комбинированный.

Опишу коротко известные мне формы устной работы, которые я применяю на уроках.

Беглый счёт.

Учитель показывает карточку с заданием и тут же громко прочитывает её. Учащиеся устно выполняют действия и сообщают ответы. Карточки быстро сменяют друг друга. Последние задания предлагаются без карточек, только устно.

«Равный счет».

   Учитель на доске записывает примеры с ответом. Ученики должны придумать свои примеры с тем же ответом. Их примеры на доске не записываются. Ребята должны на слух воспринимать названные числа и определять верно ли составлен пример. (12*2=24;  24*1=24; 4*6=24)

Прием «Лови ошибку»

Найди ошибку в решении.

б) Два ученика решали уравнение 2(х+1)=18 так:

2(х+1)=18                               2(х+1)=18

2х+1=18                                 2х+2=18

2х=18-1                                  2х=18-2

2х=17                                     2х=16

х=17: 2                                    х=16: 2

х=8,5                                       х=8

Найди верное решение.

Впишите знак действия:

Найди выражения, значения которых равны:

(128+57)*36;     43*25+62*25;      (1355-955)*68;

(43+62)*25;    1355*68-955*68;     128*36+57*36.

Прием «Исключите лишнее»: м²; дм²; м; га; км²; а; см²

Прочти числа: 23 456;  3 409 809; 234 543 378 321; 23 000 675 000

Использую прием «Вопросники». Ученики дома готовят вопросы к изученной теме, затем на уроке задают их друг другу по очереди.

   Устные упражнения по геометрии в 8 и 10 классах провожу в следующей форме. Раздаю карточку с моделью геометрических фигур. Учащиеся рассказывают про ту или иную фигуру. Или на доске сделаю чертеж некоторой фигуры. Раздаю карточки с пропущенными словами в тексте. Учащиеся должны прочитать текст, вставляя те или иные пропущенные слова (это название фигуры или названия ее элементов).

   Устную работу хорошо воплощать в зримые образы. С помощью наглядности и иллюстрации проводить начало урока. По теме “Графики” и “Координаты на плоскости” я готовлю наглядности  для устного счета.

1) http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/583603/img1.gif

“Вася собрался в лес за грибами. Придумайте историю похождения Васи по графику”.

2)

 http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/583603/img2.gif

Назовите по рисунку координаты точек: K, D, P, E, F, C, B и A.

3)

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/583603/img3.gif

1) Какая фигура изображена на рисунке?

2) Назовите координаты вершин четырехугольника?

3) О – середина DC, найдите координаты O?

По теме “Площадь фигур” в 8 классе  провожу  устную работу  “Задачи в рисунках”:

img5.gif (4931 bytes)

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/583603/img6.gif

Найдите: S заштрихованной фигуры, если S круга равна ….

   В 5-6 классах внимание у детей неустойчивое. Возникает необходимость на уроке переключится с одного вида деятельности на другой. В этом случае выручает математическая эстафета. Лучший результат в конце урока.

   На доске 3 столбика: несложных примеров.

img7.gif (4190 bytes)

   Класс делится на три команды по рядам. Ученики из своей команды выбегают к доске, записывают ответы в примерах (они могут выбирать любой пример своего столбца). Если все команды уже справились с примерами, заканчиваем игру, проверяем ответы цветным мелом, исправляя ошибки, там, где лучше результат, та команда выиграла, можно выставить оценки.

   Эстафета организует внимание учащихся, воспитывает товарищество, а также дает возможность мне увидеть, как понят изученный материал. Чтобы правильно построить свою работу на следующем уроке.

   Для устного счета хороши упражнения, составленные в виде схем, кроссвордов, таблиц, ребусов и т.д.

 img8.gif (4485 bytes)

   Задание – “Сорви лепесток”.

   В круге подряд расположены числа, из которых два являются делителями третьего. Найдите делители и кратные:

 http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/583603/img9.gif

   Мягкая посадка. Проводится в начале урока. Весь класс стоит, на карточках записаны примеры, кто отвечает правильно, тот присаживается. Задача каждого ученика решить правильно и быстро пример, чтобы сеть. Этот прием я так же использую для повторения таблицы умножения.

Так же в своей работе использую различные  тренажеры.

   Результативность

Достижение оптимальных результатов невозможно без диагностики. Она позволяет накапливать статистические данные, контролировать их, выявлять динамику.

В пятом и восьмом классах было проведено анкетирование.

