Технологическая карта урока математики в 5-м классе
план-конспект урока по математике (5 класс)

Андрушкевич Наталия Ивановна

Технологическая карта урока математики в 5-м классе по теме "Проценты"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_protsenty.docx48.19 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока математики в 5-м классе

Учитель: Андрушкевич Н.И.

Предмет: математика

Класс: 5класс

Тип урока:  Урок открытия новых знаний

Технология построения урока: технология критического мышления

Тема: Проценты

Цель: Углубить знания учащихся о процентах

Задачи:

Образовательные: 

  • научить давать определение процента;
  • обозначать, читать и находить процент чисел и величин;
  • переводить процент в десятичную дробь и обратно.

Развивающие:

  • развивать умение работать с электронными образовательными ресурсами, анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся;
  • развитие монологической речи учащихся, поддержание интереса к уроку математика через межпредметные связи, развитие логического мышления.

Воспитательные:

  • развивать речевую культуру; развивать навыки  самостоятельной работы при выполнении различных заданий на уроке, повышать ответственность  не только за собственные знания, но и за успехи

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Самоопределение к деятельности (орг.момент)

1-2 мин

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- определять степень успешности выполнения работы

Познавательные УУД:

- формирование и развитие по средствам математических знаний познавательных интересов,  интеллектуальных и творческих результатов;

- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

 Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

- публично защищать свою позицию

ЛичностныеУУД:

- осознание ценности математических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

Предметные результаты:

- систематизация знаний о процентах.

Эмоциональный настрой на урок:

Дети, вам тепло? (Да!)

В классе светло? (Да!)

Прозвенел уже звонок? (Да!)

Уже закончился урок? (Нет!)

Только начался урок? (Да!)

Хотите учиться? (Да!)

Значит можно всем садиться!

Приветствует учащихся и гостей, проверяет готовность класса к уроку, организует внимание, проводит инструктаж по работе с маршрутным листом. Предлагает начать путешествие в страну знаний.

На слайде показывает картинки по теме «Распродажа», «Проценты». Задает вопрос: «Ребята, а знаете ли вы, что обозначает этот символ %»? А для чего он нужен? А всегда ли мы можем его посчитать? А хотим научиться?

Отвечают на вопросы.

Знакомятся с маршрутным листом, уточняют критерии оценки.

Отвечают на вопросы, рассуждают, вспоминают, где в жизни встречались с понятием процента, приводят примеры.

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

8-11 мин

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- определять степень успешности выполнения работы

Познавательные УУД:

- формирование и развитие по средствам математических знаний познавательных интересов,  интеллектуальных и творческих результатов;

- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

 

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

- публично защищать свою позицию

ЛичностныеУУД:

- осознание ценности математических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

Предметные результаты:

- актуализация и систематизация знаний о процентах и способах их нахождения.

устный счет.      

Как называется 1/100 часть рубля?    

А 1/100 часть метра?

А 1/100 часть центнера?

А 1/100 часть га?

Решим задачи.

1) Мама дала Пете 100 рублей для оплаты счета сотового телефона, сказав, что 10% от суммы он может забрать себе. Сколько рублей Петя может забрать себе?

2) На ценнике куртки в магазине указана стоимость со скидкой 2500 руб и висит красный ценник со скидкой 30%. Укажите первоначальную стоимость куртки.

Сможем ли мы теперь ответить на вопрос сразу?

                                 

Отвечают на вопросы, разделившись на 2 группы.  Работа в группах.

Предполагают, что эта сумма равна 10 руб.

Фиксируют затруднение с ответом.

  1. Постановка учебной задачи

4-6 мин

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- определять степень успешности выполнения работы

Познавательные УУД:

- формирование и развитие по средствам математических знаний познавательных интересов,  интеллектуальных и творческих результатов;

- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

 

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

- публично защищать свою позицию

ЛичностныеУУД:

- осознание ценности математических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

Предметные результаты:

- актуализация и систематизация знаний о процентах и способах их нахождения.

Действительно, в нашей жизни человек очень часто сталкивается с понятием проценты

 (и в магазине, и в банке, и в аптеке, и в газета, и в журналах, и по телевизору, и в школе.)

А где вы встречали символ %?

Как вы считаете, какая будет тема урока, и что мы будем делать на уроке?

Учащиеся дают свои ответы на вопрос. Примеры (скидки, банки, кредиты…)

Ставят цели урока и уточняют формулировку темы урока.

  1. Построение проекта выхода из затруднений («открытие» детьми нового знания)

4-6 мин

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

-самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале,

- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

  • осуществлять самоконтроль;

Познавательные УУД:

–анализ объектов с целью выделения признаков,

- определение основной и второстепенной информации

- проводить синтез (восстановление целого из частей)

- анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной   задачей.

Коммуникативные УУД:

- учет разных мнений,

- планирование работы учебного сотрудничества,

  • управление поведение партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

ЛичностныеУУД:

- учебно-познавательный интерес,

- самоопределение, самосознание.