   Анкета: Важность устного счета

   Полученные результаты по анкете:

1. Где, по Вашему мнению, необходим устный счет:

а) при расчете в магазине - 1

б) при решении задач на уроках математики - 1

в) на производстве при проведении различных расчетов;

г) дома при проведении различных расчетов (например, при расчете количества обоев для наклеивания, строительстве дачи и т.п.);

д) свой ответ – 7 (везде)

2. Знаете ли Вы какие-либо приемы быстрого счета:

а) не знаю;

б) знаю некоторые - все

в) свой ответ

3. Если Вы знаете приемы устного счета, то какие конкретно (круговые примеры, игра «Верно неверно», карточки)

4. На каких уроках, по Вашему мнению, нужны приемы быстрого счета:

а) на уроках математики - 7;

б) на уроках физики -5;

в) на уроках химии -2;

г) на уроках биологии -1;

д) на уроках трудового обучения -2;

е) свой ответ -0

5. Хотели бы Вы научиться приемам быстрого счета:

а) да - 8;

б) скорее да, чем нет -1

в) скорее нет, чем да - 0;

г) нет - 0;

д) свой ответ - 0

Итоги: Устный счет необходимо применять на уроках.

Срез 5 класс

Цель: Проверить уровень устного счета

1 Подчеркни трехзначные числа числа: 1, 10, 2, 5, 100, 20, 11, 201

2 Обведи кружком число, которое состоит из 1 десятка и 3 единиц: 3, 13, 23, 4

3 Подчеркни число, следующее за числом 15:   13, 16, 14, 17

4 Подчеркни число, которое стоит перед числом 19:   20, 17, 18, 16

5 Зачеркни неправильные ответы: 30+12=                   28, 42, 52, 32

6 Зачеркни неправильные ответы: 58-18=                   50, 48, 76, 40

7 Число 18 уменьшим на 1. подчеркни разность: 17, 18, 16, 15

8 Обведи число, которое в 3 раза больше числа 13:  16; 10; 39; 36

9 Какое число надо подставить в окошечко? Подчеркни его:12*    +6=30

3, 4, 2, 8, 12

10 Подчеркни примеры с ответом 48: 30+18; 8+30; 8•6; 6•7

11 Зачеркни примеры ответ которых не 92:   100-8; 70+12; 92•1; 46•2

12 Зачеркни знак, который поставлен не правильно:19см>16, 10см>1дм, 2см<2дм, 1дм<13см

13 15 см перевели в дециметры и сантиметры. Подчеркни правильный ответ: 1см 5дм, 1дм 5см, 15дм

   Ошибки, допущенные учениками:

1.Неумение понимать задание

2. Нестандартно, поставленный вопрос вводит детей в заблуждение при обычном задании.

Егэ базовый уровень

 

Заключение

      Используя различные приемы устной работы на своих уроках, помогаю ученикам активно действовать с учебным материалом, пробуждаю у них стремление совершенствовать способы вычислений и решения задач, менее рациональные заменять более совершенными. А это –важнейшее условие сознательного усвоения материала и одна из главных задач Федерального образовательного стандарта нового поколения.

Устные упражнения играют немаловажную роль в повышении вычислительных навыков учащихся и эффективности урока. Здесь имеет значение, какие упражнения подбираются для каждого ученика, в какой момент они предлагаются. Устная работа должна проводиться в быстром темпе, если речь идет об отработке навыков, но если она используется с целью закрепления только что изученного материала, то нецелесообразно торопить учащихся.

     Устные упражнения помогают учителю добиться оптимального решения педагогических задач на всех этапах обучения.

       Работая над этой темой, приходишь к выводу, что формирование устных вычислительных навыков у учащихся в процессе изучения ими математики – это длительный процесс, и является одной из актуальных задач, стоящих перед преподавателем математики в современной школе.

        Считаю, что  систематичная тренировка в устных вычислениях поможет прочным формированиям вычислительных навыков учащихся, что в свою очередь поможет сдаче ОГЭ и ЕГЭ.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Описание опыта профессиональной деятельности по теме: «Устная работа на уроках математики как средство формирования вычислительных навыков учащихся» Учитель математики МБОУ « Мультинская СОШ имени Железнова П.В.» Болтовская О.Е.

Слайд 2

Актуальность темы: Владение учащимися прочными вычислительными навыками продолжает оставаться серьезной педагогической проблемой в современных условиях. Фундаментом изучения математики и других дисциплин является запас тех знаний и умений, которые определяют вычислительную культуру учащихся. Цель данной работы: выявление значения устных упражнений как одного из наиболее эффективных средств формирования устных вычислительных навыков учащихся 5-9 классов.

Слайд 3

Беглый счёт. Учитель показывает карточку с заданием и тут же громко прочитывает её. Учащиеся устно выполняют действия и сообщают ответы. Карточки быстро сменяют друг друга. Последние задания предлагаются без карточек, только устно. « Равный счет». Учитель на доске записывает пример с ответом. Ученики должны придумать свои примеры с тем же ответом. Их примеры на доске не записываются. Ребята должны на слух воспринимать названные числа и определять верно ли составлен пример.

Слайд 4

Прием «Лови ошибку» Найди ошибку в решении. б) Два ученика решали уравнение 2(х+1)=18 так: 2(х+1)=18 2(х+1)=18 2х+1=18 2х+2=18 2х=18-1 2х=18-2 2х=17 2х=16 х=17: 2 х=16: 2 х=8,5 х=8 Найди верное решение.

Слайд 5

Впишите знак действия: 7,5 _ 1000 = 7500 44,55 _ 0,1 = 4,455 0,37 _ 10 = 3,7 3,78 _ 0,01 = 0,0378 8,8 _ 10 = 88 3,3 _ 100 = 0,033 10,5 _ 10 = 1,05 0,36 _ 100 = 36

Слайд 6

Найди выражения, значения которых равны: (128+57)*36; 43*25+62*25; (1355-955)*68; (43+62)*25; 1355*68-955*68; 128*36+57*36.

Слайд 7

Заполни таблицу делимое 81 120 7 64 делитель 9 20 7 частное 7 10 16

Слайд 8

Реши уравнение Х:7=11 100:х=20 45:х=9 37:х=37 Х:15=1 Х:5+12=32 2*х+10=32 13-х:4=9 31-25:х=6

Слайд 9

Назови координаты точек M D L

Слайд 11

Карточки с моделью геометрических фигур

Слайд 12

“Вася собрался в лес за грибами. Придумайте историю похождения Васи по графику”.

Слайд 13

Назовите по рисунку координаты точек: K, D, P, E, F, C, B и A.

Слайд 15

В круге подряд расположены числа, из которых два являются делителями третьего. Найдите делители и кратные:

Слайд 16

«Вопросники»

Слайд 17

Полученные результаты по анкете: 1. Где, по Вашему мнению, необходим устный счет: а) при расчете в магазине - 1 б) при решении задач на уроках математики - 1 в) на производстве при проведении различных расчетов; г) дома при проведении различных расчетов (например, при расчете количества обоев для наклеивания, строительстве дачи и т.п.); д ) свой ответ – 7 (везде) 2 . Знаете ли Вы какие-либо приемы быстрого счета: а) не знаю; б) знаю некоторые - все в) свой ответ 3 . Если Вы знаете приемы устного счета, то какие конкретно (круговые примеры, игра «Верно неверно», карточки) 4. На каких уроках, по Вашему мнению, нужны приемы быстрого счета: а) на уроках математики - 7; б) на уроках физики -5; в) на уроках химии -2; г) на уроках биологии -1; д ) на уроках трудового обучения -2; е) свой ответ -0 5. Хотели бы Вы научиться приемам быстрого счета: а) да - 8; б) скорее да, чем нет -1 в) скорее нет, чем да - 0; г) нет - 0; д ) свой ответ - 0

Слайд 18

Срез 5 кл 1 Подчеркни трехзначные числа числа : 1, 10, 2, 5, 100, 20, 11, 201 2 Обведи кружком число, которое состоит из 1 десятка и 3 единиц: 3, 13, 23, 4 3 Подчеркни число, следующее за числом 15: 13, 16, 14, 17 4 Подчеркни число, которое стоит перед числом 19: 20, 17, 18, 16 5 Зачеркни неправильные ответы: 30+12= 28, 42, 52, 32 6 Зачеркни неправильные ответы: 58-18= 50, 48, 76, 40 7 Число 18 уменьшим на 1. подчеркни разность: 17, 18, 16, 15 8 Обведи число, которое в 3 раза больше числа 13: 16; 10; 39; 36 9 Какое число надо подставить в окошечко? Подчеркни его:12* +6=30 3, 4, 2, 8, 12 10 Подчеркни примеры с ответом 48: 30+18; 8+30; 8•6; 6•7 11 Зачеркни примеры ответ которых не 92: 100-8; 70+12; 92•1; 46•2 12 Зачеркни знак, который поставлен не правильно:19см>16, 10см>1дм, 2см<2дм, 1дм<13см 13 15 см перевели в дециметры и сантиметры. Подчеркни правильный ответ: 1см 5дм, 1дм 5см, 15дм

Слайд 20

ЕГЭ базовый уровень


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта педагогической деятельности

Методическая разработка  «Формирование лексических навыков в разноуровневых группах на среднем этапе обучения»...

описание результатов профессиональной деятельности на высшую категорию

Описание результатов профессиональной деятельности педагога ДОД на высшую категорию...

Описание результатов профессиональной деятельности учителя географии

Материал будет полезен для аттестации учителя географии и биологии ...

Описание опыта педагогической деятельности

laquo;Применение информационно-компьютерных технологий на II ступени общего среднего образованиядля  повышения качества образованияучащихся по биологии»...

«Исследовательская деятельность на уроках русского языка как средство творческого развития учащихся 5-6 классов» Описание опыта педагогической деятельности

Хочу поделиться опытом организации исследовательской деятельности на уроках русского языка в 5-6 классах....

Приказ прохождении производственной практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности 2022-2023

О прохождении производственнойпрактики по получениюпрофессиональных умений иопыта профессиональной деятельности(в том числе педагогической практики)(стационарной) студентами институтагуманитарного обр...