Предметные результаты:

- знание  о процентах, способов их подсчета, перевод десятичной дроби в проценты и обратно процентов в десятичную дробь;

 - умение работать с электронными образовательными ресурсами, анализировать, делать выводы;

- развивать речевую культуру, формировать экологическое сознание.

Что же такое процент?

½  - половина, ¼     - четверть,

1/3 – треть,                                    1/100    -  ? (процент)  ОТКРЫТИЕ!

Определение: сотая часть числа называется процентом.

Какого числа? Любого, любой величины.

Запишем в тетрадь          1% = 1/100 или  1% - 0,01  

1% = 1/100   = 0,01

Откуда появилось это слово, и что оно означает? (Слайд)

В начале урока мы не зря вспоминали сотые части числа. Например:

1 коп- 1/ 100 часть рубля

1см  - 1/100 часть метра

1кг  - 1/100 часть центнера (Слайд) и т.д.

1ар - ? га

 Люди давно заметили, что сотые доли величин удобны в практической деятельности. Поэтому для них было придумано специальное название – процент. (от латинского на сто). (Слайд)

Значит, 1 % это одна сотая доля. Процент записывается так: 1%, 5%.20%. 36%.

Предлагает обратиться к маршрутному листу и выполнить 1 задание теста.

Итак, мы научились записывать проценты?

Вспоминают название дробей ½, 1/3, ¼.

Высказывают гипотезу о том, что 1/100 – это процент.

Записывают в тетрадь равенства для дальнейшего запоминания и применения при решении задач.

Закрепляют знания о сотых частях.

Работают с учебником. Читают определение %.

Записывают равенства.

Выполняют задание № 1 из теста. Выполняют самопроверку, самооценку.

Устанавливают, что учебная задача решена.

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

4-5 мин

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности,

- выстраивание логической цепочки рассуждения;

  • рефлексия способов и условий действий.

Коммуникативные УУД:

  • уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

ЛичностныеУУД:

 - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Предметные результаты:

- объяснять значение понятия «проценты», приводить примеры, уметь переходить от процентов к десятичным дробям и от дробей к процентам.

1) Зная, что 1%=1/100=0,01 можно любое количество % записать в виде дроби

(какой? обыкновенной или десятичной? Любой)

Примеры: 1%=1/100=0,01          

                    2%=2/100=0,02

                    5% =0,05 , 23% =0,23, 130% =1,3

ОТДОХНИ (физкультминутка)

Чтоб глаза твои зоркие были,

Чтоб в очках тебе не ходить,

Эти лёгкие движенья

Предлагаю повторить.

Вдаль посмотри и под ноги,

Вправо, влево побыстрей.

Удивимся, что такое?

И закроем их скорей.

А теперь по кругу быстро,

Словно стрелочка часов,

Проведём глазами дружно,

Ну, а дальше будь здоров!

2) Предлагает посмотреть решение задачи (слайд) – закрасить нужное количество процентов в квадрате 10х10 клеток. Задача. Врачи рекомендуют дневную норму питания распределить на 4 приема: утренний завтрак - 25%, второй завтрак - 15%, обед - 45% и ужин - 15%.

     Закрасьте часть, которую выделяют на  утренний завтрак, красным цветом, на второй завтрак- синим, на обед – зеленым и на ужин- желтым.

                     

Предлагает продолжить работу с МЛ. В квадрате со стороной 10х10 клеток закрасить определенное количество процентов: 1%, 25%,  10%, 50%...

3) Предлагает выполнить задание №2 и 3 из теста.

  1. Предлагает заполнить таблицу:

Сотая часть числа       1%

Десятая часть числа

Пятая часть числа

Четвертая часть числа

Половина

Три четверти числа

Предлагает решить задачи устно. (Слайд).

1. В библиотеке 80% книг на русском языке, а остальные на английском. Сколько процентов всех книг в библиотеке составляют книги на английском языке?

2. В классе 35% учеников - мальчики. Сколько процентов учеников этого класса - девочки?

3. В бассейне купаются мужчины, женщины и дети.  Дети составляют 85% всех купающихся, женщины всего лишь 5%. Сколько процентов всех купающихся составляют мужчины?

4. Поле засеяно рожью, овсом, пшеницей и кукурузой.  Рожь занимает 12% поля, овёс - 8%, пшеница - 64%, а остальную часть занимает кукуруза. Сколько процентов поля занимает кукуруза?

Предлагает перейти к выполнению задания №4 в тесте.

Записывают  равенства.

Осуществляют процедуру само- и взаимооценки собственной учебной деятельности и своих товарищей на уроке по алгоритму.

Решают в паре, взаимопроверка.

Закрашивают нужное количество клеток (23%, 57%, 91% квадрата). Записывают в МЛ вывод.

Выполняют задание №2 и 3, выполняют самооценку.

Заполняют таблицу в карте, работают в паре, работают в паре, выполняют самопроверку.

Проверяют правильность заполнения по образцу на слайде.

Работают в группах, рассуждают, анализируют. Отвечают на вопросы.

Группа получает жетон за правильный ответ.

Выполняют задание № 4, выполняют самооценку.

Выполняют правильность выполнения работы (задания 1-3), если все задания выполнены правильно, переходят к выполнению 5 задания на оценку «5». В случае обнаружения ошибок, выполняют 2 комплект заданий по образцу.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

3-5 мин

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности,

- выстраивание логической цепочки рассуждения;

  • рефлексия способов и условий действий.

Коммуникативные УУД:

  • уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

ЛичностныеУУД:

 - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Предметные результаты:

- объяснять значение понятия «проценты», приводить примеры, уметь переходить от процентов к десятичным дробям и от дробей к процентам.

Предлагает выполнить задание следующего уровня сложности (задания №5)

Проверьте свои знания по образцу. Оцените свой ответ.

5 правильных ответов – оценка «5»

4  правильных ответа – оценка «4»

3 правильных ответа – оценка «3»

Меньше 3 правильных ответа – вам следует вернуться еще раз к изучаемой теме.

Итоговая оценка:

Выполняют задания № 5 в МЛ.

Выполняют тест.

Проверяют правильность выполнения по образцу. Выполняют взаимопроверку. Оценивают свой ответ, учитывая критерии выставления оценки за тест.

  1. Включение в систему знаний и повторение

5-8 мин

        Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности,

- выстраивание логической цепочки рассуждения;

  • рефлексия способов и условий действий.

Коммуникативные УУД:

  • уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

ЛичностныеУУД:

 - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Предметные результаты:

- объяснять значение понятия «проценты», приводить примеры, уметь переходить от процентов к десятичным дробям и от дробей к процентам.

№1564 (учебник Н.Я.Виленкин)

Заполнить таблицу (самостоятельно с последующей проверкой)

5) Работа по таблице. После выполнения и взаимопроверки предлагает обратиться к слайду с ответами.

Предлагает вернуться к названию темы урока и ответить на вопрос, что же такое проценты, умеем ли теперь записывать и находить проценты.

Заполняют таблицу, работают в паре. Выполняют само- и взаимопроверку с последующей общей проверкой.

Отвечают на вопросы. Устанавливают, что проблема решена.

  1. Рефлексия деятельности (итог урока)

2-3 мин

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности,

- выстраивание логической цепочки рассуждения;

  • рефлексия способов и условий действий.

Коммуникативные УУД:

  • уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

ЛичностныеУУД:

 - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Предметные результаты:

- объяснять значение понятия «проценты», приводить примеры, уметь переходить от процентов к десятичным дробям и от дробей к процентам.

Организует рефлексию.

  1.  Организует процедуру само- и взаимооценки учебной деятельности на уроке по алгоритму (презентация к уроку).

2.Итог урока.

Дает домашнее задание, проводит инструктаж по его выполнению.

 

А закончить сегодняшний урок мне хотелось бы следующей фразой: «Гений - это 1% таланта и 99% труда» (Томас Эдисон).

Ребята, как вы понимаете смысл этого высказывания?

Молодцы, ребята! Спасибо за урок!

Оставляют на краю стола листочки с надписью 25%, 50%, 75%, 100% в зависимости от того, на сколько, по их мнению, они усвоили тему урока «Проценты».

Рефлексия деятельности на уроке:

Заполняют бланк оценочного листа:

  1. Сегодня на уроке я узнал….
  2. Сегодня на уроке я научился…..
  3. После урока мне захотелось……
  4. Сегодня на уроке я похвалил бы себя за……..

Домашнее задание.

Повторить материал темы «Проценты»

На «3» п.40, №№1598, 1599.

На «4» п.40, №№1598, 1599, 1601.

На «5»

Творческое задание: сочинить сказку, придумать задачу, нарисовать плакат или рисунок по теме сегодняшнего урока «Проценты» п.40, №№1598, 1599, 1601.

Предполагают, что для достижения хороших результатов, надо много трудиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики (ФГОС) в 5 классе по теме «Решение задач с помощью уравнения»

В материале представлена технологическая карта урока в 5 классе по теме "Решение задач с помощью уравнений". Конспект составлен с учетом требований ФГОС ООО....

Технологическая карта урока математики в 5-ом классе по теме "Доли.Обыкновенные дроби"

Урок закрепления понятия «дробь» для совершенствования навыков определять часть фигуры, и создания фигуры по ее части....

"Технологическая карта урока математики (алгебра) в 10 классе по теме "Арксинус"

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его ц...

Технологическая карта урока математики в 7-м классе. Тема: "Умножение одночлена на многочлен"

Технологическая карта урока математики в 7-м классе. Тема: "Умножение одночлена на многочлен"...

технологическая карта урока математики в 5 коррекционном классе по теме "Задачи на движение"

Дана технологическая карта урока в классе коррекции (зпр,7 вид) и   ресурсы  к уроку...

Технологическая карта урока математики в 5-м классе по теме "Сложение и вычитание смешанных чисел"

Заключительный урок по теме "Смешанные числа. Сложение и вычитание смешанных чисел". После этого урока следует контрольная работа...